рабочие программы 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программма по литературному чтению для 4 класса школа 2100
Рабочая программа по русскому языку 4 класс умк школа 2100
Рабочая программа по математике 4 класс школа 2100
рабочая программа по окружающему миру 4 класс школа 2100
рабочая программа по ИЗО 4 класс школа 2100
рабочая программа по музыке 4 класс школа 2100
рабочая программа по технологии 4 класс школа 2100
ОРКиСЭ светская этика 4 класс школа 2100
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass.zip | 788.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9г. Надыма»
Рекомендовано методическим объединением учителей начальных классов протокол №_______ от «______» ____________ 201____г. | Согласована «______» _____ 201___г. заместитель директора по УВР _____________И.В. Семенова | Рассмотрено на педагогическом совете. Протокол № ___ от «___» ______ 201___ г. Утверждено на заседании Управляющего совета. Протокол № ___ от __________ |
Рабочая учебная программа
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы светской этики»
I уровень образования, 4д класс
Срок реализации программы: c 01.09.2016 г. по 27.05.2017 г.
Составлена на основе Примерной основной образовательной программы
начального общего образования
Составитель Жабина Т В., учитель начальных классов.
Надым - 2016 г.
Введено в действие.
Приказ № ____ от «____»___________201____г.
Директор МОУ СОШ № 9 ___________________ Т.Г. Цвентарная
4 класс
- Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, обеспечена УМК для 1-4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой Е.А. Уразовой, В.Г. Петровича и др.
4 класс – 34 часа (1 час в неделю);
УМК:
- Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлева. Учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс.- М.: Баласс, 2012 г., рекомендован Министерством образования и науки РФ.
Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
II. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, курс «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» изучается в 4–5 классах по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.
III. Планируемые результаты.
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
– оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения
общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
– объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;
– самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
– опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;
– чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки;
– средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й и 2-й линий развития школьников.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
- формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий;
– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
– совместно с учителем составлять план решения проблемы;
– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников и других материалов;
– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й линии развития, а также технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
– слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
– договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
– определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям
(нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
– излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
– знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;
– устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
– проявлять уважение к любой вере или к отсутствию её (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности);
– осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
– строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
– делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
– договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;
– осознавать разницу между «внутренней искренней верой» и «внешним обрядоверием»;
– на самом простом уровне различать традиционные религии и тоталитарные секты.
Диагностика успешности достижения этих результатов осуществляется прежде всего в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
IV. Содержание учебного модуля «Основы светской этики»
Введение. Россия – наша Родина! 2 часа. Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.
Как отличить добро от зла? 14 часов. Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души. Представление проектов по теме.
Каковы истоки правил морали? 9 часов. Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме.
Какие правила морали особенно важны в школе? 9 часов. Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме.
Срок реализации рабочей учебной программы 2014/2015 учебный год.
Требования к оцениванию.
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ – определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение и опыт, вести самостоятельно практическую работу.
V. Материально-техническое обеспечение курса
Главная цель курса по изучению основ религиозных культур и светской этики – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении. Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
- экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса
Наглядные пособия: печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты
выдающихся людей России.
- Оборудование для мультимедийных демонстраций; компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, система голосования/ тестирования.
- Ссылки на Интернет-ресурсы:
- Сайт ОС «Школа 2100»http://www.school2100.ru/uroki/elementary/
Сайт «Основы светской этики» http://chkolarik.my1.ru/publ/konspekty_urokov/osnovy_svetskoj_ehtiki/36
Используемые мультимедийные продукты:
ЭОР. 1С: Школа. Игры и задачи, 1– 4 классы.
(СД-Диск): «Основы светской этики»
VI. Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ темы | Дата | Тема урока | Виды деятельности | Использование ЭОР | Дифференцированное домашнее задание | |
02.09 | Как работать с учебником | - знать понятия этика, светская этика - уметь рассказывать об истории возникновения этики | Презентация «Как работать с учебником» | С. 4-7 Чтение статьи, ответить на вопросы | *сочинение-рассуждение «Зачем мне изучать светскую этику» | |
09.09 | Россия - наша Родина. | - знать понятия ценности, идеалы. Уметь определять эти понятия в литературе - иметь представление для чего существуют культурные традиции | Презентация «Россия - наша Родина» | С. 8-14 Ответить на вопрос: приведи примеры духовных ценностей | *Подобрать пословицы разных народов России или выставка демонстрация национальных костюмов | |
Глава 1. Как отличить добро от зла? – 14 ч Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Личностные результаты:
| ||||||
16.09 | Граница между добром и злом | - знать понятия добро, зло - уметь приводить примеры | Презентация «Добро и зло» | С. 15-19 читать Анализ текста. отв. на в 19
| *Собери рецепты вкусных и полезных национальных блюд или создай книгу | |
23.09 | Граница между добром и злом | - уметь рассказывать о культуре, морали, нравственности, этике - уметь называть особенности морали | http://chkolarik.my1.ru/publ/konspekty_urokov/osnovy_svetskoj_ehtiki/36 | отв. на в 20 | Примеры из литературных произведений | |
30.09 | Долг и совесть | - знать понятия моральный долг, стыд | Презентация «Долг и совесть» | С. 20-23 Работа с учебником – анализ иллюстраций | *Подбери мудрые мысли великих людей о добре и зле, морали. | |
07.10 | Долг и совесть | - иметь представление том, почему плохо быть равнодушным | http://chkolarik.my1.ru/publ/konspekty_urokov/osnovy_svetskoj_ehtiki/36 | привести примеры | *, есть ли в мире памятники о доброте Подготовь сообщение или разработай эскиз | |
14.10 | Честь и достоинство | - знать определение чувства собственного достоинства | Презентация «Достоинство человека» | С. 24-28 заполнить таблицу | *Составить тезисный план прочитанной статьи учебника | |
21.10 | Честь и достоинство | - уметь рассказывать о том, что входит в понятие честь | http://chkolarik.my1.ru/publ/konspekty_urokov/osnovy_svetskoj_ehtiki/36 | С. 29 выполнить задания | *Какие поступки известных героев книг,сказок, кинофильмов соответствуют понятиям честь и достоинство | |
28.10 | Счастье и смысл жизни | - знать примеры представлений людей о счастье и смысле жизни | Презентация «Счастье» | С. 30-32 | Анализ текста | |
11.11 | Счастье и смысл жизни | - уметь отвечать на вопросы учебника | С.33 выполнить задания | Сделать презентацию | ||
18.11 | Справедливость и милосердие | - знать определение справедливость, милосердие | Презентация «Милосердие» | Ответить на вопрос: почему милосердие важно в обществе | *Рассказать случай из жизни, когда свами поступили справедливо инесправедливо. Обоснуй. | |
25.11 | Справедливость и милосердие | - уметь рассуждать о золотом правиле нравственности | http://chkolarik.my1.ru/publ/konspekty_urokov/osnovy_svetskoj_ehtiki/36 | С.38 задания | *Рассказать о несправедливом отношении одних героев к другим из сказок.Почему так считаешь. | |
02.12 | Обобщение главы 1 | - уметь рассуждать о том, что добродетельно | С. 39, подготовить проект | Подготовить презентацию проекта | ||
09.12 | Обобщение главы 1 | - уметь рассказать о своих добродетельных поступках | подготовить проект | |||
16.12 | Представление проектов | - уметь рассуждать о долге, чести, смысле жизни | Презентации учеников | С.40 подготовить проект | Подготовить презентацию проекта | |
23.12 | Представление проектов | - уметь представлять собственный проект | Подготовить проект | Подготовить презентацию проекта | ||
Глава 2. Каковы истоки правил морали?- 9 ч Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Личностные результаты:
| ||||||
13.01 | Ценность рода и семьи | - знать определения рода, семьи | Презентация «Семья» | С.42-46. Ответить на вопрос: в чем особенность любви | *Составьте с родителями свою родословную | |
20.01 | Ценность рода и семьи | - уметь рассказывать о семейных традициях | http://chkolarik.my1.ru/publ/konspekty_urokov/osnovy_svetskoj_ehtiki/36 | Задания с.46 | *Придумайте и изобразите герб своей семьи | |
27.01 | Образцы культуры народов | - знать определение культура народа | Презентация «Культура народов» | С. 48-52, отв. на | Анализ текста | |
03.02 | Образцы культуры народов | - уметь рассказывать о традициях. | С.53 вопросы | Сочинение о своих друзьях разных национальностей, об особенностях их культуры | ||
10.02 | Взгляд светский и взгляд религиозный | - знать определения религия, светскость | Презентация «Религия» | С. 54-58 | Подготовить иллюстрированный рассказ | |
17.02 | Взгляд светский и взгляд религиозный | - уметь различать понятия религия, светскость | http://chkolarik.my1.ru/publ/konspekty_urokov/osnovy_svetskoj_ehtiki/36 | С. 58, вопр.1 | *Придумать свой проект | |
24.02 | Обобщение главы 2 | - уметь показывать особенности семейного уклада, религиозных верований | Составить рассказ о семье | Подготовить презентацию проекта | ||
03.03 | Обобщение главы 2 | - уметь показывать особенности семейного уклада, религиозных верований | Составить рассказ о семье | Подготовить презентацию проекта | ||
10.03 | Представление проектов | - уметь представлять проект | Презентации учеников | С. 60 | Подготовить презентацию проекта | |
Глава 3. Какие правила морали особенно важны в школе? – 9 ч Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Личностные результаты:
| ||||||
17.03 | Правила поведения в школе | - уметь отвечать на вопросы учебника | Презентация «Правила поведения в школе» | С. 62-61 | Разработать собственные правила | |
24.03 | Правила поведения в школе | - иметь представление собственное представление по изученным темам | задания с.62 | |||
07.04 | Этикет – форма для содержания этики | - знать определение этикет | Презентация «Этикет» | С. 66-68 | Изобразить примеры | |
14.04 | Этикет – форма для содержания этики | - уметь различать приводить примеры понятия | http://chkolarik.my1.ru/publ/konspekty_urokov/osnovy_svetskoj_ehtiki/36 | задания с.69 | *Проанализировать одну из проделок Карлсона с точки зрения нравственного поступка | |
21.04 | Обобщение главы 3 | - уметь рассказывать материал творческих заданий | Подготовка проектов | Презентация творческих проектов | ||
28.04 | Обобщение главы 3 | - иметь представление по изученному материалу | Подготовка проектов | Презентация творческих проектов | ||
05.05 | Представление проектов | - уметь представлять проект | Презентации учеников | С.70 | С.71-73 | |
12.05 | Представление проектов Обобщение курса за год | - уметь представлять проект - уметь отвечать на вопросы учебника - иметь представление собственное представление по изученным темам | Презентации учеников | Изобразить представления о мире С.75 | С.76-78 | |
19.05 | Экскурсия. | - иметь представление собственное представление по изученным темам | ||||
Всего – 34 урока. |
Список литературы
Для учащихся
Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлева. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс.- М.: Баласс, 2013. - 79 с.: ил.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 63 с.: ил.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: электронное учебное пособие. (CD-Диск)
Дополнительная литература.
- Андерсен Г.Х., Снежная королева.
- Губарев В.Г., Королевство кривых зеркал.
- Гайдар. А.П., Тимур и его команда.
- Кун Н.А., Легенды и мифы Древней Греции.
- Лагин Л.И., Старик Хоттабыч.
- Линдгрен А. Малыш и Карлсон.
- Маршак С.Я., Двенадцать месяцев
- Погорельский А., Чёрная курица или Подземные жители.
- Пушкин А.С., Сказка о попе и его работнике Балде.
- Пушкин А.С., Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
- Перро Ш., Золушка.
- Толстой А.Н., Золотой ключик, или приключения Буратино.
Для учителя
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений; под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. – М.: Просвещение, 2010 – 239 с.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2010 – 24 с.
Для родителей
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М. : Просвещение, 2010. – 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...