План самообразования "Групповые формы работы на уроках в современной начальной школе"
материал (1 класс) на тему

Чиркова Вероника Степановна

Учителя начальных классов могут найти цели, задачи, этапы работы по теме самообразования "Групповые формы работы на уроках в современной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План самообразования61 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа №2»

План самообразования

учителя начальных классов

Чирковой Вероники Степановны

2013 - 2017 гг.

Тема: «Групповые формы работы на уроках в современной начальной школе»

Личная карта учителя

Ф.И.О. учителя: Чиркова Вероника Степановна

Дата рождения: 11 июля 1980 г.

Образование (когда и какое учебное заведение окончил): высшее, Марийский государственный педагогический институт имени Н.К.Крупской, 2002 г.

Специальность по диплому: «Педагогика и методика начального образования»

Квалификация: «Учитель начальных классов, марийского языка и литературы»

Место работы: МБОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа №2»

Занимаемая должность: «Учитель начальных классов»

Общий стаж трудовой деятельности: 9 лет

Педагогический стаж: 9 лет

Квалификационная категория, дата присвоения: 1 категория, 26 апреля 2012г.

Выбор   темы  самообразования: «Групповые формы работы на уроках в современной начальной школе»,   в условиях реализации ФГОС,  совершенно  актуален и  очевиден, так как психологи  давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Поэтому я разработала  индивидуальную образовательную программу для более масштабного изучения технологии групповой работы.

Цель: освоение  технологии групповой работы для активного  включения каждого ученика в образовательную деятельность.

Урок  - первая искорка, зажигающая факел любознательности.
В.А.Сухомлинский           

Задачи:

  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения групповой работы;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
  • использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
  • воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
  • разработка учебных, методических и дидактических материалов.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
  • продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

 Предполагаемый результат:

  • разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС;
  • формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия в групповой работе,
  • формулировать собственное мнение, осуществлять поиск необходимой информации;
  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • участие в педсоветах,  семинарах,  в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;
  • умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе:

1. Учителя -  выступление на заседаниях РМО учителей начальных классов и педсовете, участие в конкурсах. Фрагмент урока: групповая работа. Консультации.

 2. Учащиеся – защита групповой исследовательской работы в НПК. Участие в олимпиадах, конкурсах.

Форма самообразования: ( групповая, коллективная)

Этапы работы над темой

1. Диагностический;

2. Прогностический;

3. Практический;

4. Обобщающий.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучить технологию организации групповой работы 

Подберу и изучу литературу по данному вопросу в сети Интернет.

Изучить литературу: Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь.

Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении.

Изучить статьи:

Королькова, Л.В., Лебедева Н.Б. Групповые формы взаимодействия младших школьников [Текст] / Л.В. Королькова, Н.Б.Лебедева // Начальная школа. – 2007. - № 2. – С.13 – 15.

Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа.- 1999,   № 10.

 Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000

Сентябрь –октябрь 2013

Выступление на заседании ШМО:

«Организация групповой работы на уроке в условиях реализации ФГОС НОО»

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов

2013 - 2014

Участие в тренинге личностного роста «Работа в команде. Законы установления партнёрских отношений» и семинарах для учителей начальных классов 

Практический

Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса. Корректировка работы.
Использовать технологию организации групповой работы

на уроках в 3 -4 классах. 

Открытый урок по технологии «Изготовление модели «Мельницы»  в технологии групповой работы.

Буду обсуждать с коллегами вопросы организации  групповой работы на уроках.

Подготовка к Всероссийской контрольной работе по математике, по русскому языку, по окружающему миру.

Подготовка к изучению качества знаний PIRLS.

2013-2017 г

ШМО, анализ, самоанализ организации деятельности групп

Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.
Результаты ВПР.

Проведение открытых уроков.
Участие в олимпиадах, конкурсах
.

Обобщающий

Подведение итогов.
Оформление результатов работы.

1.Мастер – класс по теме «Групповая работа как средство формирования УУД»

2.Фрагмент урока: групповая работа.

Консультации.

3.Групповая исследовательская работа по теме: «Какая колбаса самая вкусная и полезная?»

2016 -2017г

Участие в работе районного МО учителей начальных классов.

Консультативная помощь учителям и учащимся.

Участие и результаты в НПК.

Источники самообразования

  • Курсы повышения квалификации
  • Семинары и конференции
  • Мастер-классы
  • Газеты, журналы
  • Видео, аудио информация на различных носителях
  • Платные курсы
  • Мероприятия по обмену опытом
  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
  • Интернет

Аналитическая записка по итогам реализации индивидуальной образовательной программы по теме: « Групповые формы работы на уроках в современной начальной школе»

           Работая над темой самообразования, я пришла к следующим выводам:  использование  групповой работы на уроках  активно включает каждого ученика в процесс учебной деятельности. Применение этой технологии способствует активизации познавательной деятельности учащегося, развитию навыков самостоятельной учебной деятельности:  определению ведущих и промежуточных задач, выбору оптимального пути, умению предусматривать последствия своего выбора, объективно его оценивать. У обучающихся развиваются умения успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.),   совершенствуются  межличностные отношения в классе. С целью успешного проведения групповой работы важно учитывать уровень образовательных возможностей учащихся и  особенности состава группы;  необходимо составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе. Очень важно научиться  распределять роли между участниками группы, организовывать коммуникацию в группе и между группами, совместно анализировать способы  деятельности.  Итогом групповой работы обязательно  должна быть рефлексия учебной деятельности.

В процессе реализации  данной программы я наблюдала следующие результаты использования технологии групповой работы:

  • Повышается учебная и познавательная мотивация.
  • Снижается уровень тревожности учащихся, исчезает боязнь оказаться неуспешным, некомпетентным в решении задач.
  • В группе выше результативность, эффективность усвоения учебного материала.
  • Улучшается психологический климат в классе.

Оценивая  групповую  работу,  как одну  из самых  продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей,  я  пришла к  пониманию следующих нюансов:

  • нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически;
  • не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения;
  • нужно время, нужна практика, разбор ошибок - это требует от учителя терпения и кропотливой работы;
  •  ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, но её эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя;
  • групповой работе надо сначала научить;
  • организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
  • при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников;
  • разделение на группы может проходить непросто, а порой даже драматично;
  • в классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве, им надо создать условия для этого, а это дополнительные сложности для учителя.

          Итак,  реализация ФГОС нацеливает меня, как учителя, на приоритетное направление по формированию УУД и  активной позиции ученика для решения учебных  задач.  Групповая работа  является   одной  из самых  продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, поэтому совершенно необходимо  её  использование  для   активного  включения  каждого ученика  в   процесс познания. Работая в группе, ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, является  равноправным участником  образовательной деятельности, что позволит ему в будущем достичь высоких результатов и быть инициативным в собственной образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы оценивания в современной начальной школе.

Данный материал содержит примеры оценочных листов по предметам начальной школы....

Статья: "Групповые формы работы на уроках в современной начальной школе как средство социализации учащихся"

В статье говорится о разнообразных формах групповой работы на уроках в соыременной начальной школе....

Формы и методы оценивания в современной начальной школе

Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей бразовательного процесса. Данный материал содержит прмеры критериальных моделей оценивания: самооценивание, взаимооцен...

Пути и средства применения эвристических форм и методов обучения на уроке в современной начальной школе

Теоретические и практические аспекты применения эвристического метода в обучении начальной школы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

На уроке математики рекомендуется применять индивидуальные, групповые, коллективные и фронтальные работы. Они помогут сделать урок интереснее и увеличат возможности самого занятия....