Выступление на родительском собрании «Как развивать самостоятельность при выполнении домашних заданий»
консультация на тему
Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Однако случается так что ребенок даже окончанию начальной школы так и не научился самостоятельно выполнять домашние задание. Мы рассмотрим побробно само понятие "сомостоятельности", увидим пути формирования навыка самостоятельной деятельности, рассмотрим ошибки родителей и увидим, какое именно участие родителей в выполнении детьми домашних заданий будет способствовать формированию их самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_4_klasse_o_samostoyatelnosti_pri_vypolneniidz.docx | 26.08 КБ |
buklet_dz.zip | 848.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском собрании «Как развивать самостоятельность при выполнении домашних заданий»
Сегодня нам представляется важным рассмотреть тему самостоятельности детей при подготовке домашних заданий (слайд 1).
Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Время урока, как правило, не позволяет в достаточной степени отработать и закрепить все учебные навыки. Кроме того, все дети разные — одному достаточно решить 5–10 однотипных задач, чтобы усвоить принцип их решения, а другому, чтобы не испытывать затруднений, потребуется решить значительно больше таких задач.
Полезно детям рассказывать и о том, зачем вообще они выполняют домашние задания. Ведь есть дети, которые считают, что домашние задания задаются учителем из вредности. Необходимо объяснять, что урок слишком мал для того, чтобы материал запомнился и поэтому дома необходимо его закрепить, проработать, выполняя домашние задания.
Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков (слайд 2).
Это означает, что ребенок может:
· сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;
· спланировать очередность (порядок) действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;
· распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);
· понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;
· применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;
· представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания.
Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слово, то я: а) думаю, какое правило подходит, может помочь; б) нахожу это правило, применяю к слову; в) если я уверен, что прав, то выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.
Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребенка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей.
Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей — это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей. Навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей — это забота об их будущем. Именно на этапе начальной школы происходит активное формирование качеств ответственного человека. И основной площадкой для этого являются школьные дела, его учеба. Если этот процесс- процесс принятия ребенком на себя ответственности за собственную учебу не реализовался на протяжении 3-4 лет обучения, существует определенная угроза. Что в дальнейшем ребенок в первую очередь будет учиться «для родителей» или «для учителей» но никак не для самого себя. Поэтому так важно обратить свое внимание к этому вопросу сейчас.
Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, — это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести и в свою взрослую жизнь. И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а впоследствии — к неуверенности.
Обозначение аспекта, который будет рассмотрен на данной встрече
Эту тему можно рассматривать с разных точек сторон (слайд 3). Конечно, имеет значение насколько ребенку интересно учиться в школе, насколько для него важно быть успешным учеником, каковы особенности характера и нервной системы ребенка, каковы особенности взаимодействия родителей с детьми при выполнении домашних заданий.
Сегодня мы рассмотрим один из аспектов: какое именно участие родителей в выполнении детьми домашних заданий будет способствовать формированию их самостоятельности.
Обсуждение выделенного аспекта
Анализируя частые жалобы на то, что дети не умеют самостоятельно выполнять домашние задания, мы выделили две распространенные стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей в этом роде деятельности (слайд 4).
Часть родителей, движимая лучшими побуждениями, практически все время находится с детьми, выполняя все задания вместе с ними. Но домашняя работа над уроками — это поле деятельности прежде всего ребенка, и очень важно оставлять его наедине с заданиями, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками.
Некоторые родители твердо убеждены в необходимости предоставления ребенку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребенок систематически сталкивается с затруднениями, которые не может преодолеть, он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате выполнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребенок также может утаивать часть домашних заданий от родителей (нет задания — нет проблем).
Пути профилактики возможных трудностей и преодоления уже имеющихся
Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий может приблизиться к «золотой середине»? Какие наши действия будут способствовать формированию самостоятельности детей?
Ответить на эти вопросы нам поможет правило, сформулированное для родителей Юлией Борисовной Гиппенрейтер (слайд 5):
«Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
Если ребенок либо прямо просит о помощи, либо жалуется, что у него «не выходит», «не получается», что он «не знает как», либо вообще оставляет начатое дело после первых неудач. Любое из этих проявлений — сигнал о том, что ему необходимо помочь.
Очень хорошо начать со слов: «Давай вместе». Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений.
Это правило — не просто добрый совет. Оно опирается на психологический закон, открытый выдающимся психологом Львом Семеновичем Выготским. Он назвал его «зоной ближайшего развития ребенка». Каждый родитель должен непременно знать об этом законе. Расскажу о нем вкратце.
Известно, что в каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга — дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступные вообще.
Перед вами простая схема: один круг внутри другого. Маленький круг будет обозначать все дела, с которыми ребенок справляется сам, а зона между границами малого и большого круга — дела, которые ребенок делает только вместе со взрослым. За пределами большего круга окажутся задачи, которые сейчас не под силу ни ему одному, ни вместе со старшими.
Вот теперь можно объяснить, что открыл Л. С. Выготский. Он показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым, а не тех, которые лежат за пределами наших кругов. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел вместе — это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития.
Представим себе, что у одного ребенка эта зона широкая (рис. 3.1-а), то есть родители с ним много занимаются, а у другого узкая (рис 3.1-6), так как родители часто предоставляют его самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее.
Теперь, я надеюсь, вам станет более понятно, почему оставлять «из педагогических соображений» ребенка одного там, где ему трудно — грубая ошибка. Это значит не учитывать основной психологический закон развития!
Надо сказать, что дети хорошо чувствуют и знают, в чем они сейчас нуждаются. Как часто они просят: «Поиграй со мной», «Пойдем погуляем» «Давай повозимся», «Возьми меня с собой» «А можно я тоже буду...». И если у вас нет действительно серьезных причин для отказа или отсрочки, ответ пусть будет только один: «Да!».
Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
Как видите, теперь Правило объясняет, как именно помогать ребенку в трудном деле. Следующий пример хорошо иллюстрирует смысл дополнительных пунктов этого правила.
Многим из вас, наверное, доводилось учить ребенка кататься на двухколесном велосипеде. Обычно начинается с того, что ребенок садится в седло, теряет равновесие и норовит упасть вместе с велосипедом. Вам приходится, схватив одной рукой руль, другой седло, удерживать велосипед в вертикальном положении. На этом этапе почти все делаете вы сами: вы везете велосипед, а ребенок лишь неумело и нервно пытается крутить педали. Однако через некоторое время вы обнаруживаете, что он начал сам выправлять руль, и тогда вы постепенно ослабляете свою руку.
Еще через некоторое время оказывается, что вам можно оставить руль и бежать сзади, лишь поддерживая седло. Наконец, вы чувствуете, что можете временно отпустить седло, давая ребенку проехать самостоятельно несколько метров, хотя готовы подхватить его снова в любую минуту. И вот настает момент, когда он уверенно едет сам!
Можно выделить три уровня ответственности(слайд 6):
- Возможно, сначала понадобится значительная помощь родителей: ребенок должен сориентироваться в том, сколько у него заданий на следующий день, каков их объем, что для него легче, а что сложнее. Имеет смысл проговаривать с ним эти шаги. При этом он учится тому, как эту работу нужно выполнять.
- Затем в течение какого-то времени надо будет напоминать ему о том, сколько задано и что именно. На этом уровне ребенок уже знает все необходимые для выполнения задания действия. Тем не менее, дети могут что-то забыть, и им нужно будет напомнить.
- Третий уровень ответственности – самостоятельность. Ребенок не только сам выполняет всю работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании.
Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.
В зависимости от того, насколько хорошо ребенок овладел тем или иным действием, ему требуется различная помощь. Если мы хотим, чтобы он самостоятельно выполнял то или иное дело, очень важно определить какая именно помощь ему требуется. Это можно понять из наблюдений за ребенком. Кроме того, очень важно требуемый уровень помощи обсудить с ребенком. Рассказав ему о трех уровнях помощи, можно спросить его «как ты думаешь, какая помощь нужна тебе во время выполнения домашних заданий: чтобы я всегда была рядом и помогала тебе, чтобы напоминала, чтобы помогала в трудных ситуациях или ты вообще не нуждаешься в помощи? Возможно, ответ ребенка не совпадает с вашими представлениями например он утверждает, что не нуждается в ваших напоминаниях, а вы совсем не уверенны в том, что ребенок справится с делом без вашей помощи. В этом случае можно провести эксперимент: попробовать действительно какое то время не напоминать и не помогать ребенку и посмотреть как будут развиваться события. Возможно, предоставление ответственности приведет к тому, что ребенок сам и без помощи взрослых будет выполнять свои обязанности. Уровень помощи определяется не раз и навсегда, а на какое то время. По истечении времени можно вернуться к обсуждению этого вопроса.
Приглашение к дальнейшему контакту
Время не позволяет нам подробно рассмотреть все аспекты этой темы сегодня. Если у вас появилось желание продолжить обсуждение, можно собраться еще раз, посвятив теме самостоятельности детей больше времени. (Можно наметить конкретную дату встречи, если значительная часть родителей проявит интерес.)
Возможно, у кого-то из вас возникли конкретные вопросы, связанные с выполнением домашних заданий вашим ребенком. Мы сможем обсудить их на индивидуальной встрече. На общем собрании речь, как правило, идет об общих тенденциях, а индивидуальная встреча дает возможность более детально проанализировать конкретную ситуацию. Если у кого-нибудь появилось (или появится позже) такое желание, вы можете связаться со мной (сообщите родителям, каким образом они могут с вами связаться).
Подписи к слайдам:
Педагог-психолог МОУ «СОШ№30» г. Сыктывкара Злобина Ирина Николаевна
Ребенок может:
Сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;Спланировать порядок действий;Распределить время;Понять какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;Применить необходимые навыки и знания;Представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения
Стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей:Все время находятся рядом, выполняя все задания вместе с ним;Ребенок полностью делает всю домашнюю работу сам, родители только контролируют и оценивают.
«Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому; по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».Ю.Б. Гиппенрейтер
Необходима значительная помощь родителей.Необходимость в напоминании сколько задано, что именно. Ребенок знает как нужно сделать, но может что-то забыть. Необходимо напомнить.Самостоятельность. Ребенок не только сам выполняет работу н удовлетворительном уровне, но и больше не нуждается в напоминании.
Три шага к самостоятельности
То, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание: Нужна ли самостоятельность при выполнении домашнего задания.
Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома.Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно....
Родительское собрание "Как преодолеть трудности при выполнении домашних заданий"
Составлено для ознакомления родителей с организацией учебной работы детей дома, а также для формирования у родителей мотивации по воспитанию у ребёнка самостоятельности при выполнении домашних заданий...
Беседа н а родительском собрании "Как помочь ребенку при выполнении домашнего задания".
Материал будет хорошим подспорьем при подготовке родительского собрания....
Родительское собрание во 2 классе "СЕКРЕТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ"
Родительское собрание во 2 классе "СЕКРЕТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ"...
Родительское собрание в 3 классе «Организация выполнения домашнего задания»
Родительское собрание в 3 классе «Организация выполнения домашнего задания»...
Презентация родительское собрание в 3 классе «Организация выполнения домашнего задания
Родительское собрание в 3 классе «Организация выполнения домашнего задания»...
Родительское собрание «Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий»
Родительское собрание «Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий» Выполнение школьниками домашних заданий — обязател...