«Педагогические основы развития творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС»
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Педагогические основы развития творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС»
Подготовила: Карнюхина М.А.
Болхов - 2016
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Развивать творческие способности? Что это значит?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью сказать, что развитие творческих способностей начинается уже на уроке. Не для кого уже не новость, что современный урок значительно отличается от традиции. В эпицентре внимания уже не учитель, а ученик, который определяет тему урока, цель, планирует свою работу, оценивает свой результат. Задача учителя создавать условия для успешной работы обучающегося. Мастерство учителя как раз и заключается в организации исследовательской деятельности обучающегося, в результате которой происходит развитие творческих способностей детей. Современный урок –это один из способов развития личности ребёнка, его индивидуальности. Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований. Признаками и критериями творческой деятельности являются продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». При развитии потребностей и интересов в творчестве мы используем различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу. При этом уроки должны отличаться разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов предлагаются следующие задания:
классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
устанавливать причинно-следственные связи;
видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
рассматривать систему в развитии;
делать предположения прогнозного характера;
выделять противоположные признаки объекта;
выявлять и формировать противоречия;
разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
представлять пространственные объекты.
Большое значение наши учителя придают решению творческих задач на уроках математики. В организации умственной деятельности школьников в процессе решения познавательных задач можно выделить следующие этапы в продвижении учащихся:
решить задачу по аналогии;
решить задачу при частичной подсказке учителя;
доказать правильность решения;
решить нестандартную задачу;
самостоятельно составить творческое задание;
выполнить диагностическую (тестовую) работу.
Второй момент - внеурочная деятельность. В нашей школе она ведётся по пяти направлениям. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей, в формах, отличных от урочной системы обучения. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных традиций. В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
Третий момент- проектная деятельность. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них- исходи из ребенка . Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).
I. Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.
II. Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминают подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете.
Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности я использую идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого воспитания, идея творческого производительного труда. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: «Учение без принуждения».
Моя работа всецело построена на педагогики сотрудничества – это гуманистическое направление педагогики, основанное на демократических принципах, равноправной субъектной позиции участников целостного педагогического процесса, их взаимодействии, сотворчестве, совместной коллективной деятельности, направленное на всестороннее развитие и саморазвитие личности детей.
Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.
Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.
Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков. Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач.
Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.
Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.
А творческий учитель тот, кто:
- преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;
- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
- уважает личность ученика;
- дифференцирует объем и сложность заданий;
- побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;
- развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;
- педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления;
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей младших школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеурочной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ГПД» Обобщение опыта работы. Максименко М.В. Воспитатель ГПД ГОУ СШ № 346.
«Вся радость жизни в творчестве……»...
Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС НОО
quot;Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС НОО"...
«Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС НОО»
Отчет о работе по теме самообразования«Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС НОО»...
«Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС»
В.А.Сухомлинский писал:«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелойрукой, они красиво зазвучат»....
"Развитие творческих способностей учащихся в рамках реализации ФГОС" Тема самообразования на 2017-2020гг..
В данной публикации отражены основные этапы работы над темой по самообразованию. Целью работы в данном направлении является повышение качества учебных занятий на основе изучения и внедрения новых техн...
Развитие творческих способностей учащихся в условиях ФГОС
Эту работу вы можете использовать на выступлении МО....
доклад «Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС НОО»
доклад на пед совет...