Автоматизация звуков С - Сь в слогах, словах. предложениях
методическая разработка (1 класс) на тему

Кандыбенко Л.Ф.

 

 

 

В основу обучения на уроке было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системой языка придавался осознанный характер.

     Сознательный звуковой анализ, понимание конкретно-лексического значения слова - с одной стороны, умение вслушиваться в звучание слов, внимание к изменениям отдельных его элементов  с другой стороны  -позволяет качественно подготовить детей к усвоению грамоты.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ РО школа – интернат V вида г. Зернограда

Автоматизация звука « С» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

               (урок произношения)

                        1«В» класс

      Учитель – логопед Кандыбенко Л.Ф.

г. Зерноград

2015г.

Тема урокаАвтоматизация звука[C]в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

(Формирование универсальных учебных действий на  уроке произношения )

Цели по формированию УУД на логопедическом занятии:

Для  формирования личностных  учебных действий:

-положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;

-фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;

-с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;

-ориентироваться на понимание причин своих успехов и  неудач;

-самостоятельно оценивать собственную деятельность

для  регулятивных учебных действий:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свои действия для выполнения задания;

для познавательных:

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

-осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку действия;

для коммуникативных:                                                                                                                            -осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками

самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения.

Цели традиционного логопедического воздействия:

Образовательные

-автоматизация  звука С в слогах и словах различной сложности, предложениях

 Коррекционно-развивающие

-развитие артикуляционной моторики

-развитие фонематических процессов

-пополнение и активизация словарного запаса

-развитие пальчиковой моторики

-развитие психических процессов

-развитие просодики, голоса, дыхания

Воспитательные:

-прививать интерес к логопедическим занятиям;

- прививать любовь к природе родного края;

Здоровьесберегающие:

-использование психогимнастики, упражнений для  плечевого пояса, спокойной музыки, смена положений и упражнений для предотвращения психической и физической усталости.

Оборудование: зеркала, серия картинок «Птицы», звуковые сигналы, муляж гнезда, презентация.

План урока:

Этап I подготовительный

I.        Оргмомент.

- Чему учимся на уроке произношения?  

II. Психологический настрой.Слайд 1

- посмотрите на этих детей, какие они разные.

(радость, удивление, обида)

- Покажите мне настроение этих детей. ( обида, удивление, радость)

-  О чём нужно подумать, чтобы у вас было такое радостное настроение?

III. Введение в тему.Слайд 2

- Хорошее настроение может быть у человека и от приятной музыки.

     Звучит музыка Чайковского «Времена года»

- Эту музыку написал композитор П.И.Чайковский  о временах года.

- Какие времена года вы знаете?

 - О каком времени года мы будем говорить сегодня, вы узнаете, когда сложите картинку из нескольких частей.(работа в парах)

(У каждого ребенка конверт с разрезанной картинкой)

- Какое время года у вас получилось?

Слайд 3

- почки на деревьях набухли и появились маленькие зеленые листочки и каждый день нас встречает приветливое солнышко.

-   сегодня на урок к нам пришло «Солнышко» и принесло с собой хорошее настроение

- Выделите голосом первый звук в слове «Солнышко»

-Как вы думаете зачем мы выделили Звук С?

- сегодня на уроке мы будем учиться слышать, произносить и различать звук [С  ] в слогах, словах, предложениях.

И отправимся мы в весенний парк.

IV. Подготовительные упражнения.Слайд 4

-Что мы должны выполнить, чтобы правильно и красиво говорить ?  - должны выполнить специальную речевую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

 «Мальчик-пальчик»  у детей в руках Су Джок).

Описание:  упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо  Су Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец)

 -С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо  Су Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо  Су Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

•        Дыхательная гимнастика. Слайд 5

Отправимся в весенний парк.

 - Будем вдыхать аромат весны.

(вдох носом – выдох ртом, на счет 1,2,3,4,)

быстрый вдох носом и ртом  - на выдохе «Какая зеленая трава?»

•        Развитие силы голоса.

Что делает человек, когда заблудится в парк?

( кричит аааааууууу  -  ууууууааааа).

•        Самомассаж. музыка

       (подготовим мышцы лица и шеи к речевой гимнастике)

Слайд 2. 3, 4, 5,

•        Артикуляционная гимнастика..Слайд 6

 - Какое было у вас настроение, когда мы пришли в парк?Улыбка.

 - И удивились, когда увидели белочку на высоком дереве. Трубочка.

 -  Она сидела и спокойно смотрела на нас. Лопаточка.

- Вдруг подул холодный весенний ветерок. Холодная воздушная струя.

- Белочка стала прыгать вверх – вниз. Качели.

 -Стало прохладно, белочка поджала хвостик. Катушечка.

 - А ветер дует ещё сильнее. Воздушная струя.

 - Белочка спряталась в своё дупло.

Итог: Какую зарядку? Для чего? А какой звук мы будем учиться  слышать?

V.Физминутка.

Мы носками постучим.

Мы поставим пятки.

Вот мы ходим, как медведь,

Скачем, как зайчатки.

Вот козлёнок на лугу,

 Вот машина едет.

Вот заехала в гараж,

И на место стала.

Этап II обучающий

VI. Артикуляция и характеристика звуков.

VII.. Развитие звукового анализа и синтеза.

•        Различение звука среди других звуков.

(использовать звуковые сигналы).

•        Различение звука среди слогов.

Игра «Наоборот» с Су – Джоком  ( кап, ткво-, цкво-, мук-, чкво-, шкво-,)

•        Звукобуквенный анализ слова «Весна»

Этап III развивающий (разговорную речь, творческий пересказ и т. д.)

•        Различение звуков в словах. Игра с юлой.

(выставить картинки птиц: синица, сорока, скворец, ласточка, аист, сова, чибис, индюк, гусь, курица).

 -кто это?

- Где они живут?

 - Исключить лишнюю.

К каким названиям птиц можно подставить слово – она.

А к каким словам – он?

Работа с родственными словамиСлайд 7

Скворец

Скворчиха

Скворчонок

Скворечник

- Когда мы шли по весеннему парку на деревьях увидели вот такие домики. Что это?Слайд 8

Кто строит скворечники?

Что устраивают в скворечнике скворцы?

Из чего они  строят гнезда?  (слова со звуком С) солома, сухая трава, сухие листочки.

Кто появляется потом в гнёздах?

А что делают скворец и скворчиха? Чем?

VIII.Употребление в речи предлогов «В, НА,»

- Что обозначают эти символы- опоры?

Составление предложения посхемам.(мнемотаблицы)

Слайд 9

Скворец и скворчиха сидят на скворечнике.

В скворечнике вывелись скворчата.

Скворцы кормят скворчат.

IX.Диалог. Работа в парах.

- Кто у меня в руках? (Птица)

Я посадила скворцав гнездо.

Скворец летает над гнездом.

Скворчиха села на гнездо.

•        Дети выполняют инструкцию учителя на своих местах.

X. Рефлексия.Слайд 10

О каком времени года мы говорили?

- Кто приходил к нам в гости? А почему?

Кто запомнил слова со звуком С?  Кто больше?

 - А для чего мы это делали?

Продолжите моё предложение:Слайд 11

Я старался научиться  ...

У меня хорошо получилось…

Мне понравилось…

Самомассаж.

Руки растираем и разогреваем.

И лицо теплом своим все мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли.

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем , тянем вниз за мочки

А потом уходим пальцами на щечки.

Щёчки разминаем, чтобы надувались.

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Как утята к утке клювики потянем,

Разомнем их мягко, не задев ногтями.

Уголками губ мы щечки поднимаем.

А потом от носа мы к губам стекаем.

Губки пожуем мы – шарики надуем.

И губами вправо – влево потанцуем.

Под губой язык лежит – кулачок в губу стучит.

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит.

Тянем подбородок и его щипаем.

А потом по шейке ручками сбегаем.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

Подборка речевого материала для автоматизации звуков Р-Рь в слогах, словах, предложениях, текстах

Речевой материал для автоматизации звуков Р-Рь (их дифференциации) в слогах, словах (сложных словах), предложениях и текстах....

Автоматизация звуков «З-Зь» в слогах, словах.

Занятие для детей дошкольного и школьного возраста.Цель занятия: Автоматизация звуков [з]-[зь] в словах. словах....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах, словах"

Конспект индивидуального логопедического занятия для обучающихся 1,2 классов с умственной отсталостью по теме: "Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах, словах"...

Автоматизация звука Р в обратных слогах, словах с обратным слогом

Закрепление произношения звука Р в обратных слогах,  автоматизация в словах с обратным слогом....

Автоматизация звука [З\'] ( изолированно, в слогах, словах).

Тема: «Автоматизация звука [З'] ( изолированно, в слогах, словах)».Цель: формирование правильного произношения звука [З']  изолированно, в слогах, словах.Задачи:Коррекционно-о...

Постановка звука Л. Автоматизация звука Л изолированно, в слогах, словах.

Конспект индивидуального занятия по теме: " Постановка звука Л"...