Статья "Технология групповой работы на уроке в начальной школе"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В статье представлены характеристика, принципы, этапы и эффективность групповой работы на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovaya_deyatelnost_statya.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология групповой работы на уроке в начальной школе».
ФГОС ставит главной задачей развитие личности ученика, поэтому современная педагогическая наука предлагает инновационные технологии. Одна из них – групповые технологии. Групповая технология обучения - это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе. Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества – как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества и учитель и ученик являются субъектами учебного процесса. Причем для младших школьников функция субъектов учебной деятельности пока ещё сложна, но вполне доступна роль коллективного субъекта, где группа учащихся совместно, в сотрудничестве друг с другом решает учебную задачу, при этом реализуются принципы соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.
Специфика (характеристика) технологии.
Позволяет реализовать основные условия коллективности:
- осознание общей цели;
- целесообразное распределение обязанностей;
- взаимную зависимость и контроль.
Принципы групповой работы:
- Совместное обсуждение деятельности.
-Самостоятельное распределение ролей.
-Выполнение и приведение к общему результату, который надо представить.
Главное: результат зависит от вклада каждого в общее дело.
Использование на уроках групповой работы несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности.
Эффективность групповой работы:
- Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся.
- Меняется характер взаимоотношений между детьми.
- Дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя.
- Растёт самокритичность, дети более точно оценивают себя и партнёров.
-Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе.
До урока учитель должен сделать планирование организации групповой работы.
- Состав групп
- Продолжительность групповой работы
Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах, не более 20-30 минут в 3-4 классах.
- Возможные варианты решения
- Способы фиксации результата совместной работы
Подготовка к выполнению группового задания.
- Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
- Инструктаж о последовательности работы.
- Раздача дидактического материала по группам.
Групповая работа.
- Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
- Распределение заданий внутри группы.
- Индивидуальное выполнение задания.
- Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
- Обсуждение общего задания группы.
- Подведение итогов группового задания.
Обсуждают в группе и договариваются, кто отвечает.
Заключительная часть.
- Сообщение о результатах работы в группе.
- Анализ познавательной задачи, рефлексия.
- Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. (В 1 - 2 классах с помощью учителя, затем - самостоятельно)
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует дискуссии, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным ученикам или группе.
При реализации групповой работы, каждый ученик получает:
- Эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;
- Возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;
- Опыт выполнения тех рефлексивных функций, которые составляют основу умения учиться: цель-планирование-рефлексия.
- Формируются все группы УУД – личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми.
Чего не стоит делать при организации групповой работы.
- Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать.
- Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями.
- Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
- Нельзя уделять всё своё внимание одной группе, забывая об остальных.
- В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов.
- Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения.
Использованные источники
1. Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999.
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 томах. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006
4.«Современные педагогические технологии на современном уроке» [Текст]: составители: И.И. Полтава, Г. И. Козлова – Златоуст: Изд-во ММЦ № 74205, 2009
5. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая работа на уроках в начальной школе.
С 1 класса я начала вводить на уроках групповую работу . Эта работа сближает учащихся, помогает детям работать как команда .Чаще применяю эту работу на уроках чтения, окружающем мире,технологии, ...
Групповая работа на уроках в начальной школе
Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся, поэтому важным условием является формирование коммуникативных умений. Одной из актуальных форм развития коммуникативных ...
Формы организации групповой работы на уроках в начальной школе
Формы организации групповой работы на уроках в начальной школе...
Парная и групповая работа на уроках в начальной школе.
Организация учебного сотрудничества младших школьников. Развитие коммуникативной компетенции....
Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами групповой работы на уроках в начальной школе.
Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами групповой работы на уроках в начальной школе....
Как организовать групповую работу на уроке в начальной школе
На современном этапе образования на первый план всё более выходят общеучебные умения и навыки. Для первоклассников это в первую очередь умение общаться, умение оценивать свои действия и действия своег...
Организация групповой работы на уроках в начальной школе
Статья содержит рекомендации по организации групповой работы на уроках в начальной школе...