Проект "Букет вежливых слов"
проект (2 класс) на тему
Проектно-исследовательская работа учащейся 2 «Б» класса Слепцовой Наташи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buket_vezhlivyh_slov_sleptsova.docx | 379.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №7городского округа Стрежевой
с углубленным изучением отдельных предметов»
МОУ « СОШ № 7 »
Букет вежливых слов
(проектно-исследовательская работа учащейся 2 «Б» класса)
Подготовила работу:
учащаяся 2 «Б» класса
Слепцова Наталья
Научный руководитель:
Кривошеина Ольга Ивановна,
учитель начальных классов
г. Стрежевой
2016 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Литературный обзор………………..…………………………………………..4
Методика работы………………………………………………………………..6
Результаты исследования……………………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………….9
Литературные источники..…………………………………………………….10
Приложения…………………………………………………………………….11
Введение.
С раннего детства родители учат нас быть вежливыми. Но я заметила, что в классе дети редко говорят друг другу вежливые слова. Меня заинтересовал вопрос: Что такое вежливость? Зачем люди используют вежливые слова? Почему дети редко говорят друг другу вежливые слова?
Актуальность:
Вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. В последнее время мы редко слышим в классе вежливое обращение, кроме этого в речи появляются и нецензурные высказывания. На мой взгляд, такое поведение неприятно для окружающих людей. Поэтому актуальность моей работы неоспорима. Ведь гораздо приятнее услышать от человека вежливые и добрые слова.
Гипотеза работы: Я считаю, что в результате данной работы я смогу доказать, что частое употребление вежливых слов способствует улучшению взаимоотношений между людьми.
Цель: Определить качества вежливого человека и составить букет вежливых слов.
Задачи:
- Изучить и проанализировать литературу по выбранной теме.
- Провести анкетирование учащихся 2 «Б» класса МОУ «СОШ №7» с целью выяснить, как ребята оценивают свою вежливость.
- Провести наблюдение учащихся 2 «Б» класса МОУ «СОШ №7» с целью выяснить, как употребляют одноклассники этикетные слова в речи.
- Разработать буклет «Букет вежливых слов» для привлечения внимания учащихся школы к проблеме вежливости.
Объект исследования: качества вежливого человека
Предмет исследования: вежливость
Литературный обзор.
Мы можем многого не знать, но о вежливости знает каждый из нас.
Знающего, сведущего человека на Руси называли «вежа», вот от него-то и произошло сначала слово «вежество», а потом «вежливость».
Вежливость - повседневное уважение и открытая доброжелательность по отношению к тем людям, с которыми приходится встречаться дома и в школе, на работе и в общественных местах.
К слову «вежливый» в словаре синонимов существует 24 близких по значению слова. Я выбрала наиболее употребительные.
Вежливый - соблюдающий правила приличия.
Учтивый - почтительно-вежливый в обращении с людьми.
Благовоспитанный - обладающий хорошими манерами, умеющий вести себя в обществе.
Корректный - тактичный, вежливый, учтивый.
Уважительный - проявляющий уважение к собеседнику.
Предупредительный - скромный, обязательный, вежливый.
Любезный - обходительный, предупредительный, учтивый.
Галантный - изысканно вежливый, любезный.
Деликатный - предупредительный, мягкий в обращении.
Тактичный- положительное нравственно этическое качество личности, основанное на развитии чувства такта. Проявляется в соблюдении меры в общении, в недопущении действий и слов, которые могли бы быть неприятны или разрушительны для окружающих.
Среди вежливых слов можно выделить несколько групп: слова приветствия; слова благодарности; слова просьбы; слова извинения.
Всем известно слово здравствуйте, которое выражает пожелание здоровья. В давние времена у скотоводов - кочевников при встрече спрашивали: «Здоров ли твой скот? Ел ли ты сегодня?» И это не случайно. От здоровья скота зависела жизнь каждого человека и всего племени, ведь именно скот давал молоко и мясо для еды, шкуры и шерсть для одежды, служил средством передвижения
Своя история у слова благодарности спасибо. Вначале при встрече говорили «Спаси вас Бог», что подразумевало спасение от всяких неприятностей, болезней, от какого-либо зла. Со временем это приветствие сократили и вместо «Спаси Бог» стали говорить «спаси – бо».
Известное всем слово вежливости пожалуйста происходит от слова «жаловать». В давние времена оно означало оказывать внимание, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово - «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать внимание.
Слово «прощай» означало «сними с меня вину», «отпусти меня свободным». С начала прошлого века в оборот входило слово «до свидания». Теперь в практике речевого общения можно услышать: «Всего вам доброго, до свидания! » (пожелание и прощание вместе).
Следовательно:
- Вежливый человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, умеет вести себя в обществе. Это тот, кому собственная вежливость не только привычна, но и приятна.
- Вежливый человек – это воспитанный человек, он во всех отношениях не ведёт себя «громко», экономит время других («Точность – вежливость королей» – говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.
- Тактичный человек не позволит создавать вокруг себя ситуации, которые огорчают других людей или ставят их в неловкое положение.
- Вежливость всегда идёт рядом со скромностью. Даже если человек обладает массой талантов и преимуществ перед другими людьми, вежливый человек никогда не будет хвалиться этим. Такое поведение будет неприятно окружающим людям.
- Вежливый человек, вступив в спор, не будет доказывать свою правоту некорректными выражениями, затрагивающими личность или способности другого человека.
- Вежливый человек не может быть злым, ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. Значит вежливость всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.
Можно сделать вывод, основные качества вежливого человека – это воспитанность, деликатность, уважительность, тактичность, скромность, доброта.
Методика работы.
1) Сбор информации.
В марте 2016 года я нашла и изучила теоретический материал по данной теме по литературным источникам и в сети Интернет.
2) Анкетирование
11 марта 2016 года я провела опрос среди учеников 2 «Б» класса школы №7 с целью с целью выяснить, как ребята оценивают свою вежливость.
3) Наблюдение.
1 апреля 2016 года в течение всего рабочего дня я пронаблюдала за учащимися 2 «Б» класса МОУ «СОШ №7» с целью выяснить, как употребляют одноклассники этикетные слова в речи.
4) Разработка буклета.
1 апреля 2016 года, совместно с классным руководителем Кривошеиной О.И. мы разработали буклет «Букет вежливых слов» для привлечения внимания учащихся школы к проблеме вежливости.
Результаты работы.
1) Сбор информации.
В марте 2016 года я нашла и изучила теоретический материал по данной теме по литературным источникам и в сети Интернет. Из литературы я узнала, что такое вежливость и какие основные качества вежливого человека.
2) Анкетирование
11 марта 2016 года я провела опрос среди учеников 2 «Б» класса школы №7 с целью с целью выяснить, как ребята оценивают свою вежливость.
Для этого мы с мамой составили анкету «Оцени свою вежливость» (приложение №1), и провели опрос среди учеников нашего класса. Всего в опросе принимало участие 15 учеников.
Вопрос | Да | Нет | Иногда |
Здороваешься ли ты с соседями по дому? | 10 | 2 | 3 |
Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед (ужин, завтрак)? | 13 | 1 | 1 |
Извиняешься (извинишься) ли ты, если опоздал (опоздаешь) на урок и вошел в класс после учителя? | 13 | 0 | 2 |
Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул? | 15 | 0 | 0 |
Папа (мама, дедушка) помог тебе решить трудную задачу, благодаришь ли ты его (её)? | 12 | 0 | 3 |
Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь? | 7 | 4 | 4 |
Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру… с праздником 8 марта. | 14 | 0 | 1 |
Когда ты ложишься спать, желаешь ли ты своим близким «Спокойной ночи»? | 8 | 4 | 3 |
Анализ анкет показал, что ученики нашего класса считают себя вежливыми. Наиболее употребляемые слова извинения и благодарности.
К сожалению, говорят спокойно, не повышая голоса только 7 детей, только 10 из 15 одноклассников здороваются со своими соседями.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что большинство детей считают себя вежливыми людьми и всегда употребляют в своей речи вежливые слова. Но есть такие ребята, которые употребляют слова вежливости в своей речи редко.
3) Наблюдение.
1 апреля 2016 года в течение всего рабочего дня я пронаблюдала за учащимися 2 «Б» класса МОУ «СОШ №7» с целью выяснить, как употребляют одноклассники этикетные слова в речи.
Понаблюдав за моими одноклассниками во время учебного дня, я пришла к выводу, что утром при встрече с Ольгой Ивановной не все дети здороваются, а с учителями школы совсем не здороваются. В конце учебного дня не все дети говорят «до свидания». Заходя в класс, мальчики не пропускают девочек. Между собой мои одноклассники также редко здороваются. Такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «извините» тоже очень редко звучали.
Вывод: не все ученики нашего класса используют в своей речи вежливые слова.
4) Разработка буклета.
1 апреля 2016 года, совместно с классным руководителем Кривошеиной О.И. мы разработали буклет «Букет вежливых слов» для привлечения внимания учащихся школы к проблеме вежливости (приложение №2).
Заключение.
- Из литературных источников я узнала, что такое вежливость и какие основные качества вежливого человека.
- Анкетирование учащихся показало, что большинство детей считают себя вежливыми людьми и всегда употребляют в своей речи вежливые слова.
- Наблюдение показало, что не все ученики нашего класса используют в своей речи вежливые слова.
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась, я поняла, что частое употребление вежливых слов способствует улучшению взаимоотношений между людьми и с помощью буклета «Букет вежливых слов» постараюсь доказать это ребятам.
Литературные источники.
- Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка: Ок. 9000 синонимических рядов. / Под ред. Л.А. Чешко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1986. – 600с.
- Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слова и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4 – е изд., дополненное.- М..: Азбуковник, 2006. - 199стр.
- Студеникин М. Т. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ М. Т. Студеникин. – 2-е изд. – М.: слово – учебник», 2012. – 160 с.: ил.
- Слова вежливости в нашей речи - [Электронный ресурс]: Pandia – Москва, 2014. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/338/56345.php, свободный.
Приложения
Приложение №1
Тест «Оцени свою вежливость»
Отвечай на вопросы честно, одним словом «да», или «нет», или «иногда»
- Здороваешься ли ты с соседями по дому?
- Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед (ужин, завтрак)?
- Извиняешься (извинишься) ли ты, если опоздал (опоздаешь) на урок и вошел в класс после учителя?
- Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул?
- Папа (мама, дедушка) помог тебе решить трудную задачу, благодаришь ли ты его (её)?
- Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?
- Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру… с праздником 8 марта.
- Когда ты ложишься спать, желаешь ли ты своим близким «Спокойной ночи»?
Приложение №2
Буклет «Букет вежливых слов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа учащихся 1-А класса "Азбука вежливых слов"
Одним из наиболее популярных методов обучения в современной школе является проектирование. С одной стороны проектная деятельность многогранна, сложно организована, требует множества временных и энерге...
В стране вежливых слов
Разработка занятия по программе нравственного воспитания школьников...
Проект "Букет вежливых слов"
Апробация метода проектов в современных условиях показывает , что с его использованием эффективность процесса воспитания возрастает. Он позволяет реализовать ряд важнейших теоретических положен...
1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.
Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....
Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС...
Методическая разработка "Вежливость.Вежливые слова"
Методическая разработка "Вежливость. Вежливые слова" по модулю "Светская этика". Можно использовать на уроках ОРКСЭ в 4 классе....
Внеклассное мероприятие на тему: "Урок вежливости. Вежливые слова"
Внеклассное мероприятие на тему: "Вежливые слова"...