Представление собственного инновационного педагогического опыта Воспитателя группы продлённого дня МБОУ «Зубово - Полянская гимназия» Бирюковой Надежды Николаевны
опыты и эксперименты по теме
На тему «Развитие творческих способностей младших школьников в условиях ГПД»
https://yadi.sk/i/hV2RqWUIv5KoT данная ссылка на моё портфолио 2016-2017 уч. год.
Народная мудрость гласит: «Дитя-драгоценность, но ещё большая драгоценность - его воспитание». Это прежде всего означает создание оптимальных условий для гармоничного развития и творчества каждого учащегося. Современный этап развития педагогики и психологии требует новых подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с использованием методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на творческие процессы, на формирование и развитие творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_opyt.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Воспитателя группы продлённого дня
МБОУ «Зубово - Полянская гимназия»
Бирюковой Надежды Николаевны
На тему «Развитие творческих способностей младших школьников в условиях ГПД»
Народная мудрость гласит: «Дитя-драгоценность, но ещё большая драгоценность - его воспитание». Это прежде всего означает создание оптимальных условий для гармоничного развития и творчества каждого учащегося. Современный этап развития педагогики и психологии требует новых подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с использованием методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на творческие процессы, на формирование и развитие творческой личности.
Предпосылками возникновения и становления опыта являются сложившиеся противоречия: с одной стороны, сегодня четко осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития, т.к. в условиях стремительно развивающегося мира, увеличения и постоянного обновления информации, важно уметь самостоятельно развиваться, совершенствоваться и созидать;
с другой стороны, особенности работы в группе продленного дня предоставляют большие возможности для развития творчества, однако мало специальных работ, посвященных выявлению педагогических условий, обеспечивающих реализацию этих возможностей.
Поэтому в данной ситуации считаю необходимым создание и практическое применение системы занятий, направленной на активизацию и развитие творческих способностей у младших школьник в процессе разнообразной деятельности в условиях группы продленного дня.
Основной целью моей педагогической деятельности является создание условий для формирования творческой личности, активной и самостоятельной, через включение в систему творческих занятий и положительной мотивации творческой деятельности, индивидуальный подход к развитию каждого воспитанника.
Достигнуть творческого развития каждого ребенка можно за счет использования разнообразных видов творческой деятельности, активизации творческого мышления в учебной деятельности и на прогулке, во время игры.
Актуальность и перспективность опыта
Современный мир выдвигает новые требования к личности человека. Если раньше школа требовала усвоения некоего базиса знаний, то современная школа постепенно меняет свои приоритеты.
«Наше общество является развивающимся, которому нужны образованные, нравственные и предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора». Так говорится в концепции модернизации российского образования.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться. В соответствии с ФГОС НОО в школах организуется внеурочная деятельность, одним из направлений которой является улучшение условий для развития ребенка и учет его индивидуальных особенностей. В школе с наличием ГПД внеурочная деятельность в основном реализуется воспитателем.
Соответственно школа должна создать условия для всестороннего развития детей, их познавательных интересов, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.
«Творчество обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития». (Б.В.Давыдов). Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, воображение. В процессе творчества у него возникает интерес не только к результату, но и в первую очередь к процессу деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себя самого. В основе творчества лежит умение комбинировать старое в новые сочетания. Творчество дает переживание своей целостности, оно отражает внутренний мир ребенка, его стремления, желания. В момент творчества человек наиболее полно осознает себя как личность.
Благоприятными условиями для формирования творческих способностей младших школьников является разнообразная деятельность в условиях группы продленного дня. В группе гибкая структура планирования, которая позволяет вносить коррективы в процесс деятельности, создаются условия для большей свободы творчества. Деятельность детей в группе продленного дня разнообразна и включает занятия, как в помещении, так и на улице, соответственно расширяется пространство и возможности для творчества. В группе находятся дети разного возраста, а это создает базу для обмена опытом, знаниями, практическими умениями и навыками.
Концептуальность
Источником новизны является углубленная работа по развитию творческих способностей учащихся через включение в систему творческих занятий в условиях группы продленного дня:
1. Разработка планирования на основе деятельностного подхода, включающего художественно-творческую, познавательную, музыкальную, коммуникативную, игровые виды деятельности.
2. Использование методов, приемов, форм организации внеурочной, игровой, воспитательной и досуговой деятельности, побуждающих детей к проявлению творческого мышления, воображения.
3. Создание психологически комфортной обстановки в творческой деятельности с опорой на принципы гуманизма (свобода творчества, ситуации успеха, доброжелательность).
4. Опора на природные способности учеников, что является отражением принципа индивидуального подхода к каждому ребенку.
Теоретическая база опыта
Опыт имеет теоретическое обоснование, позволяющее грамотно организовать процесс развития творческих способностей младших школьников в условиях группы продленного дня.
Творчество – это способность, включающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б. Эльконин, А.И. Леонтьев).
Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А.Крутецкий, А.Г.Ковалев, К.К. Платонов, А.М.Матюшкин, В.Д.Шадриков, Ю.Д.Бабаева, В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич и другие. Есть много определений - что такое «способность». Мне близко определение Б.М. Теплова. В понятии «способность», по его мысли, заключены три идеи:
· индивидуально-психологические особенности, отличающие одного от другого человека;
· не всякие, вообще индивидуальные особенности, а лишь которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
· понятие не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Важность творческого компонента именно для будущего человечества подчеркивал Выготский Л.С.. В своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте» он пишет: «Если бы деятельность человека ограничивалась воспроизведением только старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.»
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.
Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности. Именно эти принципы заключает в себе гуманно-личностный подход к обучению и воспитанию Ш.А. Амонашвили
Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное общество. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть ориентирована на развитие творческих способностей личности. Младший школьный возраст характеризуется активизацией функций воображения, сначала воссоздающего, а затем и творческого и является наиболее благоприятным для развития воображения и творчества личности.
В своей работе я опираюсь на:
· Деятельностный подход в воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Щуркова Н.Е.), согласно которому должны быть использованы разнообразные виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая.
· Гуманно личностную технологию Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, которая отличается прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
· Технология природосообразности М. Монтессори, в которой развитие детей опирается на их естественное развитие.
· Игровые технологии (Иванов И.П.).
·Технология развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Выготского Л.С.
Данные теоретического анализа полученные в ходе работы с научными источниками составили основу системного изложения теоретической части работы.
Ведущая педагогическая идея
Ведущей идеей своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования творческой, активной личности, через включение в систему творческих занятий и положительной мотивации творческой деятельности, индивидуального подхода к развитию каждого воспитанника.
Оптимальность и эффективность средств
Эффективные средства для развития творческих способностей в ГПД:
- игровая деятельность;
-библиотечные часы с иллюстрированием
- клубные часы с изготовлением различных поделок
Результативность опыта
Развитие творческих способностей, согласно деятельностномуподходу, происходит лишь в случае разнообразия и цикличности занятий. Поэтому я выделила 5 основных видов деятельности: художественное творчество: выполнение различных изделий руками с использованием картона, цветной бумаги, клея, ножниц и других подсобных материалов;
спортивно-оздоровительная деятельность: спортивные игры, развлечения, психологические тесты, психологические игры, беседы на темы здорового образа жизни, викторины.
чтение книг, рисование иллюстраций, спектакли, инсценировки, театральные постановки, викторины;
изобразительная деятельность: занятия, связанные с рисованием;
научно-познавательная деятельность: конкурсы, тесты, викторины на различные темы, связанные с развитием мышления.
Вывод: для развития творческих способностей школьников в условиях ГПД должны быть созданы специальные условия:
· Творческие мастерские разной направленности,
· Игры развивающего и творческого характера, дидактические, сюжетно-ролевые,
· Использование технологии КТД, проведение воспитательно- досуговых мероприятий, праздников,
· Творческие задания познавательного характера,
· Организация развивающей среды в ГПД,
· Наблюдения, исследования, экскурсии,
· Создание и поддержка положительной мотивации во время творческой деятельности, комфортная психологическая обстановка.
Благодаря этому мои воспитанники принимают активное участие в муниципальных и республиканских конкурсах. В конкурсе «Новогодняя Ёлочка» в номинациях «Новогодняя поделка» и «Креативная ёлка» награждены грамотами .А также показывали мероприятия для будущих первоклассников «Путешествие в сказку». А такжеперсональные выставки детских работ.
Вывод: для развития творческих способностей школьников в условиях ГПД созданы специальные условия:
· Творческие мастерские разной направленности,
· Игры развивающего и творческого характера, дидактические, сюжетно-ролевые,
· Использование технологии КТД, проведение воспитательно - досуговых мероприятий, праздников,
· Творческие задания познавательного характера,
· Организация развивающей среды в ГПД,
· Наблюдения, исследования, экскурсии,
· Создание и поддержка положительной мотивации во время творческой деятельности, комфортная психологическая обстановка.
Адресная направленность опыта
http://multiurok/nadbir84//
Директор гимназии: /Балашкина Н.В./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Гимназия №1» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Бокучава Теоны Тимуровны
Тема: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня. Подвижные игры» воспитателя группы продленного дня МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №3» Чамзи
Игровая деятельность служит основой для нормального роста и развития ребенка младшего школьного возраста. Игра может быть средством самопознания,...
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «ЖУКОВСКАЯ СОШ» ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПАНИШКИНОЙ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ.
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «ЖУКОВСКАЯ СОШ» ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПАНИШКИНОЙ СВЕТЛАНЫ АЛ...
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-логопеда МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» Дрянцевой Татьяны Николаевны. «Преодоление нарушений звукопроизношения у младших школьников методами здоровьясбережения»
Проблема формирования произношения у младших школьников является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы, и...
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ СОШ №8 г. Томмот Республики Саха(Якутия) Зиминой Ольги Николаевны.
Внедрение современных технологий при обучении младших школьников на основе дифференциации и индивидуального подхода....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшей вожатой МБОУ «Зубово – Полянская гимназия» Малышевой Натальи Константиновны
Публичное представление собственного педагогического опыта...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Манаевой Елены Николаевны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Манаевой Елены Николаевны...