Развитие мотивационного потенциала младших школьников средствами программно - аппаратного комплекса
учебно-методический материал ( класс) на тему

Горбунова Елена Николаевна

 В связи с введением с 1 сентября 2011 года нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость привить новые умения: это универсальные учебные действия, формирования у детей мотивации к обучению, помощи в самоорганизации и саморазвитии.
В данной работе представлены  методы и приемы по  формированию мотивационного потенциала младших школьников средствами программно-аппаратного комплекса (далее ПАК):
- использование в учебном процессе нэтбуков - использование ЭОР;
- работа с документ – камерой;
- работа с интерактивной доской;
- система контроля и мониторинга качества знаний;
- проектно-исследовательская деятельность.
Таким образом, применение ПАК в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ПАК на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к этим занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya_g.achit_.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МКОУ «Шамарская СОШ №26» - «Горная СОШ»

Развитие мотивационного потенциала младших школьников средствами программно - аппаратного  комплекса

Работу выполнили:

Кудинова Наталья Игоревна, учитель начальных классов

Зеленкина Елена Николаевна, учитель начальных классов

 Аннотация.

 В связи с введением с 1 сентября 2011 года нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость привить новые умения: это универсальные учебные действия, формирования у детей мотивации к обучению, помощи в самоорганизации и саморазвитии.

В данной работе представлены  методы и приемы по  формированию мотивационного потенциала младших школьников средствами программно-аппаратного комплекса (далее ПАК):

- использование в учебном процессе нэтбуков - использование ЭОР;

- работа с документ – камерой;

- работа с интерактивной доской;

- система контроля и мониторинга качества знаний;

- проектно-исследовательская деятельность.

Таким образом, применение ПАК в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ПАК на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к этим занятиям.

Введение.

Использование программно-аппаратного комплекса в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и обусловлено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение программно-аппаратного комплекса (далее ПАК) в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели, его психологические особенности. Таким образом, применение ПАК в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ПАК в учебной и внеурочной деятельности школы приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к этим занятиям, развивает творческие способности и создает благоприятный эмоциональный фон.

Цель: Развивать мотивационный потенциал младших школьников средствами программно - аппаратного  комплекса.

Задачи:

- изучение возможностей применения ПАК в учебно – воспитательный процессе;

- применение ПАК в учебно – воспитательном процессе;

Методы и приёмы  для развития мотивационного потенциала младших школьников средствами программно - аппаратного  комплекса.

  1. Использование в учебном процессе нэтбуков с применением ЭОР:

 - при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы – ЭОР, ПК);

-  в системе контроля и проверки;

-  при самостоятельной работе обучающихся (применение Модульной системы экспериментов Prolog);

- при проведении интегрированных уроков по методу проектов (презентации проектных и исследовательских работ обучающихся);

- во время тренировки конкретных способностей учащегося – внимание, память, мышление и т.д. (использование ЭОР).

Использование ЭОР в образовательном процессе позволяют повысить степень самостоятельности учащихся. Могут использоваться как в индивидуальной работе, так и групповой работе.

  1. Документ – камера.

Документ – камера – это специальная видеокамера на раздвижном или гибком штативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру и даже к микроскопу.  Незаменимая вещь всегда, когда нужно показать что-то маленькое или существующее в единственном экземпляре на большую аудиторию. Все что «видит» камера в реальном времени передается на экран. Можно показывать книги, картинки, наглядные опыты, изображения из микроскопа, прозрачные пленки, все что угодно…

 Главное преимущество документ – камеры – это возможность демонстрации мелких объектов большому количеству зрителей одновременно.

Функции документ – камеры:

  • Увеличение демонстрируемого объекта.
  • Презентация плоских и объёмных объектов для иллюстрирования и объяснения на уроке.
  • Контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, демонстрация итогов работы.
  • Демонстрация динамических процессов, изучаемых на уроке (демонстрация опытов или лабораторных исследований)
  • Фиксирование результатов деятельности и сохранение их для дальнейшего анализа или иного использования.

Документ-камеру мы можем  использовать на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии и ИЗО. Она позволяет наглядно продемонстрировать экспериментальную работу (работа над ошибками, проверка домашней работы,  контрольное списывание, математические диктанты, каллиграфия, тесты, рабочая тетрадь и т.д.). Достаточно часто она используется на этапе объяснения нового материала и при контроле знаний. Очень удобно при помощи камеры анализировать письменные работы учащихся, указывая на конкретные ошибки, демонстрировать художественные изделия, выполненные учащимися.

  1. Интерактивная доска.

Творческая активность и познавательные способности детей развиваются в работе с интерактивной доской при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, карт, применяя богатый материал электронных энциклопедий и возможностей программы Star Board, при демонстрации презентаций, в том числе собственных. На уроках литературного чтения и окружающего мира программа Star Board позволяет не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию, включить в эту композицию тесты, задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей школьника.

  1. Система контроля и мониторинга качества знаний.

Данная система помогает осуществить всесторонний (текущий, промежуточный, итоговый) контроль учебного процесса. С помощью различных форм контроля устанавливается степень  усвоения  воспроизведении материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение при тестировании. Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, даёт возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путём разноуровневых вопросов. В работе могут применяться тесты разработанные как самим учителем так и уже готовым тестам по предметам.

Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной.

  1. Проектно – исследовательская деятельность.

Проектная деятельность – это решение определенной, ясно осознаваемой задачи. При работе над проектом, мы ориентируем детей не просто на поиск нового знания, а на решение реальных проблем и задач. Суть проектов заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Используемый метод проектов позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических задач, что сближает школьное образование с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.

 Таким образом, исследовательская деятельность дает очень многое при формировании личностных универсальных учебных действий.

Заключение.

Таким образом при применении ПАК  достигается высокий уровень учебно-предметной мотивированности учащихся. Происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Дети  активны на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить.

Список использованной литературы.

  1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального  общего образования  2011г.
  2. Инструктивно методические материалы для педагога по использованию документ – камеры. Москва, 2011г.
  3. Инструктивно методические материалы для педагога по использованию интерактивной доски. Москва, 2011г.
  4. Описание программного обеспечения «Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass». Москва, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личностного потенциала младшего школьника средствами поисково - исследовательской деятельности

    Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, т...

Дидактическая игра – эффективное средство развития творческого потенциала младших школьников

Дидактическая играСтруктура дидактических игр,Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов...

Развитие творческого потенциала младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Человек стал человеком потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей … увидел и изумленный пошел по Земле, создавая новую красоту.В.А. Сухомлинс...

презентация "Речевые игры как средство развития творческого потенциала младших школьников с нарушениями речи"

Данный материал представлен в виде мастер-класса для учителей -логопедов образовательных учреждений....

Речевые игры как средство развития творческого потенциала младших школьников.

Мастер - класс показывает возможность использования речевых игр для развития творческого потенциала младших школьников с речевыми нарушениями на разных этапах коррекционной работы....

Статья_Развитие мотивационной сферы младших школьников

В статье представлен опыт работы и практические рекомендации по развитию мотивационной сферы младших школьников....

"Создание системы комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» как средство развития интеллектуального потенциала младших школьников: шаги успешной реализации инновационного проекта"

В статье представлены шаги успешной реализации инновационного проекта. Разработанная система комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» может служить ср...