Внеклассная работа. Кружок "Бумагопластика"
материал (4 класс) на тему
Материал можно использовать для внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnoe_obrazovanie.docx | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества с. Ракитное» Дальнереченского муниципального района Приморского края.
«Утверждаю» Директор МБУ ДО «ДДТ с. Ракитное» ___________________ /Т.М.Сидоренко./ (подпись, печать) «_____»__________2015г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Волшебство из бумаги»
кружок «Бумагопластика»
Возраст обучающихся –9-10 лет Срок реализации программы – 1 год Количество обучающихся в группе:13чел. Количество часов в год: 64часов Автор составитель – Баженова Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования |
С. Сальское
Пояснительная записка.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Актуальность программы.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (квиллинг, модульное оригами). Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира, воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции. Занятия по созданию изделий из бумаги помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с ребятами, необходимо только отыскать их.
. В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до коллективных работ Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами работы с бумагой, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развивать психометрические качества личности;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
Воспитательные:
- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Программа «Бумагопластика» рассчитана на1 год.
Годовой курс программы рассчитан на 64 часа (2 часа в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 9-10 лет.
Для подведения итогов в конце изучения каждой темы необходимо проводить выставки работ учащихся.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга, модульного оригами, изделия кусудамы;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, модульного оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга, модульного оригами
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
теор. | практ. | всего | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
Знакомство с группой. Игра на знакомство. | ||||
Техника безопасности и личная гигиена | ||||
2. | Квиллинг | 29 | ||
2.1.Квиллинг – основные правила работы | 2,2 | 2,4 | 7 | |
Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Беседа. | 1 | 1 | ||
Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга | 0,2 | 0,4 | 1 | |
Основные элементы квиллинга – тугая, свободная спираль | 0,2 | 0,4 | 1 | |
Элементы квиллинга: « капля», «глазик» | 0,2 | 0,4 | 1 | |
Конструирование из основных элементов | 0,2 | 0,4 | 1 | |
Элемент квиллинга «завитки» | 0,2 | 0,4 | 1 | |
Элемент «изогнутая капля, глазик» | 0,2 | 0,4 | 1 | |
2.2.Композиция из основных элементов квиллинга | 3 | 11 | 14 | |
Цветы из элементов тугой спирали | 0,5 | 1,5 | 2 | |
Цветы из элементов свободной спирали | 0,5 | 1,5 | 2 | |
Бабочки из элементов квиллинга: « капля». | 0,5 | 1,5 | 2 | |
Бабочки из элементов квиллинга: « глазик». | 0,5 | 1,5 | 2 | |
Бабочка над цветами, различные элементы | 0,5 | 1,5 | 2 | |
Морской пейзаж. Завитки. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
Снежинка из элементов "Изогнутая капля" | 2 | 2 | ||
2.3.Выполнение поделок из элементов тугой спирали | 1 | 7 | 8 | |
Гирлянда из разных элементов | 0,5 | 1,5 | 2 | |
Символ года | 0,5 | 3,5 | 4 | |
Открытка к Новому году | 2 | 2 | ||
3. | Модульное оригами | 7,5 | 26,5 | 33 |
3.1.Модульное оригами | 5 | 18 | 23 | |
История развития искусства модульного оригами. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Вырезание сгибание модуля | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Сбор модулей по схеме. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Закладки | 0,5 | 1,5 | 2 | |
Орнамент из модулей | 0,5 | 1,5 | 2 | |
Одуванчик. | 0,5 | 2,5 | 3 | |
Стрекоза. | 0,5 | 2,5 | 3 | |
Бабочка | 0,5 | 2,5 | 3 | |
Рамка для фото | 6 | 6 | ||
Оформление рамки для фото | 1 | 4 | 5 | |
3.2. Изготовление сувениров к праздникам в технике модульное оригами | 0,5 | 3,5 | 4 | |
Пасхальное яйцо | 0,5 | 3,5 | 4 | |
3.3.Аппликация из модульного оригами и квиллинга | 1 | 5 | 6 | |
Рыбки в пруду | 1 | 5 | 6 | |
4. | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 | 1 | |
| Итого | 14,7 | 49,3 | 64 |
Содержание программы первого года обучения (64ч.)
РАЗДЕЛ 1. Вводное занятие. (1ч.)
Тема1. Вводное занятие.
Теория: Правила техники безопасности, организация рабочего места. Знакомство с содержанием программы. Режим работы, материалы и оборудование необходимые для занятий.
РАЗДЕЛ 2. Квиллинг – основные приемы работы (29ч.)
Тема 2.1. Квиллинг – основные приемы работы (7ч.)
Теория: Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.
Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. Показ образцов бумаги . Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга (4ч.)
Практика: Основные элементы квиллинга – тугая, свободная спираль. Элементы квиллинга: « капля», «глазик». Конструирование из основных элементов. Элемент квиллинга «завитки». Элемент «изогнутая капля, глазик».
Тема 2.2. Композиция из основных элементов квиллинга (14ч.)
Теория: Разрезание бумаги на полоски для квиллинга. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов из элементов свободной спирали Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Легенды о цветах. Подбор цветовой гаммы. Показ презентации о бабочках.
Практика: Цветы из элементов тугой спирали. Цветы из элементов свободной спирали. (4ч.) Бабочки из элементов квиллинга: « капля». Бабочки из элементов квиллинга: « глазик». Бабочка над цветами, различные элементы. Морской пейзаж. Завитки. Снежинка из элементов "Изогнутая капля".
Тема 2.3. Выполнение поделок из элементов тугой спирали (8ч.)
Теория: Разрезание бумаги на полоски для квиллинга. Презентация Нового года. Символы Нового года.
Практика: Гирлянда из разных элементов. Символ года. Открытка к Новому году.
РАЗДЕЛ 3. Модульное оригами (33ч.)
Тема 3. 1. Модульное оригами (23ч.)
Теория: История развития искусства модульного оригами. Разлиновка бумаги. Вырезание, сгибание модуля .
Практика: Сбор модулей по схеме. Закладки. Орнамент из модулей. Одуванчик. Рыбка. Стрекоза. Бабочка. Рамка для фото. Оформление рамки для фото.
Тема 3. 2. Изготовление сувениров к праздникам в технике модульное оригами (4ч.)
Теория: Разлиновка бумаги. Вырезание, сгибание модуля .
Практика: Пасхальное яйцо.
Тема 3. 3. Аппликация из модульного оригами и квиллинга (6ч.)
Теория: Разлиновка бумаги. Вырезание, сгибание модуля .
Практика: Рыбки в пруду.
РАЗДЕЛ 4. Итоговое занятие. Выставка работ. (1ч.)
Тема 3. 1. Оформление выставки. Подведение итогов за год. Поощрение детей.
Методическое обеспечение
Основные формы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные,
комбинированные,
практические занятия;
индивидуальная деятельность;
выставки творческих работ.
Методы обучения:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Список используемой литературы:
1.Диана Боден "Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг" и др.
2. ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА» Журнал для умелых ребят. Коллекция идей №5-12, 2010.М.
3. Е. Котаргинова Квиллинг. Бумажная пластика. 2010.
4. Т.Б. Сержантова. 100 праздничных моделей оригами.-М.:Айрис-пресс, 2010.- 208с.
6. Хелен Уолтер. Популярный квиллинг. Издательство «Ниола-Пресс», 209
Список наглядных пособий (интернет-ресурсы)
- moikompas.ru›Квиллинг
- luntiki.ru›blog/kwilling
- rukikryki.ru›Все из бумаги›Квиллинг
- masterica.maxiwebsite.ru›tag/модульное-оригами/
- masterclassy.ru›Оригами›Модульное оригами›
- ru.wikipedia.org›Модульное оригами
- stranamasterov.ru›Кусудама
- kusuda.ru›kusudamas
Расписание занятий кружка
Название кружка | Ф.И.О. педагога | Понед. | Вторник | Среда | Четвегр | Пятница |
«Бумагопластика» 4 класс (2 раза в неделю по 1 часу) | Баженова И.Н. | 17.00- 17.45 | 17.00- 17.45 |
Список детей, занимающихся в кружке
Ф.И. ребёнка | Возраст | Класс | Социальный статус семьи | Учёт ОПДН и ЗП |
Артюшенко Ира | 2005 | 4 | Многодетная | |
Банин Кирилл | 2005 | 4 | ||
Барбакарь Настя | 2005 | 4 | ||
Близнец Вика | 2005 | 4 | ||
Васюнец Анжелика | 2005 | 4 | ||
Емельянов Сергей | 2005 | 4 | ||
Ивакина Марина | 2005 | 4 | Многодетная | |
Коваль Кирилл | 2006 | 4 | ||
Костюкевич Аня | 2006 | 4 | ||
Кривоносова Соня | 2005 | 4 | ||
Кривошеева Яна | 2005 | 4 | ||
Савенкова Юля | 2005 | 4 | ||
Трейзер Артём | 2006 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...
Применение здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности и внеклассной работе ( из опыта работы)
В работе описала, как применяю здоровьесберегающие технологии на практике в процессе учебной деятельности и внеклассной работе....
Отчет о работе классного руководителя 2 класса по внеклассной работе
отчет по воспитательной работе за 1 полугодие...
"Воспитание творческой личности ребёнка через внеклассную работу" работа по самообразованию классного руководителя
Как через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности...
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...
«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.
Мастер-класс для педагогов на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...