Дорогою добра
рабочая программа (4 класс) на тему

Назарова Надежда Владимировна

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей, приведённый в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Пояснительная записка.

          Статус документа.

Рабочая программа учебного курса «Дорогою добра» для 4 класса  разработана на основе: 

             - Закона Российской  Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

           - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г., регистрационный номер 17785);

           - приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);    

            - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";

            - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования».

           - ООП школы;

           - Программы внеурочной деятельности школы;

           - Плана внеурочной деятельности школы на 2016/2017 учебный год;

              - Учебного плана образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год;

            -  годового календарного графика.  

            -  Положения о  внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС МБОУ «Школа № 51» Вахитовского района г.Казани.

             -  Положения о портфолио.

                                     Актуальность программы.

Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей. Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является  ориентация на духовное развитие личности.

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:
Нравственное воспитание - целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

В настоящее время многими учеными, психологами анализируется сущность нравственного поведения и психолого-педагогические детерминанты ее становления у детей благодаря влиянию телевизионных средств, в частности мультфильмов.
Взаимодействие человека со средствами массовой коммуникации является реальностью современной жизни. Так, мультфильмы, влияют на сознание абсолютного большинства детей. Сейчас мультфильмы  являются вовсе не случайным фактором психического и личностного развития ребенка, а одним из постоянных значимых факторов влияния на различные аспекты внутреннего мира, в частности, ее нравственное развитие.
        Дети инстинктивно правильно воспринимают эмпатийно интенцию (направленность сознания, мышления на героя )  мультфильма, но без помощи взрослого они самостоятельно осознать их правильность и проанализировать свои переживания они не могут. Дети младшего школьного возраста во время просмотра мультфильма довольно заметно проявляют чувства милосердия, сострадания, сопереживания. Некоторые из них в процессе беседы и обсуждения мультфильма  готовы прийти на помощь герою мультфильма или ином ровеснику, который бы попал в плохую ситуацию. Как правило, их захватывает масштабность, быстрая смена темпа, громкая музыка, детские голоса и т.д. и часто это направляет их внимание мимо медленные сцены, в которых демонстрируются обучающие диалоги. Поэтому они в большинстве своем не способны воспроизвести причинно-следственную связь событий, разворачивающихся от начала истории к ее завершению. Дети испытывают трудности воспроизведения последовательности сюжета благодаря возрастной тенденции запоминать поступки, которые сделали герои гораздо раньше, еще с большими трудностями мотивы и цели, к которым герои стремятся, и события, обусловливающие эти цели. Кроме того, дети не понимают искусственность сюжетов телевизионных передач, часто верят, что герои придерживаются своих ролей (и сценарных характеров) и в реальной жизни. Поэтому необходимым этапом является  проведение  с детьми беседы, инсценировки  той или иной ситуации в виде игры-драматизации, где, на наш взгляд, дети смогут почувствовать состояние другого. Это  определенным образом нейтрализует пагубное влияние современного телевидения и учит более критично относиться к увиденному. Можно утверждать, что получая положительные примеры поведения героев мультфильма  ребенок будет повторять их в реальной жизни. Важно также то, чтобы это поведение было также одобрено, или же, наоборот, осужденная со стороны других героев или значимого взрослого, сверстниками.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно актуальна,  потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей, приведённый в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество. 

В ее содержание входит программа дополнительного образования «Дорогою добра»,  которая разработана в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей на основании письма от 11.12.2006г. № 06-1844 Министерства образования и науки РФ департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей до 20.04.2011г.

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и построена с учетом особенностей взросления от первого к четвертому классу.

Практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявление в жизни, давать оценку реальному поведению людей, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения.

Систематическая, целенаправленная работа по реализации данной программы «Дорогою добра» с использованием мультфильмов , активных видов деятельности и форм занятий поможет воспитать человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.

                                        Цели и задачи

Программа внеурочной деятельности «Дорогою добра» реализует следующую цель:

Воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие.

Задачи:

  1. Вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения, оценочные моральные принципы, представления у обучающихся.
  1. Способствовать усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами нравственного самовоспитания.
  2. Воспитывать нравственные качества:, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
  3. Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.

                         Предполагаемый результат работы

Результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются по итогам каждого года обучения по программе «Дорогою добра» в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:

  • экспертные суждения родителей;
  • анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;
  • тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;
  • самооценочные суждения  детей.  

В результате работы по программе «Дорогою добра» обучающиеся научатся:

  •  будут знать школьный и внешкольный этикет, правила общения и культуры внешнего вида;
  •  познакомятся с общественными нормами, с устройством общества, с социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе (т.е.  социальные знания);
  • приобретут опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

  - получат первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, ценностное отношения к социальной реальности в   целом.

                             Механизм реализации программы

  1. Педагогические средства и формы
  • просмотр мультфильмов,  презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений,  былин, притч;
  • наблюдение и обсуждение поступков мультипликационных героев в различных ситуациях ;
  • участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно- досуговых программ;
  • участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества,
  • экскурсии, прогулки по микрорайону, виртуальные путешествия по родному краю и музеям страны;
  • презентации учебных и творческих достижений обучающихся.
  1. Материально-техническая база

На базе образовательного учреждения имеются необходимые материально-технические ресурсы: компьютерный класс, мультимедийное оборудование, библиотека, открытый доступ к ресурсам сети Internet, ученический кабинет, принтер и т.д.

  1. Состав участников

Программа курса ориентирована на учащихся 1-4 классов.

  1. Сроки и место реализации программы

        Программа реализуется в рамках Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования в МБОУ «Школа  №51» в течение 2013-2017 учебного года и рассчитана на 34 занятия в год.

                            План реализации программы

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов, включает в себя 6 блоков и построена с учетом особенностей взросления от первого к четвертому классу:

  1. «Школьный  и внешкольный этикет»
  • усвоение нравственных норм, правил, требований;
  • формирование устойчивых положительных привычек, основ культуры общения и поведения, построения межличностных отношений;
  1.  «Правила общения. Культура внешнего вида»
  • выработка основных этических понятий и норм речевого поведения;
  • формирование культуры нравственного поведения;
  • формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;
  • профилактика вредных привычек;
  • овладение основами нравственного самовоспитания;
  1. «О трудолюбии»
  • воспитание трудолюбия, ответственного отношения к учению и труду;
  • формирование потребности в выполнении поручений, обязанностей, посильной помощи;
  1. «Счастье семьи»
  • формирование ценностного отношения к семье, её традициям;
  • воспитание  почтения и любви к родителям и окружающим;
  1.  «Как прекрасен этот мир»
  • раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;
  • воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;
  • формирование ценностного бережного отношения к природе
  1.  «Твоя речь: слово лечит, слово ранит»
  • формирование  умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности;
  • развитие коммуникативных способностей, умения говорить, слышать и слушать собеседника;
  • выработка оценочных моральных принципов, представлений;
  • воспитание уважения к личности человека, его правам и свободам,  обязанностям и ответственности.

Для подведения итогов предполагается ежегодное открытое мероприятие для родителей. Итоговый отчёт по реализации программы внеурочной деятельности «Дорогою добра» будет представлен на ШМО / «Круглом столе».  

         

                                                     Литература

  1. Сборник мультипликационных фильмов на нравственные темы.
  2. Азбука нравственного воспитания:   Пособие для учителя/Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение,2007г.
  3. Азбука нравственного взросления: методическое пособие, Питер, 2006. - 304 с., Авторы: Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д.
  4. Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А., АЗБУКА ИСТОКОВ «Золотое сердечко».
  5. Духовно-нравственное воспитание в контексте творчества Толстого Л.Н.: «Азбука» 1872 г. и «Новая азбука» 1874–1875 гг.
  6. Нравственное воспитание младших школьников на основе рассказов Осеевой В.А.

                                          Интернет-ресурсы

  1. http://detstvo.ru
  2. http://www.ivi.ru
  3. http://www.portal-slovo.ru
  4. http://www.bestreferat.ru
  5. http://www.dobrieskazki.ru/raboti.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорога добра

Минусовка и текст песни...

Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"

Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....

"Дорогою добра"

Урок литературного чтения...

Презентация к уроку "Дорогою добра"

Презентация к уроку "Дорогою добра"      по духовно-нравственному воспитанию...

урок по курсу ОРКСЭ с презентацией "Дорога добра"

подробный конспект урока-путешествия с презентацией. Модуль - Основы православной  культуры...

Из опыта работы. " Иди , мой друг, всегда иди Дорогою Добра!"

С понятиями " добро " и "зло" дети знакомятся ещё в дошкольные годы.Моя задача - развить дальнейшее представление учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела....

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...