Дорогою добра
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей, приведённый в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа учебного курса «Дорогою добра» для 4 класса разработана на основе:
- Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г., регистрационный номер 17785);
- приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования».
- ООП школы;
- Программы внеурочной деятельности школы;
- Плана внеурочной деятельности школы на 2016/2017 учебный год;
- Учебного плана образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год;
- годового календарного графика.
- Положения о внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС МБОУ «Школа № 51» Вахитовского района г.Казани.
- Положения о портфолио.
Актуальность программы.
Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей. Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является ориентация на духовное развитие личности.
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:
Нравственное воспитание - целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
В настоящее время многими учеными, психологами анализируется сущность нравственного поведения и психолого-педагогические детерминанты ее становления у детей благодаря влиянию телевизионных средств, в частности мультфильмов.
Взаимодействие человека со средствами массовой коммуникации является реальностью современной жизни. Так, мультфильмы, влияют на сознание абсолютного большинства детей. Сейчас мультфильмы являются вовсе не случайным фактором психического и личностного развития ребенка, а одним из постоянных значимых факторов влияния на различные аспекты внутреннего мира, в частности, ее нравственное развитие.
Дети инстинктивно правильно воспринимают эмпатийно интенцию (направленность сознания, мышления на героя ) мультфильма, но без помощи взрослого они самостоятельно осознать их правильность и проанализировать свои переживания они не могут. Дети младшего школьного возраста во время просмотра мультфильма довольно заметно проявляют чувства милосердия, сострадания, сопереживания. Некоторые из них в процессе беседы и обсуждения мультфильма готовы прийти на помощь герою мультфильма или ином ровеснику, который бы попал в плохую ситуацию. Как правило, их захватывает масштабность, быстрая смена темпа, громкая музыка, детские голоса и т.д. и часто это направляет их внимание мимо медленные сцены, в которых демонстрируются обучающие диалоги. Поэтому они в большинстве своем не способны воспроизвести причинно-следственную связь событий, разворачивающихся от начала истории к ее завершению. Дети испытывают трудности воспроизведения последовательности сюжета благодаря возрастной тенденции запоминать поступки, которые сделали герои гораздо раньше, еще с большими трудностями мотивы и цели, к которым герои стремятся, и события, обусловливающие эти цели. Кроме того, дети не понимают искусственность сюжетов телевизионных передач, часто верят, что герои придерживаются своих ролей (и сценарных характеров) и в реальной жизни. Поэтому необходимым этапом является проведение с детьми беседы, инсценировки той или иной ситуации в виде игры-драматизации, где, на наш взгляд, дети смогут почувствовать состояние другого. Это определенным образом нейтрализует пагубное влияние современного телевидения и учит более критично относиться к увиденному. Можно утверждать, что получая положительные примеры поведения героев мультфильма ребенок будет повторять их в реальной жизни. Важно также то, чтобы это поведение было также одобрено, или же, наоборот, осужденная со стороны других героев или значимого взрослого, сверстниками.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей, приведённый в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.
В ее содержание входит программа дополнительного образования «Дорогою добра», которая разработана в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей на основании письма от 11.12.2006г. № 06-1844 Министерства образования и науки РФ департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей до 20.04.2011г.
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и построена с учетом особенностей взросления от первого к четвертому классу.
Практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявление в жизни, давать оценку реальному поведению людей, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения.
Систематическая, целенаправленная работа по реализации данной программы «Дорогою добра» с использованием мультфильмов , активных видов деятельности и форм занятий поможет воспитать человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.
Цели и задачи
Программа внеурочной деятельности «Дорогою добра» реализует следующую цель:
Воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие.
Задачи:
- Вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения, оценочные моральные принципы, представления у обучающихся.
- Способствовать усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами нравственного самовоспитания.
- Воспитывать нравственные качества:, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
- Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.
Предполагаемый результат работы
Результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются по итогам каждого года обучения по программе «Дорогою добра» в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:
- экспертные суждения родителей;
- анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;
- тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;
- самооценочные суждения детей.
В результате работы по программе «Дорогою добра» обучающиеся научатся:
- будут знать школьный и внешкольный этикет, правила общения и культуры внешнего вида;
- познакомятся с общественными нормами, с устройством общества, с социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе (т.е. социальные знания);
- приобретут опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- получат первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, ценностное отношения к социальной реальности в целом.
Механизм реализации программы
- Педагогические средства и формы
- просмотр мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, былин, притч;
- наблюдение и обсуждение поступков мультипликационных героев в различных ситуациях ;
- участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно- досуговых программ;
- участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества,
- экскурсии, прогулки по микрорайону, виртуальные путешествия по родному краю и музеям страны;
- презентации учебных и творческих достижений обучающихся.
- Материально-техническая база
На базе образовательного учреждения имеются необходимые материально-технические ресурсы: компьютерный класс, мультимедийное оборудование, библиотека, открытый доступ к ресурсам сети Internet, ученический кабинет, принтер и т.д.
- Состав участников
Программа курса ориентирована на учащихся 1-4 классов.
- Сроки и место реализации программы
Программа реализуется в рамках Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования в МБОУ «Школа №51» в течение 2013-2017 учебного года и рассчитана на 34 занятия в год.
План реализации программы
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов, включает в себя 6 блоков и построена с учетом особенностей взросления от первого к четвертому классу:
- «Школьный и внешкольный этикет»
- усвоение нравственных норм, правил, требований;
- формирование устойчивых положительных привычек, основ культуры общения и поведения, построения межличностных отношений;
- «Правила общения. Культура внешнего вида»
- выработка основных этических понятий и норм речевого поведения;
- формирование культуры нравственного поведения;
- формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;
- профилактика вредных привычек;
- овладение основами нравственного самовоспитания;
- «О трудолюбии»
- воспитание трудолюбия, ответственного отношения к учению и труду;
- формирование потребности в выполнении поручений, обязанностей, посильной помощи;
- «Счастье семьи»
- формирование ценностного отношения к семье, её традициям;
- воспитание почтения и любви к родителям и окружающим;
- «Как прекрасен этот мир»
- раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;
- воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;
- формирование ценностного бережного отношения к природе
- «Твоя речь: слово лечит, слово ранит»
- формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности;
- развитие коммуникативных способностей, умения говорить, слышать и слушать собеседника;
- выработка оценочных моральных принципов, представлений;
- воспитание уважения к личности человека, его правам и свободам, обязанностям и ответственности.
Для подведения итогов предполагается ежегодное открытое мероприятие для родителей. Итоговый отчёт по реализации программы внеурочной деятельности «Дорогою добра» будет представлен на ШМО / «Круглом столе».
Литература
- Сборник мультипликационных фильмов на нравственные темы.
- Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя/Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение,2007г.
- Азбука нравственного взросления: методическое пособие, Питер, 2006. - 304 с., Авторы: Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д.
- Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А., АЗБУКА ИСТОКОВ «Золотое сердечко».
- Духовно-нравственное воспитание в контексте творчества Толстого Л.Н.: «Азбука» 1872 г. и «Новая азбука» 1874–1875 гг.
- Нравственное воспитание младших школьников на основе рассказов Осеевой В.А.
Интернет-ресурсы
- http://detstvo.ru
- http://www.ivi.ru
- http://www.portal-slovo.ru
- http://www.bestreferat.ru
- http://www.dobrieskazki.ru/raboti.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дорога добра
Минусовка и текст песни...
Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"
Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....
"Дорогою добра"
Урок литературного чтения...
Презентация к уроку "Дорогою добра"
Презентация к уроку "Дорогою добра" по духовно-нравственному воспитанию...
урок по курсу ОРКСЭ с презентацией "Дорога добра"
подробный конспект урока-путешествия с презентацией. Модуль - Основы православной культуры...
Из опыта работы. " Иди , мой друг, всегда иди Дорогою Добра!"
С понятиями " добро " и "зло" дети знакомятся ещё в дошкольные годы.Моя задача - развить дальнейшее представление учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела....
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...