Развитие мотивационного потенциала младших школьников средствами программно - аппаратного комплекса
учебно-методический материал ( класс) на тему
В связи с введением с 1 сентября 2011 года нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость привить новые умения: это универсальные учебные действия, формирования у детей мотивации к обучению, помощи в самоорганизации и саморазвитии.
В данной работе представлены методы и приемы по формированию мотивационного потенциала младших школьников средствами программно-аппаратного комплекса (далее ПАК):
- использование в учебном процессе нэтбуков - использование ЭОР;
- работа с документ – камерой;
- работа с интерактивной доской;
- система контроля и мониторинга качества знаний;
- проектно-исследовательская деятельность.
Таким образом, применение ПАК в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ПАК на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к этим занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchteniya_g.achit_.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МКОУ «Шамарская СОШ №26» - «Горная СОШ»
Развитие мотивационного потенциала младших школьников средствами программно - аппаратного комплекса
Работу выполнили:
Кудинова Наталья Игоревна, учитель начальных классов
Зеленкина Елена Николаевна, учитель начальных классов
Аннотация.
В связи с введением с 1 сентября 2011 года нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость привить новые умения: это универсальные учебные действия, формирования у детей мотивации к обучению, помощи в самоорганизации и саморазвитии.
В данной работе представлены методы и приемы по формированию мотивационного потенциала младших школьников средствами программно-аппаратного комплекса (далее ПАК):
- использование в учебном процессе нэтбуков - использование ЭОР;
- работа с документ – камерой;
- работа с интерактивной доской;
- система контроля и мониторинга качества знаний;
- проектно-исследовательская деятельность.
Таким образом, применение ПАК в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ПАК на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к этим занятиям.
Введение.
Использование программно-аппаратного комплекса в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и обусловлено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение программно-аппаратного комплекса (далее ПАК) в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели, его психологические особенности. Таким образом, применение ПАК в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ПАК в учебной и внеурочной деятельности школы приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к этим занятиям, развивает творческие способности и создает благоприятный эмоциональный фон.
Цель: Развивать мотивационный потенциал младших школьников средствами программно - аппаратного комплекса.
Задачи:
- изучение возможностей применения ПАК в учебно – воспитательный процессе;
- применение ПАК в учебно – воспитательном процессе;
Методы и приёмы для развития мотивационного потенциала младших школьников средствами программно - аппаратного комплекса.
- Использование в учебном процессе нэтбуков с применением ЭОР:
- при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы – ЭОР, ПК);
- в системе контроля и проверки;
- при самостоятельной работе обучающихся (применение Модульной системы экспериментов Prolog);
- при проведении интегрированных уроков по методу проектов (презентации проектных и исследовательских работ обучающихся);
- во время тренировки конкретных способностей учащегося – внимание, память, мышление и т.д. (использование ЭОР).
Использование ЭОР в образовательном процессе позволяют повысить степень самостоятельности учащихся. Могут использоваться как в индивидуальной работе, так и групповой работе.
- Документ – камера.
Документ – камера – это специальная видеокамера на раздвижном или гибком штативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру и даже к микроскопу. Незаменимая вещь всегда, когда нужно показать что-то маленькое или существующее в единственном экземпляре на большую аудиторию. Все что «видит» камера в реальном времени передается на экран. Можно показывать книги, картинки, наглядные опыты, изображения из микроскопа, прозрачные пленки, все что угодно…
Главное преимущество документ – камеры – это возможность демонстрации мелких объектов большому количеству зрителей одновременно.
Функции документ – камеры:
- Увеличение демонстрируемого объекта.
- Презентация плоских и объёмных объектов для иллюстрирования и объяснения на уроке.
- Контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, демонстрация итогов работы.
- Демонстрация динамических процессов, изучаемых на уроке (демонстрация опытов или лабораторных исследований)
- Фиксирование результатов деятельности и сохранение их для дальнейшего анализа или иного использования.
Документ-камеру мы можем использовать на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии и ИЗО. Она позволяет наглядно продемонстрировать экспериментальную работу (работа над ошибками, проверка домашней работы, контрольное списывание, математические диктанты, каллиграфия, тесты, рабочая тетрадь и т.д.). Достаточно часто она используется на этапе объяснения нового материала и при контроле знаний. Очень удобно при помощи камеры анализировать письменные работы учащихся, указывая на конкретные ошибки, демонстрировать художественные изделия, выполненные учащимися.
- Интерактивная доска.
Творческая активность и познавательные способности детей развиваются в работе с интерактивной доской при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, карт, применяя богатый материал электронных энциклопедий и возможностей программы Star Board, при демонстрации презентаций, в том числе собственных. На уроках литературного чтения и окружающего мира программа Star Board позволяет не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию, включить в эту композицию тесты, задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей школьника.
- Система контроля и мониторинга качества знаний.
Данная система помогает осуществить всесторонний (текущий, промежуточный, итоговый) контроль учебного процесса. С помощью различных форм контроля устанавливается степень усвоения воспроизведении материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение при тестировании. Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, даёт возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путём разноуровневых вопросов. В работе могут применяться тесты разработанные как самим учителем так и уже готовым тестам по предметам.
Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной.
- Проектно – исследовательская деятельность.
Проектная деятельность – это решение определенной, ясно осознаваемой задачи. При работе над проектом, мы ориентируем детей не просто на поиск нового знания, а на решение реальных проблем и задач. Суть проектов заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Используемый метод проектов позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических задач, что сближает школьное образование с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.
Таким образом, исследовательская деятельность дает очень многое при формировании личностных универсальных учебных действий.
Заключение.
Таким образом при применении ПАК достигается высокий уровень учебно-предметной мотивированности учащихся. Происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Дети активны на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить.
Список использованной литературы.
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования 2011г.
- Инструктивно методические материалы для педагога по использованию документ – камеры. Москва, 2011г.
- Инструктивно методические материалы для педагога по использованию интерактивной доски. Москва, 2011г.
- Описание программного обеспечения «Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass». Москва, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие личностного потенциала младшего школьника средствами поисково - исследовательской деятельности
Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, т...
Дидактическая игра – эффективное средство развития творческого потенциала младших школьников
Дидактическая играСтруктура дидактических игр,Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов...
Развитие творческого потенциала младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности в условиях общеобразовательной школы.
Человек стал человеком потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей … увидел и изумленный пошел по Земле, создавая новую красоту.В.А. Сухомлинс...
презентация "Речевые игры как средство развития творческого потенциала младших школьников с нарушениями речи"
Данный материал представлен в виде мастер-класса для учителей -логопедов образовательных учреждений....
Речевые игры как средство развития творческого потенциала младших школьников.
Мастер - класс показывает возможность использования речевых игр для развития творческого потенциала младших школьников с речевыми нарушениями на разных этапах коррекционной работы....
Статья_Развитие мотивационной сферы младших школьников
В статье представлен опыт работы и практические рекомендации по развитию мотивационной сферы младших школьников....
"Создание системы комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» как средство развития интеллектуального потенциала младших школьников: шаги успешной реализации инновационного проекта"
В статье представлены шаги успешной реализации инновационного проекта. Разработанная система комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» может служить ср...