Статья "Технология групповой работы на уроке в начальной школе"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Пикалова Ирина Владимировна

В статье представлены характеристика, принципы, этапы и эффективность групповой работы на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_deyatelnost_statya.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

 «Технология групповой работы на уроке в начальной школе».

  ФГОС ставит главной задачей развитие личности ученика, поэтому современная педагогическая наука предлагает инновационные технологии. Одна из них – групповые технологии. Групповая технология обучения - это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе. Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества – как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества и учитель и ученик являются субъектами учебного процесса. Причем для младших школьников функция субъектов учебной деятельности пока ещё сложна, но вполне доступна роль коллективного субъекта, где группа учащихся совместно, в сотрудничестве друг с другом решает учебную задачу, при этом реализуются принципы соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.

 Специфика (характеристика) технологии.

Позволяет реализовать основные условия коллективности:

- осознание общей цели;

- целесообразное распределение обязанностей;

- взаимную зависимость и контроль.

Принципы групповой работы:

- Совместное обсуждение деятельности.

-Самостоятельное распределение ролей.

-Выполнение и приведение к общему результату, который надо представить.

Главное: результат зависит от вклада каждого в общее дело.

 Использование на уроках групповой работы несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности.

Эффективность групповой работы:

- Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся.

- Меняется характер взаимоотношений между детьми.

- Дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя.

- Растёт самокритичность, дети более точно оценивают себя и партнёров.

-Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе.

До урока учитель должен сделать планирование организации групповой работы.

  • Состав групп
  • Продолжительность групповой работы

Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах, не более 20-30 минут в 3-4 классах.

  • Возможные варианты решения
  • Способы фиксации результата совместной работы

Подготовка к выполнению группового задания.

  • Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
  • Инструктаж о последовательности работы.
  • Раздача дидактического материала по группам.

 Групповая работа.

  • Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
  • Распределение заданий внутри группы.
  • Индивидуальное выполнение задания.
  • Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
  • Обсуждение общего задания группы.
  • Подведение итогов группового задания.

Обсуждают в группе и договариваются, кто отвечает.

Заключительная часть.

  • Сообщение о результатах работы в группе.
  • Анализ познавательной задачи, рефлексия.
  • Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. (В 1 - 2 классах с помощью учителя, затем - самостоятельно)

 Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует дискуссии, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным ученикам или группе.

 

При реализации групповой работы, каждый ученик получает:

  •   Эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;
  • Возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;
  • Опыт выполнения тех рефлексивных функций, которые составляют основу умения учиться: цель-планирование-рефлексия.
  • Формируются все группы УУД – личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

 Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми.

Чего не стоит делать при организации групповой работы.

  • Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать.
  • Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями.
  • Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
  • Нельзя уделять всё своё внимание одной группе, забывая об остальных.
  • В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов.
  • Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения.

Использованные источники

1.  Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999.

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 томах. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006

4.«Современные педагогические технологии на современном уроке» [Текст]: составители: И.И. Полтава, Г. И. Козлова – Златоуст: Изд-во ММЦ № 74205, 2009

5.  Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа на уроках в начальной школе.

С 1 класса я начала вводить на уроках групповую работу . Эта работа сближает учащихся, помогает детям работать как команда .Чаще применяю эту работу на уроках чтения, окружающем мире,технологии, ...

Групповая работа на уроках в начальной школе

Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся, поэтому важным условием является формирование коммуникативных умений. Одной из актуальных форм развития коммуникативных ...

Формы организации групповой работы на уроках в начальной школе

Формы организации групповой работы на уроках в начальной школе...

Парная и групповая работа на уроках в начальной школе.

Организация учебного сотрудничества младших школьников. Развитие коммуникативной компетенции....

Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами групповой работы на уроках в начальной школе.

Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами  групповой работы на уроках в начальной школе....

Как организовать групповую работу на уроке в начальной школе

На современном этапе образования на первый план всё более выходят общеучебные умения и навыки. Для первоклассников это в первую очередь умение общаться, умение оценивать свои действия и действия своег...

Организация групповой работы на уроках в начальной школе

Статья содержит рекомендации по организации групповой работы на уроках в начальной школе...