Инновационный проект по теме "Управление учебно-исследовательской деятельностью младших школьников"
проект на тему
Цель проекта: выявление и апробирование совокупности организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность осуществления процесса управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
659335, ул. Мухачева 228/1, г. Бийск, Алтайский край
Директор школы Викарчук Ольга Николаевна
тел. +7 (3854) 33-03-09
Электронная почта: bschool1@mail.ru
Официальный сайт: http://bschool1.edu22.info
Руководитель и тьютор проекта: Чуфенёва Анастасия Юрьевна
Тема инновационного проекта: «Управление учебно-исследовательской деятельностью младших школьников»
Цели и задачи проекта
Цель проекта: выявление и апробирование совокупности организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность осуществления процесса управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников.
Задачи проекта:
- выявить специфику учебно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО;
- сконструировать модель управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников и внедрить в образовательный процесс начальной школы технологию ее реализации;
- выявить организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса управления учебно-исследовательской деятельностью обучающихся;
- разработать методические рекомендации по внедрению и реализации технологии управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников.
Сроки реализации проекта
Реализация инновационного проекта предполагает весь период обучения в начальной школе. Первоначальная апробация предлагаемой технологии осуществлялась в течение 4 лет с 2009 по 2013 гг. В настоящее время деятельность в рамках проекта продолжается.
Сущность и практическая значимость опыта
Эффективность управления педагогом учебно-исследовательской деятельностью младших школьников обусловлена необходимостью выявлению специфики учебно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
На теоретическом уровне:
- в структурировании содержания учебного материала в соответствии с этапами осуществления учебно-исследовательской деятельности;
- во взаимосвязи предметных знаний со способами их получения;
- в усвоении обучающимися совокупности теоретических понятий в учебном исследовании;
- ориентации на самостоятельность младших школьников в организации учебно-исследовательской деятельности.
В связи с этим, в практической деятельности организация с младшими школьниками учебно-исследовательской деятельности предполагает:
- тщательную и детальную проработку этапов учебного исследования;
- усвоение элементов методологии познания (обогащение научного словаря;
- овладение способами учебного исследования);
- погружение в учебно-исследовательское пространство;
- интерактивное сотрудничество между обучающимися, педагогом, родителями.
Сконструированная с учётом современных тенденций обучения модель управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников отражает взаимодействие между управляющей и управляемой системами, основанного на интерактивном сотрудничестве между субъектами образовательной деятельности и переход обучающихся из позиции «исполнителя» в позицию «соорганизатора» и «организатора» учебно-исследовательской деятельности.
Эффективность управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников обусловлена реализацией технологии управления, выстраиваемой на основе сочетания идей рефлексивного и педагогического управления, методов и механизмов управления (мотивационные механизмы, механизмы рефлексивной деятельности, механизмы стимулирования за индивидуальные и коллективные результаты) и ориентированная на поэтапное делегирование младшим школьникам полномочий в осуществлении рассматриваемой деятельности.
Для успешного функционирования и развития процесса управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников выделена совокупность оптимальных организационно-педагогических условий:
- побуждение младших школьников к процессу познания на основе сохранения и развития исследовательского отношения к миру и самому себе;
- наличие единого учебно-исследовательского пространства (урочная деятельность, домашняя работа, внеурочная деятельность) для свободного выбора младшими школьниками путей и способов осуществления учебно-исследовательской деятельности;
- организация интерактивного сотрудничества посредством совместного погружения субъектов образовательного процесса (младших школьников, педагога, родителей) в проблемное поле решаемых учебно-исследовательских задач.
Практическая значимость инновационного опыта обусловлена тем, что спрос на инновационный продукт обеспечивается повышенным вниманием образовательных учреждений к целенаправленному и комплексному формированию у обучающихся не только предметных знаний и умений, но и универсальных способов действий.
Результаты внедрения инновационного опыта:
- повышение качества обученности обучающихся.
- рефлексивное восприятие материала, перевод знаний, умений и навыков, полученных при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий.
- формирование коллективной и самостоятельной учебной деятельности младших школьников, диалоговых форм взаимодействия.
- высокий уровень сформированности предметных и метапредметных компетенций.
- увеличение количества победителей и призеров предметных и метапредметных конкурсов, олимпиад, исследовательских и проектных мероприятиях разного уровня.
Продукты, отражающие инновационный опыт и позволяющие обеспечить его распространение:
1. Чуфенёва А.Ю. Программа надпредметного курса «Я – исследователь, я познаю мир». – Бийск: ФГБОУ ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина», 2016. – 45 с.
2. Мокрецова Л.А., Чуфенёва А.Ю. Технология управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников: методические рекомендации. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2015. – 88с.
3. Чуфенёва А.Ю. Я провожу исследование: рабочая тетрадь. – Бийск: ФГБОУ ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина», 2016. – 36 с.
Разработанный продукт может быть использован в любой образовательной организации независимо от ее типа и вида, на всей территории Российской Федерации. Данные материалы адресованы всем участникам образовательного процесса: руководителям, педагогам, учащимся и родителям.
Апробация технологии управления учебно-исследовательской деятельностью и надпредметного курса проводилась в образовательных учреждениях г. Бийска. Опыт по данному направлению был представлен на международных, всероссийских, муниципальных педагогических конкурсах, методических и научно – практических конференциях, семинарах, а также опубликован в научно – методических и педагогических изданиях:
1. Чуфенёва А.Ю. Программа надпредметного курса «Я – исследователь, я познаю мир» // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2.
2. Мокрецова Л.А., Чуфенёва А.Ю. Модель управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. – 2014. – № 6.
2. Мокрецова Л.А., Чуфенёва А.Ю. Технологический аспект управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12 (часть 11).
3. Чуфенёва, А.Ю. Учебно-исследовательская деятельность школьников как необходимое условие повышения качества образовательного процесса // Развитие личности в образовательном пространстве: Труды 11-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию со дня рождения К. Г. Колтакова. – В 2 ч. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2013. – Ч 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников.
В условиях модернизации Российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновления его содерж...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/12/picture-33318-1463073629.jpg)
Доклад на ШМО "Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников".
Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/30/picture-1061418-1538255615.jpg)
«Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников».
В условиях модернизации Российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновления его ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/06/picture-1171537-1570387177.jpg)
Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников.
Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/08/picture-1312995-1612782209.jpg)
" Инновационные формы как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"
В статье приводятся примеры эффективных способов развития познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/17/picture-809525-1479388134.png)
Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников
В условиях модернизации Российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновления его содерж...