Формы и методы оценивания в современной начальной школе
учебно-методический материал (4 класс)

Тишина Татьяна Александровна

Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей бразовательного процесса. Данный материал содержит прмеры критериальных моделей оценивания: самооценивание, взаимооценивание, рефлексия. Может быть полезен в работе учителям начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenivanie.docx70.66 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 27

Тишина Татьяна Александровна

 Методы и приемы оценивания в современной начальной школе

Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является  важной составляющей образовательного процесса. Методы и приемы оценивания должны иметь универсальный характер и  быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.

 

        Принципы  современной  системы оценивания:  

  • в центре оценивания – ученик;

  • учитель определяет что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию;

  • оценивание – непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.

Цель оценивания – улучшать качество учения.

        Процесс оценивания - один из самых важных в нашей работе. От правильного оценивания зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание - залог успешной работы, как ученика, так и учителя.

     Методы и приемы, которые использует учитель для вовлечения учащихся в процесс оценивания,   имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям  учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.

В своей работе мы используем  критериальные модели оценивания:   самооценивание,  взаимооценивание,  рефлексия.

Начиная с января 1 класса, ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

 В начальной школе дети очень любят оценивать себя.    Поэтому вместе с детьми разрабатываем критерии к разным видам деятельности.   Данный лист самооценки учащиеся заполняют при работе дома

Критерии для самоанализа деятельности ученика дома

Критерии оценки

На сколько баллов я оцениваю свою работу (от 1 до 5)

Оценка учителя

1. готовясь к уроку дома, я поработал на …

2. я выучил (повторил) необходимую лексику, грамматику на …

3. я выполнил письменное задание на …

4.  я работал со словарём на …

5.  я использовал дополнительный материал на …

6.  я подготовил устное задание на …

7.   выполнение домашнего задания можно оценить на …

Критерии для самоанализа деятельности ученика  на уроке

Что я могу сделать, чтобы улучшить свой результат:

1. быть внимательнее на уроке

2. активнее работать на уроке

3. сразу просить объяснить то, что непонятно

4. получить консультацию учителя

5. воспользоваться помощью товарищей

6. увеличить количество времени на подготовку к уроку дома

7. другое

Лист самооценивания  работы на уроке литературного чтения

 Виды заданий на уроке

Отметка о выполнении:

 «!»  - всё верно,  

«+» - есть ошибки,

« –» - не справились. 

Дополнение учителя

к оценке

  1. Скороговорка

  1. Игра «Составь  слова»

  1. Работа с текстом.

  1. Вставь пропущенные слова и вспомни авторов произведений.

Следующий лист оценивания можно использовать  на разных этапах урока по математике.  На листе указаны задания, которые взяты под контроль.

Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики

Задание

Правильность выполнения

Оценка

о  выполнении  

(!, +, –)

« Посчитай»

 «Реши задачу»

Кр. запись

Решение

Ответ

Схема

«Подумай и сравни»

 

На уроках русского языка  предлагаю использовать листы самооценивания для проверки усвоения знаний как пройденного, так и нового материала.

Ф.И.

Задание  по русскому языку

Проверяемое

Проверочное

ед.ч.  или  мн. ч.

уменьш. – ласкательное

Другое однокоренное

Ст…ной

Л..сичка

Л…сной

Тр…ва

Сл…ва

Оценка работы

обучающегося

«!» - всё правильно

«+» - есть ошибки, но сам исправил

«-» -  не выполнил задание

Оценка учителя

   Прием самооценки я применяю при работе с тестами на разных уроках: выполненные  тесты    ученики    проверяют сами по  слайдам-ответам. Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой.

Использовать самооценку можно и во внеурочной деятельности.

                       Лист самооценки творческого дела

Ф.И. ученик       ___________________

Необыкновенный результат, его будет  сложно повторить

Очень доволен, так как результат отличается от обычного

Доволен,  похоже на то, что делаю обычно

Цель достигнута,  но в следующий раз многое сделаю  иначе

В начальной школе дети очень любят участвовать в оценке других детей. На уроках мы часто задаем такие вопросы: "Кто, на ваш взгляд, лучше всех рассказал стихотворение, написал открытку, нарисовал рисунок? " Какая пара составила и разыграла лучше всех диалог?" Обычно дети бывают объективны в оценке.  

Взаимооценивание учащихся друг другом  можно использовать   при проверке устного домашнего задания.  Сначала сообщаются критерии, которые соответствуют эталону данного задания. Затем все вместе слушаем одного ученика и вместе его оцениваем.  Взаимооценивание    даёт возможность проверить учащихся и учит их оценивать себя и друг друга.

 

               

Лист взаимооценки выразительного чтения

Критерии чтения

Я как исполнитель

Мнение слушателя

Названы автор и заглавие произведения

Передано настроение автора и героя

Голосом выделены ключевые слова каждой смысловой части

Соблюдены паузы внутри и в конце высказываний

Выбран необходимый темп чтения

Текст прочитан с необходимой громкостью

Удачно нарисован голосом словесный образ….

Слушателям понятно то, о чём было прочитано

Критерии оценивания можно  использовать и при групповой работе. Учащиеся оценивают себя и друг друга при  выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе.

Лист оценивания  на уроке технологии

Название группы ______________________________  

Фамилия и имя ___________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  • Все ли члены группы принимали участие в работе?

А. Да, все работали одинаково.

Б. Нет, работал только один.

В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  • Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А. Работали дружно, ссор не было.

Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  • Тебе нравится результат работы группы?

А. Да, все получилось хорошо.

Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

В. Нет, не нравится.

  • Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.

01   2   3   4    5   6   7   8   9   10

         Лист оценки работы в группе над проектом

По каждому пункту ученикам предлагается выставить баллы от 0 до 5.

Критерии самооценки

1

Мы тщательно изучили  тему проекта

2

Мы ознакомились с критериями оценивания проектной работы

3

Мы распределили обязанности участников проекта

4

Мы провели исследование по теме проекта

5

Каждый участник команды участвовал в сборе информации

6

Мы умеем работать в группе

7

Мы подобрали необходимый изобразительный и музыкальный ряд для презентации проекта 

8

Мы правильно распределили время работы над проектом

9

Мы научились анализировать свои действия

10

Мы научились представлять результаты своего труда

11

Мы научились создавать презентации для представления проекта

12

Мы умеем употреблять в речи изученную лексику по теме проекта

13

Мы умеем работать с информационными ресурсами в сети Интернет

14

Мы научились защищать свой проект перед аудиторией

Итого (балл)

В процессе работы учащиеся пытаются оценить качество своего проекта, сверяясь с критериями и получая комментарии от учителя. Ученик видит, где он не достиг нужного результата и корректирует свою деятельность. Конечно, учащиеся не всегда объективны, поэтому отметки учителя и учеников могут отличаться.

Самооценка и взаимооценка приучает учащихся критически относиться к своей работе и работе одноклассников.

 Критериальные оценочные листы  дают возможность  самому ученику правильно построить свою работу, работать на результат. В любой момент ученик может улучшить свои достижения.

        Зная заранее критерии оценивания, ученики более осознанно подходят к выполнению заданий и объективно оценивают свои собственные  достижения, а также достижения своих  одноклассников.

В конце урока обучащиеся проводят самооценку собственной деятельности или так называемую рефлексию. Каждый отмечает для себя уровень сложности материала, свою активность на уроке и свой личностный рост.

Рассмотрим варианты рефлексивных заданий, которые можно использовать на своих уроках.

1. Наш урок (мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать...

  • Мне больше всего удалось...
  • А особенно удалось...
  • Что я получил от этого урока, мероприятия?
  • За что ты можешь себя похвалить?
  • За что ты можешь похвалить одноклассников?
  • За что ты можешь похвалить учителя?

2. Мои достижения  на уроке...

Сегодня на уроке я (мне):

  • научился...
  • было интересно...
  • было трудно...
  • мои ощущения...

3. Урок привлек меня тем ...

  • показался интересным...
  • взволновал...
  • заставил задуматься...
  • навел меня на размышления...

4. Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

  • они мне нравятся больше остальных;
  • я чувствую, что справлюсь с ними  лучше, чем с другими

заданиями;

  • они легче остальных заданий;
  • затрудняюсь  ответить.

5. «Состояние моей души».

Ребенок берет изображение человечка и ставит ее на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

  Д

  Г

Комфортно

    В

Уверен в своих силах

                         Б

Хорошо

А

Плохо

Крайне скверно

 6. «Лесенка успеха»

                                      http://yamal-obr.ru/content/yamal/pics/gallery/1110.jpg

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил;

Такая самооценка деятельности учащихся помогает им проанализировать своё участие в уроке и сделать для себя определённые выводы.

С какими же трудностями могут столкнуться учителя при вовлечении школьников в процесс оценивания?

Самая главная проблема - заниженная и завышенная самооценка учащихся. Также приходиться сталкиваться с необъективностью оценки: ученики могут завысить или занизить оценку в зависимости от симпатий к тому или иному однокласснику.

Только постоянная и регулярная   работа помогает привести все оценки к единому "знаменателю".

Конечно, проблемы с процессом оценивания есть у всех. В первую очередь, это нехватка времени на уроке. Однако - дорогу осилит идущий, мы не можем увеличить продолжительность  урока и уменьшить количество учеников, но сообща искать наиболее эффективные методы и приемы  оценивания, пополнять свой методический багаж - вполне в наших силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы оценивания в современной начальной школе.

Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является  важной составляющей образовательного процесса. Методы и приемы оценивания должны иметь универсальный характер и  быть адаптиров...

Формы и методы оценивания в современной начальной школе.

Данный материал содержит примеры оценочных листов по предметам начальной школы....

Особенности рейтингового оценивания в современной начальной школе

Проблема оценивания знаний учащихся встает перед каждым учителем современной школы. В настоящее время требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности си...

Современные формы и методы на уроках в начальной школе

Выступление на Методическом обьединение учителей...

Современные формы и методы на уроке в начальной школе

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения.Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, в...

Современные формы и методы на уроке в начальной школе

В статье раскрыты основные формы и методы, от которых зависит успешность современного урока. Различные формы и методы работы должны присутствовать на современном уроке. Урок должен стать, прежде всего...