Сущность оценки и контроля в начальной школе.
статья ( класс) по теме

Морозова Светлана Васильевна

Из данной статьи можно узнать о роли оценки и контроля  при обучении учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_otsenki_i_kontrolya_v_nachalnoy_shkole.docx15.33 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность оценки и контроля в начальной школе.

Педагогическое мастерство учителя во многом определяется тем, насколько он владеет методикой проверки и оценки учебной деятельности своих учеников. При всём разнообразии форм и методов проверки и оценки существуют определённые правила, требования, выполнение которых помогает учителю в работе:

-  проверка и контроль  за усвоением учебного материала проводится систематически и регулярно;

- проверка и оценка знаний носит индивидуальный характер;

- основным критерием оценки знаний и умений является содержание учебной программы по предметам. 

И для мотивации учения младшего школьника велика роль контрольно-оценочной деятельности учителя. В системе уроков необходимо использовать разные виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый, причём в сочетании устных и письменных, групповых и индивидуальных форм работы. Очень хорошо, если учитель при этом не ограничивается контролем результата, а учит детей операционному контролю. С этой целью используются различные приёмы: сопоставление с образцом, опора на таблицу, схему, работа в паре, взаимопроверка. В этом случае операционная сторона контроля прямо влияет на успешность результата, а значит, выступает стимулом положительного отношения к учению.

Большое место в мотивации младшего школьника занимает оценка его деятельности учителем. Оценка оказывает огромное влияние и на процесс работы, и на отношения между учеником и учителем, на отношения между самими школьниками, и на формирование интересов, самооценки, мотивов учения. Оценка информирует об успехе или неуспехе учащегося в данной ситуации, выражает мнение учителя об ученике, поэтому дети стремятся получить хорошую оценку и ради знаний, и ради сохранения и повышения престижа.

Оценка имеет следующие функции: контролирующая, информирующая, стимулирующая, воспитывающая. С одной стороны,  оценка может стимулировать учащегося к более усердной работе, с другой стороны, если ребёнок систематически получает плохие отметки, он может привыкнуть к своим неудачам и потерять веру в свои силы и возможности, что приведёт к полной потере интереса к учению. В связи с этим интересен опыт безотметочного обучения, когда вместо цифровой отметки рисуют звёздочки, флажки, изображения любимых сказочных персонажей и т.д.

Отсутствие цифровой оценки не освобождает учителя от разработки системы поощрения и порицания в учебном процессе, однако предпочтение следует отдавать мерам поощрения, при этом следует соблюдать меру и объективность. Поощрение, похвала являются формой стимуляции активности учащихся в учении, они должны быть всегда обоснованными и не чрезмерными.

Но какой бы не была форма оценки, она должна лишь служить понятным для детей ориентиром, показателем того, что дети работают правильно, успешно. Таким образом, оценка на уроке выполняет важную педагогическую функцию: она выступает регулятором учения. Наконец, проверка и оценка имеют государственное значение. Об успеваемости учащихся, о работе учителя, школы в целом судят по результатам проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе.

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98.Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начал...

Направления и функции контроля и оценки навыка чтения учащихся начальной школы

В статье рассматриваются направления и функции контроля и оценки навыка чтения учащихся 1-4 классов...

Статья «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»

Статья   «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»Подготовила учитель начальных классов МБОУ прогимназия «Сезам» ХМАО г. Сургута  Федорова Ольга Юрьевна...

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Методическое письмо Министерства общего и профессионально  образования РФ от 19.11.1998 г.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе. Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и из важных задач пе...

Методическое письмо МОиН РФ "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" № 1561/14-15 от 19.11.98 г.

Данный материал помогает мне при оценке знаний моих учеников по предметам. Надеюсь, что он будет полезен моим коллегам....

Родительское собрание «Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как структурным и функциональнымкомпонентам образовательной технологии» (особенности контроля и оценки знаний обучающихся в начальной школе).

Контроль и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки по...