Рабочая программа «Путешествие по стране Геометрии» (внеурочная деятельность)
рабочая программа на тему
В программе курса «Путешествие по стране Геометрии» можно выделить два блока:
- «Что такое геометрия?» - изучение основных свойств геометрических
фигур. - «Геометрия вокруг нас» - формирование конструкторских умений и графической грамотности.
В рамках каждого блока реализуются цели, перечисленные выше, причем на каждом занятии предполагается единство мыслительной и практической деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alekseeva_rabochaya_programma_puteshestvie_po_strane_geometrii_1-4_klass_-_kopiya.doc | 584.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю » Директор ГБОУ СОШ «Центр образования»пос.Варламово ______________ Кавелина Т.П.. Приказ № ____ от «___» ____2016г
| Рекомендовано Рабочей группой по введению ФГОС протокол №___ от «____» _________ 2016 года |
Рабочая программа
«Путешествие по стране Геометрии»
(внеурочная деятельность)
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.
Разработчик:
Алексеева Е.Н.,
учитель начальных классов
2016 г.
Пояснительная записка.
«Путешествие по стране Геометрии»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Путешествие по стране Геометрии» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
2.Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
3.Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
4.Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783)
5.Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
6.Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).
7.Учебного плана ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово на 2014-2015 учебный год.
Актуальность: Программа по внеурочной деятельности «Путешествие по стране Геометрии» направлена на формирование у школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования и обобщения, конкретизации. Это обеспечивается логикой построения содержания курса, методами и формами организации учебной деятельности учащихся, направленной на усвоение геометрических понятий, свойств геометрических фигур и системой заданий, выполняя которые младшие школьники осознают различные учебные задачи, овладевают способами их решения и учатся контролировать свои действия. Направленность процесса обучения пропедевтическому курсу геометрии начальных классов на формирование основных мыслительных операций позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего, с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоций и речи ребенка.
Цель: усиление роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, как по содержанию и объему, так и по методам изучения.
Задачи:
- формирование осознанных геометрических знаний;
- формирование способности выполнять мыслительные операции с геометрическим материалом: рассуждать и делать выводы, сравнивать и анализировать, находить общее и частное, устанавливать простые закономерности;
- формирование элементов конструкторских умений и конструкторского мышления;
- формирование картины мира;
- обучение способам получения знаний в индивидуальном творческом поиске, способам оперирования с имеющимися знаниями в любой ситуации, в том числе нестандартной, творческой;
- становление элементов учебной самостоятельности;
- развитие умений применять знания в нестандартных ситуациях;
- развитие творческого потенциала, активности, самостоятельности учащихся;
- воспитание взаимовыручки, уважительных отношений друг к другу;
- воспитание добросовестного отношения к труду и результатам труда.
В соответствии с учебно-воспитательными задачами курса предполагается:
- знакомство и изучение основных линейных, плоскостных и некоторых пространственных геометрических фигур;
- знакомство с понятием симметрии, как частного случая движения - в окружающем мире;
- включение упражнений, направленных на развитие памяти и
внимания; - включение упражнений, связанных с такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение;
- использование математических знаний, умений и навыков в новых, нестандартных ситуациях, их закрепление и совершенствование;
- конструктивно – практическая деятельность, обеспечивающая умение изобразить на бумаге конструктивную модель и, наоборот, по чертежу собрать объект, изменить его в соответствии с изменениями, внесенными в чертеж, способствующая формированию трудовых умений и навыков работы с различными материалами.
Основными линиями курса являются наблюдение, мыслительная деятельность и практические действия.
Эти три линии курса лежат в основе алгоритма изучения геометрических фигур:
- Знакома ли тебе эта фигура? Как она называется? Или как ты думаешь, как она называется? Как бы ты ее назвал?
- Встречался ли ты в жизни с этой геометрической фигурой? Где ее можно увидеть? Что напоминает эту геометрическую фигуру?
- Есть ли у нее сходства с ранее изученными? Какие? Есть ли отличия? Какие?
- Можно ли получить эту фигуру из ранее изученных? Попробуй это нарисовать или сконструировать.
- Как ты думаешь, какими свойствами может обладать эта фигура? Исследуй их и постарайся запомнить.
- Начерти с помощью чертежных инструментов эту фигуру различных размеров. Раскрась их в соответствии со своим настроением.
- Для чего нужно изучение этой геометрической фигуры и ее свойств? Преобразуй геометрическую фигуру в реальные предметы, окружающие тебя.
В программе курса «Путешествие по стране Геометрии» можно выделить два блока:
- «Что такое геометрия?» - изучение основных свойств геометрических
фигур. - «Геометрия вокруг нас» - формирование конструкторских умений и графической грамотности.
В рамках каждого блока реализуются цели, перечисленные выше, причем на каждом занятии предполагается единство мыслительной и практической деятельности детей.
Каждая тема факультативного курса завершается конструкторско-практической деятельностью, которая в свою очередь направлена не только на формирование элементов конструкторских умений, но и на закрепление и использование полученных теоретических знаний.
Кроме того, проводимая на занятиях конструирования практическая деятельность включает в себя не только воспроизведение, но и выполнение самостоятельно некоторых элементов, а также включение элементов творческого характера.
Курс «Путешествие по стране Геометрии» предполагает связь трех курсов:
Математика | Изобразительное искусство | Трудовое обучение |
- формирование геометрических представлений методом конструкторско-практического действия с объектами и моделями; - развитие пространственных представлений и в- совершенствование вычислительных умений и навыков; - использование свойств сложения, вычитания, умножения и деления для рационального решения геометрических задач; - формирование представлений об округлении числа. | -знакомство с конструктивным образом древнерусских городов- крепостей; - знакомство с видами архитектурных объектов и их стилями; - развитие навыков конструирования из бумаги и работы с графическими материалами, - знакомство учащихся с организацией внутреннего пространства древних и современных городов. | - формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой.) - формирование умений выполнять задания по техническому рисунку, чертежу, делать чертеж по анализу готового изделия, вносить изменения в чертеж и в объект с целью его совершенствования. |
Курс «Путешествие по стране Геометрии» построен по тематическому принципу, т.е. на изучение каждой темы отводится определенное количество часов. В течение этого времени ведется целенаправленное изучение новых вопросов, а закрепление и повторение ранее изученного материала органически включается в процесс усвоения новых понятий, свойств и способов действий. Такое построение курса создает условия для целенаправленного формирования всех компонентов учебной деятельности – мотивов, учебных задач, действий, операций самоконтроля.
Формы организации занятий: беседы, выставки рисунков, поделок, викторины, проектная деятельность, исследования, практикумы, экскурсии, посещение музеев, выход на природу, соревнование.
Режим занятий: программа предназначена для учащихся 1 – 4 классов (270 часов) В 1 классе – 66 часов, со второго по четвертый класс – 68 часов в год, 2 раза в неделю (68 часов в год).
Место проведения занятий: кабинеты начальной школы, медиатека, пришкольная территория, спортивный зал, библиотека.
Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение.
Основные методы обучения: частично – поисковый; исследовательский; деятельностно – творческий; наблюдения; наглядности. Все они направлены на поддержку индивидуального развития ребенка, на предоставление учащимися свободы для творчества, для принятия самостоятельных решений.
Характеристика условий ОУ при реализации программы: интерактивная доска, нетбуки, ноутбук преподавателя, интернет, проектор, колонки, документ-камера, цифровой микроскоп, ПМК «Фантазеры», ПМК «Академия младшего школьника.
Формы контроля: диагностическая игра, проектная деятельность, тесты, презентации, сообщения.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности :
К концу первого года обучающиеся научатся различать:
- термины: точка, прямая линия, кривая линия, отрезок, луч, угол и его элементы, виды углов, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии;
- названия простейших многоугольников, элементы многоугольников (вершины, углы, стороны);
- виды треугольников;
- свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей;
- название и назначение различных инструментов (линейка, угольник, циркуль)
- знать единицы длины и соотношения между изученными единицами длины;
- правила безопасности при работе ручным инструментом;
- иметь представления и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;
- сравнивать, классифицировать, обобщать изученные геометрические фигуры;
- использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;
- измерять, сравнивать, находить сумму и разность длин отрезков; в том числе длину звеньев ломаной, сторон геометрических фигур,
- переводить одни единицы измерения в другие;
- самостоятельно изготавливать несложные изделия по образцу, по техническому рисунку, по описанию; уметь проводить анализ образца или изделия;
- вносить изменения (преобразовывать) по заданным дополнительным условиям, отражать изменения в технических рисунках.
К концу второго года обучающиеся научатся различать:
- термины: прямой угол, кривая линия, окружность, овал, круг, радиус окружности, центр
- окружности (круга), диаметр окружности (круга), дециметр, метр;
- соотношения между изученными единицами длины: сантиметром, дециметром, метром;
- правила безопасности при работе ручным инструментом;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;
- сравнивать, классифицировать, обобщать изученные геометрические фигуры;
- использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;
- измерять, сравнивать, находить сумму и разность длин отрезков; в том числе длину звеньев ломаной, сторон геометрических фигур,
- переводить одни единицы измерения в другие;
- самостоятельно изготавливать несложные изделия по образцу, по техническому рисунку, по описанию; уметь проводить анализ образца или изделия;
- вносить изменения (преобразовывать) по заданным дополнительным условиям, отражать изменения в технических рисунках.
К концу третьего года обучающиеся научатся различать:
- термины прямая линия, кривая линия, параллельные прямые, перпендикулярные прямые, отрезок, луч, угол, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии, правильный и неправильный многоугольник;
- элементы угла, ломаной, многоугольника, виды углов;
- названия простейших многоугольников;
- названия четырехугольников по особенностям их сторон или по типу углов: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм, неправильный многоугольник;
- свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей;
- виды треугольников;
- термины: круг, окружность, радиус, диаметр;
- единицы длины и соотношения между изученными единицам длины;
- термины периметр, площадь, центральная и осевая симметрия;
- способы контроля точности построения деталей (с помощью шаблона, угольника, линейки, циркуля);
- единицы измерения площади;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;
- использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;
- находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, треугольника;
- находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне, по площади и известной стороне;
- рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;
- выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу;
- прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие;
- внести в изделие изменения по заданным условиям и отразить их в техническом рисунке.
К концу четвёртого года обучающиеся научатся различать:
- термины прямая, кривая линия, отрезок, луч, замкнутая и незамкнутая линия, ломаная , угол, виды углов, многоугольник, круг, окружность, хорда окружности, концентрические окружности;
- название геометрических тел: куб, прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида, шар;
- понятие «развертка»;
- термины «периметр», «площадь», «объем», единицы измерения периметра, площади, объема;
Обучающиеся получат возможность научиться :
- различать развертки геометрических тел;
- анализировать плоскостные и пространственные объекты, составленные из геометрических фигур, выделять их в конструкциях не сложного вида;
- конструировать объект по схематическому рисунку, техническому чертежу, видоизменять его по заданным условиям;
- контролировать правильность изготовления деталей конструкции, а также всей конструкции в целом;
- вычислять периметр фигуры и длины отдельных ее частей по заданному периметру и другим линейным данным;
- вычислять площадь треугольника, прямоугольника (квадрата), поверхности прямоугольного параллелепипеда (куба);
- распознавать изученные геометрические фигуры в окружающей действительности, конструировать их модели, зарисовывать и вычерчивать на бумаги, собирать из частей, делить на задуманные части.
Тематический план 1 класс
№ | Тема занятия | Всего часов | Аудиторные | Внеаудиторные | Формы контроля |
1 | Точка. Кривая линия. Прямая линия. | 8 ч | 100 % | - | Презентация , тест. |
2 | Кривая, отрезок. Их сходство и отличие. | 14ч | 100% | - | Тест |
3 | Единицы длины .Отрезок. Сравнение отрезков. | 10ч | 100% | - | Тест, презентация. |
4 | Луч. Виды лучей. | 7 ч | 100% | - | Тест, взаимоконтроль |
5 | Многоугольники. | 27ч | 100% | - | Тест, взаимоконтроль |
Итого: | 66ч |
Содержание программы 1 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Аудиторные | Внеаудиторные | Формы организации | Формы контроля |
Точка. Кривая линия. Прямая линия. (8 часов) | ||||||
1. | Путешествие в страну Геометрию. | 1 | 1 | Беседа «Что такое «геометрия» | ||
2 | Знакомство с Веселой Точкой. | 1 | 1 | Беседа» Что такое «точка» | ||
3 | Цвета Радуги. | 1 | 1 | Практикум | ||
4 | Цвета Радуги. Их очередность. | 1 | 1 | Практикум | Презентация | |
5 | Сравнение величин. | 1 | 1 | Беседа | ||
6 | Взаимное расположение предметов. | 1 | 1 | Практикум | ||
7 | Прямая линия. | 1 | 1 | Практикум «Построение линий» | ||
8 | Прямая линия и её свойства. | 1 | 1 | Практикум «Построение линий» | Тест | |
Кривая, отрезок. Их сходство и отличие. (14 часов) | ||||||
9 | Кривая линия. | 1 | 1 | Беседа | ||
10 | Замкнутые и незамкнутые кривые линии. | 1 | 1 | Беседа | ||
11 | Замкнутые и незамкнутые кривые линии. | 1 | 1 | Практикум «Строим замкнутые и незамкнутые линии» | Тест | |
12 | Кривая линия. | 1 | 1 | Практикум | ||
13 | Точки пересечения кривых линий. | 1 | 1 | Практикум | ||
14 | Замкнутые кривые линии. | 1 | 1 | Беседа | ||
15 | Незамкнутые кривые линии. | 1 | 1 | Беседа | Тест | |
16 | Решение топологических задач. | 1 | 1 | Практикум «Решаем задачи» | ||
17 | Пересекающиеся линии. | 1 | 1 | Беседа | ||
18 | Решение топологических задач. | 1 | 1 | Практикум | ||
19 | Лабиринт. | 1 | 1 | Практикум «Разгадай лабиринт» | Взаимоконтроль | |
20 | Направление движения. | 1 | 1 | Практикум | ||
21 | Взаимное расположение предметов в пространстве. | 1 | 1 | Практикум | ||
22 | Вертикальные и горизонтальные прямые линии. | 1 | 1 | Беседа | Тест | |
Единицы длины .Отрезок. Сравнение отрезков. 10 ч | ||||||
23 | Отрезок. | 1 | 1 | Практикум «Построение отрезков» | ||
24 | Сравнение отрезков. Моделирование отрезков. | 1 | 1 | Практикум | ||
25 | Отрезок. Имя отрезка. | 1 | 1 | Игра | ||
26 | Отрезок. Закрепление изученного. | 1 | 1 | Практикум | ||
27 | Сравнение отрезков. Единицы длины. | 1 | 1 | Практикум | Тест | |
28-30 | Ломаная линия. | 3 | 3 | Практикум | ||
31-32 | Обобщение изученного материала. | 2 | 2 | Проектная деятельность | Презентация | |
Луч. Виды лучей. 7 часов | ||||||
33-35 | Луч | 3 | 3 | Практикум | ||
36-38 | Луч. Солнечные и несолнечные лучи. | 3 | 3 | Выставка рисунков | ||
39 | Обобщение изученного материала | 1 | 1 | Практикум | Тест | |
Многоугольники. 27 часов | ||||||
40-43 | Многоугольники. | 4 | 4 | Выставка рисунков | ||
44 | Математическая викторина. | 1 | 1 | Викторина | ||
45-49 | Треугольник. | 5 | 5 | Выставка рисунков | ||
50-52 | Треугольник. Имя треугольника. | 3 | 3 | Практикум «Построение треугольников» | Взаимоконтроль | |
53-55 | Условия построения треугольника. | 3 | 3 | Практикум | ||
56-58 | Четырехугольник. Прямоугольник. | 3 | 3 | Практикум | ||
59-61 | Квадрат | 3 | 3 | Практикум | Тест | |
62-65 | Равносторонний прямоугольный четырехугольник – квадрат. Ромб | 4 | 4 | Практикум | ||
66 | Обобщение изученного | 1 | 1 | Игра | Взаимоконтроль | |
Итого | 66 часов | 66 |
Тематический план 2 класс
№ | Название темы (раздела) | Всего часов | Из них | Формы контроля | |
аудиторные | внеаудиторные активные | ||||
1 | Луч. Виды лучей. | 12 часов | 3 | 9 | Выставка |
2 | Угол. Виды углов | 16 часов | 4 | 12 | Конкурс |
3 | Многоугольники | 20 часов | 5 | 15 | Выпуск геометрической газеты |
4 | Плоские фигуры и объемные тела | 20 часов | 5 | 15 | Выставка, Геометрический КВН |
Содержание программы 2 класс
№ | Тема занятия | Всего часов | Из них | Формы организ. занятий | Формы контроля | |
аудиторные | внеаудиторные активные | |||||
1-2 | Луч. Виды лучей. | 2 | 1 | 1 | Исследование | Опрос |
Решение задач на развитие пространственных представлений | Знакомство с понятием пространства; научаются работать со взрослыми; работе в паре | Применять линейку и карандаш при выполнении учебной задачи | ||||
3-4 | Луч. Виды лучей. | 2 | 2 | Путешествие | Беседа | |
Обобщение изученного материала. | Тренируются в вычерчивании отрезков, лучей, геометрических фигур, в сравнении отрезков. научаются формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||||
5-6 | Луч. Виды лучей. | 2 | 2 | Мастерская | Выставка | |
Луч | Строят лучи на бумаге, из пластилина, ниток; расширяют понятие о геометрии; развивают когнитивное мышление. | |||||
7-8 | Луч. Виды лучей. | 2 | 1 | 1 | Исследование | Беседа |
Луч. Солнечные и несолнечные лучи. | Классифицируют объекты | Работают с линейкой. Тренируются в вычерчивании. | ||||
9-10-11-12 | Луч. Виды лучей. | 4 | 1 | 3 | Эксперимент | Выставка |
Луч. Спектральный анализ света. Закрепление изученного материала | Сочиняют геометрическую сказку о луче. | Сравнивают отрезки, находят периметр фигуры, строят геометрические фигуры | ||||
13-14-15 | Угол. Виды углов Угол. | 3 | 1 | 2 | Мастерская | Геометрический журнал |
Различать виды углов | Учатся строить углы на бумаге и сгибанием листа из двух лучей | |||||
16-17-18 | Угол. Виды углов | 3 | 1 | 2 | Практикум | Геометрический журнал |
Прямой угол. Вершина угла. Его стороны. | Классифицировать предметы ближайшего окружения на разновидность углов; | Знакомство с циферблатом. | ||||
19-20 | Угол. Виды углов Имя | 2 | 2 | Путешествие | Геометрический журнал | |
острого угла. Имя прямого угла. | Разграничивать понятия «вершина», «сторона», дать имя угла; развитие творческой инициативы детей в свободном моделировании углов с вершиной в центре. | |||||
21-22 | Угол. Виды углов | 2 | 1 | 1 | Соревнование | Геометрический журнал |
Тупой угол. Имя тупого угла. | Знакомство с тупым углом | Развитие умения свободного моделирования в построении углов | ||||
23-24 | Угол. Виды углов | 2 | 1 | 1 | Практикум | Геометрический журнал |
Развернутый угол. Имя развернутого угла. | Развитие умения свободного моделирования в построении углов | Построение углов | ||||
25-26 | Угол. Виды углов Развёрнутый угол и прямая линия. | 2 | 2 | Мастер-класс | Беседа | |
Развитие умения свободного моделирования в построении углов, умение работать в группе. | ||||||
27-28 | Угол. Виды углов | 2 | 2 | Брейн-ринг | Конкурс | |
Острый. Прямой и тупой углы. | Анализировать существенные признаки углов, работать в паре. | |||||
29 | Многоугольники. | 1 | 1 | Исследование | Беседа | |
Развивать представление о мире фигур | ||||||
30 | Многоугольники. | 1 | 1 | Викторина | Викторина | |
Математическая викторина. | Моделирование фигур при помощи предметов (карандаши, палочки) | |||||
31 | Многоугольники. | 1 | 1 | Путешествие | Беседа | |
Треугольник. | Творческое моделирование фигур при помощи предметов (пластилина и кусочков проволоки) | |||||
32-33 | Многоугольники. | 2 | 1 | 1 | Практикум | Выставка |
Треугольник. Имя треугольника. | Классифицировать предметы | Творческое моделирование фигур (цветная бумага, ножницы, клей, альбомные листы); умение работать в группе | ||||
34-35 | Многоугольники. | 2 | 2 | |||
Условия построения треугольника. | Творческое моделирование фигур (цветная бумага, ножницы, клей, альбомные листы) | |||||
36-37 | Многоугольники. | 2 | 1 | 1 | Мастерская | Выставка |
Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. | Определить связь между названием треугольника и названием его угла-начальника. | Начертить и вырезать модели треугольников. | ||||
38-39 | Многоугольники. | 2 | 2 | Студия мозаики | Опрос | |
Треугольник. Виды треугольников. | Учить создавать геометрические узоры из треугольников. Сложить из деталей мозаики: домик, машину, ёлочки. | |||||
40-41- | Многоугольники. | 2 | 1 | 1 | Исследование | Беседа |
Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция. | Сложить из деталей мозаику | |||||
42-43 | Многоугольники. | 2 | 2 | Мастерская Деда Мороза | Выставка | |
Четырехугольник. Прямоугольник. | Учить видеть в предметах фигуры прямоугольной формы. «Снежинка» - ёлочная подвеска из квадратика бумаги. | |||||
44-45 | Многоугольники. | 2 | 1 | 1 | Клуб «Любители кошек» | Выставка |
Равносторонний прямоугольный четырехугольник – квадрат. Ромб. | Знакомство с разновидностью четырехугольников. Уточнить признаки квадрата, ромба. | Закреплять умение пользоваться для построения фигур линейкой, циркулем при составлении аппликации «Кошка». | ||||
46 | Многоугольники. | 1 | 1 | Путешествие «Летние посиделки» | Выставка | |
Квадрат. | Вычерчивать квадраты, нахождение их периметра; моделировать квадраты из пластилина и проволоки при составлении аппликация «Бабочка». | |||||
47-48 | Многоугольники. | 2 | 2 | Творческая студия | Выпуск геометрической газеты | |
Обобщение изученного. | В свободном моделировании закрепить понятия(аппликация «Лодочка») | |||||
49-50 | Плоские фигуры и объемные тела | 2 | 2 | Исследование | Опрос | |
Творческое преобразование плоской фигуры в объемную через аппликацию («Звёздочка» - склеена из одинаковых узких полосок бумаги, а внутри лучей звёздочки сделаны колечки) | ||||||
51-52 | Плоские фигуры и объемные тела | 2 | 1 | 1 | Мастерская Деда Мороза | Выставка |
Развивать понятия композиции, плоскостного воображения, художественной фантазии ( «Птичка» - подвеска на ёлку. Тельце и головка – бумажные кольца) | ||||||
53-54 | Плоские фигуры и объемные тела | 2 | 2 | Мастерская Деда Мороза | Выставка | |
«Веселые игрушки». | Развивать понятия композиции, плоскостного воображения, художественной фантазии (создание из бумаги «Бабочки») | |||||
55-56 | Плоские фигуры и объемные тела | 2 | 1 | 1 | Студия | Выставка |
Многоугольники. | Конструирование узоров из геометрической мозаики; развитие умения работать в паре | |||||
57 | Плоские фигуры и объемные тела | 1 | 1 | Студия | Выставка | |
Многоугольники. | Составление аппликации «Кошка» | |||||
58-59 | Плоские фигуры и объемные тела | 2 | 2 | Студия | Выставка | |
Периметры многоугольников. | Развивать творческий потенциал через складывание фигуры «Рыбка» | |||||
60-61 | Плоские фигуры и объемные тела | 2 | 1 | 1 | Студия | Выставка |
Периметры многоугольников. | Знакомство с операцией умножение через нахождение периметра квадрата | Складывание фигуры «Робот» | ||||
62-63 | Плоские фигуры и объемные тела Круг. | 2 | 2 | Исследование | Беседа | |
Построение орнаментов | ||||||
64-65 | Плоские фигуры и объемные тела | 2 | 1 | 1 | Путешествие «Летние посиделки» | Выставка |
Окружность. | Определить место положения окружности по отношению к кругу | Изображения предметов круглой формы через творчество (Аппликация «Две гусеницы».) | ||||
66 | Плоские фигуры и объемные тела | 1 | 1 | Мастерская Деда Мороза | Выставка | |
Циркуль-помощник. | Использование циркуля для получения деталей аппликации «Снеговик» | |||||
67 | Плоские фигуры и объемные тела | 1 | 1 | Выставка | ||
Окружность и круг. | Тренироваться в вычерчивании фигур и узоров с помощью циркуля, симметричного орнамента в круге | |||||
68 | Плоские фигуры и объемные тела | 1 | 1 | КВН | Геометрический КВН | |
Геометрический КВН. | Работать в группе. |
Тематический план 3 класс
№ п/п | Название темы (разделов) | Всего, час. | Из них | Форма контроля | |
аудиторные | внеаудиторные | ||||
I | Круг. Окружность | 8 | 2 | 6 | Игра |
II | Касательная | 9 | 1 | 8 | КВН |
III | Простые геометрические узоры | 7 | 1 | 6 | Викторина |
IV | Окружность. Круг. Радиус и диаметр окружности | 9 | 1 | 8 | Презентация |
V | Задачи на построение | 10 | 3 | 7 | Школьный кон-курс проектов |
VI | Диагонали. Деление окружности. | 10 | 4 | 6 | Тест |
VII | Площадь. Единицы площади | 8 | 2 | 6 | Диагностическая игра |
VIII | Угол. Сетки | 7 | 2 | 5 | Викторина |
Итого: | 68 | 16 | 52 |
Содержание программы 3 класс
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего час. | Из них | Форма организ. занятий | Форма контроля | |
аудиторные | вне-аудиторные | |||||
I | Круг. Окружность | 8 | 2 | 6 | ||
1.1 | Круг. Окружность | 2 | 1 | 1 | Практикум | |
1.2 | Диаметр, радиус окружности. | 2 | 1 | 1 | Практикум | |
1.3 | Круг. Окружность, диаметр, радиус окружности. | 2 | 2 | Практикум | ||
Радиус, диаметр круга. | 1 | 1 | Практикум | |||
1.4 | Радиус, диаметр круга. | 1 | 1 | Практикум | Игра | |
II | Касательная | 9 | 1 | 8 | ||
2.1 | Касательная. | 1 | 1 | Игра | ||
2.2 | Касательная. | 1 | 1 | Практикум | ||
2.3 | Закрепление изученного материала. | 1 | 1 | Практикум | ||
2.4 | Закрепление изученного материала. | 1 | 1 | Практикум | ||
2.5 | Закрепление изученного материала. | 1 | 1 | Проектная деятельность | ||
2.6 | Контроль и учёт знаний. | 1 | 1 | тест | ||
2.7 | Урок-праздник «Хвала геометрии!» | 1 | 1 | |||
2.8 | Решение задач. | 1 | 2 | КВН | ||
III | Простые геометрические узоры | 7 | 1 | 6 | ||
3.1 | Простые круговые геометрические узоры. | 1 | 2 | Беседа | ||
3.2 | Геометрический КВН. | 1 | 1 | КВН | ||
3.3 | Закрепление изученного материала. | 2 | 2 | Практикум | ||
3.4 | Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости. | 1 | 1 | Беседа | ||
3.5 | Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости. | 1 | 1 | Викторина | ||
IV | Окружность. Круг. Радиус и диаметр окружности | 9 | 1 | 8 | ||
4.1 | Радиус и диаметр окружности. | 1 | 1 | Беседа | ||
4.2 | Радиус и диаметр окружности. | 1 | 1 | Практикум | ||
4.3 | Решение геометрических задач | 1 | 1 | Практикум | ||
4.4 | Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. | 1 | 1 | Презентация | ||
4.5 | Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. | 1 | 1 | Практикум | ||
4.6 | Решение задач на нахождение долей | 1 | 1 | Практикум | ||
4.7 | Сектор круга. | 1 | 1 | Игра | ||
4.8 | Сектор круга. | 1 | 1 | Практикум | ||
4.9 | Сектор. Сегмент. | 1 | 1 | Презентация | ||
V | Задачи на построение | 10 | 3 | 7 | ||
5.1 | Параллельные прямые. | 2 | 1 | 1 | Беседа | |
5.2 | Виды четырёхугольников. | 2 | 1 | 1 | Беседа | |
5.3 | Построение на нелинованной бумаге. Построение прямого угла.. | 2 | 2 | Практикум | ||
5.4 | Перпендикулярные прямые | 2 | 1 | 1 | Беседа | |
5.5 | Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. | 2 | 2 | Школьный конкурс проектов | ||
VI | Диагонали. Деление окружности | 10 | 4 | 6 | ||
6.1 | Диагонали многоугольника.. | 2 | 1 | 1 | Беседа | |
6.2 | Свойства диагоналей прямоугольника | 3 | 1 | 2 | Практикум | |
6.3 | Деление окружности на 4.6 равных частей. | 3 | 1 | 2 | Практикум | |
6.4 | Многоугольники выпуклые и невыпуклые. | 2 | 1 | 1 | Тест | |
VII | Площадь. Единицы площади | 8 | 2 | 6 | ||
7.1 | Площади. Единицы площади. | 2 | 1 | 1 | Беседа | |
7.2 | Решение задач на нахождение площади | 2 | 2 | Практикум | ||
7.3 | Нахождение площади равностороннего треугольника. | 2 | 1 | 1 | Практикум | |
7.4 | Решение задач | 2 | 2 | Диагностическая игра | ||
VIII | Угол. Сетки | 7 | 2 | 5 | ||
8.1 | Угол. Угловой радиус. | 3 | 1 | 2 | Беседа | |
8.2 | Сетки. Решение топологических задач. | 3 | 1 | 2 | Практикум | |
8.3 | Театрализованная викторина. | 1 | 1 | Викторина | ||
Итого: | 68 | 16 | 52 |
Мониторинговая карта
|
| Прогнозируемый результат |
| Прогнозируемый эффект |
|
| Усиление роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, как по содержанию и объему, так и по методам изучения. | Знать термины прямая линия, кривая линия, параллельные прямые, перпендикулярные прямые, отрезок, луч, угол, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии, правильный и неправильный многоугольник;
единицы измерения площади; | Проект «Площадь моего дома» Проект «Геометрия вокруг нас» Аппликации, Моделирование из бумаги |
|
|
Тематический план 4 класс
№ | Тема занятия | Всего часов | Аудиторные | Внеаудиторные | Формы контроля |
I | Геометрические тела | 17 | 7 | 10 | Проектная деятельность, защита проекта |
II | Построение углов, треугольников. | 8 | 1 | 7 | Самостоятельная работа |
III | Сетки. Координатная плоскость. | 15 | 3 | 12 | Диагностическая игра, проектная деятельность |
IV | Симметрия | 19 | 4 | 15 | Проектная деятельность |
V | Повторение | 9 | 0 | 9 | Тест |
Итого | 68 | 15 | 53 |
Содержание программы 4 класс
№ | Тема занятия | Всего часов | Аудиторные | Внеаудиторные | Формы организации занятий | Формы контроля | ||||||||
Геометрические тела 17 ч | ||||||||||||||
1-2 | Куб. | 2 | 1 | 1 | Практикум, беседа | Чертёж | ||||||||
3-4 | Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развёртка параллелепипеда. | 2 | 1 | 1 | Практикум, беседа | Модель параллелепипеда | ||||||||
5-6 | Куб. Площадь полной поверхности куба. | 2 | 1 | 1 | Практикум, беседа | |||||||||
7-8 | Каркасная модель куба. Развёртка куба. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа, беседа | Модель куба из проволоки | ||||||||
9-10 | Цилиндр. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа, беседа | Модель цилиндра из бумаги | ||||||||
11-12 | Пирамида. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум | Сообщение, презентации «Египетские пирамиды, пирамиды в Канаде» | ||||||||
13-14 | Конус. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум | Модель конуса из бумаги | ||||||||
15-16 17 | Проект «Макет древнерусской церкви и древнерусской колокольни». Защита проекта «Макет древнерусской церкви и древнерусской колокольни». | 2 1 | 2 1 | Проектная деятельность, защита проекта | Проектная деятельность, защита проекта | |||||||||
Построение углов, треугольников (8 ч.) | ||||||||||||||
18-19 | Измерение углов. Транспортир. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум | |||||||||
20-21 | Построение углов заданной градусной меры. | 2 | 2 | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа «Построение углов заданной градусной меры.» | |||||||||
22-23 | Построение треугольников по трём заданным сторонам. | 2 | 2 | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа «Построение треугольников по трём заданным сторонам» | |||||||||
24-25 | Построение равнобедренного и равностороннего треугольников. | 2 | 2 | Беседа, практикум | Практикум | |||||||||
Сетки. Координатная плоскость. (15 ч.) | ||||||||||||||
26-27 | Числовой луч. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум | |||||||||
28-29 | Числовой луч. (Закрепление) | 2 | 2 | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа «Построение на числовом луче» | |||||||||
30-31 | Сетки. Игра «Морской бой». | 2 | 2 | Диагностическая игра | Диагностическая игра | |||||||||
32-33 | Сетки. Координатная плоскость. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум | |||||||||
34-35 | Координатная плоскость. Построение фигуры по заданным точкам. | 2 | 1 | 1 | Беседа, самостоятельная работа | Самостоятельная работа. «Построение фигуры по заданным точкам». | ||||||||
36-37 | Рисуем по координатам. | 2 | 2 | Практикум | ||||||||||
38-39 40 | Проект «Карта сказочного королевства» Защита проекта «Карта сказочного королевства» | 2 1 | 2 1 | Проектная деятельность | Проектная деятельность, защита проекта | |||||||||
Симметрия (19 ч.) | ||||||||||||||
41-42 | Осевая симметрия. | 2 | 1 | 1 | Беседа Практикум | |||||||||
43-44 | Симметрия кленового листа (осевая симметрия).
| 2 | 2 | Практикум | Рисунок «Кленовый лист» | |||||||||
45-46 | Поворотная симметрия (движение часовой стрелки). | 2 | 1 | 1 | Беседа Практикум | |||||||||
47-48 | Симметрия окружности, круга, шара ( центральная симметрия) | 2 | 1 | 1 | Беседа Практикум | |||||||||
49-50 51 | Симметрия в орнаментах. Рисование орнамента | 3 | 1 | 2 | Самостоятельная работа | Рисунок «Орнаменты народов мира» | ||||||||
52-53 | Рисуем по координатам. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум | |||||||||
54-55 | Геометрический круговой орнамент. | 2 | 2 | Самостоятельная работа | Рисунок «Круговой орнамент» | |||||||||
56-57, 58-59 | Проект «Орнаменты народов мира» Защита проекта «Орнаменты народов мира» | 2 2 | 2 2 | Проектная деятельность | Проектная деятельность, защита проекта | |||||||||
Повторение (9 ч.) | ||||||||||||||
60-61 | Геометрические тела | 2 | 2 | Практикум, тестирование | Тест | |||||||||
62-63 | Построение углов, треугольников | 2 | 2 | Практикум, тестирование | Тест | |||||||||
64-65 | Сетки. Координатная плоскость | 2 | 2 | Практикум, тестирование | Тест | |||||||||
66-67 | Симметрия | 2 | 2 | Практикум, тестирование | Тест | |||||||||
68 | Урок – игра «В стране Геометрии» | 1 | 1 | Викторина | Диагностическая игра | |||||||||
Итого | 68 | 16 | 52 |
- Мониторинговая карта
|
| Прогнозируемый результат |
| Прогнозируемый эффект |
|
| усиление роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, как по содержанию и объему, так и по методам изучения. | Знать термины прямая линия, кривая линия, параллельные прямые, перпендикулярные прямые, отрезок, луч, угол, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии, правильный и неправильный многоугольник; элементы угла, ломаной, многоугольника, виды углов; названия простейших многоугольников; названия четырехугольников по особенностям их сторон или по типу углов: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм, неправильный многоугольник; свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей; виды треугольников; термины: круг, окружность, радиус, диаметр; единицы длины и соотношения между изученными единицам длины; термины периметр, площадь, центральная и осевая симметрия; способы контроля точности построения деталей (с помощью шаблона, угольника, линейки, циркуля); единицы измерения площади; | Проект «Орнаменты народов мира» Проект «Карта сказочного королевства» Проект «Макет древнерусской церкви и древнерусской колокольни». Рисунок «Круговой орнамент» Рисунок «Орнаменты народов мира» Рисунок «Кленовый лист» Построение моделей объемных фигур | Уметь изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур; использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий; находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, треугольника; находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне, по площади и известной стороне; рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки; выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу; прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие; внести в изделие изменения по заданным условиям и отразить их в техническом рисунке. |
Л.Л.Алексееева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова под ред. Ковалевой,О.Б.Логиновой, 2-е изд. М.,Просвещение, 2014 |
Список литературных источников курса «Путешествие по стране Геометрия»
Учебно-методические компоненты комплекса | Для учителя | Для обучающихся |
Информационное обеспечение | Основная литература: 1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьника .Методический конструктор / Григорьев Д.В., Степанов П.В./- М., 2014 2.Программа. Математика и конструирование (С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина), Москва, Просвещение, 2014. 3.Программа. Математика и конструирование (Г.М.Капустина), Москва, Просвещение, 2014. 4.Программа. Технология (В.Д.Симоненко), Москва, Просвещение, 2014. Дополнительная литература: 1.Планируемые результаты НОО/Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др.3- е издание М.,2014 2.Айзик Х., Эванст Д.Развитие умственных способностей школьника. Ярославль, Академия развития, 2014 3.Андрущенко А.В. Развитие пространственного воображения на уроках математики. Москва. Владос, 2014 | Основная литература: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Моделирование и конструирование. Учебная литература, Самара, 2014. Дополнительная литература: 1.Действер И.В. Игра «Первые шаги в Геометринске», газета «Педагогическое творчество» №4, 2014. 2.Технология под редакцией В.Д.Симоненко. Учебник для 4 класса. Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2014. |
Алгоритмы деятельности | Положение о конкурсах, проектах | Алгоритм оформления проектов |
Контрольно-измерительные материалы | Планируемые результаты НОО Л.Л.Алексееева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова под ред. Ковалевой,О.Б.Логиновой, 2-е изд. М.,Просвещение, 2014 | Аппликации, проекты,тесты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Путешествие в страну Поэзия"
Российские педагоги издавна считали очень важной работу по приобщению младших школьников к миру поэзии. В настоящее время существенной помехой этому стало широкое распространение внешне эффектной, н...
Воспитательная программа «Путешествия по Солнечной стране»
Целостный педагогический процесс – это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание»....
Рабочая программа "Путешествие по стране слов" 1 класс
Факультативный курс “Путешествие по стране слов”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного об...
Путешествие в страну Информатики. Внеурочная деятельность в рамках ФГОС.
Презентация к выступлению на педсовете по теме "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС"...
Рабочая программа "Путешествуем по стране "Грамматика" для 2 класса
Веселая грамматика....
Рабочая адаптированная коррекционно-развивающая программа по внеурочной деятельности педагога-психолога по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата(вариант 6.2) 1-4 классов
Адаптированная рабочая программа по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся по варианту 6.2. начального общего образования для обучающихся с НОДА – это пр...
Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью
Рабочая программа внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» разработана в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ментальными нарушениями. Программа реализуется ...