Рабочая программа внеурочной деятельности "Научные забавы"
рабочая программа (2 класс) на тему
В программе внеурочной деятельности «Научные забавы» ставится задача - ознакомление учащихся младших классов сведениями о физике, химии, биологии формирование представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Особенностью внеурочной деятельности является в основном подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических процессов, изучаемых в старших классах, практического применения знаний, их связи с наукой и техникой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnye_zabavy.doc | 67 КБ |
ktp_nauchnye_zabavy.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В программе внеурочной деятельности «Научные забавы» ставится задача - ознакомление учащихся младших классов сведениями о физике, химии, биологии формирование представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Особенностью внеурочной деятельности является в основном подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических процессов, изучаемых в старших классах, практического применения знаний, их связи с наукой и техникой.
Основное место в курсе «Научные забавы» занимают самостоятельная и творческая работа учащихся - индивидуальная и групповая, домашний эксперимент и наблюдения, игры для развития системного мышления, рефлексия.
Курс подталкивает ученика к самостоятельному мышлению, логике и рациональности в рассуждениях, развитию фантазии, а также умению анализировать наблюдаемую ситуацию и приходить к правильному решению, умению видеть важное и делать правильные выводы.
Содержание курса позволяет ученику любого уровня подготовки активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить свои возможности и способности.
Данный курс поможет:
сформировать у обучающихся целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
развить умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
сформировать умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
сформировать понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
помочь овладеть умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; осознание значимости концепции устойчивого развития; сформировать навыки безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач;
вооружить обучающегося научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Выявление научных закономерностей в процессе проведения экспериментов необходимо для изучения физики, химии, биологии.
В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать и принимать решения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей – субъектом деятельности.
Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес, а чтобы он не угас, в ходе занятия сочетаются рациональное и эмоциональное, факты и общение, различные виды деятельности, дидактические игры.
Желательно, чтобы каждое занятие содержало проблему, требующую решения, - это заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать решения. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, планируют свою деятельность.
Диалог «учитель – ученик» делает обучение посильным, воспитывает уверенность в себе, способствует осознанию себя личностью. В процессе обучения необходимо плавно уменьшать помощь учителя и увеличивать долю самостоятельной деятельности ученика. Разнообразить уроки позволяют игры, музыкальные заставки, стихи, картины, рисунки, видеозаписи. Всё это развивает и обогащает не только мыслительную, но и чувственную сферу.
Занимательные опыты повышают познавательную деятельность. Формируют умения грамотно излагать свои мысли , работать с дополнительной научной литературой; воспитывают чувство коллективизма, дружбы и товарищества, способствуют формированию таких черт характера, как воля, настойчивость, ответственность за выполнение заданий
Цель программы: Углубить и расширить знания учащихся, полученные в курсе Окружаещего мира по темам «Природные явления»,«Строение и свойства вещества», «Воздух», «Вода».
Задачи программы:
- Образовательная:
- формировать умения анализировать и объяснять полученный результат, с точки зрения законов природы.
- развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.
- формировать умения работать с оборудованием.
- Воспитательная:
- формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности.
- Развивающая:
- развитие познавательных процессов и мыслительных операций;
- формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя;
- формировать умение ставить перед собой цель, проводить самоконтроль;
- развивать умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать;
Принципы программы:
Актуальность.
Создание условий для повышения мотивации к обучению. Стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность.
Данный курс развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать.
Системность.
Курс строится от наблюдаемых явлений в природе к опытам проводимых в лабораторных условиях.
Практическая направленность.
Содержание занятий кружка направлено на освоение некоторой физической терминологии также на углубление знании по программе Окружающего мира.
Формы работы:
групповые занятия, включающие в себя специально подобранные
- игры;
- упражнения;
- самостоятельная деятельность детей;
- рассматривание;
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий, например:
- Разминка.
- Основное содержание занятия – изучение нового материала.
- Физминутка.
- Занимательные опыты
- Рефлексия.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся;
- преемственность.
Описание места курса в учебном плане
Согласно плану внеурочной деятельности МКОУ Бутурлиновская ООШ № 7 на курс внеурочной деятельности «Научные забавы» отводится 34 часа. 1 час в неделю.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Название раздела (главы) | Количество часов | Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1 | Введение. | 1 | Правила по ТБ. Урок знакомства |
2 | Состояние вещества | 10 | Свойства воды. Цвет, запах, вкус, форма, прозрачность. Опыты на растворимость. Изготовление фильтра. Изучение свойств воздуха и твёрдых тел |
3 | Теплота основа жизни | 3 | Принцип многослойности в одежде. Устройство термоса. |
4 | Свойства жидкости. | 4 | Опыты с жидкостями. |
5 | Давление воздуха | 6 | Опыты с воздухом |
6 | Звук вокруг нас | 5 | Происхождение звука. Опыты со звучащими предметами. |
7 | Оптика | 4 | Оптические иллюзии |
8 | Заключительный урок | 1 | Подведение итогов |
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Список литературы.
- Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000
- Научные забавы. Том Тит. Издательский Дом Мещерякова, 2005.
- Природа в занимательных экспериментах. Салли Хьюитт. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2006.
- Почему ботинки не летают. М. Ромодина. – СПб.: Питер, 2014.
- Большая книга научных опытов для школьников. С. В. Болушевский.- М.: Эксмо, 2014.
Система отслеживания и оценивания результатов.
Контроль и оценка результатов знаний обучающихся осуществляется в ходе промежуточной аттестации, которая проходит в мае, в форме тестирования и обобщающего урока-праздника. В течение года диагностика имеющихся знаний и умений выявляется в форме:
- беседы
- устного опроса
- участия в олимпиадах и конкурсах
- итоговых уроков-праздников
- исследование познавательного интереса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
первый уровень:
овладение учащимися первоначальными представлениями о строении вещества (жидкое твердое газообразное), Соблюдать простейшие правила безопасности при проведении эксперимента. Уметь правильно организовать свое рабочее место. умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы
второй уровень:
умения и навыки применять полученные знания в повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формировать у учеников опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты, вопросы к викторинам и т. д .).
третий уровень:
сформировать опыт подготовки исследовательских проектов и их публичной защиты, участия в конкурсных мероприятиях, очных и заочных олимпиадах .
Ожидаемые результаты.
По окончании курса обучающиеся должны знать и уметь:
овладение учащимися первоначальными представлениями о строении вещества (жидкое твердое газообразное),
знать понятие температуры, умение определять по градуснику,
уметь правильно организовать свое рабочее место,
умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы
Знать понятие атмосферы, звука, свойства жидкости;
уметь применять знания на других предметах;
уметь выдвигать гипотезу и делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
уметь готовить информационные сообщений по заданной теме (газеты, рефераты, вопросы к викторинам и т. д .).
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п | Тема урока | Универсальные учебные действия | Формы контроля | Количество часов | Дата | |||
План | Факт | |||||||
Введение – 1 ч. | ||||||||
1 | Правила по ТБ. Урок знакомства | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные: слушать и понимать речь других Личностные: сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; | текущий | 1 | 07.09.15. | |||
Состояние вещества -10 ч. | ||||||||
2 | Состояние вещества | Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме Коммуникативные: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им Личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений | текущий | 1 | 14.09.15. | |||
3 | Изучение свойств жидкости | текущий | 1 | 21.09.15. | ||||
4 | Замерзание воды уникальное свойство. | текущий | 1 | 28.09.15. | ||||
5 | Вода растворитель | текущий | 1 | 05.10.15. | ||||
6 | Очистка воды фильтрованием. Изготовление фильтра для воды | текущий | 1 | 12.10.15. | ||||
7 | Воздух. Свойства воздуха. | текущий | 1 | 19.10.15. | ||||
8 | Что происходит с воздухом при его нагревании. | текущий | 1 | 26.10.15. | ||||
9 | Экскурсия. Запуск китайских фонариков. | текущий | 1 | 09.11.15. | ||||
10 | Свойства твердых тел. Изменение объемов тела. | текущий | 1 | 16.11.15. | ||||
11 | Обобщающий урок. | тематический | 1 | 23.11.15. | ||||
Теплота основа жизни – 3 ч. | ||||||||
12 | Что холоднее? | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные: мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода | текущий | 1 | 30.11.15. | |||
13 | Изоляция тепла. Шуба греет!? | текущий | 1 | 07.12.15. | ||||
14 | Термос | текущий | 1 | 14.12.15. | ||||
Свойства жидкости – 4 ч. | ||||||||
15 | Как зависит объем вытесненной воды от формы тела. | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме Коммуникативные: слушать и понимать речь других Личностные: сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; | текущий | 1 | 21.12.15. | |||
16 | Плавание различных тел. Почему в воде тела кажутся более легкими? | текущий | 1 | 28.12.15. | ||||
17 | Почему одни тела тонут, а другие нет? | текущий | 1 | 11.01.16. | ||||
18 | Явление смачивания жидкостью тел. Загадка Мюнхгаузена. | текущий | 1 | 18.01.16. | ||||
Давление воздуха – 6 ч. | ||||||||
19 | Давление. Стакан-присоска | Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им Личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений | текущий | 1 | 25.01.16. | |||
20 | Герметичность. Дырявый шарик. | текущий | 1 | 01.02.16. | ||||
21 | Давление и вода. Сообщающиеся бутылки. | текущий | 1 | 08.02.16. | ||||
22 | Давление и вода. Смешная бутылка | текущий | 1 | 15.02.16. | ||||
23 | Атмосферное давление. Изготовление барометра. | текущий | 1 | 22.02.16. | ||||
24 | Давление и вакуум. | текущий | 1 | 29.02.16. | ||||
Звук вокруг нас – 5 ч. | ||||||||
25 | Источники звуков. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные: мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода | текущий | 1 | 07.03.16. | |||
26 | Причина возникновения звуков | текущий | 1 | 14.03.16. | ||||
27 | День непослушания | текущий | 1 | 21.03.16. | ||||
28 | Игра урок. Высокий и низкий тембр. | текущий | 1 | 04.04.16. | ||||
29 | Звуковые волны. Гитара из коробки. | текущий | 1 | 11.04.16. | ||||
Оптика – 4 ч. | ||||||||
30 | Свет и зрение. Кошка в домике. | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные: слушать и понимать речь других Личностные: сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; | текущий | 1 | 18.04.16. | |||
31-33 | Оптические иллюзии | текущий | 3 | 25.04.16. 02.05.16 16.05.16. | ||||
34 | Заключительный урок | итоговый | 1 | 23.05.16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19
Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...