Формы и методы оценивания в современной начальной школе
учебно-методический материал (4 класс)
Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей бразовательного процесса. Данный материал содержит прмеры критериальных моделей оценивания: самооценивание, взаимооценивание, рефлексия. Может быть полезен в работе учителям начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenivanie.docx | 70.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 27
Тишина Татьяна Александровна
Методы и приемы оценивания в современной начальной школе
Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей образовательного процесса. Методы и приемы оценивания должны иметь универсальный характер и быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.
Принципы современной системы оценивания:
- в центре оценивания – ученик;
- учитель определяет что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию;
- оценивание – непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.
Цель оценивания – улучшать качество учения.
Процесс оценивания - один из самых важных в нашей работе. От правильного оценивания зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание - залог успешной работы, как ученика, так и учителя.
Методы и приемы, которые использует учитель для вовлечения учащихся в процесс оценивания, имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.
В своей работе мы используем критериальные модели оценивания: самооценивание, взаимооценивание, рефлексия.
Начиная с января 1 класса, ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
В начальной школе дети очень любят оценивать себя. Поэтому вместе с детьми разрабатываем критерии к разным видам деятельности. Данный лист самооценки учащиеся заполняют при работе дома
Критерии для самоанализа деятельности ученика дома
Критерии оценки | На сколько баллов я оцениваю свою работу (от 1 до 5) | Оценка учителя |
1. готовясь к уроку дома, я поработал на … | ||
2. я выучил (повторил) необходимую лексику, грамматику на … | ||
3. я выполнил письменное задание на … | ||
4. я работал со словарём на … | ||
5. я использовал дополнительный материал на … | ||
6. я подготовил устное задание на … | ||
7. выполнение домашнего задания можно оценить на … | ||
Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке | ||
Что я могу сделать, чтобы улучшить свой результат: | ||
1. быть внимательнее на уроке | ||
2. активнее работать на уроке | ||
3. сразу просить объяснить то, что непонятно | ||
4. получить консультацию учителя | ||
5. воспользоваться помощью товарищей | ||
6. увеличить количество времени на подготовку к уроку дома | ||
7. другое |
Лист самооценивания работы на уроке литературного чтения
Виды заданий на уроке | Отметка о выполнении: «!» - всё верно, «+» - есть ошибки, « –» - не справились. | Дополнение учителя к оценке |
| ||
| ||
| ||
|
Следующий лист оценивания можно использовать на разных этапах урока по математике. На листе указаны задания, которые взяты под контроль.
Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики
Задание | Правильность выполнения | Оценка о выполнении (!, +, –) | |||||||||
« Посчитай» | |||||||||||
«Реши задачу» | Кр. запись | Решение | Ответ | Схема | |||||||
«Подумай и сравни» |
На уроках русского языка предлагаю использовать листы самооценивания для проверки усвоения знаний как пройденного, так и нового материала.
Ф.И. | ||||
Задание по русскому языку | ||||
Проверяемое | Проверочное | |||
ед.ч. или мн. ч. | уменьш. – ласкательное | Другое однокоренное | ||
Ст…ной | ||||
Л..сичка | ||||
Л…сной | ||||
Тр…ва | ||||
Сл…ва | ||||
Оценка работы обучающегося | «!» - всё правильно «+» - есть ошибки, но сам исправил «-» - не выполнил задание | Оценка учителя |
Прием самооценки я применяю при работе с тестами на разных уроках: выполненные тесты ученики проверяют сами по слайдам-ответам. Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой.
Использовать самооценку можно и во внеурочной деятельности.
Лист самооценки творческого дела
Ф.И. ученик ___________________
Необыкновенный результат, его будет сложно повторить | ||||
Очень доволен, так как результат отличается от обычного | ||||
Доволен, похоже на то, что делаю обычно | ||||
Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе |
В начальной школе дети очень любят участвовать в оценке других детей. На уроках мы часто задаем такие вопросы: "Кто, на ваш взгляд, лучше всех рассказал стихотворение, написал открытку, нарисовал рисунок? " Какая пара составила и разыграла лучше всех диалог?" Обычно дети бывают объективны в оценке.
Взаимооценивание учащихся друг другом можно использовать при проверке устного домашнего задания. Сначала сообщаются критерии, которые соответствуют эталону данного задания. Затем все вместе слушаем одного ученика и вместе его оцениваем. Взаимооценивание даёт возможность проверить учащихся и учит их оценивать себя и друг друга.
Лист взаимооценки выразительного чтения
Критерии чтения | Я как исполнитель | Мнение слушателя |
Названы автор и заглавие произведения | ||
Передано настроение автора и героя | ||
Голосом выделены ключевые слова каждой смысловой части | ||
Соблюдены паузы внутри и в конце высказываний | ||
Выбран необходимый темп чтения | ||
Текст прочитан с необходимой громкостью | ||
Удачно нарисован голосом словесный образ…. | ||
Слушателям понятно то, о чём было прочитано |
Критерии оценивания можно использовать и при групповой работе. Учащиеся оценивают себя и друг друга при выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе.
Лист оценивания на уроке технологии
Название группы ______________________________
Фамилия и имя ___________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
- Все ли члены группы принимали участие в работе?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
- Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
- Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
- Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.
01 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Лист оценки работы в группе над проектом
По каждому пункту ученикам предлагается выставить баллы от 0 до 5.
Критерии самооценки | |||||||
1 | Мы тщательно изучили тему проекта | ||||||
2 | Мы ознакомились с критериями оценивания проектной работы | ||||||
3 | Мы распределили обязанности участников проекта | ||||||
4 | Мы провели исследование по теме проекта | ||||||
5 | Каждый участник команды участвовал в сборе информации | ||||||
6 | Мы умеем работать в группе | ||||||
7 | Мы подобрали необходимый изобразительный и музыкальный ряд для презентации проекта | ||||||
8 | Мы правильно распределили время работы над проектом | ||||||
9 | Мы научились анализировать свои действия | ||||||
10 | Мы научились представлять результаты своего труда | ||||||
11 | Мы научились создавать презентации для представления проекта | ||||||
12 | Мы умеем употреблять в речи изученную лексику по теме проекта | ||||||
13 | Мы умеем работать с информационными ресурсами в сети Интернет | ||||||
14 | Мы научились защищать свой проект перед аудиторией | ||||||
Итого (балл) |
В процессе работы учащиеся пытаются оценить качество своего проекта, сверяясь с критериями и получая комментарии от учителя. Ученик видит, где он не достиг нужного результата и корректирует свою деятельность. Конечно, учащиеся не всегда объективны, поэтому отметки учителя и учеников могут отличаться.
Самооценка и взаимооценка приучает учащихся критически относиться к своей работе и работе одноклассников.
Критериальные оценочные листы дают возможность самому ученику правильно построить свою работу, работать на результат. В любой момент ученик может улучшить свои достижения.
Зная заранее критерии оценивания, ученики более осознанно подходят к выполнению заданий и объективно оценивают свои собственные достижения, а также достижения своих одноклассников.
В конце урока обучащиеся проводят самооценку собственной деятельности или так называемую рефлексию. Каждый отмечает для себя уровень сложности материала, свою активность на уроке и свой личностный рост.
Рассмотрим варианты рефлексивных заданий, которые можно использовать на своих уроках.
1. Наш урок (мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать...
- Мне больше всего удалось...
- А особенно удалось...
- Что я получил от этого урока, мероприятия?
- За что ты можешь себя похвалить?
- За что ты можешь похвалить одноклассников?
- За что ты можешь похвалить учителя?
2. Мои достижения на уроке...
Сегодня на уроке я (мне):
- научился...
- было интересно...
- было трудно...
- мои ощущения...
3. Урок привлек меня тем ...
- показался интересным...
- взволновал...
- заставил задуматься...
- навел меня на размышления...
4. Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
- они мне нравятся больше остальных;
- я чувствую, что справлюсь с ними лучше, чем с другими
заданиями;
- они легче остальных заданий;
- затрудняюсь ответить.
5. «Состояние моей души».
Ребенок берет изображение человечка и ставит ее на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
Д | ||||
Г | Комфортно | |||
В | Уверен в своих силах | |||
Б | Хорошо | |||
А | Плохо |
Крайне скверно
6. «Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил;
Такая самооценка деятельности учащихся помогает им проанализировать своё участие в уроке и сделать для себя определённые выводы.
С какими же трудностями могут столкнуться учителя при вовлечении школьников в процесс оценивания?
Самая главная проблема - заниженная и завышенная самооценка учащихся. Также приходиться сталкиваться с необъективностью оценки: ученики могут завысить или занизить оценку в зависимости от симпатий к тому или иному однокласснику.
Только постоянная и регулярная работа помогает привести все оценки к единому "знаменателю".
Конечно, проблемы с процессом оценивания есть у всех. В первую очередь, это нехватка времени на уроке. Однако - дорогу осилит идущий, мы не можем увеличить продолжительность урока и уменьшить количество учеников, но сообща искать наиболее эффективные методы и приемы оценивания, пополнять свой методический багаж - вполне в наших силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы оценивания в современной начальной школе.
Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей образовательного процесса. Методы и приемы оценивания должны иметь универсальный характер и быть адаптиров...
Формы и методы оценивания в современной начальной школе.
Данный материал содержит примеры оценочных листов по предметам начальной школы....
Особенности рейтингового оценивания в современной начальной школе
Проблема оценивания знаний учащихся встает перед каждым учителем современной школы. В настоящее время требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности си...
Современные формы и методы на уроках в начальной школе
Выступление на Методическом обьединение учителей...
Современные формы и методы на уроке в начальной школе
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения.Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, в...
Современные формы и методы на уроке в начальной школе
В статье раскрыты основные формы и методы, от которых зависит успешность современного урока. Различные формы и методы работы должны присутствовать на современном уроке. Урок должен стать, прежде всего...