Проект "Букет вежливых слов"
проект (2 класс) на тему

Проектно-исследовательская работа  учащейся 2 «Б» класса Слепцовой Наташи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buket_vezhlivyh_slov_sleptsova.docx379.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа №7городского округа Стрежевой

с углубленным изучением отдельных предметов»

МОУ « СОШ № 7 »

Букет вежливых слов

(проектно-исследовательская работа  учащейся 2 «Б» класса)

Подготовила работу:

учащаяся 2 «Б» класса

Слепцова Наталья

Научный руководитель:

Кривошеина Ольга Ивановна,
учитель начальных классов

г. Стрежевой

2016 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Литературный обзор………………..…………………………………………..4

Методика работы………………………………………………………………..6

Результаты исследования……………………………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………….9

Литературные  источники..…………………………………………………….10

Приложения…………………………………………………………………….11

Введение.

С раннего детства родители учат нас быть вежливыми. Но я заметила, что в классе дети редко говорят друг другу вежливые слова. Меня заинтересовал вопрос: Что такое вежливость? Зачем люди используют вежливые слова? Почему дети редко говорят друг другу вежливые слова?

Актуальность: 

Вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. В последнее время мы редко слышим в классе вежливое обращение, кроме этого в речи появляются и нецензурные высказывания. На мой взгляд, такое поведение неприятно для окружающих людей. Поэтому актуальность моей работы неоспорима. Ведь гораздо приятнее услышать от человека вежливые и добрые слова.

Гипотеза работы: Я считаю, что в результате данной работы я смогу доказать, что частое употребление вежливых слов способствует улучшению взаимоотношений между людьми.

Цель: Определить качества вежливого человека и составить букет вежливых слов.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по выбранной теме.
  2. Провести анкетирование учащихся 2 «Б» класса  МОУ «СОШ №7» с целью выяснить, как ребята оценивают свою вежливость.
  3. Провести наблюдение учащихся 2 «Б» класса МОУ «СОШ №7»  с целью выяснить, как употребляют одноклассники  этикетные слова в речи.
  4. Разработать буклет «Букет вежливых слов»  для привлечения внимания учащихся школы к проблеме вежливости.

Объект исследования: качества вежливого человека

Предмет исследования: вежливость

Литературный обзор.

Мы можем многого не знать, но о вежливости знает каждый из нас.

Знающего, сведущего человека на Руси называли «вежа», вот от него-то и произошло сначала слово «вежество», а потом «вежливость».

Вежливость - повседневное уважение и открытая доброжелательность по отношению к тем людям, с которыми приходится встречаться дома и в школе, на работе и в общественных местах.

К слову «вежливый» в словаре синонимов существует 24 близких по значению слова. Я выбрала наиболее употребительные.
Вежливый - соблюдающий правила приличия.
Учтивый - почтительно-вежливый в обращении с людьми.
Благовоспитанный - обладающий хорошими манерами, умеющий вести себя в обществе.
Корректный - тактичный, вежливый, учтивый.
Уважительный - проявляющий уважение к собеседнику.
Предупредительный - скромный, обязательный, вежливый.
Любезный - обходительный, предупредительный, учтивый.
Галантный - изысканно вежливый, любезный.
Деликатный - предупредительный, мягкий в обращении.
Тактичный- положительное нравственно этическое качество личности, основанное на развитии чувства такта. Проявляется в соблюдении меры в общении, в недопущении действий и слов, которые могли бы быть неприятны или разрушительны для окружающих.

Среди вежливых слов можно выделить несколько групп:  слова приветствия; слова благодарности; слова просьбы; слова извинения.

Всем известно слово здравствуйте, которое выражает пожелание здоровья.  В давние времена у скотоводов - кочевников при встрече спрашивали: «Здоров ли твой скот? Ел ли ты сегодня?» И это не случайно. От здоровья скота зависела жизнь каждого человека и всего племени, ведь именно скот давал молоко и мясо для еды, шкуры и шерсть для одежды, служил средством передвижения

Своя история у слова благодарности спасибо. Вначале при встрече говорили «Спаси вас Бог», что подразумевало спасение от всяких неприятностей, болезней, от какого-либо зла. Со временем это приветствие сократили и вместо «Спаси Бог» стали говорить «спаси – бо».

Известное всем слово вежливости пожалуйста происходит от слова «жаловать». В давние времена оно означало оказывать внимание, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово - «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать внимание.

Слово «прощай» означало «сними с меня вину», «отпусти меня свободным». С начала прошлого века в оборот входило слово «до свидания». Теперь в практике речевого общения можно услышать: «Всего вам доброго, до свидания! » (пожелание и прощание вместе).

Следовательно:

  • Вежливый человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, умеет вести себя в обществе.  Это тот, кому собственная вежливость не только привычна, но и приятна.
  • Вежливый человек – это воспитанный человек, он во всех отношениях не ведёт себя «громко», экономит время других («Точность – вежливость королей» – говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.
  • Тактичный человек не позволит создавать вокруг себя ситуации, которые огорчают других людей или ставят их в неловкое положение.
  • Вежливость всегда идёт рядом со скромностью. Даже если человек обладает массой талантов и преимуществ перед другими людьми, вежливый человек никогда не будет  хвалиться этим. Такое поведение будет неприятно окружающим людям.
  • Вежливый человек, вступив в спор, не будет доказывать свою правоту некорректными выражениями, затрагивающими личность или способности другого человека.
  • Вежливый человек не может быть злым, ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. Значит вежливость всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.

Можно сделать вывод, основные качества   вежливого человека – это воспитанность, деликатность, уважительность, тактичность, скромность, доброта.

Методика работы.

1) Сбор информации.

В марте 2016 года я нашла и изучила теоретический материал по данной теме по литературным источникам и  в сети Интернет.

2) Анкетирование

11 марта 2016 года я провела опрос среди учеников 2 «Б» класса  школы №7 с целью с целью выяснить, как ребята оценивают свою вежливость.

3) Наблюдение.

1 апреля 2016 года в течение всего рабочего дня я пронаблюдала за  учащимися 2 «Б» класса МОУ «СОШ №7»  с целью выяснить, как употребляют одноклассники  этикетные слова в речи.

4) Разработка буклета.

1 апреля 2016 года, совместно с классным руководителем Кривошеиной О.И. мы разработали  буклет «Букет вежливых слов»  для привлечения внимания учащихся школы к проблеме вежливости.

Результаты работы.

1) Сбор информации.

В марте 2016 года я нашла и изучила теоретический материал по данной теме по литературным источникам и  в сети Интернет. Из литературы я узнала, что такое вежливость и какие основные качества вежливого человека.

2) Анкетирование

11 марта 2016 года я провела опрос среди учеников 2 «Б» класса  школы №7 с целью с целью выяснить, как ребята оценивают свою вежливость.

Для этого мы с мамой составили анкету «Оцени свою вежливость» (приложение №1), и провели опрос среди учеников нашего класса. Всего в опросе принимало участие 15 учеников.

Вопрос

Да

Нет

Иногда

Здороваешься ли ты с соседями по дому?

10

2

3

Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед (ужин, завтрак)?

13

1

1

Извиняешься (извинишься) ли ты, если опоздал (опоздаешь) на урок и вошел в класс после учителя?

13

0

2

Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул?

15

0

0

Папа (мама, дедушка) помог тебе решить трудную задачу, благодаришь ли ты его (её)?

12

0

3

Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

7

4

4

Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру… с праздником 8 марта.

14

0

1

Когда ты ложишься спать, желаешь ли ты своим близким «Спокойной ночи»?

8

4

3

Анализ анкет показал, что ученики нашего класса считают себя вежливыми. Наиболее употребляемые слова извинения и благодарности.

К сожалению, говорят спокойно, не повышая голоса только 7 детей, только 10 из 15 одноклассников здороваются со своими соседями.

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что большинство детей считают себя вежливыми людьми и всегда употребляют в своей речи вежливые слова. Но есть такие ребята, которые употребляют слова вежливости в своей речи редко.

3) Наблюдение.

1 апреля 2016 года в течение всего рабочего дня я пронаблюдала за  учащимися 2 «Б» класса МОУ «СОШ №7»  с целью выяснить, как употребляют одноклассники  этикетные слова в речи.

Понаблюдав за моими одноклассниками во время учебного дня,  я пришла к выводу, что  утром при встрече  с Ольгой Ивановной  не все дети здороваются, а с учителями школы совсем не здороваются. В конце учебного дня не все дети говорят «до свидания». Заходя в класс, мальчики не пропускают девочек. Между собой мои одноклассники также редко здороваются. Такие слова, как  «спасибо»,  «пожалуйста»,  «извините» тоже очень редко звучали.

Вывод: не все ученики нашего класса используют в своей речи вежливые слова.

4) Разработка буклета.

1 апреля 2016 года, совместно с классным руководителем Кривошеиной О.И. мы разработали  буклет «Букет вежливых слов»  для привлечения внимания учащихся школы к проблеме вежливости (приложение №2).

Заключение.

  1. Из литературных источников я узнала, что такое вежливость и какие основные качества вежливого человека.
  2. Анкетирование учащихся показало, что большинство детей считают себя вежливыми людьми и всегда употребляют в своей речи вежливые слова.
  3. Наблюдение показало, что не все ученики нашего класса используют в своей речи вежливые слова.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась, я поняла, что частое употребление вежливых слов способствует улучшению взаимоотношений между людьми и с помощью буклета «Букет вежливых слов» постараюсь доказать это ребятам.

Литературные источники.

  1. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка: Ок. 9000 синонимических рядов. / Под ред. Л.А. Чешко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1986. – 600с.
  2. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слова и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4 – е изд., дополненное.- М..: Азбуковник, 2006. -  199стр.
  3.  Студеникин М. Т. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ М. Т. Студеникин. – 2-е изд. – М.: слово – учебник», 2012. – 160 с.: ил.
  4. Слова вежливости в нашей речи - [Электронный ресурс]: Pandia – Москва, 2014. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/338/56345.php, свободный.

Приложения

Приложение №1

Тест «Оцени свою вежливость»

Отвечай на вопросы честно, одним словом «да», или «нет», или «иногда»

  1. Здороваешься ли ты с соседями по дому?
  2. Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед (ужин, завтрак)?
  3. Извиняешься (извинишься) ли ты, если опоздал (опоздаешь) на урок и вошел в класс после учителя?
  4. Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул?
  5. Папа (мама, дедушка) помог тебе решить трудную задачу, благодаришь ли ты его (её)?
  6. Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?
  7. Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру… с праздником 8 марта.
  8. Когда ты ложишься спать, желаешь ли ты своим близким «Спокойной ночи»?

Приложение №2

Буклет «Букет вежливых слов»

C:\Users\User\Pictures\Открытки\буклет 1.png

C:\Users\User\Pictures\Открытки\буклет 2.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа учащихся 1-А класса "Азбука вежливых слов"

Одним из наиболее популярных методов обучения в современной школе является проектирование. С одной стороны проектная деятельность многогранна, сложно организована, требует множества временных и энерге...

В стране вежливых слов

Разработка занятия по программе нравственного воспитания школьников...

Проект "Букет вежливых слов"

žАпробация метода проектов в современных условиях показывает , что с его использованием эффективность процесса воспитания возрастает. Он позволяет реализовать ряд важнейших теоретических положен...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Методическая разработка "Вежливость.Вежливые слова"

Методическая разработка "Вежливость. Вежливые слова" по модулю "Светская этика". Можно использовать на уроках ОРКСЭ в 4 классе....

Внеклассное мероприятие на тему: "Урок вежливости. Вежливые слова"

Внеклассное мероприятие на тему: "Вежливые слова"...