ПРОГРАММА ПО ВНЕДРЕНИЮ ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ в учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
рабочая программа на тему
Цель программы –освоение и внедрение ИКТ-технологий в учебный процесс и создание условий для формирование умений по поиску и обработке информационных объектов средствами ИКТ – технологий обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_realizatsii_ikt.docx | 132.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛЧИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2»
СОГЛАСОВАНА Научно-методический совет школы (протокол № от 29.01.2016) | УТВЕРЖДЕНА Директор школы ___________ П.И. Ключников (Приказ № от 29.01.2016) |
ПРОГРАММА
ПО ВНЕДРЕНИЮ ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ
в учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
НА 2016-2017 ГОДЫ
Составила: Пошелюжная Галина Ивановна,
учитель начальных классов
Волчиха 2016
Пояснительная записка.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Применение новых информационных технологий позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательном процессе.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, споосбность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации ) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Цель программы –освоение и внедрение ИКТ-технологий в учебный процесс и создание условий для формирование умений по поиску и обработке информационных объектов средствами ИКТ – технологий обучающихся.
Задачи программы:
-приобретение знаний об ИКТ- технологии: о применяемых методах, производственных процессах и программно-технических средствах, как общего, так и учебного назначения, используемых для сбора, обработки, хранения, распространения, информации в интересах ее пользователей;
-овладение информационной культурой:
во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях;
во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности;
в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в профессиональной (образовательной) деятельности;
-разработка новых информационных продуктов, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;
-совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
Создать условия для:
-формировать умения находить, копировать и перемещать папки и файлы, редактировать тексты и графические рисунки;
- умения находить информацию в сети Интернет, обрабатывать ее с использованием возможностей компьютера;
- сохранять и использовать информацию для решения учебных задач;
- использовать текстовые процессоры для решения учебных задач;
- использовать графические редакторы для решения учебных задач;
- использовать необходимые компьютерные программы для создания презентаций, обработки анимации, звука.
-способность к самооценке;
-начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях
-ИКТ-компетентность;
-формирования познавательных УУД
- начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- сбор информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- сравнение;
- классификация по заданным критериям;
-Регулятивных УУД
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение выполнять учебные действия в устной форме;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
-КоммуникативныХ УУД
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Сроки и этапы внедрения и реализации технологии:
первый этап – подготовительный январь – февраль 2016года
второй этап –практический февраль 2016-январь2017 года
третий этап –рефлексивный январь 2017 года
План мероприятий
Этапы | Мероприятия | Сроки | Продукт |
1 этап. Подготовительный | -Изучение методической литературы по выбранной теме. -Корректировка и составление плана работы по реализации ИКТ-технологии на уроках математики, окружающего мира, во внеурочной деятельности. -Проведение стартовой диагностики: «Уровень ИКТ-компетентности обучающихся 3А класса». -Проведения анкетирования родителей, обучающихся. -Работа в АИС «Сетевой город», заполнение электронного журнала. | Январь | Скорректированная РП Результаты стартовой диагностики Анализ анкет |
-Изучение методической литературы по ИКТ-технологии. -Знакомство обучающих с программами: Word, Power Pоint. -Практическое занятие «Знакомство обучающих с работой Мобильного класса» -Проведение урока математики с использованием обучающей программы «Живая Геометрия», Проведение урока по окружающему миру с использованием презентаций. -Работа в АИС «Сетевой город», заполнение электронного журнала. | Февраль | Технологические карты | |
2 этап Практический | -Подготовка и проведение дистанционной олимпиады по математике, русскому языку, окружающему миру. -Проведение урока по математики с использованием Мобильного класса. - Подготовка и участие в научно- исследовательской конференции. | Март | Дистанционная олимпиады ТК |
Разработка тестовых заданий для проверки и оценки результатов по математике в системе СДО Moodle. Проведение уроков по окружающему миру с использованием обучающей программы «Электронное приложение к учебнику». Открытый урок по математике с использованием интерактивной доски. Подготовка и проведения группового проекта с презентациями. Работа в АИС «Сетевой город», заполнение электронного журнала. | Апрель | Сборник тестовых заданий ТК Сценарий группового проекта и практические материалы | |
Подготовка и проведение уроков по математике и окружающему миру с применением программных мультимедийных средств. Дистанционное консультирование слабоуспевающих обучающихся по темам, изучаемым на очных уроках. Проведение промежуточной диагностики: анкета №2 «Личностные достижения учащихся». Проведение урока по окружающему миру с использованием презентаций. Пополнение персонального сайта методической информацией: | Май | Индивид план работы с уч-ся, скриншот, Анализ диагностики, Технологическая карта урока. | |
Проведение урока по математики с использованием Мобильного класса. Проведение урока по окружающему миру с использованием презентаций, приложения «Электронный учебник». Создание электронных портфолио учащихся в рамках АИС «Сетевой город». Работа учащихся в программе Pint. Проведение урока по окружающему миру с использованием презентаций. | Сентябрь | Технологические карты | |
Проведение уроков математики и окружающего мира с презентациями в программе Smart Book. Открытый урок по математике с использованием мобильного класса. Разработка тестов для закрепления изучен ного материала, для проверке в режиме off-line. Пополнение учащимися электронных портфолио. Открытый урок по окружающему миру с использованием презентации. Проведение группового проекта с использованием презентаций. Работа в АИС «Сетевой город», заполнение электронного журнала. | Октябрь-ноябрь | Технологические карты уроков Сценарий группового проекта и практические материалы | |
3 этап Обобщающе- рефлексивный | Выступление с обобщением наработанного опыта на: методическом объединении школы, округа | Декабрь- Январь | публикация на персональном сайте, сайте школы |
Планируемые результаты формирования
ИКТ-компетентности обучающихся
Элементы ИКТ-компетентности | Умения |
Обращение с устройствами ИКТ
| • подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы; • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами; • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами |
Создание письменных текстов | • создавать текст на русском языке; • осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора; • использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста ; |
Создание графических объектов | • создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; |
Коммуникация и социальное взаимодействие
| • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
|
Поиск и организация хранения информации
| • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве; • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг; • формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники; |
Моделирование, проектирование и управление
| • конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью; • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ |
Уровни формирования ИКТ-компетенции
Высокий уровень (2 балла) | Средний уровень (1 балл) | Низкий уровень (0 баллов) |
Личностные | ||
Полная адаптация ребенка к компьютерной среде. Полностью преодолена боязнь работы с техникой. | Частичная адаптация ребенка к компьютерной среде. Частично преодолена боязнь работы с техникой. | Низкая адаптация ребенка к компьютерной среде. Боязнь работы с техникой. |
Регулятивные | ||
Полное принятие и соблюдение правил работы с компьютером в школьной сети, а также правил поведения в компьютерном классе. | Частичное принятие и соблюдение правил работы с компьютером в школьной сети, а также правил поведения в компьютерном классе. | Не желание принимать и соблюдать правил работы с компьютером в школьной сети, а также правил поведения в компьютерном классе. |
Познавательные | ||
Наличие высоких способностей:
| Наличие способностей:
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор. | Отсутствие способностей:
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор. |
Коммуникативные | ||
Стремление доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с учащимися, согласуя с ними свои интересы и взгляды. | Не активное стремление доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с учащимися, согласуя с ними свои интересы и взгляды. | Нежелание доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с учащимися, согласуя с ними свои интересы и взгляды. |
Оценка результативности использования технологии
Формы:
Стартовая диагностика: уровня ИКТ-компетентности, УУД
Промежуточная диагностика: комплексные работы, анкетирование
Итоговая диагностика – комплексные проверочные работы, Всероссийские проверочные работы
Диагностика
Цель диагностики: качественная оценка уровня сформированности ИКТ – компетентности.
Диагностика состоит из нескольких анкет и диагностических практических работ (всего 5 работ):
Анкета №1. «Выявление начального уровня ИКТ – компетентности».
- Анкета №2. «Личностные достижения обучающихся».
- Диагностическая работа №1«Сформированность навыка обработки графической информации в редакторе Paint».
- Диагностическая работа №2 «Сформированность навыка обработки текстовой информации в редакторе Блокнот».
- Диагностическая работа №3 «Выявление уровня сформированности ИКТ - компетентности».
Диагностические работы построены таким образом, что позволяют проверить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
Анкета для родителей
1. Есть ли в Вашей семье компьютер?
Если да, то есть ли выход в Интернет?
2. Сколько часов Ваш ребенок проводит у компьютера среднем в день? Сколько из них в учебных целях?
3. Ограничиваете Вы время нахождения у компьютера Вашим ребенком?
4. Как Вы относитесь к использованию средств информатизации на уроках?
5. Удовлетворены ли Вы уровнем использования информационных технологий в образовательном процессе школы? Ваши предложения.
6. Являетесь ли Вы пользователем Интернет?
7. Пользуетесь ли Вы информацией электронного дневника?
8. Знакомы ли Вы с сайтом школы
Анкета учащегося
1. Нравятся ли Вам уроки и мероприятия с использованием компьютерных технологий (ИКТ): Почему? (интересно, понятнее объяснение, индивидуальный подход к каждому или …)
2. Укажите, на каких предметах используются средства информатизации и как часто?
3. Создавали ли Вы презентации для уроков, конкурсов по заданию учителя? Если да, то, по каким предметам?
4. Повысилась у Вас успеваемость по тем предметам, где учитель часто использует средства информатизации?
5. Знакомы ли с сайтом школы? Какую информацию Вы хотели бы там видеть на сайте школы?
6. Стимулирует ли повышение Вашей успеваемости введение электронных журналов?
7. Как Вы относитесь к использованию электронных тестов для проведения контроля знаний? Почему?
8. Какие дополнительные образовательные курсы Вы бы хотели изучать дистанционно?
Анкета №1. «Выявление начального уровня ИКТ – компетентности».
- У тебя есть дома компьютер?___________________________
- Умеешь ли ты включать компьютер?_____________________
- Знаешь ли ты из каких устройств состоит компьютер?_______
- Что ты делаешь на компьютере? (выбрать нужное)
а) играю
б) работаю в интернете
в) набираю текст
г) рисую
д) не работаю на компьютере
5. Можешь ли ты сохранять информацию на компьютере?_______
6. Умеешь ли ты выключать компьютер?_______________________
7. Знаешь ли ты правила обращения с компьютером?____________
8. Сколько времени ты проводишь за компьютером?_____________
Таблица №1. «Выявление начального уровня ИКТ – компетентности».
№ | Вопросы анкеты | да | % | нет | % | не знаю | % |
1 | У тебя есть дома компьютер? | ||||||
2 | Умеешь ли ты включать компьютер? | ||||||
3 | Знаешь ли ты, из каких устройств состоит компьютер? | ||||||
4 | Что ты делаешь на компьютере? | ||||||
А) играю | |||||||
Б) работаю в интернете | |||||||
В) набираю текст | |||||||
Г) рисую | |||||||
Д) не работаю на компьютере | |||||||
5 | Можешь ли ты сохранять информацию на компьютере? | ||||||
6 | Умеешь ли ты выключать компьютер? | ||||||
7 | Знаешь ли правила обращения с компьютером? | ||||||
8 | Сколько времени проводишь за компьютером? | Меньше одного часа-один час | Больше одного часа | Не работают | |||
Анкета №2. «Личностные достижения обучающихся».
- Умеешь ли ты включать компьютер?_____
- Умеешь ли ты выключать компьютер?_____
- Компьютер состоит из:
а) монитор, системный блок, клавиатура, мышь
б) монитор, системный блок
в) монитор, клавиатура, мышь
г) мышь, принтер, сканер
4. Мышь предназначена для:
а) ввода информации
б) вывода информации
в) для управления
5. Клавиатура предназначена для:
а) ввода информации
б) вывода информации
в) для управления
6. Монитор предназначен для:
а) ввода информации
б) вывода информации
в) для управления
7. Знаешь ли ты что такое главное меню?________
8. Умеешь ли ты работать с текстом на компьютере?____
9. Умеешь ли ты сохранять текстовый документ?_______
Таблица №2. «Личностные достижения обучающихся».
№ | Вопрос | да | % | нет | % |
1 | Умеешь ли ты включать компьютер? | ||||
2 | Умеешь ли ты выключать компьютер? | ||||
3 | Компьютер состоит из: а) монитор, системный блок, клавиатура, мышь б) монитор, системный блок в) монитор, клавиатура, мышь г) мышь, принтер, сканер | ||||
4 | Мышь предназначена для: а) ввода информации б) вывода информации в) для управления | ||||
5 | Клавиатура предназначена для: а) ввода информации б) вывода информации в) для управления | ||||
6 | Монитор предназначен для: а) ввода информации б) вывода информации в) для управления |
| |||
7 | Знаешь ли ты что такое меню? | ||||
8 | Умеешь ли ты работать с текстом? | ||||
9 | Умеешь ли ты сохранять информацию? |
Диагностическая работа №1. «Сформированность навыка обработки графической информации в редакторе Paint».
Задание №1.
- Запусти графический редактор Paint.
- Используя инструменты рисования графического редактора, нарисуй приведенную ниже картину.
- Раскрась получившуюся картину так, чтобы получился осенний пейзаж.
- Сохрани полученное изображение в папке «Ми документы» по именем Мой рисунок.
Задание №2.
- Отметь на приведенной шкале, трудно ли было выполнять задание №1.
- Отметь (обведи карандашом рисунок) какое настроение у тебя было, когда ты выполнял задание.
- Отметь, кто помогал тебе выполнять задания (заштрихуй часть рисунка).
Диагностическая работа №2 «Сформированность навыка обработки текстовой информации в редакторе Блокнот».
Задание №1.
- Запустите текстовый редактор Блокнот.
- Наберите в Блокноте тексты двух стихотворений.
Никто
Завелся озорник у нас
Переплыл океан
В квартире от его проказ
Поймал капитан.
(Борис Заходер)
Пеликан
Капитан Джонатан
Горюет вся семья.
И в пути пеликана
Буквально нет житья!
(Роббер Деснос)
- Расставь строки в правильном порядке.
- Проверь себя:
Никто
Завелся озорник у нас
Горюет вся семья.
В квартире от его проказ
Буквально нет житья!
(Борис Заходер)
Пеликан
Капитан Джонатан
Переплыл океан
И в пути пеликана
Поймал капитан.
(Роббер Деснос)
- Сохраните набранный текст в папке Мои документы под названием Стихи.
Задание №2.
- Отметь на приведенной шкале, трудно ли было выполнять задание №1.
- Отметь (обведи карандашом рисунок) какое настроение у тебя было, когда ты выполнял задание.
- Отметь, кто помогал тебе выполнять задания (заштрихуй часть рисунка).
Диагностическая работа №3 «Выявление уровня сформированности ИКТ - компетентности».
Задание №1.
- Запусти текстовый редактор Блокнот.
- Набери в окне редактора следующие слова: системный блок, Мои документы, клавиатура, мышь, Мой компьютер, монитор, процессор, панель задач, корзина, индикатор клавиатуры.
- Сгруппируй слова в две группы и назови каждую из них.
- Сохрани текстовый документ в папке Мои документы.
Задание №2.
Используя приведенный ниже алгоритм, нарисуй пирамиду, состоящую из разноцветных колец одинаковой толщины.
- Запустите графический редактор Paint.
- Выберите инструмент Линия.
- В палитре выберите вспомогательный цвет линий – серый.
- Нарисуйте рядом две горизонтальные линии.
- Выбери инструмент Скругленный прямоугольник.
- В палитре выбери цвет границ колец – черный.
- Наведи указатель мыши на верхнюю линию и двигай мышь с нажатой левой кнопкой наискосок к нижней линии.
- Нарисуй еще несколько колец разной длины.
- Инструментом Заливка раскрась кольца разным цветом.
- В палитре выбери цвет – серый.
- Щелкни на свободном пространстве рабочего стола. Серая краска заполнит область вокруг колец.
- Закрась область рабочего стола белым цветом.
- С помощью инструмента Выделение собери все кольца в пирамиду.
- Сохрани рисунок с именем Пирамида.
Задание №3.
- Отметь на приведенной шкале, трудно ли было выполнять задание №1.
- Отметь (обведи карандашом рисунок) какое настроение у тебя было, когда ты выполнял задание.
- Отметь, кто помогал тебе выполнять задания (заштрихуй часть рисунка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»
МОУ Байловская СОШ Самостоятельная работа на тему: «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе» ...
«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»
МОУ Байловская СОШ Самостоятельная работа на тему: «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе» ...
Обобщение опыта работы по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"
В данной работе представлен педагогический проект по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"...
Доклад на тему : "Роль информационных технологий в учебно- воспитательном процессе в начальной школе.
Доклад на педагогическом совете....
Проектная деятельность в учебно–воспитательном процессе в начальной школе.
Данный материал представляет собой симбиоз теории и практики...
Проектная деятельность в учебно–воспитательном процессе в начальной школе.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и ме...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"
Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Практические приёмы....