Проект "Украденное детство"
проект (4 класс) на тему
Во внеурочное время обучающиеся 4 класса работали над проектом "Украденное детство". Посещали очевидцев ВО войны, брали у них интервью, искали информацию в интернете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ukradennoe_detstvo.docx | 622.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Бычковская средняя общеобразовательная школа
Касторенского района Курской области
Конкурс юных краеведов «Отечество»
Направление «Дети и война»
Исследовательский проект
«УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО»
Авторы: Богачёва Валентина 4 класс
Маслова Елизавета 4 класс
Струев Виталий 4 класс
Руководитель Бобровникова Ирина Алексеевна
2015г.
Оглавление
1.Введение……………………………………………………………………с.3-4
2. Глава I.Горькая память о войне………………………………………….с.4
3. Глава II. Дети и война……………………………………..........................с.4-5
4.Глава III.Наш источник информации……………………………………..с.5-6
5.Практическая часть. Интервью……………………………………………с.7-9
6 .Заключение………………………………………………………………с.10-11
7. Список источников литературы……………………………………………с.12
Приложение 1
Введение
Тем, кто видел эту войну,
тем, кто выжил в эту войну,
тем, кто ещё жив.
Тем, чьё детство опалено огнём
Великой Отечественной войны,
посвящаем…
Живя днём сегодняшним, мы не должны забывать, что есть прошлое. Наше поколение обязано помнить о той войне всё: и трагическое, и героическое. Память не может быть жестокой, она должна быть заботой о будущем, чтобы, извлекая уроки, не повторить ошибок1.
О войне обычно рассказывают ветераны, те, кто прошёл дорогами войны с оружием в руках, те, кто сражался на фронтах. Но на войне страдали не только взрослые, но и дети, у которых война отняла детство. Вот поэтому мы и решили рассказать о войне, которую видели глаза пятилетнего ребенка (слайд 1).
Цель проекта: узнать, как жили, о чём мечтали, во что и чем играли дети военной и послевоенной эпохи (слайд 2).
Задачи: собрать и изучить необходимую информацию по теме с использованием различных источников; научиться обмениваться информацией; узнать из первоисточника о событиях того времени; пропагандировать роль единства, гуманизма и взаимопомощи людей; повысить социальную активность обучающихся; создать условия для их самореализации; повысить информационную культуру детского сообщества.
Возраст участников проекта: 10лет (4класс)
Этапы и сроки реализации:
1 этап. Ноябрь 2014 г. Подготовительный этап.
2 этап. Декабрь 2014г. Основной этап.
3 этап. Январь 2015 г. Заключительный этап.
Этапы работы: интервью с очевидцем тех событий; подбор и анализ информации о Великой Отечественной войне, изучение исторических материалов, чтение и анализ художественной литературы, просмотр документальных и художественных фильмов, подготовка
презентации, представление работ на конкурсах различного уровня.
Роль учителя в проекте: направлять поиск детей, помогать выделять нужную информацию; самому быть источником информации; координировать весь процесс учебной творческой деятельности; поддерживать и поощрять активность обучающихся в работе над проектом.
Глава I.Горькая память о войне
Семьдесят лет назад завершилась победой нашего народа страшная война, унесшая миллионы жизней. Для горькой памяти нет срока. Меняется многое: государства, границы, люди, оценки прошлому. Не меняется память. Всё ещё живы в воспоминаниях немногочисленных уже фронтовиков их боевые товарищи, павшие смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной войны. Ещё хранят седые вдовы старые фотографии и письма, бережно перелистывают в памяти недолгие счастливые дни и плачут, узнавая во взрослых внуках черты давно погибших молодых мужей. Плачут старенькие бабушки и дедушки. Те, которые были во время войны детьми и помнят весь ужас тех событий. И не гаснет пламя вечного огня, зажжённого живыми в память о погибших. Р. Рождественский сказал: «Вспомним всех поимённо горем вспомним свом… Это нужно не мёртвым! Это надо живым!»
Глава II. Дети и война
Поколение детей войны – это наши бабушки и дедушки, а у кого-то это даже прабабушки и прадедушки. Хотя детям войны не приходилось воевать самим, т.к. они были слишком малы, но им пришлось трудно. Их лучшие, детские годы пришлись на времена горя и лишений.
Мы современные дети даже не могут представить себе, каково расти во время войны. Разрушенные дома и звуки выстрелов — таким запомнилось детство тем, кто рос на оккупированной фашистами территории. А тем, кто жил в тылу, запомнились воздушная тревога, письма и «похоронки» с фронта. Многие дети тогда потеряли своих пап, мам и других близких людей на войне.
Сейчас дети войны уже стали пожилыми людьми. Их нужно уважать, ведь война отобрала у них детство, им пришлось вынести такое, что мы себе не можем и представить. У детей войны можно узнать много полезного о том, как преодолевать трудности и радоваться малому.
Часто пишут и говорят, что поколение воевавших и тружеников тыла уходит и с их уходом эта война станет достоянием истории.
Это не так. Достоянием истории война станет только тогда, когда из жизни уйдут дети войны, те, кто сейчас старше 70 лет.
Даже тот, кто в войну был младенцем, страдал от неё, те же, кто постарше, помнят оккупацию или эвакуацию, голод, холод и бомбежки. Помнят и послевоенную жизнь на грани нищеты, вечно голодное детство в коммуналках и бараках или землянках. Cамое светлое время жизни каждого человека – это детство, согревающее воспоминаниями всю жизнь человека, было для большинства детей рождения 30-х и начала 40-х не по-детски тяжелым2.
Глава III.Наш источник информации
Война – грустная тема, которой написано очень много. Когда мы заинтересовались вопросом, о том, как же проводили своё свободное время дети во время войны. Во что играли, какие у них были игрушки. Но дети есть дети, и даже в тяжелые времена они не могут просто сидеть на месте.
Тогда мы стали думать о том, какие же исторические источники можно найти по этой теме. Раскопки здесь не проведёшь, в архивы детей не пускают. Но тут мы подумали, что есть другие источники информации, которые гораздо лучше, чем молчаливые свидетели исторических событий. Наши источники будут разговаривать – это те самые люди, которые были детьми во время и после войны. Это наши соседи, бабушки и дедушки.
Оказалось, что это очень интересный, удивительный источник исторических знаний. Когда стали расспрашивать их мы вдруг поняли, что в их памяти хранится очень многое из того, что написано в учебниках и научных книгах, и что мы раньше воспринимали, как что-то очень далёкое. Но ведь время идёт, пожилые люди могут что-то забыть, что-то для них будет вспоминать всё труднее и труднее. Поэтому мы подумали, что у очевидцев тех событий мы должна узнать как можно больше об их детстве. Это позволит нам не только больше узнать. Благодаря расспросам мы смогли лучше понять и своих собственных родных бабушек и дедушек, и других пожилых людей, которые родились в то время. И ещё, если понять, чем отличаемся мы, дети 21 века, от своих послевоенных предшественников, то можно будет по-другому взглянуть на себя, заново оценить то, как мы живём сейчас. Это и есть зеркало истории.
Практическая часть. Интервью.
Великая Отечественная война по-разному воспринимается в людском сознании. У солдата, ходившего в атаку, – одно восприятие; у матери, спасавшей от голода и бомбежек своих детей, – другое; у ребенка, не понимавшего, что такое война, – совсем иное.
Собирая материал по теме «Отнятое детство», мы воспользовались методом «устной истории» и взяли интервью у Бобровникова Виталия Васильевича жителя села Бычок Касторенского района Курской области (см. слайд 3). Записав его рассказ на диктофон, впоследствии внимательно изучили запись. Вот что у нас получилось.
22 июня 1941 года Фашистская германия напала на Советский Союз (см. слайд 4) . Когда началась Великая Отечественная война, мы жили в селе Бычок: папа, мама, пять братьев и сестра. В первые дни войны отца забрали в ополчение. Мама осталась одна с шестью детьми, мал мала меньше. Младшему брату Саше тогда ещё не было и года.
Я увидел и запомнил войну глазами пятилетнего ребенка. И моя память крепко держит события тех горьких и тяжелых лет. Я хочу рассказать о той войне, которая мне лично запомнилась. Это была война не только взрослых людей, но и детей, ведь бомбы падали на всех одинаково и голодали все одинаково. Война в моей памяти запомнилась не в ее хронологии, а отдельными событиями, фрагментами. Из таких фрагментов и состояла моя война.
Точно как я узнал, что началась война, я не помню, но зато в памяти осталось то, как в село пришли немцы. Они выгнали нас и соседей на улицу, заняли наши дома под жильё. Три женщины – мама и две соседками, выкопали у нас в саду землянку ( см. слайд 5).
Вот в ней мы и стали жить три семьи двадцать человек: старики, дети, женщины. Зима 1943 году была лютая. Обогревались буржуйкой, а топливо для неё собирали по округе: тонкие прутики, ветки полыни, всякий мусор. В землянке было очень холодно и сыро. В деревне с едой было не густо. Питались мы тем, что находили: травы, ягоды, кое-что росло в огороде, но ни молока, ни мяса, ни яиц не было. Всё забрали немцы. Особенно голодно было весной. И большой радостью была найденная в огороде перезимовавшая картошка, из которой пекли лепешки-плюшки. Какими они казались вкусными! Летом собирали ягоды. Вообще чувство голода ещё долго сопровождало меня и в первые годы после войны. Мы, дети войны, ели всякие травы, обрывали кислые дикие яблоки и груши-дички. В войну и одеть было нечего. Особенно зимой. А так хотелось сбегать поиграть на улицу или к соседским детям. Вот мама и придумала для меня и братьев обувь, чтобы мы не бегали по снегу босиком. Она сшила мне из тряпок и ваты «бурочки».
Хочу сказать, что немцы тоже были разными. Не все были карателями и фашистами. Мне вспоминается случай, когда около дома стояла полевая кухня. Немец, готовивший еду, часто нас подкармливал тем, что оставалось от обеда. Мы сидели в лопухах и ждали от него сигнала, он махал нам рукой. Я и мои братья подбегали к кухне со своими котелками. Возможно, у него в Германии остались свои детки, и он тосковал без них и жалел нас. Но вот однажды, ожидая сигнала, мы сидели на своём наблюдательном посту, но не дождавшись, подошли к повару сами. Я шёл первый. А там оказался другой солдат. Он рассвирепел и пнул меня кованым сапогом так, что я отлетел на несколько метров. Мать очень за меня испугалась, но я отделался ушибами и синяками. Я часто по ночам видел в детстве один и тот же кошмарный сон, что на меня опускается огромный сапог с железными подковами и хочет раздавить.
Когда немцы отступали из нашего района, стояла лютая зима. Снегу навалило столько, что пройти было невозможно. Немецкая колонна двигалась по дороге и растянулась от посёлка Горшечное до станции Лачиново. Вдруг прямо через поле на них выскочили наши танки. Они стали бить прямой наводкой по немцам. Обстрел был недолгим. Бежать фашистам было некуда, так как снег в поле был очень глубокий. На дороге образовалось кровавое месиво из кусков тел и снега. Всё вокруг было алым от крови. Несколько дней нас мама не выпускала из землянки. На улице стояла непривычная тишина. Много домов было разрушено, но наш остался цел (см. слайд 6).
И скоро мы все вернулись жить в хату. Топить было нечем, есть было нечего. Дети ходили по округе и собирали веточки, прутики их хватало только для того, чтобы приготовить еду. От холода в доме даже вода в ведре замерзала, а чтобы напиться, надо было кружкой пробить дырку во льду.
Игрушек у нас не было. Мальчишки играли гильзами от снарядов и патронами (см. слайд 7).
Могли из палки сделать автомат или превращали её в норовистого коня. А у сестры была кукла, сделанная из деревяшки. Она её очень любила, пеленала в разное тряпьё и пела ей колыбельные песни.
С фронта отец не вернулся. Он пропал без вести под Ленинградом вместе с тысячами других солдат. Позднее мама пыталась разыскать место его гибели, но безрезультатно. Оставшись одна, растила детей без чьей- либо помощи. Ей было очень тяжело. Она работала в колхозе день и ночь. Моё детство закончилось, так и не начавшись, мы много работали, помогали взрослым (см. слайд 8).
В колхозе требовались рабочие руки – все мужчины ушли на фронт - землю обрабатывали подростки, женщины и даже дети. Мы сажали и копали картофель, заготавливали сено, пасли скот, пололи огороды, в общем, работали везде, где было необходимо. На игры почти не оставалось ни времени, ни сил.
А потом 9 мая 1945 года нам объявили о Победе. Да, мы одержали Победу, но какой ценой! И в день Победы мама рыдала, рыдали соседки от счастья и радости, что всё это позади…
Заключение
Когда мы решили собирать материал к проекту «Украденное детство», то думали, что это будет очень интересно, но совсем не представляли, что проект получится таким печальным.
Анализируя собранный материал, мы пришли к выводу, что дети того времени не имели ничего похожего на жизнь современных ребят. Сегодня у детей очень много самых разных игрушек, которые валяются, позабытые своими хозяевами. Тогда каждая игрушка была большой ценностью. Сегодня дети больше сидят дома, гораздо меньше времени, чем тогда, проводят на улице, на природе, занимаются спортом. От этих занятий нас отвлекают телевизор и компьютер.
Тогда, ребята жили совсем по-другому. Много времени они уделяли работе. Помогали взрослым. Дети занимались спортом и много общались друг с другом. Они сами развлекали себя, не дожидаясь того, чтобы взрослые нашли им занятия. Сами делали игрушки, сами придумывали игры.
В то время дети были очень самостоятельными, по сравнению с сегодняшними детьми. Они гуляли сами по себе, без взрослых, никто за ними не присматривал, потому что взрослые были очень заняты. Но почему-то, когда они купались, ловили рыбу или ходили в лес, с ними редко происходили неприятные случаи. Мне кажется, что у этого есть две причины. С одной стороны, ребята знали, что в случае беды никого из взрослых может и не оказаться рядом. Поэтому надо быть осторожным и внимательным, брать на себя ответственность и за себя, и за своих братьев и сестер, и за своих друзей. С другой стороны, как в городе, так и особенно в деревнях взрослые относились к чужим детям с вниманием, помогали в случае необходимости, могли посоветовать или предостеречь.
Раньше мы думали, что Великая Отечественная война очень далеко от нас, что к нам она не имеет почти никакого отношения. Поэтому всё, что мы слышали о ней, казалось нам глубокой историей, чем-то очень старинным. Но после того, как мы расспросили очевидцев того времени, об их жизни в то время, мы поняли, что просто жизнь очень быстро идёт вперёд и что она очень сильно изменилась с тех пор, когда наши бабушки и дедушки были маленькими. Мы и не задумываемся, что можно жить без телевизора, электричества и горячей воды, что маленькие дети могли ложиться спать голодными, что у них не было своего уголка, где стояли любимые игрушки. Поэтому написание этого проекта произвело на нас большое впечатление. Теперь мы лучше понимаем, что значит история: это то, что происходило с людьми реально, а не только в книгах и фильмах. И что поколение наших бабушек и дедушек – это история, которую надо беречь, ценить и узнавать до того, как живые источники информации канут в историю, пока наши прародители живы и здоровы.
Практическое значение работы велико: её можно использовать на уроках истории, литературы, окружающего мира, во внеклассной работе. Работа может помочь другим обучающимся заняться изучением истории своей семьи, своего села.
Подводя итоги исследовательской работы, увидели, как мало мы знаем о своих близких. Мы очень благодарны Бобровникову Виталию Васильевичу за то, что он поделился с нами своими воспоминаниями. Мы должны сохранить для своих потомков хотя бы эти живые воспоминания. Ведь пока мы помним прошлое, у нас есть и будущее. Мы постараемся узнать ещё больше о других очевидцах событий Великой Отечественной войны. Нас переполняет чувство гордости за своих предков3.
Список источников литературы
1.http://great-victory.ru/?m=6780
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детство, детство, ты куда ушло?...
Урок-классный час проводится в выпускном 9 классе 25 мая после торжественной линейки...
Журналы моего детства и детства моих родителей
Информационный классный час...
Урок литературного чтения "Настоящие друзья детства (рассказ В. Драгунского "Друг детства"). 1 класс, ОС "Школа 2100"
1 класс (ФГОС)...
Статья "Из детства домашнего в школьное детство»
В статье говорится об одной из самых важных проблем в педагогике: о непрерывности и преемственности в образовательном маршруте при переходе из детского сада в школу....
Социально-педагогический проект по первичной профилактике подросткового алкоголизма и наркомании "Здоровое детство - счастливое детство"
Социально-педагогический проект «Здоровое детство – счастливое детство!» - это комплексно-целевой проект по формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, об...
Настоящие друзья детства (рассказ В.Драгунского «Друг детства»)
Урок литературного чтения в 1 классе, УМК «Школа 2100»...
Открытое внеурочное занятие по курсу «Добрая дорога детства» 3класс «Викторина – Добрая дорога детства»
Внеурочное занятие по курсу "Добрая дорога детства" 3кл...