Программа по внеурочной деятельности "Я- исследователь"
рабочая программа (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8
с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Назарово Красноярского края
662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А
тел.: 5-11-56, 5-02-42, 5-06-00, 3-15-07
Принято Согласовано школьным заместителем директора методическим по УВР объединением « » августа 2015 г. «_____ » ____________ 2015 г. Протокол № 1 | Утверждено. Приказ № __31____ от « 31 » с августа 2015 г. |
ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
курс «Я – исследователь»
НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
ДЛЯ 2 КЛАССА
НА 2015 / 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова,
А. И. Савенков. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников.-
Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Эскина Елена Викторовна,
первая квалификационная категория, педстаж 12 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 8, в соответствии с рекомендациями Примерной программы начального общего образования, Программы «Формирование универсальных учебных действий младших школьников» МАОУ СОШ № 8, программы курса «Я - исследователь» автор А.И. Савенкова (УМК «Дидактическая система Л.В. Занкова»).
Цель курса - трансформация процесса развития интеллек туально-творческого потенциала личности ребенка путем со вершенствования его исследовательских способностей в про цесс саморазвития.
Цель на 2 класс: - способствовать развитию у детей умений и навыков иссле довательского поиска.
Программа учебно-исследовательской дея тельности учащихся включает три относительно самостоятель ные подпрограммы:
- тренинг исследовательских способностей;
- самостоятельная исследовательская практика;
- мониторинг исследовательской деятельности.
Образовательный процесс строится на основе системно-деятельностного подхода при использовании технологии развивающего обучения Л.В.Занкова.
Программа целостно будет реализовываться в 1 – 4 классах.
На реализацию программы курса «Я-исследователь» в федеральном базисном учебном плане предусмотрено во 2 классе 34 часа
(34 недели по 1 часу в неделю).
Раздел | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Итого |
Тренинг исследовательских способностей | 16 | 10 | 10 | 36 |
Самостоятельная исследовательская практика | 10 | 18 | 16 | 44 |
Мониторинг исследовательской деятельности | 8 | 6 | 8 | 22 |
Итого | 34 | 34 | 34 | 102 |
ТАБЛИЦА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, СОДЕРЖАНИЯ, ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА,
«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» 2 КЛАССА
Личностные универсальные учебные действия
- проявляет положительное отношение к исследовательской деятель ности, интерес к новому содержанию и новым способам позна ния;
- оценивает успешность своей и коллективной исследовательской деятельности на основе предложенных критериев;
- проявляет устойчивый интерес к новым способам познания;
- способен к решению мораль ных проблем на основе учета позиций партнеров в об щении, устойчивого следования в поведении моральным нор мам и этическим требованиям.
Раздел программы | Содержание | Кол-во часов | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные | |||
Тренинг исследовательских способностей | Беседы. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать, на продуцирование гипотез и провокационных идей, на анализ и синтез. Исследования с помощью но вейших информационных технологий. Работа с прибора ми для наблюдения. Анализ экспериментов. Классифицирование. Опре деление понятий. Как подготовить текст выступления. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Разработка и выполнение рисунков, черте жей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п. | 10 | Обучающийся - видит проблемы; - ставит вопросы; - выдвигает гипотезы; - даёт определение понятиям; - классифицирует; - наблюдает; - проводит эксперименты; - делает умозаключения и выводы; - структурирует материал; - готовит тексты собственных докладов; - объясняет, доказывает и защищает свои идеи. | Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся
- вносит коррективы в свои действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся
- проводит наблюдения и эксперименты; - выска зывает суждения; - делает умозаключения и выводы -аргумен тирует (защищает) свои идеи и т.п.
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся
|
Самостоятельная исследовательская практика | Коллективное обсуждение проблематики, планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися. Коллективная игра-исследование. Подготовка детских работ к публичной защите. Представление резуль татов собственных изысканий и проведение предварительной защиты работ. | 18 | Обучающийся получит опыт проведения самостоятельных исследований и выполнения творческих проек тов | |
Мониторинг исследовательской деятельности | Заслушивание всех докладов об ито гах проведенных исследований и выполненных проектах, воп росы авторам, высказывание собственных суждений. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Доклад, ответы на вопросы и заслу шивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. | 6 | Обучающийся - освоит практику презентаций результатов собственных исследований, - овладеет умениями аргументировать собствен ные суждения. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Кол-во часов | Дата | Тема |
1 ЧЕТВЕРТЬ (9 ч) | |||
Тренинг исследовательских способностей | |||
1 | 1 | Научные исследования и наша жизнь | |
2 | 1 | Методы исследования | |
3 | 1 | Наблюдение и наблюдательность | |
4 | 1 | Эксперимент - познание в действии | |
5 | 1 | Гипотезы и провокационные идеи | |
6 | 1 | Анализ и синтез | |
7 | 1 | Как давать определения понятиям | |
8 | 1 | Планирование и проведение наблюдений и экспериментов | |
9 | 1 | Наблюдение и экспериментирование | |
2 ЧЕТВЕРТЬ (7 ч) | |||
10 | 1 | Основные логические операции | |
11 | 1 | Гипотезы и способы их конструирования | |
12 | 1 | Искусство задавать вопросы | |
13 | 1 | Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное | |
14 | 1 | Ассоциации и аналогии | |
15 | 1 | Суждения, умозаключения, выводы | |
16 | 1 | Искусство делать сообщения | |
3 ЧЕТВЕРТЬ (10 ч) | |||
Самостоятельная исследовательская практика | |||
17-18 | 2 | Как выбрать тему собственного исследования | |
19-20 | 2 | Индивидуальная работа по планированию и прове дению самостоятельных исследований | |
21-22 | 2 | Коллективная игра-исследование | |
23-25 | 3 | Индивидуальная консультационная работа по про ведению самостоятельных исследование | |
26 | 1 | Семинар | |
4 ЧЕТВЕРТЬ (8 ч) | |||
Мониторинг исследовательской деятельности | |||
27-28 | 2 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | |
29-30 | 2 | Подготовка собственных работ к защите | |
31-34 | 4 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Учебные и методические пособия:
Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная ли тература», 2012.
Савенков А.И. Развитие логического мышления. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учеб ная литература», 2012
Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издатель ство «Учебная литература», 2012
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная ли тература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Я - исследователь»
данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
Программа по внеурочной деятельности " Я - исследователь"
Программа по внеурочной деятельности " Я -исследователь"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс
Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"
Рабочая программа составлена на основе "Программы исследовательского обучения младших школьников" А.И. Савенкова...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....
Программа курса внеурочной деятельности "Исследователи космоса"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Исследователи Космоса» для учащихся первого года обучения разработана в соответствии с:Федеральным государственным образовательным ст...