ПРОГРАММА ПО ВНЕДРЕНИЮ ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ в учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
рабочая программа на тему

Пошелюжная Галина Ивановна

Цель программы –освоение и внедрение ИКТ-технологий в учебный процесс и создание условий для формирование умений по поиску и обработке информационных объектов средствами ИКТ – технологий обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_realizatsii_ikt.docx132.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛЧИХИНСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ШКОЛА №2»

СОГЛАСОВАНА

Научно-методический совет школы

(протокол №           от 29.01.2016)

УТВЕРЖДЕНА

Директор школы

___________ П.И. Ключников

(Приказ №         от 29.01.2016)

ПРОГРАММА

ПО ВНЕДРЕНИЮ  ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ

в учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

НА 2016-2017 ГОДЫ

Составила: Пошелюжная Галина Ивановна,

          учитель начальных классов

Волчиха 2016

Пояснительная записка.

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
     Применение новых информационных технологий позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательном процессе.
       Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, споосбность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации ) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Цель программы –освоение и внедрение ИКТ-технологий в учебный процесс и создание условий для формирование умений по поиску и обработке информационных объектов средствами ИКТ – технологий обучающихся.

Задачи программы:

-приобретение знаний об ИКТ- технологии: о применяемых методах, производственных процессах и программно-технических средствах, как общего, так и учебного назначения, используемых для сбора, обработки, хранения, распространения, информации в интересах ее пользователей;

-овладение информационной культурой:

 во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях;

 во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности;

 в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в профессиональной (образовательной) деятельности;

-разработка новых информационных продуктов, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;

-совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

Создать условия для:

-формировать  умения  находить, копировать и перемещать папки и файлы, редактировать  тексты и графические рисунки;

- умения находить информацию в сети Интернет, обрабатывать ее с использованием возможностей компьютера;

- сохранять и использовать информацию для решения учебных задач;

- использовать текстовые процессоры для решения учебных задач;

- использовать графические редакторы для решения учебных задач;

- использовать необходимые компьютерные программы для создания презентаций, обработки анимации, звука.

-способность к самооценке;

    -начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях

          -ИКТ-компетентность;

-формирования познавательных УУД 

  • начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  •  сбор информации;
  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • сравнение;
  • классификация по заданным критериям;

-Регулятивных УУД

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение выполнять учебные действия в устной форме;
  • использовать речь для регуляции своего действия; 
  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

-КоммуникативныХ УУД

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Сроки и этапы внедрения и реализации технологии:

первый этап – подготовительный январь – февраль 2016года

второй этап  –практический февраль 2016-январь2017 года

третий этап –рефлексивный январь 2017 года

План мероприятий

Этапы

Мероприятия

Сроки

Продукт

1 этап.

Подготовительный

-Изучение методической литературы по выбранной теме.

-Корректировка и составление плана работы по реализации ИКТ-технологии на уроках математики, окружающего мира, во внеурочной деятельности.

-Проведение стартовой диагностики: «Уровень ИКТ-компетентности обучающихся 3А класса».

-Проведения анкетирования родителей, обучающихся.

-Работа в АИС «Сетевой город», заполнение электронного журнала.

Январь

Скорректированная  РП

Результаты стартовой диагностики

Анализ анкет

-Изучение методической литературы по ИКТ-технологии.

-Знакомство обучающих с программами: Word, Power Pоint.

-Практическое занятие «Знакомство обучающих с работой Мобильного класса»

-Проведение урока математики с использованием обучающей программы «Живая Геометрия»,

Проведение урока по окружающему миру с использованием презентаций.

-Работа в АИС «Сетевой город», заполнение электронного журнала.

Февраль

Технологические карты

2 этап

Практический

-Подготовка и проведение дистанционной олимпиады по математике, русскому языку, окружающему миру.

-Проведение урока по математики с использованием Мобильного класса.

- Подготовка и участие в научно- исследовательской конференции.

Март

Дистанционная олимпиады

ТК

Разработка тестовых заданий для проверки и оценки результатов по математике в системе СДО Moodle. Проведение уроков по окружающему миру с использованием обучающей программы «Электронное приложение к учебнику».

Открытый урок по математике с использованием интерактивной доски.

Подготовка и проведения группового проекта с презентациями.

Работа в АИС «Сетевой город», заполнение электронного журнала.

Апрель

Сборник тестовых заданий

ТК

 Сценарий группового проекта и практические материалы

Подготовка и проведение уроков по математике и окружающему миру с применением программных мультимедийных средств.

      Дистанционное консультирование слабоуспевающих обучающихся по темам, изучаемым на очных уроках.

      Проведение промежуточной диагностики: анкета №2 «Личностные достижения учащихся».

  Проведение урока по окружающему миру с использованием презентаций.

Пополнение персонального сайта методической информацией:

Май

Индивид план работы с уч-ся, скриншот,

Анализ диагностики,

Технологическая карта урока.

Проведение урока по математики с использованием Мобильного класса.

Проведение урока по окружающему миру с использованием презентаций, приложения «Электронный учебник».

Создание электронных портфолио учащихся в рамках АИС «Сетевой город».

Работа учащихся в программе Pint.

Проведение урока по окружающему миру с использованием презентаций.

Сентябрь

Технологические карты

Проведение уроков математики и окружающего мира с презентациями в программе Smart Book.

Открытый урок по математике с использованием мобильного класса.

Разработка тестов для закрепления изучен ного материала, для проверке в режиме off-line.

Пополнение учащимися электронных портфолио.

Открытый урок по окружающему миру с использованием презентации.

Проведение группового проекта с использованием презентаций.

Работа в АИС «Сетевой город», заполнение электронного журнала.

Октябрь-ноябрь

Технологические карты уроков

Сценарий группового проекта и практические материалы

3 этап

Обобщающе- рефлексивный

Выступление с обобщением наработанного опыта на: методическом объединении школы, округа

Декабрь- Январь

публикация на персональном сайте, сайте школы

Планируемые результаты формирования

ИКТ-компетентности обучающихся

Элементы ИКТ-компетентности

Умения

Обращение с устройствами ИКТ

 

• подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами

Создание письменных текстов

• создавать текст на русском языке;

• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста ;

Создание графических объектов

• создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;

Коммуникация и социальное взаимодействие

 

• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

 

Поиск и организация хранения информации

 

• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники;

Моделирование, проектирование и управление

 

• конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;

• проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ

Уровни формирования ИКТ-компетенции

Высокий уровень (2 балла)

Средний уровень (1 балл)

Низкий уровень (0 баллов)

Личностные

Полная адаптация ребенка к компьютерной среде.

Полностью преодолена  боязнь работы с техникой.

Частичная адаптация ребенка к компьютерной среде.

Частично преодолена  боязнь работы с техникой.

Низкая адаптация ребенка к компьютерной среде.

Боязнь работы с техникой.

Регулятивные

Полное принятие и соблюдение правил работы с компьютером в школьной сети, а также правил поведения в компьютерном классе.

Частичное принятие и соблюдение правил работы с компьютером в школьной сети, а также правил поведения в компьютерном классе.

Не желание принимать и соблюдать правил работы с компьютером в школьной сети, а также правил поведения в компьютерном классе.

Познавательные

Наличие высоких способностей:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятие «информация», «информационный объект»;
  • различать виды информации по способам восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • определять устройства компьютера;
  • запускать программы из меню «Пуск»;
  • уметь работать с компьютерным окном;
  • вводить информацию с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор.

Наличие способностей:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятие «информация», «информационный объект»;
  • различать виды информации по способам восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • определять устройства компьютера;
  • запускать программы из меню «Пуск»;
  • уметь работать с компьютерным окном;
  • вводить информацию с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор.

Отсутствие способностей:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятие «информация», «информационный объект»;
  • различать виды информации по способам восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • определять устройства компьютера;
  • запускать программы из меню «Пуск»;
  • уметь работать с компьютерным окном;
  • вводить информацию с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор.

Коммуникативные

Стремление доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с учащимися, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

Не активное стремление доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с учащимися, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

Нежелание доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с учащимися, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

 

Оценка результативности использования технологии

Формы:

Стартовая диагностика: уровня ИКТ-компетентности, УУД

Промежуточная диагностика: комплексные работы, анкетирование

Итоговая диагностика – комплексные проверочные работы, Всероссийские проверочные работы

Диагностика

Цель диагностики: качественная оценка уровня  сформированности ИКТ – компетентности.

Диагностика состоит из нескольких анкет и диагностических практических работ (всего 5 работ):

Анкета №1. «Выявление начального уровня ИКТ – компетентности».

  1. Анкета №2. «Личностные достижения обучающихся».
  2. Диагностическая работа №1«Сформированность навыка обработки графической информации в редакторе Paint».
  3. Диагностическая работа №2 «Сформированность навыка обработки текстовой информации в редакторе Блокнот».
  4. Диагностическая работа №3 «Выявление уровня сформированности ИКТ - компетентности».

Диагностические работы построены таким образом, что позволяют проверить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.

Анкета для родителей

1. Есть ли в Вашей семье компьютер?

Если да, то есть ли выход в Интернет?

 2. Сколько часов Ваш ребенок проводит у компьютера среднем в день? Сколько из них в учебных целях?

 3. Ограничиваете Вы время нахождения у компьютера Вашим ребенком?

 4. Как Вы относитесь к использованию средств информатизации на уроках?

5. Удовлетворены ли Вы уровнем использования информационных технологий в образовательном процессе школы? Ваши предложения.

 6. Являетесь ли Вы пользователем Интернет?

7. Пользуетесь ли Вы информацией электронного дневника?

 8. Знакомы ли Вы с сайтом школы

Анкета учащегося 

1. Нравятся ли Вам уроки и мероприятия с использованием компьютерных технологий (ИКТ): Почему? (интересно, понятнее объяснение, индивидуальный подход к каждому или …)

2. Укажите, на каких предметах используются средства информатизации и как часто?

 3. Создавали ли Вы презентации для уроков, конкурсов по заданию учителя? Если да, то, по каким предметам?

 4. Повысилась у Вас успеваемость по тем предметам, где учитель часто использует средства информатизации?

 5. Знакомы ли с сайтом школы? Какую информацию Вы хотели бы там видеть на сайте школы?

6. Стимулирует ли повышение Вашей успеваемости введение электронных журналов?

7. Как Вы относитесь к использованию электронных тестов для проведения контроля знаний? Почему?

 8. Какие дополнительные образовательные курсы Вы бы хотели изучать дистанционно?

             Анкета №1. «Выявление начального уровня ИКТ – компетентности».

  1. У тебя есть дома компьютер?___________________________
  2. Умеешь ли ты включать компьютер?_____________________
  3. Знаешь ли ты из каких устройств состоит компьютер?_______
  4. Что ты делаешь на компьютере? (выбрать нужное)

а) играю

б) работаю в интернете

в) набираю текст

г) рисую

д) не работаю на компьютере

5. Можешь ли ты сохранять информацию на компьютере?_______

6. Умеешь ли ты выключать компьютер?_______________________

7. Знаешь ли ты правила обращения с компьютером?____________

8. Сколько времени ты проводишь за компьютером?_____________

Таблица №1. «Выявление начального уровня ИКТ – компетентности».

Вопросы анкеты

да

%

нет

%

не знаю

%

1

У тебя есть дома компьютер?

2

Умеешь ли ты включать компьютер?

3

Знаешь ли ты, из каких устройств состоит компьютер?

4

Что ты делаешь на компьютере?

А)   играю

Б) работаю в интернете

В) набираю текст

Г) рисую

Д) не работаю на компьютере

5

Можешь ли ты сохранять информацию на компьютере?

6

Умеешь ли ты выключать компьютер?

7

Знаешь ли правила обращения с компьютером?

8

Сколько времени проводишь за компьютером?

Меньше одного часа-один час

Больше одного часа

Не работают

    Анкета №2. «Личностные достижения обучающихся».

  1. Умеешь ли ты включать компьютер?_____
  2. Умеешь ли ты выключать компьютер?_____
  3. Компьютер состоит из:

а) монитор, системный блок, клавиатура, мышь

б) монитор, системный блок

в) монитор, клавиатура, мышь

г) мышь, принтер, сканер

4. Мышь предназначена для:

а) ввода информации

б) вывода информации

в) для управления

5. Клавиатура предназначена для:

а) ввода информации

б) вывода информации

в) для управления

6. Монитор предназначен для:

а) ввода информации

б) вывода информации

в) для управления

7. Знаешь ли ты что такое главное меню?________

8. Умеешь ли ты работать с текстом на компьютере?____

9. Умеешь ли ты сохранять текстовый документ?_______

Таблица №2. «Личностные достижения обучающихся».

Вопрос

да

%

нет

%

1

Умеешь ли ты включать компьютер?

2

Умеешь ли ты выключать компьютер?

3

Компьютер состоит из:

а) монитор, системный блок, клавиатура, мышь

б) монитор, системный блок

в) монитор, клавиатура, мышь

г) мышь, принтер, сканер

4

Мышь предназначена для:

а) ввода информации

б) вывода информации

в) для управления

5

Клавиатура предназначена для:

а) ввода информации

б) вывода информации

в) для управления

6

Монитор предназначен для:

а) ввода информации

б) вывода информации

в) для управления

 

7

Знаешь ли ты что такое меню?

8

Умеешь ли ты работать с текстом?

9

Умеешь ли ты сохранять информацию?

Диагностическая работа №1. «Сформированность навыка обработки графической информации в редакторе Paint».

Задание №1.

  1. Запусти графический редактор Paint.
  2. Используя инструменты рисования графического редактора, нарисуй приведенную ниже картину.

img084

  1. Раскрась получившуюся картину так, чтобы получился осенний пейзаж.
  2. Сохрани полученное изображение в папке «Ми документы» по именем Мой рисунок.

Задание №2.

  1. Отметь на приведенной шкале, трудно ли было выполнять задание №1.

  1. Отметь (обведи карандашом рисунок) какое настроение у тебя было, когда ты выполнял задание.

  1. Отметь, кто помогал тебе выполнять задания (заштрихуй часть рисунка).

Диагностическая работа №2 «Сформированность навыка обработки текстовой информации в редакторе Блокнот».

Задание №1.

  1. Запустите текстовый редактор Блокнот.
  2. Наберите в Блокноте тексты двух стихотворений.

         Никто

Завелся озорник у нас

Переплыл океан

В квартире от его проказ

Поймал капитан.

                    (Борис Заходер)

         Пеликан

Капитан Джонатан

Горюет вся семья.

И в пути пеликана

Буквально нет житья!

                  (Роббер Деснос)

  1. Расставь строки в правильном порядке.
  2. Проверь себя:

           Никто

Завелся озорник у нас

Горюет вся семья.

В квартире от его проказ

Буквально нет житья!

                    (Борис Заходер)

       

          Пеликан

Капитан Джонатан

Переплыл океан

И в пути пеликана

Поймал капитан.

                  (Роббер Деснос)

  1. Сохраните набранный текст в папке Мои документы под названием Стихи.

Задание №2.

  1. Отметь на приведенной шкале, трудно ли было выполнять задание №1.

  1. Отметь (обведи карандашом рисунок) какое настроение у тебя было, когда ты выполнял задание.

  1. Отметь, кто помогал тебе выполнять задания (заштрихуй часть рисунка).

Диагностическая работа №3 «Выявление уровня сформированности ИКТ - компетентности».

Задание №1.

  1. Запусти текстовый редактор Блокнот.
  2. Набери в окне редактора следующие слова: системный блок, Мои документы,  клавиатура, мышь, Мой компьютер, монитор, процессор, панель задач,  корзина, индикатор клавиатуры.
  3.  Сгруппируй слова в две группы и назови каждую из них.
  4. Сохрани текстовый документ в папке Мои документы.

Задание №2.

Используя приведенный ниже алгоритм, нарисуй пирамиду, состоящую из разноцветных колец одинаковой толщины.

  1. Запустите графический редактор Paint.
  2. Выберите инструмент Линия.
  3. В палитре выберите вспомогательный цвет линий – серый.
  4. Нарисуйте рядом две горизонтальные линии.

  1. Выбери инструмент Скругленный прямоугольник.
  2. В палитре выбери цвет границ колец – черный.
  3. Наведи указатель мыши на верхнюю линию и двигай мышь с нажатой левой кнопкой наискосок к нижней линии.

  1. Нарисуй еще несколько колец разной длины.

  1. Инструментом Заливка раскрась кольца разным цветом.

  1. В палитре выбери цвет – серый.
  2.  Щелкни на свободном пространстве рабочего стола. Серая краска заполнит область вокруг колец.
  3. Закрась область рабочего стола белым цветом.

  1. С помощью инструмента Выделение собери все кольца в пирамиду.

  1. Сохрани рисунок с именем Пирамида.

Задание №3.

  1. Отметь на приведенной шкале, трудно ли было выполнять задание №1.


  1. Отметь (обведи карандашом рисунок) какое настроение у тебя было, когда ты выполнял задание.

  1. Отметь, кто помогал тебе выполнять задания (заштрихуй часть рисунка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»

 МОУ Байловская СОШ       Самостоятельная работа на тему:   «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»   ...

«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»

МОУ Байловская СОШ       Самостоятельная работа на тему:   «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»   ...

Обобщение опыта работы по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"

В данной работе представлен педагогический проект по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"...

Проектная деятельность в учебно–воспитательном процессе в начальной школе.

Данный материал представляет собой симбиоз теории и практики...

Проектная деятельность в учебно–воспитательном процессе в начальной школе.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и ме...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"

Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Практические приёмы....