Олимпиадные задания
олимпиадные задания на тему
Олимпиадные задания для обучающихся 3 - 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
задания по математике | 139.73 КБ |
задания по русскому языку | 43.32 КБ |
задания по литературному чтению | 71.49 КБ |
задания по окружающему миру | 57.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по математике 3 класс
1.Математический диктант, запиши ответы.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выполни тест:
1. Укажите число, две тысячи сорок пять.
Варианты ответа:
а) 2045 . б) 2405. в) 2450.
2. Найди значение выражения а • 38, если а = 6
Варианты ответа:
а) 226 б) 228 в) 282
3. Найди частное и остаток 55 : 9.
Варианты ответа:
а) 6 (ост. 1). б) 5 (ост. 10). в) 6 (ост. 7)
4. Вычисли (395 + 205) • (48 : 24)
Варианты ответа:
а) 120 б) 1200 в) 210
5. Пешеход за 5 часов прошел 20 км. С какой скоростью он шел?
Варианты ответа:
а) 5 км/ч. б) 100 км/ч. в) 4 км/ч.
3. Выполни задания:
1. Коля, Вася и Боря играли в шашки. Каждый из них сыграл всего 2 партии. Сколько всего партий было сыграно? _________________________________________.
2. Сколько всего двузначных чисел можно составить из цифр 1,2,3 при условии, что цифры в записи числа повторяться не будут? Перечисли все эти числа. ________________________________________________________________________.
3. Было 9 листов бумаги. Некоторые из них разрезали на три части. Всего стало 15 листов. Сколько листов бумаги разрезали? _____________________________________.
4. В пятиэтажном доме Вера живёт выше Пети, но ниже Славы, а Коля живёт ниже Пети. На каком этаже живёт Вера, если Коля живёт на втором этаже?
_________________________________________________________________________
5. 1 резинка, 2 карандаша и 3 блокнота стоят 38 руб. 3 резинки, 2 карандаша и 1 блокнот стоят 22 руб. Сколько стоит комплект из резинки, карандаша и блокнота?
__________________________________________________________________________
6. Нильс летел в стае на спине гуся Мартина. Он обратил внимание, что построение стаи напоминает треугольник: впереди вожак, затем 2 гуся, в третьем ряду 3 гуся и т.д. Стая остановилась на ночлег на льдине. Нильс увидел, что расположение гусей на этот раз, напоминает квадрат, состоящий из рядов, в каждом ряду одинаковое количество гусей, причём число гусей в каждом ряду равно числу рядов. Гусей в стае меньше 50. Сколько гусей в стае? ______________________________________________________
4. Подумай. В записи трёхзначного числа единиц в 2 раза меньше, чем десятков, а сотен - в 2 раза больше, чем десятков. Найди это число, если в нём четыре десятка.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Поставь знаки и, если нужно, скобки в примерах так, чтобы получились данные результаты:
а) 300 20 10 4 = 334
б) 300 20 10 4 = 154
- Реши. Два десятка умножили на три десятка. Сколько десятков получилось?
_____________________________________________________________________
- Реши задачу.
Три сестры нашли 47 грибов. Когда одна сестра отдала подруге 6 маслят, другая
2 подберёзовика, третья – 3 белых гриба, то у каждой из них осталось равное количество грибов. Сколько грибов нашла каждая сестра?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
- Раздели прямой линией циферблат часов на две части так, чтобы суммы чисел в этих частях были равными.
- Нарисуй, как из 3 спичек сделать 6, не ломая их?
Олимпиадные задания по математике 3 класс для жюри
Математический диктант
1.13 увеличить на 5.
2.18 уменьшить на 6.
3. Какое число надо увеличить на 9, чтобы получить 16?
4. Найдите сумму чисел 9 и 7.
5. Найдите разность 13 и 8.
6. Запишите число, которое меньше 15 на 7.
7. От какого числа надо отнять 5, чтобы получить 14.
8. Петя решил 17 примеров, а Ваня на 5 примеров меньше. Сколько примеров решил Ваня?
9.Напишите самое маленькое однозначное число.
10. В одном отрезе 6 м материи, а в другом на 3 м больше. Сколько метров материи в двух отрезах?
3. Выполни задания:
1) 3 партии. (К-В, К-Б, В-Б) 2 балла
2) 12,13, 21,23, 31,32 (2 балла)
3) 3 листа (3 балла)
4) 4 этаж – Вера (3 балла)
5) 15 руб., т.к. 4 резинки, 4 карандаша и 4 блокнота 38+22=60(руб.) Один комплект стоит 60: 4=15(руб.) (4 балла)
6) 36 гусей (6 баллов)
4. 842 (1балл)
- Поставь знаки и, если нужно, скобки в примерах так, чтобы получились данные результаты:
а) 300 20 10 4 = 334
б) 300 20 10 4 = 154
Решение:
а) 300+ 20+ 10+ 4 = 334
б) 300: 20 ·10+ 4 = 154
- Два десятка умножили на три десятка. Сколько десятков получилось?
Решение: 20·30=600=60д
- Три сестры нашли 47 грибов. Когда одна сестра отдала подруге 6 маслят, другая
2 подберёзовика, третья – 3 белых гриба, то у каждой из них осталось равное количество грибов. Сколько грибов нашла каждая сестра?
Решение: 1) 6+2+3=11(гр.) – отдали сёстры. 4) 12+6=18(гр.) – нашла 1 сестра.
5) 12+2=14(гр.) – нашла 2 сестра.
2) 47-11=36(гр.) – осталось у сестёр.
3) 36:3=12(гр.) – у каждой стало. 6) 12+3=15(гр.) – нашла 3 сестра.
Проверка: 18+14+15=47(гр.)
- Раздели прямой линией циферблат часов на две части так, чтобы суммы чисел в этих частях были равными.
Решение: в одной части будут числа: 10,11,12,1,2,3 (сумма 39)
в другой части будут числа: 9,8,7,6,5,4 (сумма 39)
- Римскими цифрами
Олимпиадные задания по математике 4 класс
1.Математический диктант, запиши ответы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выполни тест:
1. Укажите число, двести девять тысяч сорок пять.
Варианты ответа:
а) 20945 . б) 209045. в) 290450.
2. Найди значение выражения а • 3428, если а = 2
Варианты ответа:
а) 6876 б) 6854 в) 6856
3. Найди частное и остаток 5435 : 9.
Варианты ответа:
а) 804 (ост. 1). б) 603 (ост. 8). в) 63 (ост. 8)
4. Вычисли (395 + 205) • (48 : 24)
Варианты ответа:
а) 120 б) 1200 в) 210
5. Пешеход за 5 часов прошел 20 км. С какой скоростью он шел?
Варианты ответа:
а) 5 км/ч. б) 100 км/ч. в) 4 км/ч.
3. Подумай. На какое число надо разделить 87912, чтобы получилось тоже пятизначное число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке?
_________________________________________________________________________
4. Отгадай загадки.
1. Надо зачеркнуть шесть цифр так, чтобы оставшиеся числа составляли вместе 20. Можете ли вы это сделать?
111
777
999
___________________________________________________________________
2. Пошел охотник на охоту с собакой. Идут они лесом, и вдруг собака увидала зайца. За сколько скачков собака догонит зайца, если расстояние от собаки до зайца равно 40 скачкам собаки и расстояние, которое пробегает собака за 5 скачков, заяц пробегает за 6 скачков? В задаче подразумевается, что скачки делаются одновременно и зайцем и собакой.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В пруд запустили 30 щук, которые постепенно поедают друг друга. Щука считается сытой, если она съела трех щук (сытых или голодных). Какое наибольшее число щук может насытиться?
5. Запиши ответ цифрами и словами:
а) назови 2 числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел. ____________________________
_____________________________________________________________________
б) назови 2 числа, у которых количество букв, составляющих название каждого из этих чисел равно самому числу. _______________________________________
_____________________________________________________________________
6. Выбери такое выражение, для нахождения, значения которого тебе придется выполнить все четыре арифметических действия. Реши его и узнай год рождения М.В.Ломоносова.
а) (2713х65+2713х35)-2713х100=_______________________________________
б) 864375 — 42054:42054 -321х67=______________________________________
в) (1921-1671)х6+1899:9=______________________________________________
7. Реши задачу. Цветки картофеля бывают открыты с 6 утра до 2.00 часов дня, цветы льна – от 6.00 до 16.00, а цветки календулы – с 9.00 до 3 часов дня. В какие часы все цветы одновременно открыты? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Нарисуйте зеркальное отражение змейки справа от изображения:
9.Ответь на вопрос.
Плитка шоколада состоит из 12 квадратиков тёмного и 12 белого шоколада (как на рисунке). Карлсон хочет вырезать из неё квадратик 2×2 так, чтобы белого и тёмного шоколада там было поровну. Сколькими способами он может это сделать?
Ответ: _____________________________________________________
- Напишите цифрами число, состоящее из 22 миллионов 22 тысяч 22 сотен и 22 единиц. ___________________________________________________________.
Олимпиадные задания по математике 4 класс для жюри
1. Найди сумму чисел 8419 и 7000.
2. Увеличь число 490 в 1000 раз.
3. Запиши наибольшее пятизначное число.
4. Сколько цифр в записи числа 88.755.788?
5. Найди четвертую часть от числа 1250.
6. Вычисли три пятых от 2500.
7. Вырази 2460 мин в часах.
- На какое число надо разделить 87912, чтобы получилось тоже пятизначное число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке?
Решение: 87912:х=21978
х=4
Проверка: 21978
˟____4
87912
Ответ: х=4
- Отгадай загадки.
- Вот как это надо сделать (зачеркнутые цифры заменены нулями):
011
000
009
Действительно, 11+9 = 20
- Eсли заяц сделает 6 скачков, то и собака сделает 6 скачков но собака за 5 скачков из 6 пробежит то же расстояние, что заяц за 6 скачков. Следовательно, за 6 скачков собака приблизится
- 9 щук (7 щук съедят каждая по 3 голодные щуки; оставшиеся 2 голодные съедят по 3 ранее насытившихся)
- а) 100 – сто, 1000000 – миллион; б) три, одиннадцать
- Выбери такое выражение, для нахождения значения которого тебе придется выполнить все четыре арифметических действия. Реши его и узнай год рождения М.В.Ломоносова.
а) (2713х65+2713х35)-2713х100=_______________________________________
б) 864375 — 42054:42054 -321х67=______________________________________
в) (1921-1671)х6+1899:9=______________________________________________
Решение: (1921 – 1671) х 6 + 1899:9 = 1711
7. Реши задачу. Цветки картофеля бывают открыты с 6 утра до 2.00 часов дня, цветы льна – от 6.00 до 16.00, а цветки календулы – с 9.00 до 3 часов дня. В какие часы все цветы одновременно открыты? Ответ: с 9.00 до 14.00
8. Нарисуйте зеркальное отражение змейки справа от изображения:
9. 12 способов.
10. 22 024 222 ( 2 балла)
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по русскому языку 3 класс
Диктант
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Озаглавь текст _________________________________________________________
Основная мысль текста _________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Выпиши слова, в которых только твердые согласные звуки:
Малыш, лужицы, пальцы, подъезд, таблица, оркестр
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сколько звуков [ш] в стихотворении:
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки.
______________________________________________________________________
- Первоклассники изучали букву ё. Прочитав сказку Сергея Козлова «Ёжик в тумане», ребята придумывали в подарок Ёжику слова с буквой ё, в которых пять звуков, как и в слове ёжик. Но в одном слове звуков на самом деле оказалось не пять. В каком?
- ёлка
- даёшь
- поёт
- пьёт
- полёт
- Укажи главные члены предложения
"Покрыла зимушка землю снежным пушистым ковром":
покрыла ковром
снежным ковром
пушистым ковром
покрыла зимушка
- Укажи имя существительное, у которого нет формы единственного числа:
каникулы
деревья
столбы
тополя
- Запиши слова по группам:
а) слова, родственные слову «нос»,
б) слова, родственные слову «носить:
поднос, носорог, носилки, носик, утконос, носильщик, переносица, носитель, вынос, носатый.
а) ____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
б)__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Посмотри на список слов: дверь, куртка, волосы, бельё — и напиши, что лишнее:
(А) заколка; (Б) застёжка; (В) прищепка; (Г) скрепка; (Д) задвижка.
__________________________________________________________________________
- «Ойл» по-английски означает «нефть». С какими тремя сибирскими городами связано возникновение нефтяной компании ЛУКОЙЛ?
А) Когалым, Лангепас, Надым;
Б) Надым, Сургут, Урай;
В) Лангепас, Сургут, Урай;
Г) Когалым, Надым, Сургут;
Д) Лангепас, Урай, Когалым;
- Прочитайте текст и выполните задание.
Стояла суровая зима. От морозов погиб знаменитый сад в селе Михайловском. Весной школьники посадили молодые яблоньки. Саженцы хорошо прижились.
Каким (повествовательным, вопросительным, побудительным) является предложение, в котором говорится о саженцах? _______________________________
- В каких из перечисленных ниже глаголах можно по-разному поставить ударение? Запиши слова, поставив ударение.
Вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Олимпиадные задания по русскому языку 3 класс для жюри
Диктант
Удав-гувернантка
В Бразилии существуют удавы-гувернантки. Это чудесное домашнее животное сохранило жизнь многим тысячам детей. В стране очень много ядовитых змей. Эти опасные змеи предпочитают быть подальше от удава. А удав очень любит детей. Часто он сопровождает их даже на прогулках. Так он оберегает детей от нападения ядовитых змей. (48 слов)
6. Запиши слова по группам:
а) слова, родственные слову «нос»,
б) слова, родственные слову «носить:
поднос, носорог, носилки, носик, утконос, носильщик, переносица, носитель, вынос, носатый.
Носорог, носик, утконос, переносица, носатый.
Поднос, носилки, носильщик, носитель, вынос.
- Посмотри на список слов: дверь, куртка, волосы, бельё — и напиши, что лишнее:
(А) заколка; (Б) застёжка; (В) прищепка; (Г) скрепка; (Д) задвижка.
__________________________________________________________________
Скрепка
9. Д) Лангепас, Урай, Когалым
11. В каких из перечисленных ниже глаголах можно по-разному поставить ударение?
Вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать.
Вычитать, рассыпать, выкупать, вырезать, отрезать.
Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс
Диктант
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Озаглавь текст _________________________________________________________
Основная мысль текста _________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в ней встречается звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все прекрасные пловцы. (______________________________ )
Ответ: [а] - __________ раз; [о] - __________ раз.
- Дан текст в транскрипции:
[у т’иб’а п’ич’ал’ный’ в’ит// галава твай’а бал’ит// йа ч’ихай’у/ йа ахр’ип// што такой’э// эта гр’ип// н’и рум’аный’ гр’ип в л’ису/ а паганый’ гр’ип в насу//].
Запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Выбери из скобок нужную форму существительного.
В деревне все дома покрыты ________________________ (толью, толем)
Щенок утащил _________________________ (дедушкин, дедушкину) ________________________ (туфлю, туфель), и мы долго искали _____________________ (её, его).
Надя любит мыть волосы _____________________ (шампунью, шампунем).
- Придумай предложение, в котором слова начинаются с букв данного слова по порядку. Например: нос - Носорог объелся сена.
Осина - __________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
- Распредели слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
- Поставь ударение в словах:
Завидно, камбала, квартал, дожил, красивее, гусеница, задал, статуя, звонит, столяр, щавель.
- В каждой группе слов найди «лишнее». Подчеркни его.
А) Молоко, бревно, пальто, число, весло.
Б) Клевета, забота, весна, победа, истина.
В) Звук, жест, долг, глаз, рукав.
Г) Они, мы, сани, вы, ты.
Д) Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.
- Выбери вариант, в котором верно указаны падежи имён существительных, употреблённых в предложении.
Мальчик зашёл к своему другу и рассказал интересную историю о предстоящем путешествии.
1) И. п., Д. п., П. п., В. п. 4) В. п., Д. п., И. п., П. п.
2) И. п., Р. п., В. п., П. п. 5) В. п., Д. п., И. п., П. п.
3) И. п., Д. п., В. п., П. п. 6) И. п., Р. п., П. п., В. п.
- Укажи номера ответов, в именах прилагательных которых пропущена буква е
1) из ближн_й деревни, на свеж_м сене, к ближн_му лесу
2) на могуч_м дереве, по свеж_м следам, утренн_й росой
3) в зимн_м пальто, свеж_м воздухом, на курь_х ножках
4) из свеж_го теста, в домашн_й работе, к син_му морю
5) сереньк_м пятном, ранн_м утром, ярк_м светом
6) о хорош_м друге, старш_й сестре, за ближн_м озером
- Укажи строки, в которых все глаголы первого спряжения.
1) дуть, подходить, летать 4) кричать, петь, красить
2) тянуть, рыть, полоть 5) дышать, вертеть, ненавидеть
3) думать, полоскать, рисовать 6) брить, стелить, сеять
- Напиши текст - описание «Какой сегодня день!»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс для жюри
Гнездо ласточки
Под крышей дома ласточка свила уютное гнёздышко. Местный воробей решил занять его и влетел туда.
Ласточка подняла шум, стала гнать воробья. Воробей раскрыл крылья, резко закричал. Бедняжка в испуге отлетела. Воробей успокоился.
Но что это? Вдруг примчалась целая стая птиц. У каждой птицы в клюве был кусочек земли. Они быстро стали закрывать отверстия в гнезде.
Пленник поднял крик. Мы принесли лестницу и открыли отверстие. Воробей вылетел стрелой. А ласточка вернулась в свой дом и звонко запела.
- Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в ней встречается звуки [а] и [о].
Всего - 3 балла.
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все прекрасные пловцы. (Аквариум)
Ответ: [а] – 16 раз; [о] - 8 раз.
3. Дан текст в транскрипции:
[у т’иб’а п’ич’ал’ный’ в’ит// галава твай’а бал’ит// йа ч’ихай’у/ йа ахр’ип// што такой’э// эта гр’ип// н’и рум’аный’ гр’ип в л’ису/ а паганый’ гр’ип в насу//].
Запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации
(1 балл за каждое правильное слово) Ответ: У меня печальный вид. Голова моя болит. Я чихаю, я охрип. Что такое? Это грипп! Не румяный гриб в лесу, а поганый грипп в носу.
4. В деревне все дома покрыты толем.
Щенок утащил дедушкину туфлю, и мы долго искали её.
Надя любит мыть волосы шампунем.
Всего – 3 балла. За каждое ошибочное предложение – минус 1 балл.
- Распредели слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный.
Существительные: доброта, белила, солнышко. Прилагательные: добрый, беленький, солнечный.(2 балла)
- Поставь ударение в словах:
Завидно, камбала, квартал, дожил, красивее, гусеница, задал, статуя, звонит, столяр, щавель.
Зави́дно, камбала́, кварта́л, до́жил, краси́вее, гу́сеница, за́дал, ста́туя, звони́т, столя́р, щаве́ль. (Примечание: в слове «камбала» допускается два вида ударения) (11 баллов)
8. В каждой группе слов найди «лишнее».
А) Молоко, бревно, пальто, число, весло.
Б) Клевета, забота, весна, победа, истина.
В) Звук, жест, долг, глаз, рукав.
Г) Они, мы, сани, вы, ты.
Д) Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.
а) пальто (нескл.) или молоко (3 слога);
б) весна (2 слога);
в) рукав (5 букв);
г) сани (существительное);
д) прорубь (ж.р.)
Предварительный просмотр:
Задания по литературному чтению 3 класс
- Подчеркни названия малых фольклорных жанров.
Повесть, потешка, частушка, сказка, рассказ, прибаутка, загадка, пословица, поговорка, песня, скороговорка, стихотворение.
- Установи соответствие и соедини стрелками.
Джанни Родари «Огниво»
Г.Х.Андерсен «Карлик Нос»
Р.Киплинг «Приключение Чиполлино»
В. Гауф «Маугли»
К.И. Чуковский «Крокодил Гена и его друзья».
С.В. Михалков «Федорино горе».
Э.Н. Успенский «Снежная королева».
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
«Дядя Стёпа».
- Перечисли как можно больше авторов сказок_______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитайте стихотворение. Какая пословица подходит к нему?
Сел Иван в чужие сани,
Только справиться не смог,
Сани полетели сами –
Вправо, влево, вниз и вбок,
Через пень перелетели,
Подскочили раз-другой…
Наш Иван лежит в постели
С забинтованной ногой.
__________________________________________________________________________
5. Определи жанры произведений и авторов.
а) «Квартет» - _____________________________________________________________
б) «Спящая царевна» - ______________________________________________________
в) « Приключения Электронника» - ___________________________________________
г) « Мишкина каша» - ______________________________________________________
6. Какой художественный прием использовал автор?
Все ромашки как ромашки
Носят белые рубашки.
а) сравнения; б) олицетворение. в) эпитет
7. Кроссворд
По горизонтали:
1.Что мешало спать принцессе?
5. Кто съел людоеда?
6.Кто говорил?: Сесть бы на пенек
Съесть бы пирожок.
8.Что несла Красная Шапочка бабушке?
10. Как называется русская народная сказка, главный герой которой - хлебобулочное изделие?
11. Кто говорил?: Не садись на пенек
Не ешь пирожок.
12. Курочка….
По вертикали:
2. Один из женихов Дюймовочки?
3. Чем угощала Лиса Журавля?
4. Папа Буратино?
5. Кто жених мухи Цокотухи?
7. Продавец лечебных пиявок?
8. Итальянский Буратино?
9. Из какого металла был сделан андерсеновский солдат?
10. Крокодильчик из сказки К. Чуковского «Мойдодыр»?
8. Продолжи стихотворение:
Маленькая кнопочка.
Лежала в коробочке
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
9. Составь сказочное объявление или телеграмму от имени любого сказочного героя.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Прочитай текст «Долг» Э. Шима. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
Долг
Принес Ваня в класс коллекцию марок.
– Хорошая коллекция! – одобрил Петя и тут же сказал: – Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.
– Бери, конечно! – согласился Ваня.
Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.
– Я тебе потом отдам, – сказал он Ване.
– Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в пёрышки сыграем!
Стали играть. Не повезло Пете – проиграл он десять перьев. Насупился.
– Кругом я у тебя в долгу!
– Какой это долг, – говорит Ваня, – я с тобой в шутку играл.
Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые...
«И чего это я с ним дружу? – подумал Петя. – Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.
Ляжет он спать и мечтает:
«Накоплю ещё марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев – пятнадцать...»
А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?
Подходит как-то к нему и спрашивает:
– За что косишься на меня, Петя?
Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:
– Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?
Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.
Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.
– Получай все долги сполна! – Сам радостный, глаза блестят. – Ничего за мной не пропало!
– Нет, пропало! – говорит Ваня. – И того, что пропало, не вернёшь ты уже никогда!
(Э. Шим)
1. Определи основных героев произведения.
А) Ваня, Петя;
Б) Ваня, Петя, отец Пети;
В) Ваня, Петя, отец Пети, мать Пети.
2. Где, в каком месте происходит начало событий, описываемых в тексте?
А) Во дворе;
Б) в классе;
В) в парке.
3. Какие обязательства взял на себя Петя, забирая у Вани одинаковые марки? Восстанови последовательность его обещаний.
А) «Потом верну»;
Б) «Дам взамен марки из своей коллекции»;
В) «Куплю другие марки и верну тебе».
4. Почему Петя не отдал Ване марки, купленные ему отцом?
А) Стало жаль своих марок;
Б) не разрешил отдать коллекцию отец;
В) не хотел обидеть друга.
5. Кто первым из мальчиков употребил слово долг (в долгу)?____________________
6. Какое значение вкладывает Петя в слово долг?
А) То, что взято с условием возврата;
Б) то, что отдано с условием возврата;
В) обязанность перед кем-либо.
7. Какое значение вкладывает Ваня в слово коситься?
А) Становиться косым;
Б) смотреть искоса, сбоку;
В) относиться недружелюбно.
8. Почему Ваня на грубости Пети не смог ответить?
А) Обидно ему стало;
Б) стало жалко Петю;
В) не смог найти нужных слов.
9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.
А) Ванино недоумение.
Б) Петю гложет совесть.
В) Долги растут.
Г) Конец дружбы.
Д) Марки взаймы.
10. О какой пропаже говорит Ваня? _________________________________________
__________________________________________________________________________
11. Выпиши главную мысль рассказа. _______________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
12. Какие, на твой взгляд, человеческие качества помогают сохранить дружбу?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Кто из мальчиков у тебя вызвал симпатию и почему? ______________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Письмо. Автор: Л. Д. Каминский
Здравствуй, друг Серёга! Пишет тебе Юра Шурупов. Как я уже тебе писал раньше, я отдыхаю у бабушки в деревне. Здесь хорошо. Щебечут птицы, мычат коровы.
Деревня находится недалеко от станции, мимо которой проходят пассажирские и товарные поезда. Расстояние, которое пассажирский поезд проходит за 3 часа, товарный проходит за 5 часов. Теперь представь, что поезда отправились одновременно навстречу друг другу и к моменту их встречи путь, пройденный пассажирским поездом, оказался равным 180 километрам. Спрашивается: какой путь прошёл товарный поезд? Но это я так, к слову.
Моя бабушка работает в совхозном огороде. Чего только здесь не растёт! Недавно с огорода собрали моркови 176 килограммов, капусты на 468 килограммов больше, чем моркови, а картофеля на 750 килограммов больше, чем моркови и капусты, вместе взятых. Представляешь, сколько собрали овощей!
Ты спрашиваешь в письме, какой глубины речка и есть ли ягоды в лесу. На это я тебе ответить не могу, так как купаться и ходить в лес некогда: целыми днями я решаю разные задачи. Ты же знаешь, что по математике у меня сплошные двойки, потому что на уроках я играл в «крестики-нолики» и в «морской бой».
Вот я и взялся за ум. Я уже решил из учебника 34 задачи, что составляет 2/5 от всех задач, или 40 процентов. Как видишь, Серёга, мне не до отдыха! Ну, ничего, в сентябре отдохну!
Вот и всё. Как твои дела? Как отдыхаешь? Пиши.
Больше писать нечего. Пойду отнесу это письмо на почту. Почта находится от нашего дома на расстоянии 5 километров. Если я буду идти со скоростью 3 километра в час, то я дойду до почты за 100 минут.
Определи жанр произведения _________________________________________________________________________
Определи основную мысль данного произведения __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая информация в этом письме, на твой взгляд, лишняя? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания по литературному чтению 4 класс
- Ответь на вопросы
- Кого называют отцом «русской поэзии»?__________________________________
- Кто из писателей посвятил все свои сказки дочери Аленушке?________________
_______________________________________________________________________
- Настоящее имя этого писателя — Алексей Максимович Пешков. Его детство было нелегким. Воспоминание детства и любовь к отцу подсказали ему этот псевдоним, под которым он печатал свои произведения. Кто это? _________________________
_______________________________________________________________________
- Этот автор родился в семье сельского чиновника в далекой Сибири, но учился в Петербургском университете. Он стал знаменит еще студентом, когда написал сказку, да не простую, а стихотворную. Прочитав это произведение А.С.Пушкин сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне оставить»
И.А.Крылов
П.Ершов
М.Лермонтов
В.Жуковский
- Кто из литературных героев играл с полицейскими в салочки, закинул за шкаф воров Карла и Блома, а силача – тяжеловеса Адольфа положил на обе лопатки? Как называется произведение и кто его автор? _____________________________________
_________________________________________________________________________
- Из какого произведения этот девиз? Кто автор?
Бороться и искать, найти и не сдаваться!
__________________________________________________________________________
2. Установи соответствия и соедини стрелками автора и его произведение.
В.Гаршин «Аленушкины сказки»
П.Бажов «Черная курица, или Подземные
жители»
Д.Мамин – Сибиряк «Лягушка – путешественница»
А.Погорельский «Серебряное копытце»
Алексей Толстой «Три толстяка»
Александр Волков «Городок в табакерке»
Юрий Олеша «Золотой ключик, или
Приключения Буратино»
В.Одоевский «Волшебник изумрудного города»
3. Продолжи стихотворение:
У меня есть кошка.
Она глядит в окошко.
_________________________________________
__________________________________________
- Какой художественный прием использовал автор?
Все ромашки как ромашки
Носят белые рубашки.
а) сравнения; б) олицетворение. в) эпитет
6. Поставь нужное слово вместо многоточия.
а) Рассказ А. Куприна «Белый _________________»
б) Сказочная повесть А. Волкова « Жёлтый __________________________»
в) Сказка Ш. Перро «Синяя _______________________________________»
7. Объясни значения фраз из басни своими словами:
дело мастера боится ________________________________________________________
по куме тризну правил_______________________________________________________
дал волю слов теченью______________________________________________________
велико ль подлинно твое уменье______________________________________________
еще б ты боле навострился___________________________________________________
8. Напиши по 5 качеств любых двух героев изученных басен.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Вспомни сказочных персонажей и заполни кроссворд.
П | ||||||||
О | ||||||||
Ч | ||||||||
Е | ||||||||
М | ||||||||
У | ||||||||
Ч | ||||||||
К | ||||||||
А |
10. Ты хорошо знаешь сказку Х.К.Андерсена «Снежная королева», напиши письмо одному из героев этого произведения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Напиши отзыв о своей любимой книге по плану:
Представление героя и выражение своего отношения к произведению.
Краткое изложение сюжета произведения с эмоциональной оценкой событий.
Характеристика героя и выражение своего отношения к нему.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Прочитай библейскую легенду «Суд Соломона» в пересказе В. Смирновой. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
Суд Соломона
Молодой царь Соломон услышал однажды во сне неведомый голос.
«Проси, что дать тебе? – сказал ему этот голос. – Ты должен решить свою судьбу. Хочешь ли прославиться на земле военными подвигами? Хочешь ли приобрести много золота и сделаться первым богачом? Или покорить себе все народы? Или прожить долгую-долгую жизнь?.. Выбирай – и сбудется, что ты захочешь!»
Задумался Соломон и, подумав, ответил: «Не прошу я себе ни воинской славы, ни богатства, ни долголетия. Не хочу и власти над всеми людьми. Одного я хочу: стать мудрым. Пусть сердце моё будет разумным, а разум добрым, чтобы я мог различать добро и зло и быть справедливым судьёй».
И сказал ему голос:
«Да будет так».
И стал Соломон мудрейшим среди людей. И оттого что он был мудрецом, сделался он и могущественным властителем, и приобрёл несметные богатства, и покорились все народы, и прославился он на весь мир.
По всей земле шла молва о его великом уме и справедливости.
И люди приходили к нему, чтобы он рассудил их споры и тяжбы.
Однажды пришли к нему две женщины и принесли ребёнка, которому ещё не было и месяца от роду.
И сказала одна женщина:
– Царь! Мы жили обе в одном доме, спали в одной комнате. У меня родился сын, у неё тоже. Во всём доме мы были одни, и никого с нами не было. Ночью сын этой женщины умер, и она украдкой положила его ко мне в постель, а моего сына взяла к себе. Утром я проснулась и вижу возле себя её мёртвого ребёнка.
Но тут другая женщина стала кричать:
– Неправда! Это мой сын живой, а твой мёртвый!
Соломон сказал:
– Подайте мне меч!
Когда принесли царю острый меч, Соломон приказал воину, стоявшему рядом:
– Возьми ребёнка и рассеки его надвое. И отдай одну половину одной женщине, а другую половину другой.
Первая женщина испугалась и закричала:
– Не убивайте его, не убивайте! Молю тебя, царь, не вели убивать его! Лучше отдай моего сына этой женщине – лишь бы он остался в живых!
А другая сказала:
– Справедливо решение твоё, о мудрейший! Пусть не достанется этот ребёнок ни ей, ни мне!
Тогда Соломон удержал руку воина и сказал:
– Отдайте ребёнка той, которая пожалела его: она и есть его мать!
И ребёнка отдали матери, и она прижала его к сердцу. А обманщицу с позором прогнали прочь.
Так рассудил Соломон, мудрый и справедливый.
1. В какое время происходят события, описанные в тексте?
А) В очень далёкие времена;
Б) в наше время;
В) в недалёком прошлом.
2. Кому сделал предложение во сне неведомый голос?
А) Мудрому властителю;
Б) прославленному воину;
В) молодому царю.
3. Какое значение вкладывает голос в слово судьба?
А) Выбор жизненного пути;
Б) предсказание будущего;
В) знание прошлого.
4. Какие соблазны предлагал Соломону неведомый голос? Восстанови их последовательность с помощью цифр.
А) Прожить долгую-долгую жизнь;
Б) прославиться на земле военными подвигами;
В) покорить себе все народы;
Г) приобрести много золота и сделаться первым богачом.
5. Что попросил Соломон у неведомого голоса? _________________________________
6. Какое значение вкладывает царь Соломон в слова мудрый человек?
А) Одарённый большим умом;
Б) обладающий большим жизненным опытом;
В) с разумным сердцем и добрым разумом.
7. Для чего, с какой целью царь Соломон попросил мудрости?
А) Быть могущественным властелином;
Б) быть справедливым судьёй;
В) прославиться на весь мир.
8. Зачем, с какой целью приходили к царю люди?
А) Подивиться его великим умом;
Б) восхититься его справедливостью;
В) рассудить их споры и тяжбы.
9. Определи в тексте начало притчи (6 слов), прославившей в веках мудрость Соломона ________________________________________________________________
10. С какой целью в притче царь отдал приказ воину рассечь ребёнка надвое?
А) Определить мать ребёнка;
Б) поделить ребёнка поровну;
В) наказать женщин.
11. Почему Соломон приказал отдать ребёнка первой женщине?___________________
__________________________________________________________________________
12. Какими, на твой взгляд, качествами должна обладать настоящая мать?___________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Что должен, по мнению Соломона, различать справедливый судья? ____________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Объясни значение выражения соломоново решение.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по окружающему миру 3 класс
1. Ответь на вопросы:
1. Какая птичка выводит потомство зимой? _______________________________________
2. Что больше боятся птицы: холода или голода? __________________________________
3. Какая птица подкладывает яйца в чужие гнёзда? ________________________________
4. Какое дикое животное очень похоже на собаку? _________________________________
5. Какие грибы растут на пнях? __________________________________________________
6. Какое самое высокое животное на Земле? _______________________________________
7. Животное, которое строит дом на реке. _________________________________________
8. Листья, какого лекарственного растения, используют для лечения мелких ран и порезов? _____________________________________________________________________
9. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду?_______________
10. Какую птицу называют лесным барабанщиком? _________________________________
11. Какое лекарственное растение знают и слепые? _________________________________
12. Дерево – символ нашей России. ______________________________________________
13. Какая ягода бывает черной, красной, белой? ___________________________________
14. Зимуют ли птицы в скворечнике? ____________________________________________
15. Какое время года начинает и заканчивает календарный год? ______________________
16. Какое животное спит вниз головой? __________________________________________
17. Какая птица не летает, а бегает со скоростью автомобиля? _______________________
18. Какую звезду можно увидеть днем? __________________________________________
19. Какие животные спят зимой? ________________________________________________
20. Назови животное, которое меняет цвет шубки дважды в год. ______________________
2. Дополни таблицу «Группы животных по способу питания»
Растительноядные | Хищные | Всеядные | Паразиты |
3. Найди «лишнее» слово
- Береза, осина, тополь, дуб, ива.
- Клен, орешник, рябина, дуб, платан.
- Кедр, сосна, черемуха, ель, пихта.
- Ель, лиственница, сосна, пихта.
- Липа, береза, осина, тополь, ель.
- Бузина красная, жимолость, калина, береза.
- Малина, смородина, можжевельник, шиповник, черемуха.
- Боярышник, ива, рябина, липа, кедровая сосна.
- Полынь, крапива, подорожник, астра.
- Ромашка, настурция, тысячелистник, мать-и-мачеха.
4. Задание «Узнай по описанию»
Кто в лесу живет?
- Ни одной птице поэты не посвящали столько строк, как этой. Его пение считается самым красивым. Поют только самцы. Песня этой птицы – это выражение ухаживания за своей подругой, которая сидит, не подавая голоса, на кусте или дереве где-нибудь неподалеку. _________________________________________
- Уютные гнезда устраивают эти зверьки. Оно имеет форму шара и выстлано внутри травой, мхом, пухом, шерстью. Это очень запасливое животное. В окрестностях своего гнезда зверек устраивает множество кладовых, где хранит орехи, желуди, шишки. Заготавливает он и грибы, накалывая их на сухие веточки высоко над землей. ____________________________________________________________
Кустарник: ___________________________________________________________
Это обитатель лесных полян, прогалин, вырубок. Внешне ничем не привлекает наше внимание, даже цветет некрасиво.
Имеет свои «секреты»: побеги состоят из двух частей – длинного рыжеватого стебля, поднимающегося из земли, и коротких зеленых веточек с листьями. На последних мы и находим плоды.
Растет зарослями, отдельные побеги соединены между собой корнями. Корни «расползаются» в разные стороны.
Это хорошее медоносное растение. Цветки ее богаты нектаром. Плод этого кустарника называют «сборная костяника».
Красные душистые ягоды этого растения всем известны. Их едят в свежем виде, варят из них варенье, которое помогает при простуде, ягоды сушат, заваривают и используют как потогонное средство.
Растение: _________________________________________________________________
- древние греки считали это растение пищей бедняков;
- воины Древнего Рима жевали его перед боем;
- в Англии его давали клевать петухам перед петушиными боями, чтобы они задорнее дрались;
- в Древнем Египте им лечили все болезни: от насморка и зубной боли до безумия;
- это растение содержит летучие вещества – фитонциды, которые за 1 - 2 минуты уничтожают возбудителей таких опасных заболеваний, как туберкулез, дифтерия, грипп и т.д.
5. Пронумеруй этапы круговорота воды в правильной последовательности:
__ ) испарение,
__ ) просачивание и сток,
__ ) образование облаков,
__) осадки
6. Ответь на вопросы по теме «Условия жизни на Земле»
А) К условиям жизни на Земле относят:
- ____________________________________________________________
- ____________________________________________________________
- ____________________________________________________________
Б) Солнце является источником: ______________________________________________
В) Перечислите пресные источники воды:
1) _____________________________________________________________________
2) _____________________________________________________________________
3)______________________________________________________________________
4) ______________________________________________________________________
Г) Воздух смесь газов:
1) ______________________________________________________________________
2) ______________________________________________________________________
3) ______________________________________________________________________
Ж) Зачем нужно проветривать помещение?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Наша Земля постоянно изменяется: возникают овраги, разрушаются горы, на их месте образуются равнины. Ученые даже говорят, что изменение поверхности Земли – это результат работы трех "великих мастеров". Что это за мастера?
__________________________________________________________________________
8.Попробуйте ответить на вопрос: какой вклад в охрану природы вы можете внести? __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Составьте по следующей схеме рассказ о своей стране:
моя страна расположена на материке ______________________________________;
- моя страна находится в природной зоне ____________________________________;
- в моей стране растут: ___________________________________________________;
- в моей стране обитают __________________________________________________.
10. Найдите ошибки в последовательности названий страны.
Обозначьте цифрами правильный порядок.
Российская империя – Русь – Московская Русь – Россия – Советская Россия
11. Найди ошибки в последовательности веков. Напиши в правильном порядке.
X, XI, XIII, XY, XX, XII ___________________________________________________
12. Напиши значение слова крепостной.
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
13. Реши кроссворд
1. «Железная рубашка» воина.
2. Чем стреляют из лука?
3. Палка с утолщением из железа на конце.
4. Металл, из которого делали кольчуги.
5. Старинное оружие в виде короткой палки на одном конце которой подвешен железный шар, а на другом конце петля, которую надевают на руку.
6. Профессия человека, работающего с железом.
14. Вспомни, что ты изучал во 2 и 3 классах о жизни в Древней Руси. Представь, что ты - житель какого-нибудь города Древней Руси. О чем ты мог бы написать своему другу? Напиши письмо другу. Ещё расскажи о своей жизни в современной России.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Олимпиадные задания по окружающему миру 3 класс для жюри
1. Ответь на вопросы:
1. Какая птичка выводит потомство зимой? (Клест)
2. Что больше боятся птицы: холода или голода? (Голода)
3. Какая птица подкладывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка)
4. Какое дикое животное очень похоже на собаку? (Волк)
5. Какие грибы растут на пнях? (Опята)
6. Какое самое высокое животное на Земле? (Жираф)
7. Животное, которое строит дом на реке. (Бобр)
8. Листья, какого лекарственного растения, используют для лечения мелких ран и порезов? (Подорожник)
9. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду?(Компас)
10. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла)
11. Какое лекарственное растение знают и слепые? (Крапива)
12. Дерево – символ нашей России. (Береза)
13. Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина)
14. Зимуют ли птицы в скворечнике? (Нет)
15. Какое время года начинает и заканчивает календарный год? (Зима)
16. Какое животное спит вниз головой? (Летучая мышь)
17. Какая птица не летает, а бегает со скоростью автомобиля? (Страус)
18. Какую звезду можно увидеть днем? (Солнце)
19. Какие животные спят зимой? (Медведь, еж)
20. Назови животное, которое меняет цвет шубки дважды в год. (Заяц, белка)
2. Дополни таблицу «Группы животных по способу питания»
Растительноядные | Хищные | Всеядные | Паразиты |
корова, лошадь, коза, жираф, зебра, морская свинка.. | кошка, волк, лев, леопард, гепард | человек, медведь, свинья | клещи, блохи, клопы, глисты |
3. Найди «лишнее» слово
- Береза, осина, тополь, дуб, ива.
- Клен, орешник, рябина, дуб, платан.
- Кедр, сосна, черемуха, ель, пихта.
- Ель, лиственница, сосна, пихта.
- Липа, береза, осина, тополь, ель.
- Бузина красная, жимолость, калина, береза.
- Малина, смородина, можжевельник, шиповник, черемуха.
- Боярышник, ива, рябина, липа, кедровая сосна.
- Полынь, крапива, подорожник, астра.
- Ромашка, настурция, тысячелистник, мать-и-мачеха.
4. Задание «Узнай по описанию»
Кто в лесу живет?
- Ни одной птице поэты не посвящали столько строк, как этой. Его пение считается самым красивым. Поют только самцы. Песня этой птицы – это выражение ухаживания за своей подругой, которая сидит, не подавая голоса, на кусте или дереве где-нибудь неподалеку. (Соловей)
- Уютные гнезда устраивают эти зверьки. Оно имеет форму шара и выстлано внутри травой, мхом, пухом, шерстью. Это очень запасливое животное. В окрестностях своего гнезда зверек устраивает множество кладовых, где хранит орехи, желуди, шишки. Заготавливает он и грибы, накалывая их на сухие веточки высоко над землей. (Белка)
Кустарник Малина
Это обитатель лесных полян, прогалин, вырубок. Внешне ничем не привлекает наше внимание, даже цветет некрасиво.
Имеет свои «секреты»: побеги состоят из двух частей – длинного рыжеватого стебля, поднимающегося из земли, и коротких зеленых веточек с листьями. На последних мы и находим плоды.
Растет зарослями, отдельные побеги соединены между собой корнями. Корни «расползаются» в разные стороны.
Это хорошее медоносное растение. Цветки ее богаты нектаром. Плод этого кустарника называют «сборная костяника».
Красные душистые ягоды этого растения всем известны. Их едят в свежем виде, варят из них варенье, которое помогает при простуде, ягоды сушат, заваривают и используют как потогонное средство.
Растение: Чеснок
- древние греки считали это растение пищей бедняков;
- воины Древнего Рима жевали его перед боем;
- в Англии его давали клевать петухам перед петушиными боями, чтобы они задорнее дрались;
- в Древнем Египте им лечили все болезни: от насморка и зубной боли до безумия;
- это растение содержит летучие вещества – фитонциды, которые за 1 - 2 минуты уничтожают возбудителей таких опасных заболеваний, как туберкулез, дифтерия, грипп и т.д.
5. Пронумеруй этапы круговорота воды в правильной последовательности:
__ ) испарение,
__ ) просачивание и сток,
__ ) образование облаков,
__) осадки
6. Ответь на вопросы по теме «Условия жизни на Земле»
А) К условиям жизни на Земле относят:
1.Определенное расстояние от Солнца
2.Скорость вращения вокруг собственной оси.
3.Наличие воздушной оболочки (атмосферы).
4.Большие запасы воды.
5.Существование почвы. Или свет, тепло, вода, воздух, почва
Б) Солнце является источником: света и тепла
Г) Перечислите пресные источники воды:
1) атмосферные осадки
2) подземные воды
3) реки
4) озера, ледники, айсберги,
Д) Воздух смесь газов:
1) азот
2) кислород
3) углекислый газ
Ж) Зачем нужно проветривать помещение?
__________________________________________________________________________
7. Наша Земля постоянно изменяется: возникают овраги, разрушаются горы, на их месте образуются равнины. Ученые даже говорят, что изменение поверхности Земли – это результат работы трех "великих мастеров". Что это за мастера?
Ветер, вода, солнце
8.Попробуйте ответить на вопрос: какой вклад в охрану природы вы можете внести? (не портить деревья, не вытаптывать растения, не засорять леса и водоемы, не обижать животных и помогать им в трудное для них время).
9. Составьте по следующей схеме рассказ о своей стране:
моя страна расположена на материке Евразия;
- моя страна находится в природной зоне : зона арктических пустынь, тундры, лесотундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепи, степи, пустынь и полупустынь. ;
- в моей стране растут:___________________________________________________ ;
- в моей стране обитают __________________________________________________.
10. Найдите ошибки в последовательности названий страны.
Обозначьте цифрами правильный порядок.
3Российская империя – 1Русь – 2Московская Русь – 5Россия – 4Советская Россия
11. Найди ошибки в последовательности веков. Напиши в правильном порядке.
X, XI, XIII, XY, XX, XII ________________________________________
12. Напиши значение слова крепостной.
Тот, кто является собственностью помещика-крепостника.
13. Реши кроссворд
1. «Железная рубашка» воина. (кольчуга)
2. Чем стреляют из лука? (стрела)
3. Палка с утолщением из железа на конце. (Булава)
4. Металл, из которого делали кольчуги.(Алюминий)
5. Старинное оружие в виде короткой палки на одном конце которой подвешен железный шар, а на другом конце петля, которую надевают на руку. (Кистень)
6. Профессия человека, работающего с железом. (Кузнец)
14. Вспомни, что ты изучал во 2 и 3 классах о жизни в Древней Руси. Представь, что ты - житель какого-нибудь города Древней Руси. О чем ты мог бы написать своему другу? Напиши письмо другу. Ещё расскажи о своей жизни в современной России.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Олимпиадные задания по окружающему миру 4 класс
- Задание «Узнай по описанию»
Деревья
- Это дерево невысокое. Ствол тонкий, гладкий. Осенью созревают плоды – маленькие ярко – красные яблочки, собранные в грозди. Внутри каждого яблочка несколько семян. Плоды этого дерева – любимый корм многих птиц ________________________.
- Дерево стройное, хорошо очищено от сучьев, кора гладкая, зеленовато – серая. Листья округленные, неустойчивы, находятся в постоянном движении – дрожат _________________________________________________________________.
- Имеет стройный, прямой ствол. Кора темно– серого цвета, крона округленная, густая. Листья сердцевидные, края пильчато-зубчатые. Цветет в июне – июле. Цветы душистые, хороший медонос _______________________________________________.
Травянистые растения
- Обычное водное растение. Встречается в прудах, озерах, и реках со спокойным течением. Цветет в мае – августе. Его красивые желтые цветки чуть поднимаются над поверхностью воды. Листья у этого растения крупные и плавают на поверхности воды. Цветок находится на длинной ножке, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Срывая цветок, мы наносим большой вред самому растению, так как через место разрыва вода попадает внутрь. А это приводит к загниванию подводной части растения и гибели всего растения. _____________________________________
- Очень редкое растение, довольно крупное, с крепким стеблем и толстым ползучим корневищем, которое изредка встречается по сырым лесам и оврагам. Его цветок – ловушка для насекомых, заставляет их себя опылять, но многие насекомые так и остаются навсегда прилипая к цветку, а те, кто посильнее, выбираются, уставшие, и на некоторое время теряют способность двигаться. А страдает растение из-за своего красивого цветка. __________________________________________________________
- Высокая трава с красивыми резными листьями. Бывает разных видов: есть вид, у которого листья и сверху, и снизу покрыты густым пушком и выглядят серебристыми, а у другого вида листья снизу серебристые, а сверху – темно – зеленые. Растение обладает сильным запахом, на вкус очень горькая, используется в лекарственных целях для улучшения аппетита и прибавки сил. ______________________________________
- Узнай животное по описанию: «Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах»? ____________________
- Узнай этот гриб по описанию: «Шляпка — мясистая, у молодых грибов бледно-желтоватого цвета. Позже шляпка становится каштаново-бурого цвета, иногда темно-бурого. Форма шляпки округлая, выпуклая, затем более плоская. Верхняя поверхность шляпки гриба гладкая, нижняя поверхность — губчатая, мелкопористая, у молодого гриба — белая, у более зрелого — желтоватая с зеленоватым оттенком».
__________________________________________________________________________
- Узнай этот гриб по описанию: «Шляпка — сначала шаровидная, затем выпуклая, позднее распростертая, красного или красно-оранжевого цвета, покрытая многочисленными белыми или слегка желтоватыми чешуйками. Края шляпки у взрослых грибов имеют полосатость, обусловленную подлежащими пластинками. Самый «популярный» среди несъедобных грибов» ______________________________
- О какой природной зоне идет речь: «Она находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Большей частью расположена на Восточно- Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона — самая большая. В этой природной зоне 3 части»? __________________________________________________
2. Даны три слова. Между первым и вторым имеется логическая связь. Подберите четвертое, наиболее подходящее, слово, связанное по смыслу с третьим так же, как первое со вторым, например: береза – дерево; Земля – ? (планета)
- Год – месяц; лес – ? _____________________________________________________
- Север – юг; обильные осадки – ? __________________________________________
- Ветка – дерево; Земля – ? ________________________________________________
- Утро – ночь; зима – ? ____________________________________________________
- Азия – часть света; Южная Америка – ? ____________________________________
- Жара – засуха; дожди – ? _________________________________________________
- Утро – вечер; зима – ? ___________________________________________________
- Яйцо – скорлупа; картофель – ? ___________________________________________
3.Ответь на вопросы:
- Что называют белым золотом, черным золотом, солнечным камнем? ____________
__________________________________________________________________________
- Растает ли кусочек льда, если его завернуть в мамину шубу, и почему? __________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Где на Земле впервые появилась жизнь?______________________________________
- В Северном полушарии наступила весна, а в Южном? Каковы главные причины смены времен года? ________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В чем сходство и различие глобуса и карты полушарий? _______________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ты заблудился. Холодно. Спичек нет. Как добыть огонь? ______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему снегирю дали снежное имя? _________________________________________
__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
- Почему весной грачи прилетают первыми? ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- У какой птицы птенцы насиживают яйца? ____________________________________
- У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо на голой земле? ________________
- Какая птичка носом деревья сажает? ________________________________________
__________________________________________________________________________
- У какой птицы самая большая семья? ________________________________________
__________________________________________________________________________
- Какая перелетная стая обещает снег? ________________________________________
__________________________________________________________________________
- Какая птичка ни разу шагу не сделала? _______________________________________
- Какая птица умеет дразниться? _____________________________________________
- Какая птица «немного глуховата»? __________________________________________
- Какая птица хвостом разноцветным гордится? _________________________________
- Какая птица летает в «очках» на носу? _______________________________________
- Какой лес мы иногда называем тайгой? ______________________________________
- Что это за дерево: высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые? _______________________________________________________
- Какое особое отличие есть у лиственницы? __________________________________
- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? __________________________
- Какое дерево является символом России? ____________________________________
- Какое небольшое животное умеет не только прыгать, но и летать? _______________
__________________________________________________________________________
- Плодами какого дерева являются желуди? ___________________________________
- У какого животного пять черных полос на спине? _____________________________
- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? __________________________________________________________
- Назовите наиболее распространенных обитателей животного мира зоны лесов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему за неделю до уборки картофеля рекомендуется скашивать ботву? _________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему растения, цветущие в ночное время суток, обычно имеют либо крупные яркоокрашенные венчики цветков (часто белой или желтой окраски), либо обладают сильным ароматом? ________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему на одном и том же месте участка не рекомендуется много лет выращивать одну и ту же культуру? _____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Попробуйте ответить на вопрос: какой вклад в охрану природы вы можете внести? ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Каких ты знаешь русских путешественников (фамилии и что открыли):
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Ответь на вопросы по теме: «От Руси до России»
1) В _______ году князь Рюрик привёл своё войско в город ____________________.
2) Христианство было принято в годы правления князя __________________________.
3) В каких веках складывается Древнерусское государство? ______________________
__________________________________________________________________________.
4) С какого века Русь стала называть Московским царством? ____________________.
5) Как звали первого русского царя? __________________________________________.
6) В каком веке наше государство стали называть Россией? _______________________
__________________________________________________________________________.
7) Первый русский император: _______________________________________________.
8) Последний русский император: ____________________________________________.
9) Установи историческую последовательность названий городов, которые были столицами:
Санкт-Петербург , Киев , Новгород Москва .
10) Как люди узнают о прошлом? _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
11) Когда появились первые школы, кто в них учился и как появилась профессия учителя? _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12) Вклад Петра I в русскую культуру._______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Реши кроссворды: 1. Изображение, составленное из цветных кам-
ней или кусочков стекла.
2. Самая знаменитая икона А.Рублева.
3. Прозвище отца Владимира Мономаха – Ярослав
4. Как иначе назывались советы, оставленные потомкам Владимиром Мономахом.
5. Живопись по сырой штукатурке.
6. Культовая живопись православных верующих.
7. На иконах изображались их лики
8. Древнерусский иконописец XV века.
9. Великий русский князь XII века, при крещении названный Василием.
8. Выполни тест:
- С каким событием связана дата 22 июня 1941 года?
- 1) с началом Второй мировой войны
- 2) с началом Великой Отечественной войны
- 3)с началом Гражданской войны в России
- 4) с распадом Советского Союза
- В каком году человек впервые побывал в космосе?
- 1) в 1945 • 3) в 1961
- 2) в 1957 • 4) в 1991
- Что такое Конституция?
- 1) Основной закон нашей страны
- 2) другое название нашей страны
- 3) устройство нашей страны
- 4) объединение народов нашей страны
- Укажи государственный праздник Российской Федерации.
- 1) Пасха • 3) Масленица
- 2) День милиции • 4) День России
- Назови дату окончания Великой Отечественной войны
- 1) 9 мая 1941 года • 3) 9 мая 1945 года
- 2) 22 июня 1941 года • 4) 22 июня 1945 года
- Каким праздником является Пасха?
- 1) государственным • 3) семейным
- 2) религиозным • 4) профессиональным
7. Выбери верное утверждение.
- 1) вокруг Земли вращаются восемь планет
- 2) вокруг Солнца вращаются восемь планет
- 3) вокруг Солнца вращаются семь планет
- 4) Солнце вращается вокруг Земли
- Какая наука узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения?
- 1) археология • 3) астрономия
- 2) история • 4) география
9. Выполни задания:
1. Шел урок природоведения по теме "Горные породы и минералы". На партах у ребят были разложены спички, карандаши, хлопушки, наждачная бумага, поваренная соль, порошок талька. Ребята с недоумением смотрели на учителя.
"Что общего между всеми этими предметами?" – спросил учитель. Ребята были в затруднении. Как бы вы ответили на этот вопрос? _______________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему такие полезные ископаемые, как торф, уголь, нефть, природный газ, ученые называют "кладовыми Солнца"? _____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Почему нефть называют черным золотом? ___________________________________
__________________________________________________________________________
4. Почему минеральная вода относится к полезным ископаемым?__________________
__________________________________________________________________________
5. На песчаных дорожках после дождя не образуется луж, а на глинистых скапливается много воды. Почему? Почему глинистые почвы долго не просыхают?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Почему гранит используется человеком как строительный материал для постройки и облицовки зданий, сооружения памятников? ____________________________________
__________________________________________________________________________
- Поговорим о здоровье.
1. Зимой Антону достаточно побыть немного на улице, чтобы он простудился, а его папа даже в самый сильный мороз купается в проруби и прекрасно себя чувствует. Как ты это объяснишь? __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Ася ест всухомятку, наскоро и при этом или разговаривает, или читает. Оля ест примерно в одно и то же время, понемногу, тщательно пережевывая пищу. Кто из девочек заботится о своем здоровье и почему? __________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Ира и Артем – ровесники, им по 10 лет. Ира спит в сутки 11 часов, а Артем – 8 часов. Ира всегда бодрая, веселая, редко устает и хорошо учится, а Артем – рассеянный, сонный, медлительный. Как ты это можешь объяснить? __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье? ________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по математике. 2 класс.
Готовый набор заданий для школьного тура олимпиады по математике во 2 классе....
Олимпиадные задания по окруающему миру. 4 класс.
Можно использовать как готовый набор заданий для школьного тура предметных олимпиад...
Олимпиадные задания по математике для 4 класса
Олимпиадные задания по математике для 4 класса...
Тесты и олимпиадные задания по ОБЖ
4 класс тестовые и олимпиадные задания по ОБЖ...
Олимпиадные задания
Мы проводили олимпиаду в 1 классе на базе своей школы для того, чтобы определить круг одарённых детей. ...
Олимпиадные задания по русскому языку
Задания по русскому языку для школьного тура олимпиады...
Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")
Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...