Физкультминутка как этап закрепления знаний
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Афандерова Елена Юрьевна

Физкультурные минутки  вносят разнообразие в урок, прибавляют детям настроение, дают хороший заряд бодрости и энергии, а главное эффективно влияют на укрепление здоровья учащихся и продуктивность занятий. Сама физкультминутка длится 2-3 минуты, а сколько интересной разнообразной работы  можно провести после нее.  Важно даже не количество выполненных упражнений, а прежде всего качество, глубина осмысленности, ширина охвата тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultminutka_kak_etap_zakrepleniya_znaniy.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультминутка как этап закрепления знаний

Маша шла, шла, шла

Маша ягодку нашла.

Маша села, ягодку съела,

Встала и дальше пошла.

Очень простая, незамысловатая физкультминутка, которую мы часто проделываем в первом классе. А меж тем к ней можно возвращаться в течение всего курса начальной школы при изучении таких тем, как: «Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?», «Заглавная буква в именах собственных», «Прошедшее время глагола», «Однокоренные слова», «Разделительный ъ».

В Федеральный государственный образовательный стандарт включена Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося. «Это комплексная программа формирования знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения  основной образовательной программы начального общего образования. Наиболее эффективным путем формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми  (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребенка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать  свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.»

В соответствии с требованиями санитарного законодательства СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"  с  целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Физкультурные минутки необходимо проводить на каждом занятии. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Физкультурные минутки являются обязательными для всех классов начальной школы, так как помогают снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности.  Проводятся физкультминутки в течение 2-3 минут в момент проявления у учащихся признаков утомления.   Но, как правило, после проведения мы, забывая о ней, переключаемся на тему урока. Сэкономив время на одном, мы многое теряем в другом, часто не задумываясь, что просто движения руками в отрыве от урока и  его темы, к сожалению, приносят мало пользы.

Между тем, роль движений для развития психики чрезвычайно велика. Физические упражнения не только повышают общий тонус и активизируют защитные силы организма. Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Кроме того, текстовый материал физкультминуток при разумном подборе вопросов и заданий представляет собой богатейший материал для работы на следующем этапе урока.

Во время физкультминуток я либо закрепляю учебный материал, пройденный на уроке, либо стараюсь создать проблемную ситуацию. Вернемся к нашей физкультминутке и рассмотрим это на конкретном примере.

Маша шла, шла, шла

Маша ягодку нашла.

Маша села, ягодку съела,

Встала и дальше пошла.

- Назовите однокоренные слова.( Шла, нашла, пошла.)

 - Какие это части речи?(Глаголы)

- В каком времени эти глаголы? (В прошедшем времени)

- В каком роде? (В женском роде)

- Почему ? ( Род глагола прошедшего времени единственного числа зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.)

-Подберите еще глаголы с другими приставками.( Пришла, дошла, зашла, вышла и т.д.)

- А теперь измените главного героя физкультминутки, заменив одну букву в имени.( Миша)

- Проделаем ее вновь с новым героем.

Ребята проделывают физкультминутку еще раз.

- А теперь назовите глаголы.  В каком они роде? Почему?

- Какая орфограмма в глаголах шел, нашел, пришел? ( Гласная буква Ё)

Как правило,  в подобных словах ученики часто ошибаются. Эти вопросы задаются в четвертом классе, а физкультминутка к этому времени стала уже родная.    

Тишина стоит вокруг,

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда-сюда.

Делай «раз» и делай «два».

Дети со звуком «вжик» делают движения прямыми руками влево и вправо с поворотом туловища впереди стоящей ноги.

- Назовите однокоренные слова. ( Косари, косой.)

- Какой корень в этих словах? ( Корень кос-)

- Коса девушки и коса- орудие труда – однокоренные слова? ( Это не однокоренные слова.)

-Как называются такие  слова?  ( Многозначные слова)

- Приведите примеры многозначных слов.

- А теперь разберите по составу слово «косарь» и попробуйте подобрать еще слова с подобным суффиксом.

Мы семь раз в ладоши хлопнем,

Восемь раз ногами топнем.

Прибавляем три к семи-

Сколько мы присесть должны?

(Выполнить движения по тексту: 7 хлопков в ладоши, 8 раз ногами  топнуть по 4 каждой ногой, 10 приседаний).

-Перечислите имена числительные, которые встретились в тексте физкультминутки.

-Назовите орфограммы в этих числительных.

-Какие это числительные? (Количественные).

- Что в природе встречается в количестве 7? (7 цветов радуги, 7 дней в неделе)

-Образуйте от них порядковые числительные.

На уроке математики могут быть следующие задания:

-Количество хлопков увеличьте в 3 раза ( в 5,7, 9…раз).

- Количество приседаний уменьшите на столько  же.

Разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления получает ребенок благодаря пальчиковым играм, которые я провожу на каждом уроке, особенно в 1-2 классах. Пальчиковые игры развивают речь, выразительную мимику и мелкую моторику, у ребенка формируется концентрация внимания и выдержка.

В качестве примера приведу пальчиковую игру «Дом».

Я хочу построить дом ,(складываем руки над головой домиком»)

чтоб окошко было в нем,(смыкаем пальцы перед глазами окошком)

Чтоб у дома дверь была, (ладони поворачиваем к себе, смыкаем их ребра)

 рядом чтоб сосна росла.(пальцы растопыриваем, руки тянем вверх)

Чтоб вокруг забор стоял, (выводим руки перед собой кольцом, пальцы соединяем)

пес ворота охранял,(одна рука – «пес»( большой палец направлен вверх, мизинец вниз).

Чтоб на травке жил жучок  (-левая рука – «травка», пальцы растопырены, смотрят вверх, пальцы правой руки – жучок. Перебираем пальцами правой руки по пальцам левой)

бегал быстрый паучок, (меняем руки)

Солнце было, (ладони соединяем боковыми поверхностями, пальцы растопырены)

дождик шел, (выполняем стряхивающие движения)

 и тюльпан в саду расцвел. (предплечья прижимаем, пальцы- лепестки смотрят вверх)

Чтоб флажок на доме был,(качаем кистями рук)

а за домом ежик жил! (пальцы рук переплетаем, направляем вверх)

Все движения дети выполняют под музыку и поют.

-Вспомните из игры и назовите слова, отвечающие на вопрос что?

-Дом, окошко, дверь, сосна, травка, солнце, дождик, тюльпан, флажок, сад.

-А теперь назовите слова, отвечающие на вопрос кто?

- Пес, жучок, паучок, ежик.

А тема урока была  «Слова, которые отвечают на вопросы «кто? что?»

Во 2 классе это была бы тема «Имя существительное»;

В 3 классе – «Род имен существительных», «Склонение имен существительных»;

В 4 классе – «Глаголы прошедшего времени».

На уроке окружающего мира это были бы другие задания. К примеру,

-Назовите предметы живой природы.

-Сосна, пес, травка, жучок, паучок, тюльпан, ежик.

- Назовите предметы неживой природы.

-Солнце, дождик.

-Назовите предметы рукотворного мира.

-Дом, забор, ворота, флажок.

Очень много физкультминуток можно придумать самим. Тут важен не стихотворный текст, а материал урока, который необходимо закрепить. Исходя из темы урока,  предлагаются задания с различными движениями: дети одновременно выполняют упражнения и закрепляют тему урока.

Вот, к примеру, некоторые из них:

Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются друг к другу и хлопают в ладоши, а если формы одного и того же слова – приседают.

Маленький- маленькая,  маленький – малыш, варенье- повар, варенье- сварил, повар- повара, летчик- летает, вертит – вертолет, стол-столы, стол- столовая.

Дети часто путают однокоренные слова с формами одного и того же слова, поэтому к  данной физкультминутке можно возвращаться многократно меняя лишь текст задания.

Зачитываю существительные: аккорд, ванна, аппарат, помощь, гамма, грамм,

группа, боль, искусство, повесть, миллиметр, ссора, совесть, кроссворд, орфограмма.

Если существительное 1-го склонения - руки впереди,

существительное 2-го склонения - руки вверх,

существительное 3 - го склонения - руки в стороны.

Множество заданий на выполнение различных движений можно придумать для закрепления звуко-буквенного состава слов.

Например:

-Приседайте столько раз, сколько звуков в слове «тетрадь».

-Сделайте столько хлопков, сколькими буквами записано это слово.

- А теперь посмотрите на обложку ваших тетрадей и проверьте себя.

- Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове «елка».

- Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.

Физкультурные минутки  вносят разнообразие в урок, прибавляют детям настроение, дают хороший заряд бодрости и энергии, а главное эффективно влияют на укрепление здоровья учащихся и продуктивность занятий. Сама физкультминутка длится 2-3 минуты, а сколько интересной разнообразной работы  можно провести после нее.  Важно даже не количество выполненных упражнений, а прежде всего качество, глубина осмысленности, ширина охвата тем.

Таким образом, от урока к уроку содержание заданий меняется, а степень их сложности постепенно увеличивается. Часто задания рождаются прямо на уроках под влиянием нескончаемых вопросов. Деятельность учащихся становится активной, увлекательной. Отсутствие стереотипа заставляет детей каждый раз мобилизовать внимание, напрягать память и мышление, усиливает положительный эмоциональный настрой школьника.  А это дорогого стоит!

Литература:

  1. Е.Железнова «Пять веселых поросят»/ Пальчиковые песенки-игры для малышей от 2 до 5 лет. Серия компакт дисков для общего и музыкального развития малышей от рорждения до школы.
  2. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка/ Г.А.Бакулина, Е.А.Обухова, Н.В.Дембицкая.- М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.
  3. Школа физкультминуток. 1-4  классы/ Авт.-сост. В.И.Ковалько.- 2-е изд., перераб.- М.: ВАКО, 2013.
  4. http://standart.68edu.ru/
  5. http://base.garant.ru/12183577/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактическая игра на этапе закрепления и повторения знаний на уроках русского языка"

Содержание:1. Игра как вид деятельности.2. Словесные игры.3. Богатство языка в играх....

Физкультминутка как средство закрепления знаний на уроках.

На уроках  в начальных классах реализуются разнообразные технологии, от традиционных до интерактивных и Интернет-технологий. Особое место занимают здоровьесберегающие технологии, среди кото...

«Дидактическая игра на этапе закрепления и повторения знаний на уроках русского языка»

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозмож...

Урок закрепления знаний по теме "Закрепление знаний об имени существительном"

Урок по русскому языку по теме "Закрепление знаний об имени существительном" 3 класс. Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий "Русский язык" 3 класс "Школа России"...