Об интегрированном уроке.
консультация
В этой статье рассматриваются преимущества интегрированных уроков и даются рекомендации по их составлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок.
I. Интеграционные процессы в образовании – явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления.
Под интеграцией надо понимать процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
Основная цель обучения на интегрированной основе – дать целостное представление об окружающем мире.
В.А. Сухомлинский считал, что детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, “открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги”.
Основные преимущества интегрированного урока:
1. Формируют целостную картину мира
2. Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах.
3. Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.
4. Побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.
5. Побуждают к активному познанию окружающей действительности.
6. Способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса.
7. Способствуют воспитанию широко эрудированного школьника.
8. Развивают потенциал учащихся, образное мышление.
9. Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности.
10. Формируют познавательный интерес учащихся.
11. Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.
12. Использование различных видов работ поддерживает внимание учащихся на высоком уровне.
13. Предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.
14. Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся.
15. Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся.
16. Способствуют повышению мотивации учения.
17. Урок решает не множество задач, а их совокупность.
II. С чего следует начать работу?
Прежде всего, необходимо выяснить, какие уроки более приемлемы для интеграции. В этом нам поможет карта образования ученика. В основу этих уроков должны быть положены близость содержания ведущих тем разных предметов и их логическая взаимосвязь.
Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать картину мира в единстве, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время – обеспечит формирование умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися. Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция содержания, методов и форм обучения.
Данный процесс, в практике осуществляется на различных уровнях интеграции.
Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины – переход от разрозненных фактов к их системе в процессе уточнения картины мира. Интеграция этого уровня внутрипредметная, она направлена на “спрессовывание” материала в крупные блоки. В этом случае интегрированное содержание является “информационно более емким и направлено на формирование способности мыслить информационно-емкими категориями” (В.Т. Фоменко).
Еще со времен К. Д. Ушинского уроки чтения и письма проводились интегративно.
Внеклассное чтение – это изначально интегрированный курс. Здесь наблюдается целостный процесс:
1) книга, как инструмент чтения, совершенствования навыков чтения, полученных на уроках литературного чтения,
2) текст, как искусство слова, развития речи,
3) мир книг как выбор круга тем собеседника, глубокая связь с самыми разными предметами обсуждения.
Изначально интегрированным курсом является математика, содержащая арифметику, элементы алгебры, геометрии, черчения, основ технологии.
Изначально интегрированный курс ознакомления с окружающим миром включает знания из основ естествознания, географии, истории, ботаники, зоологии, анатомии человека, экологии, геологии, экономики и быта человека.
Это все внутрипредметная интеграция, заложенная изначально в программе начальной школы.
Кроме того, существует межпредметная интеграция.
Межпредметная интеграция – проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.
Следует просматривать в карте образования программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное - выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока, но и они не должны носить искусственный характер, а способствовать пониманию сущности изучаемых понятий и явлений.
На мой взгляд, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков дает сочетание предметов:
- обучение грамоте (чтение, письмо) – математика;
- чтение – русский язык;
– чтение – ознакомление с окружающий мир
- чтение – музыка – рисование;
– чтение – история
- математика – изо и художественный труд;
- ознакомление с окружающим миром – музыка – изо и художественный труд и т.п..
III. Структура интегрированных уроков – отличается от обычных уроков следующими особенностями:
- предельной четкостью, сжатостью учебного материала;
- логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью;
- информационной емкостью учебного материала используемого на уроке.
При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке. Темы общеобразовательных дисциплин, выбранных для конструирования интегрированного урока, требуют тщательного подбора межпредметных знаний для решения новых вопросов и задач, но они не должны носить искусственный характер, а способствовать пониманию сущности изучаемых понятий и явлений.
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Каждый из этих уроков ведут один, два или более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.
Урок должен иметь четко сформулированные учебные задачи, для решения которых необходимо привлечение знаний из других областей.
Закономерности интегрированного урока:
1) Весь урок подчинён авторскому замыслу;
2) Урок объединяется основной мыслью (стержень урока);
3) Урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого;
4) Этапы и компоненты урока находятся в логикоструктурной зависимости;
5) Отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу;
6) Цепочка сведений организована как “данное” и “новое” и отражает не только структурную, но и смысловую связанность;
7) Связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очерёдность действий, во втором выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).
IV. Существует два вида интегрированных уроков.
1) Урок, проводившийся по одной теме, делится на две части, одну из которых ведет учитель начальных классов, а вторую – педагог-предметник.
2) Вторым видом интегрированного урока является сюжетный урок, при проведении которого учитель планирует, сколько минут и какое время отвести каждому предмету. Причем предметы чередуются, повторяются, не нарушая целостности сюжета.
Интегрированный урок в большинстве своем ограничен временными рамками одного урока, проводится в одном классе, имеет цель не только закрепить, но и решить новую учебную проблему, всегда направлен на совместное творчество учительского и ученического коллектива во время проведения урока и при подготовке к нему. Но в отдельных случаях при высокой сложности или большом объеме изучаемого материала интегрированный урок может выходить за рамки одного урока и длиться 1,5-2 академических часа. Как правило, такой урок помимо обширного теоретического материала предполагает объемную по продолжительности практическую работу (в том случае, если идет интеграция с уроком ИЗО).
Используется групповая или коллективная форма организации деятельности учащихся. Это не только позволяет каждому ребенку раскрыть свои творческие способности, но и позволяет уплотнить урок за счет экономии времени.
Не следует злоупотреблять проведением интегрированных уроков, так как слишком частое использование данной формы урока может привести к обратному результату - снижению познавательной активности обучающихся к изучаемым предметам. Обычно проводится не более 10 интегрированных уроков в год.
V. Затруднения
• Во-первых, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу (предмету) и строго придерживаться данного регламента.
• Во-вторых, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования (как правило, при проведении таких уроков используется большое количество наглядного материала), чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока; продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал; продумать и изготовить на предыдущих уроках нужные в практической работе заготовки. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.
VI. Фрагмент урока. После изучения планирования, я поняла, что по нашей программе не так то легко составить интегрированные уроки. Проблема, с которой я столкнулась в первую очередь, это разобщенность тем программы по времени или того хуже по классам. Поэтому данный урок искусственен.
VII. Постановка целей и задач открытых уроков.
VIII. Составление планирования интегрированных уроков на год.
Фрагмент урока по математике и изо во 2 классе.
Тема: «Круг. Окружность».
ТДЦ урока:
А. Образовательная.
1) сформировать представление об окружности и ее элементах (центре, диаметре, радиусе)
2) учить пользоваться циркулем для построения окружности
3) показать отличие круга и окружности
4) развитие фантазии при создании животного на основе круга
Б. Развивающая
1) развивать навыки конструирования
2) развивать навыки создания аппликаций
3) развитие вычислительных навыков
4) развивать знания, умения, навыки вырезания, склеивания, приклеивания деталей изделия;
В. Воспитательная
1) воспитание аккуратности
2) воспитание трудолюбия
Структура урока:
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний (область, граница)
3. Постановка проблемы (попытка построить участок круглой формы)
4. Постановка целей урока
5. Открытие нового знания
6. Первичное и закрепление: создание аппликации (работа в парах)
7. Подведение итогов
8. Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».
Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...
Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»
Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ
В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...
Конспект интегрированного урока математики + окружающий мир Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Тип урока: Урок - закрепление знаний.
Предлагаю вам конспект интегрированного урока - путешествия в математический лес "Сложение и вычитание в пределах 10". Данный материал будет полезен учителям начальной школы.Урок разработан ...