Автоматизация звуков С - Сь в слогах, словах. предложениях
методическая разработка (1 класс) на тему
В основу обучения на уроке было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системой языка придавался осознанный характер.
Сознательный звуковой анализ, понимание конкретно-лексического значения слова - с одной стороны, умение вслушиваться в звучание слов, внимание к изменениям отдельных его элементов с другой стороны -позволяет качественно подготовить детей к усвоению грамоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_avtomatizatsiya_zvuka_c_v_slogah_slovah_predlozheniyah_2015.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РО школа – интернат V вида г. Зернограда
Автоматизация звука « С» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
(урок произношения)
1«В» класс
Учитель – логопед Кандыбенко Л.Ф.
г. Зерноград
2015г.
Тема урокаАвтоматизация звука[C]в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
(Формирование универсальных учебных действий на уроке произношения )
Цели по формированию УУД на логопедическом занятии:
Для формирования личностных учебных действий:
-положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
-фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;
-с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;
-ориентироваться на понимание причин своих успехов и неудач;
-самостоятельно оценивать собственную деятельность
для регулятивных учебных действий:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать свои действия для выполнения задания;
для познавательных:
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
-осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку действия;
для коммуникативных: -осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками
самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения.
Цели традиционного логопедического воздействия:
Образовательные
-автоматизация звука С в слогах и словах различной сложности, предложениях
Коррекционно-развивающие
-развитие артикуляционной моторики
-развитие фонематических процессов
-пополнение и активизация словарного запаса
-развитие пальчиковой моторики
-развитие психических процессов
-развитие просодики, голоса, дыхания
Воспитательные:
-прививать интерес к логопедическим занятиям;
- прививать любовь к природе родного края;
Здоровьесберегающие:
-использование психогимнастики, упражнений для плечевого пояса, спокойной музыки, смена положений и упражнений для предотвращения психической и физической усталости.
Оборудование: зеркала, серия картинок «Птицы», звуковые сигналы, муляж гнезда, презентация.
План урока:
Этап I подготовительный
I. Оргмомент.
- Чему учимся на уроке произношения?
II. Психологический настрой.Слайд 1
- посмотрите на этих детей, какие они разные.
(радость, удивление, обида)
- Покажите мне настроение этих детей. ( обида, удивление, радость)
- О чём нужно подумать, чтобы у вас было такое радостное настроение?
III. Введение в тему.Слайд 2
- Хорошее настроение может быть у человека и от приятной музыки.
Звучит музыка Чайковского «Времена года»
- Эту музыку написал композитор П.И.Чайковский о временах года.
- Какие времена года вы знаете?
- О каком времени года мы будем говорить сегодня, вы узнаете, когда сложите картинку из нескольких частей.(работа в парах)
(У каждого ребенка конверт с разрезанной картинкой)
- Какое время года у вас получилось?
Слайд 3
- почки на деревьях набухли и появились маленькие зеленые листочки и каждый день нас встречает приветливое солнышко.
- сегодня на урок к нам пришло «Солнышко» и принесло с собой хорошее настроение
- Выделите голосом первый звук в слове «Солнышко»
-Как вы думаете зачем мы выделили Звук С?
- сегодня на уроке мы будем учиться слышать, произносить и различать звук [С ] в слогах, словах, предложениях.
И отправимся мы в весенний парк.
IV. Подготовительные упражнения.Слайд 4
-Что мы должны выполнить, чтобы правильно и красиво говорить ? - должны выполнить специальную речевую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
«Мальчик-пальчик» у детей в руках Су Джок).
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(надеваем кольцо Су Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо Су Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел
• Дыхательная гимнастика. Слайд 5
Отправимся в весенний парк.
- Будем вдыхать аромат весны.
(вдох носом – выдох ртом, на счет 1,2,3,4,)
быстрый вдох носом и ртом - на выдохе «Какая зеленая трава?»
• Развитие силы голоса.
Что делает человек, когда заблудится в парк?
( кричит аааааууууу - ууууууааааа).
• Самомассаж. музыка
(подготовим мышцы лица и шеи к речевой гимнастике)
Слайд 2. 3, 4, 5,
• Артикуляционная гимнастика..Слайд 6
- Какое было у вас настроение, когда мы пришли в парк?Улыбка.
- И удивились, когда увидели белочку на высоком дереве. Трубочка.
- Она сидела и спокойно смотрела на нас. Лопаточка.
- Вдруг подул холодный весенний ветерок. Холодная воздушная струя.
- Белочка стала прыгать вверх – вниз. Качели.
-Стало прохладно, белочка поджала хвостик. Катушечка.
- А ветер дует ещё сильнее. Воздушная струя.
- Белочка спряталась в своё дупло.
Итог: Какую зарядку? Для чего? А какой звук мы будем учиться слышать?
V.Физминутка.
Мы носками постучим.
Мы поставим пятки.
Вот мы ходим, как медведь,
Скачем, как зайчатки.
Вот козлёнок на лугу,
Вот машина едет.
Вот заехала в гараж,
И на место стала.
Этап II обучающий
VI. Артикуляция и характеристика звуков.
VII.. Развитие звукового анализа и синтеза.
• Различение звука среди других звуков.
(использовать звуковые сигналы).
• Различение звука среди слогов.
Игра «Наоборот» с Су – Джоком ( кап, ткво-, цкво-, мук-, чкво-, шкво-,)
• Звукобуквенный анализ слова «Весна»
Этап III развивающий (разговорную речь, творческий пересказ и т. д.)
• Различение звуков в словах. Игра с юлой.
(выставить картинки птиц: синица, сорока, скворец, ласточка, аист, сова, чибис, индюк, гусь, курица).
-кто это?
- Где они живут?
- Исключить лишнюю.
К каким названиям птиц можно подставить слово – она.
А к каким словам – он?
Работа с родственными словамиСлайд 7
Скворец
Скворчиха
Скворчонок
Скворечник
- Когда мы шли по весеннему парку на деревьях увидели вот такие домики. Что это?Слайд 8
Кто строит скворечники?
Что устраивают в скворечнике скворцы?
Из чего они строят гнезда? (слова со звуком С) солома, сухая трава, сухие листочки.
Кто появляется потом в гнёздах?
А что делают скворец и скворчиха? Чем?
VIII.Употребление в речи предлогов «В, НА,»
- Что обозначают эти символы- опоры?
Составление предложения посхемам.(мнемотаблицы)
Слайд 9
Скворец и скворчиха сидят на скворечнике.
В скворечнике вывелись скворчата.
Скворцы кормят скворчат.
IX.Диалог. Работа в парах.
- Кто у меня в руках? (Птица)
Я посадила скворцав гнездо.
Скворец летает над гнездом.
Скворчиха села на гнездо.
• Дети выполняют инструкцию учителя на своих местах.
X. Рефлексия.Слайд 10
О каком времени года мы говорили?
- Кто приходил к нам в гости? А почему?
Кто запомнил слова со звуком С? Кто больше?
- А для чего мы это делали?
Продолжите моё предложение:Слайд 11
Я старался научиться ...
У меня хорошо получилось…
Мне понравилось…
Самомассаж.
Руки растираем и разогреваем.
И лицо теплом своим все мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли.
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем , тянем вниз за мочки
А потом уходим пальцами на щечки.
Щёчки разминаем, чтобы надувались.
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Как утята к утке клювики потянем,
Разомнем их мягко, не задев ногтями.
Уголками губ мы щечки поднимаем.
А потом от носа мы к губам стекаем.
Губки пожуем мы – шарики надуем.
И губами вправо – влево потанцуем.
Под губой язык лежит – кулачок в губу стучит.
Под другой губой лежит, кулачок другой стучит.
Тянем подбородок и его щипаем.
А потом по шейке ручками сбегаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка речевого материала для автоматизации звуков Р-Рь в слогах, словах, предложениях, текстах
Речевой материал для автоматизации звуков Р-Рь (их дифференциации) в слогах, словах (сложных словах), предложениях и текстах....
Автоматизация звуков «З-Зь» в слогах, словах.
Занятие для детей дошкольного и школьного возраста.Цель занятия: Автоматизация звуков [з]-[зь] в словах. словах....
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах, словах"
Конспект индивидуального логопедического занятия для обучающихся 1,2 классов с умственной отсталостью по теме: "Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах, словах"...
Автоматизация звука Р в обратных слогах, словах с обратным слогом
Закрепление произношения звука Р в обратных слогах, автоматизация в словах с обратным слогом....
Автоматизация звука [З\'] ( изолированно, в слогах, словах).
Тема: «Автоматизация звука [З'] ( изолированно, в слогах, словах)».Цель: формирование правильного произношения звука [З'] изолированно, в слогах, словах.Задачи:Коррекционно-о...
Постановка звука Л. Автоматизация звука Л изолированно, в слогах, словах.
Конспект индивидуального занятия по теме: " Постановка звука Л"...
Презентация к логопедическому занятию. Тема: "Автоматизация звука [С] в связной речи: словах, предложениях, играх"
В презентации представлен игровой материал по автоматизации звука [С] в связной речи. Закрепляется правильное произношение звука С, обогощается лексико-грамматический строй речи, развивается связноя р...