Физкультминутка как этап закрепления знаний
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Физкультурные минутки вносят разнообразие в урок, прибавляют детям настроение, дают хороший заряд бодрости и энергии, а главное эффективно влияют на укрепление здоровья учащихся и продуктивность занятий. Сама физкультминутка длится 2-3 минуты, а сколько интересной разнообразной работы можно провести после нее. Важно даже не количество выполненных упражнений, а прежде всего качество, глубина осмысленности, ширина охвата тем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultminutka_kak_etap_zakrepleniya_znaniy.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультминутка как этап закрепления знаний
Маша шла, шла, шла
Маша ягодку нашла.
Маша села, ягодку съела,
Встала и дальше пошла.
Очень простая, незамысловатая физкультминутка, которую мы часто проделываем в первом классе. А меж тем к ней можно возвращаться в течение всего курса начальной школы при изучении таких тем, как: «Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?», «Заглавная буква в именах собственных», «Прошедшее время глагола», «Однокоренные слова», «Разделительный ъ».
В Федеральный государственный образовательный стандарт включена Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося. «Это комплексная программа формирования знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Наиболее эффективным путем формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребенка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.»
В соответствии с требованиями санитарного законодательства СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" с целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.
Физкультурные минутки необходимо проводить на каждом занятии. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Физкультурные минутки являются обязательными для всех классов начальной школы, так как помогают снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности. Проводятся физкультминутки в течение 2-3 минут в момент проявления у учащихся признаков утомления. Но, как правило, после проведения мы, забывая о ней, переключаемся на тему урока. Сэкономив время на одном, мы многое теряем в другом, часто не задумываясь, что просто движения руками в отрыве от урока и его темы, к сожалению, приносят мало пользы.
Между тем, роль движений для развития психики чрезвычайно велика. Физические упражнения не только повышают общий тонус и активизируют защитные силы организма. Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Кроме того, текстовый материал физкультминуток при разумном подборе вопросов и заданий представляет собой богатейший материал для работы на следующем этапе урока.
Во время физкультминуток я либо закрепляю учебный материал, пройденный на уроке, либо стараюсь создать проблемную ситуацию. Вернемся к нашей физкультминутке и рассмотрим это на конкретном примере.
Маша шла, шла, шла
Маша ягодку нашла.
Маша села, ягодку съела,
Встала и дальше пошла.
- Назовите однокоренные слова.( Шла, нашла, пошла.)
- Какие это части речи?(Глаголы)
- В каком времени эти глаголы? (В прошедшем времени)
- В каком роде? (В женском роде)
- Почему ? ( Род глагола прошедшего времени единственного числа зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.)
-Подберите еще глаголы с другими приставками.( Пришла, дошла, зашла, вышла и т.д.)
- А теперь измените главного героя физкультминутки, заменив одну букву в имени.( Миша)
- Проделаем ее вновь с новым героем.
Ребята проделывают физкультминутку еще раз.
- А теперь назовите глаголы. В каком они роде? Почему?
- Какая орфограмма в глаголах шел, нашел, пришел? ( Гласная буква Ё)
Как правило, в подобных словах ученики часто ошибаются. Эти вопросы задаются в четвертом классе, а физкультминутка к этому времени стала уже родная.
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда.
Делай «раз» и делай «два».
Дети со звуком «вжик» делают движения прямыми руками влево и вправо с поворотом туловища впереди стоящей ноги.
- Назовите однокоренные слова. ( Косари, косой.)
- Какой корень в этих словах? ( Корень кос-)
- Коса девушки и коса- орудие труда – однокоренные слова? ( Это не однокоренные слова.)
-Как называются такие слова? ( Многозначные слова)
- Приведите примеры многозначных слов.
- А теперь разберите по составу слово «косарь» и попробуйте подобрать еще слова с подобным суффиксом.
Мы семь раз в ладоши хлопнем,
Восемь раз ногами топнем.
Прибавляем три к семи-
Сколько мы присесть должны?
(Выполнить движения по тексту: 7 хлопков в ладоши, 8 раз ногами топнуть по 4 каждой ногой, 10 приседаний).
-Перечислите имена числительные, которые встретились в тексте физкультминутки.
-Назовите орфограммы в этих числительных.
-Какие это числительные? (Количественные).
- Что в природе встречается в количестве 7? (7 цветов радуги, 7 дней в неделе)
-Образуйте от них порядковые числительные.
На уроке математики могут быть следующие задания:
-Количество хлопков увеличьте в 3 раза ( в 5,7, 9…раз).
- Количество приседаний уменьшите на столько же.
Разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления получает ребенок благодаря пальчиковым играм, которые я провожу на каждом уроке, особенно в 1-2 классах. Пальчиковые игры развивают речь, выразительную мимику и мелкую моторику, у ребенка формируется концентрация внимания и выдержка.
В качестве примера приведу пальчиковую игру «Дом».
Я хочу построить дом ,(складываем руки над головой домиком»)
чтоб окошко было в нем,(смыкаем пальцы перед глазами окошком)
Чтоб у дома дверь была, (ладони поворачиваем к себе, смыкаем их ребра)
рядом чтоб сосна росла.(пальцы растопыриваем, руки тянем вверх)
Чтоб вокруг забор стоял, (выводим руки перед собой кольцом, пальцы соединяем)
пес ворота охранял,(одна рука – «пес»( большой палец направлен вверх, мизинец вниз).
Чтоб на травке жил жучок (-левая рука – «травка», пальцы растопырены, смотрят вверх, пальцы правой руки – жучок. Перебираем пальцами правой руки по пальцам левой)
бегал быстрый паучок, (меняем руки)
Солнце было, (ладони соединяем боковыми поверхностями, пальцы растопырены)
дождик шел, (выполняем стряхивающие движения)
и тюльпан в саду расцвел. (предплечья прижимаем, пальцы- лепестки смотрят вверх)
Чтоб флажок на доме был,(качаем кистями рук)
а за домом ежик жил! (пальцы рук переплетаем, направляем вверх)
Все движения дети выполняют под музыку и поют.
-Вспомните из игры и назовите слова, отвечающие на вопрос что?
-Дом, окошко, дверь, сосна, травка, солнце, дождик, тюльпан, флажок, сад.
-А теперь назовите слова, отвечающие на вопрос кто?
- Пес, жучок, паучок, ежик.
А тема урока была «Слова, которые отвечают на вопросы «кто? что?»
Во 2 классе это была бы тема «Имя существительное»;
В 3 классе – «Род имен существительных», «Склонение имен существительных»;
В 4 классе – «Глаголы прошедшего времени».
На уроке окружающего мира это были бы другие задания. К примеру,
-Назовите предметы живой природы.
-Сосна, пес, травка, жучок, паучок, тюльпан, ежик.
- Назовите предметы неживой природы.
-Солнце, дождик.
-Назовите предметы рукотворного мира.
-Дом, забор, ворота, флажок.
Очень много физкультминуток можно придумать самим. Тут важен не стихотворный текст, а материал урока, который необходимо закрепить. Исходя из темы урока, предлагаются задания с различными движениями: дети одновременно выполняют упражнения и закрепляют тему урока.
Вот, к примеру, некоторые из них:
Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются друг к другу и хлопают в ладоши, а если формы одного и того же слова – приседают.
Маленький- маленькая, маленький – малыш, варенье- повар, варенье- сварил, повар- повара, летчик- летает, вертит – вертолет, стол-столы, стол- столовая.
Дети часто путают однокоренные слова с формами одного и того же слова, поэтому к данной физкультминутке можно возвращаться многократно меняя лишь текст задания.
Зачитываю существительные: аккорд, ванна, аппарат, помощь, гамма, грамм,
группа, боль, искусство, повесть, миллиметр, ссора, совесть, кроссворд, орфограмма.
Если существительное 1-го склонения - руки впереди,
существительное 2-го склонения - руки вверх,
существительное 3 - го склонения - руки в стороны.
Множество заданий на выполнение различных движений можно придумать для закрепления звуко-буквенного состава слов.
Например:
-Приседайте столько раз, сколько звуков в слове «тетрадь».
-Сделайте столько хлопков, сколькими буквами записано это слово.
- А теперь посмотрите на обложку ваших тетрадей и проверьте себя.
- Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове «елка».
- Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.
Физкультурные минутки вносят разнообразие в урок, прибавляют детям настроение, дают хороший заряд бодрости и энергии, а главное эффективно влияют на укрепление здоровья учащихся и продуктивность занятий. Сама физкультминутка длится 2-3 минуты, а сколько интересной разнообразной работы можно провести после нее. Важно даже не количество выполненных упражнений, а прежде всего качество, глубина осмысленности, ширина охвата тем.
Таким образом, от урока к уроку содержание заданий меняется, а степень их сложности постепенно увеличивается. Часто задания рождаются прямо на уроках под влиянием нескончаемых вопросов. Деятельность учащихся становится активной, увлекательной. Отсутствие стереотипа заставляет детей каждый раз мобилизовать внимание, напрягать память и мышление, усиливает положительный эмоциональный настрой школьника. А это дорогого стоит!
Литература:
- Е.Железнова «Пять веселых поросят»/ Пальчиковые песенки-игры для малышей от 2 до 5 лет. Серия компакт дисков для общего и музыкального развития малышей от рорждения до школы.
- Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка/ Г.А.Бакулина, Е.А.Обухова, Н.В.Дембицкая.- М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.
- Школа физкультминуток. 1-4 классы/ Авт.-сост. В.И.Ковалько.- 2-е изд., перераб.- М.: ВАКО, 2013.
- http://standart.68edu.ru/
- http://base.garant.ru/12183577/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дидактическая игра на этапе закрепления и повторения знаний на уроках русского языка"
Содержание:1. Игра как вид деятельности.2. Словесные игры.3. Богатство языка в играх....
Физкультминутка как средство закрепления знаний на уроках.
На уроках в начальных классах реализуются разнообразные технологии, от традиционных до интерактивных и Интернет-технологий. Особое место занимают здоровьесберегающие технологии, среди кото...
«Дидактическая игра на этапе закрепления и повторения знаний на уроках русского языка»
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозмож...
Урок закрепления знаний по теме "Закрепление знаний об имени существительном"
Урок по русскому языку по теме "Закрепление знаний об имени существительном" 3 класс. Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий "Русский язык" 3 класс "Школа России"...
Математика Тема урока: Обобщение и закрепление знаний учащихся по теме: «Числа от 1 до 10.Закрепление».
Общественный смотр знаний...
Применение игровых технологий на этапе закрепления новых знаний (презентация)
презентация к статье...