Рабочая программа по внеурочной деятельности "ИЗО-студия".
рабочая программа (1 класс) на тему
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._izostudiya.doc | 428 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8
с углублённым изучением отдельных предметов»
: Согласовано:
Заместитель директора по УВР
Е.А.Жерикова ___________________
«___» _______________ 2015г
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИЗО СТУДИЯ
3 класс
(ступень образования, класс)
Программу составил учитель начальных классов
Шоронихина Инна Александровна
(Ф.И.О. учителя)
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 11 лет. Срок реализации - 4 года.
Г. Когалым
2015 – 2016 учебный год.
1. Пояснительная записка
Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях изостудии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа. Она рассчитана на работу с детьми 7-11 лет и состоит из следующих этапов:
— ознакомительный, 1 год обучения, 7-8 лет;
— развивающий, 2 год обучения, 8-9 лет;
— исследовательский, 3-4 год, 10-11 лет.
Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия в группе первого года проходят 1 раз в неделю по 1 часу.
Второй год рассчитан на детей, прошедших курс первого года. Занятия — 1 раз в неделю по 1 часу.
Планируемые результаты:
Личностные результаты.
У учащихся будут сформированы:
· положительное отношение к искусству.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной
работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные результаты.
-называть семь цветов спектра (красный, оранжевый ,жёлтый, зеленый ,голубой, синий, фиолетовый),а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зеленый ,серо-голубой)
-понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путем смешивания основных цветов(красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый- зеленый и т.д.);
-изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания;
-понимать важность деятельности художника (что может изображать художник -предметы ,людей, события; с помощью каких материалов изображает художник бумага ,холст, картон, карандаш ,кисть, краски ,и пр.).
-правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
-свободно работать карандашом : без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
-передавать в рисунке форму, общее пространственное положение ,основной цвет простых предметов;
-правильно работать акварельными и гуашевыми красками : разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность(не выходя за пределы очертания этой поверхности);
-выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
-применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец ,Хохлома);
-устно описать изображенные на картинке или иллюстрации предметы, явления(человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.),действия (идут ,сидят, разговаривают и т.д.);выражать свое отношение;
-пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
-выполнять простые по композиции аппликации.
В группы первого года принимаются все поступающие. Специального отбора не производится. В группу второго года могут поступать и вновь прибывающие после специального тестирования и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.
Третий год обучения предполагает работу с одаренными детьми. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу, и в данном случае больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
— репродуктивный (воспроизводящий);
— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
- Содержание деятельности.
Ознакомительный этап: 7—8 лет
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста так органичны занятия изобразительным искусством, лепкой, художественным конструированием. Для ребенка 6-7 лет необходим определенный уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет. Развитие пространственного воображения дает работа с пластическими материалами. Работа с различными материалами расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение.
Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Разделы программы
Тема | Кол-во часов |
1. Радужный мир | 10 |
2. Чудеса из бумаги | 10 |
3. Игрушки делаем сами | 10 |
4. Выставки, экскурсии, рисование на воздухе | 4 |
Итого: | 34 |
Тематическая разработка занятий с детьми 7- 8 лет (1 год обучения)
1. Радужный мир
Теоретическая часть.
- Знакомство с различными художественными материалами, приемами работы с ними.
- Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
- Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка.
Практические занятия.
№ п/п | Тема | Всего часов | Дата проведения | |||
план. | факт. | |||||
1
| «Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу). «Что могут краски». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. | 1 | 13.09. | |||
2 | «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром. Отработка приема: проведение непрерывных красочных линий. «Разноцветные шарики». Акварель, отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно». | 1 | 20.09. | |||
3 | «Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приема: примакивание кисти боком. Ход работы: от светлого к темному. Беседа на тему «Осень» с исп. илл. материала «Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. | 1 | 27.09.
|
| ||
4 | «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приема: смешение цвета с белилами «Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. | 1 | 04.10. | |||
5
| «Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. «К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов. Урок- игра: общение по телефону. | 1 | 11.10. | |||
6 | «Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция. «Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома — линия зигзаг. | 1 | 18.10. | |||
7
| «Елочка-красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала. | 1 | 25.10. | |||
8
| «Золотая рыбка». Гуашь. Отработка приема — волнистые линии. Закрепление навыка примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала. | 1 | 08.11. | |||
9 | «Веселый поезд». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и поем. | 1 | 15.11. | |||
10
| «Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы — гномики». | 1 | 22.11. | |||
Всего часов: | 10 |
2. Чудеса из бумаги
Теоретическая часть:
Бумага, ее виды. Природные свойства бумаги. Техника работы с бумагой: аппликация, коллаж, полуобъемные и объемные композиции. Вырезание, сгибание, склеивание. Простые геометрические фигуры. Трансформация плоской фигуры в объем.
Практические занятия.
№ п/п | Тема | Всего часов | Дата проведения | |
план. | факт. | |||
1 | Знакомство с чудо - помощниками: ножницами, клеем, кисточкой. Условия безопасной работы. Отработка навыка аккуратного и экономного отрезания: полоска, квадрат, треугольник. «Коврик для котика». Орнамент в квадрате. Отработка навыка аккуратной работы. Ритм. | 1 | 29.11. | |
2-3 | «Путешествие-полет в геометрическую страну». Развитие воображения. Выклейка плана местности с полями и озерами. Коллективная работа. | 2 | 06.12. 13.12. | |
4
| Перышки для сказочной птицы. Воспитание чувства ритма. Отработка приема: надрезание. Коллективная работа. | 1 | 20.12. | |
5 | «Зимнее очарование». Коллективная работа. Отработка навыка: вырезание путем складывания. Умение планировать работу, организовать ее последовательное исполнение. | 1 | 27.12. | |
6 | «Бабочки». Отработка приема: вырезание путем складывания. Композиционный прием: выделение главного. Цветная бумага. Черный или белый фон. Контраст. | 1 | 17.01. | |
7 | «Первый снег». Полуобъемная композиция. Бумага белая, серая, гофрокартон. Элементы мозаики. Коллективная работа. | 1 | 24.01. | |
8 | «Дерево чудес». Закрепление навыка: вырезание путем сложения. Декорирование бабочек. Полуобъемная композиция. Коллективная работа. | 1 | 31.01. | |
9 | «Сказочные домишки». Коллективная композиция, составленная из вырезанных фигур простых геометрических форм. Воспитание чувства цветовой гармонии. Элементы полуобъема «Смешные человечки». Составление фигурок животных, людей из простых геометрических фигур. Развитие воображения. | 1 | 07.02. | |
10 | Превращение прямоугольника в цилиндр. Игрушка на основе цилиндра. Индивидуальная работа. Воплощение образа. | 1 | 14.02. | |
| Всего часов: | 10 |
|
|
3. Игрушки делаем сами
Теоретическая часть:
- Знакомство с различным материалом: пластилином, глиной, бумагой.
- Воспитание художественного мира, его форм, фактуры.
- Понятия — рельеф, объем.
Практические занятия.
№ п/п | Тема | Всего часов | Дата проведения | |
план. | факт. | |||
1 | Вводное занятие. Беседа: «Условия безопасной работы». Знакомство с материалами. Урок-игра «Как наполнить корзины с фруктами». Формообразование: шар, овал, колбаска и т.д. | 1 | 21.02. | |
2-3 | «Лебединое озеро». Формообразование, соблюдение последовательности, сгибание детали, создание объемных форм. | 2 | 28.02. 07.03. | |
4 | «Сад динозавриков». Формообразование, работа с пластилином. Лепка от целого куска. Отработка приема: вытягивание. | 1 | 14.03. | |
5 | Бумажная пластика. «Деревья». Работа по методу проекта. Условия работы с ножницами. Создание сада. | 1 | 21.03. | |
6 | «Мишка очень любит мед». Отработка приема: целое из частей. Работа со стеки, палочкой. | 1 | 04.04. | |
7 | Орнамент в круге. Рельеф. Растительные материалы: семена. Основа — пластилин на картоне, геометрия, ритм. | 1 | 11.04. | |
8 | Рельеф «Парусник». Отработка навыка рисование иглой. Основа – пластилин на картоне. | 1 | 18.04. | |
9 | «Подарок маме». Творческая работа. Предложить на выбор: рельеф «Корзинка с цветами», «Цветы и бабочка». Глина, обжиг, декор: рукопись орнаментального края ангобом, гуашью. | 1 | 25.04. | |
10 | Аттестационная работа: «Абракадабрик - фантастическое существо». Рельеф. Применение приемов: процарапывание, прищипывание, использование штампиков, шликера для декорирования деталями. Обжиг, декор, ангобом. | 1 | 02.05. | |
| Всего часов: | 10 |
|
|
Выставки, экскурсии, рисование на воздухе: 4 часа. (16.05., 23.05., 30.05.)
ИТОГО: 34 часа.
Развивающий этап: 8-9 лет (второй год обучения).
Изобразительное искусство, художественное конструирование — наиболее применимые области эмоциональных сфер ребенка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными и пластическими материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными и техническими средствами позволяет ребенку самовыразиться.
Занятия проходят 1 раза в неделю по 1 часу.
Разделы программы
Предметы | Кол-во часов |
Основа художественной грамоты | 10 |
Графика | 10 |
Пластика, керамика | 10 |
Бумажная пластика | 4 |
Итого: | 34 |
1. Основы художественной грамотности
Теоретическая часть.
- Свойства живописных материалов, приемы работы с ними: акварель, гуашь.
- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
- Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
- Основы живописи. Цвет — язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
- Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
- Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
- Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки в городе, на природе. Выставки, праздничные мероприятия.
Практические занятия
№ п/п | Тема | Всего часов | Дата проведения | |
план. | факт. | |||
1 | Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | 1 | 05.09. | 05.09. |
2 | Натюрморт из трех предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель — «гризайль». Тоновая растяжка. | 1 | 12.09. | 12.09. |
3 - 4 | Рисующий свет. Трансформация плоскости в объем. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага. | 2 | 19.09. 26.09. | 19.09. 26.09. |
5 | Холодные цвета. Стихия — вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. Теплые цвета. Стихия — огонь. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. | 1 | 03.10. | 26.10. |
6 | Зарисовки растений с натуры. «Осенние листья». Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон. Природная форма — лист. Тоновая растяжка цвета. Акварель. | 1 | 10.10. | |
7 | Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. | 1 | 17.10. | |
8 | «Дворец снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорции человеческого лица. | 1 | 24.10. | |
9 | «Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстрированный материал. | 1 | 14.11. | |
10 | «Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорции человеческой фигуры. | 1 | 21.11. | |
Всего часов: | 10 | |||
2. Графика
Теоретическая часть.
- Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо-ручка, тушь, воск, мелки и приемы работы с ними.
- Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
- Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
- Монотипия, творческие композиции с применением приемов монотипии.
- Гравюра на картоне.
- Прикладная графика. Открытка, поздравление. Шрифт.
- Связь с рисунком, композицией, живописью.
Практические занятия
№ п/п | Тема | Всего часов | Дата проведения | |
план. | факт. | |||
1 | Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо. | 1 | 28.11. | |
2 | «Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. | 1 | 05.12. | |
3 | «Осенние листья» - композиция и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия — тушь, перо. |
1 | 12.12. | |
4 | Натюрморт — набросочный характер рисунков с разных положении, положение предметов в пространстве. Свет и тень — падающая, собственная. | 1 | 19.12. | |
5 - 6 | «Город» — цветовой фон в технике монотипии. Дома — линиями, штрихами. Люди — силуэты. Цвет как выразитель настроения. | 2 | 26.12. 16.01. | |
7 | «Терема». Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстр. материала. | 1 | 23.01. | |
8 | Поздравление. Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного. | 1 | 30.01. | |
9 | Открытка-поздравление. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа. | 1 | 06.02. | |
10 | Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов. | 1 | 13.02. | |
Всего часов: | 10 |
- Пластика. Керамика
Теоретическая часть.
- Пластические материалы и приемы работы с ними: пластилин, глина, биомасса.
- Воспитание художественно-пластического видения, пространственного воображения.
- Отличительные свойства разных глин. Особенности формообразования.
- Средства и способы изображения в пластике. Рельеф и объем: фактура, цвет, декор.
- Композиция в пластике. Работа над образом. Связь с рисунком, декоративным рисованием.
- Работа индивидуальная и коллективная. Создание творческих работ.
- Беседы по истории керамики с использованием иллюстративного материала.
Практические занятия
№ п/п | Тема | Всего часов | Дата проведения | |
план. | факт. | |||
1
| Введение в тему. Материалы, инструменты, оборудование. Условия безопасной работы. Формообразование в работе с глиной, пластилином, биомассой. | 1
| 20.02. | |
2 | «Лев». Формообразование в рельефе. Последовательность выполнения рельефа. Отработка приема — наращивание по частям. Образы животных в русском зодчестве. | 1 | 27.02. | |
3 | Посуда для куклы. Образный строй русской керамической посуды. Беседа с показом иллюстративного и предметного материала. Лепка. | 1 | 05.03. | |
4 - 5 | «Диковинная птица». Мелкая пластика. Беседа «Русская керамическая игрушка». Глина, декорирование ангобом. Отработка приема: лепка из целого куска с добавлением деталей. | 2 | 12.03. 19.03. | |
6 | Рельеф «Цветы и травы». Глина. Фактурное разнообразие: оттиск холстом. Рисование иглой, применение штампов. Индивидуальная работа. | 1 | 02.04. | |
7 | «Знак года». Создание коллективной, декоративной композиции по методу проекта. | 1 | 09.04. | |
8 | Народная игрушка. Обращение к образному строю дымковской и филимоновской игрушки. | 1 | 16.04. | |
9 | «Ярмарка». Работа по методу проекта. Иллюстративный материал. Художники: Кустодиев, Рябушкин. Стилевое единство, масштаб. | 1 | 23.04. | |
10 | «Мои любимые животные». Лепка по зарисовкам детей. Метод исследования. | 1 | 30.04. | |
| Всего часов: | 10 |
4. Бумажная пластика
Теоретическая часть
- Пластические свойства бумаги. Формообразование в бумажной пластике.
- Ребро жесткости.
- Плоские и объемные композиции.
- Категории композиции: ритм, симметрия, движение, статика.
- Беседы о сценографии, макетировании.
- Материалы и инструменты: бумага, картон, нож, ножницы, клей.
Практические занятия
№ п/п | Тема | Всего часов | Дата проведения | |
план. | факт. | |||
1 | Кукольный антураж. Диванчик и стулья. Отработка приема: сгибание, разгибание, разрезание. | 1 | 07.05. | |
2 | Ребро жесткости. Заборчик и лесенки. Криволинейные сгибы. | 1 | 14.05. | |
3 | Архитектурная композиция. Работа по методу проекта. Связь с живописью, графикой. | 1 | 21.05. | |
4 | Маски. Трансформация плоскости в объем. Декорирование. Связь с живописью, графикой. | 1 | 28.05. | |
| Всего часов: | 4 |
ИТОГО: 34
Исследовательский этап: 10-11 лет (3-ий и 4-ый годы обучения)
На данном этапе важной становится цель — научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить ее выполнение.
Знания и умения, полученные в первые годы обучения, применяются в создании творческих работ. На этом этапе акцент на обучающий компонент делается в разделе декоративно-прикладного творчества.
Дети знакомятся со спецификой работы дизайнера, последовательностью работы над проектом.
Практические занятия
№ п/п | Раздел программы
| Предметы | Часы |
1 | Основы изобразительной грамоты. | Композиция. Графика. Цветоведение. | 3 4 3 |
2 | Пластика. | Бумажная пластика. Керамика. | 4 6 |
3 | Декоративно-прикладное искусство. | Прикладная графика. Батик. Флористика. Цветоделие. | 2 3 3 2 |
4 | Экскурсии, выставки. | 4 | |
| Всего часов: 34 |
1. Основы изобразительной грамоты
Теоретическая часть
- Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь — свободное владение ими.
- Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе — линейной, воздушной.
- Графика. Материалы - тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
- Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
- Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
- Композиция. Основные правила композиции:
а) объединение по однородным признакам;
б) соблюдение закона ограничения;
в) основа живой и статичной композиции;
г) группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
д) подчеркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «законом сцены»).
- Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала.
- Посещение выставок. Работа на воздухе.
Практические занятия
№ п/п | Тема | Всего часов | Дата проведения | |
план. | факт. | |||
1 | Вводное занятие. Материалы, инструменты. Условия безопасной работы. Рисунок-тест «Впечатление о лете». Фломастеры. | 1 | ||
2 | «Деревья». Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура. | 1 | ||
3 | Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. | 1 | ||
4 | Натюрморт. Наброски графическими материалами: тушью, заостренной палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиции. | 1 | ||
5 | Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Теплая цветовая гамма. Гуашь, акварель. | 1 | ||
6 | Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа — иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт. | 1 | ||
7 | Монотипия. «Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, тушь черная, заостренные палочки. | 1 | ||
8 | «Зимние, забавы». Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь . | 1 | ||
9 | «Цветы и травы весны». Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседа с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал. | 1 |
| |
10 | «Улицы моего города». Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры Творческая работа по предварительным рисункам. | 1 | ||
Всего часов: | 10 |
2. Пластика. Бумажная пластика. Керамика.
Теоретическая часть
- Художественное конструирование. Формообразование в бумажной пластике. Объемная и рельефная пластика. Инструменты и материалы. Условия безопасной работы.
- Этапы работы дизайнера над проектом. Архитектурные фантазии. Предметная среда. Творческие групповые разработки проектов.
- Особенности формообразования в глиняной пластике. Объем и рельеф в керамике. Виды декора: использование штампиков, стеков, игл, роспись ангобо, гуашью.
- Работа по методу проекта: индивидуальная, коллективная.
- Беседы по истории дизайна с демонстрацией иллюстративного материала. Обращение к предметам народного быта. Использование керамики в современных интерьерах.
- Экскурсии на тематические выставки.
Практические задания.
№ п/п |
Тема
| Всего часов | Дата проведения | |
план. | факт. | |||
1 | Введение в тему. Красота и пластика бумаги. Условия безопасной работы. Ребро жесткости по прямой, по кривой. | 1 | ||
2 | «Лето». Пластика природных форм. Разнообразие приемов: сгибание, разрезание, вырезание. Рельеф на картоне. Работа по методу проекта. | 1 | ||
3 | Архитектурные фантазии. Ритм геометрических и растительных форм. Контраст и гармония прямых и пластичных линий. Рельеф на картоне. Работа по методу проекта. | 1 | ||
4 | «Маски» - стилизация в декоративном искусстве. Разнообразие и выразительность мимики. Декор — тушь, перо. Связь с графикой. | 1 | ||
5 | Новогодняя композиция. «Знак года». Работа по методу проекта. Свободный выбор материалов. Соединение разных техник. | 1 | ||
6 | Творческий модуль. Ритмическая организация плоскости. Бумажная пластика, аппликация Упаковка для подарка. Кубик. Использование творческого модуля для декора упаковки. | 1 | ||
7 | «Любимые животные» — керамика, объемная пластика. | 1 | ||
8 | Декоративная подставка для цветочной композиции. Керамика. Использование штампиков в декоре | 1 | ||
9 | «Мать и дитя» - выражение внутреннего мира в круглой скульптуре мелких форм. | 1 | ||
10 | Рельеф керамический по темам народных сказок. Элементы народной орнаментики в декоре. Игрушка-сувенир. Творческая аттестационная работа. | 1 | ||
Всего часов: | 10 |
3. Декоративно-прикладное искусство.
Теоретическая часть.
- Декоративно-прикладное искусство — художественно выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение.
- Техники создания изделий: кистевая роспись, батик, прикладная графика, цветоведение, флористика.
- Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью.
- Беседы по декоративно-прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу.
- Посещение выставок.
Практические задания.
№ п/п | Тема
| Всего часов | Дата проведения | |
план. | факт. | |||
1 | Введение в тему. Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом. | 1 | ||
2 | «Цветы». Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приема — кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели». | 1 | ||
3 | «Цветы и травы». Декоративная роспись. Асимметричная композиция. Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи. | 1 | ||
4 | «Цветы и бабочки» — декоративная рос пись подготовленной деревянной основы. Творческая работа. | 1 | ||
5 | Плакат — вид прикладной графики. Поздравление ко Дню учителя. Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах. | 1 | ||
6 | Новогодние поздравления. Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приемов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи. | 1 | ||
7 | Холодный батик — особенности его как вида декоративно-прикладного искусства. Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом «Осенние листья». Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок. | 1 | ||
8 | «Туманный день». Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без резерва. Связь с живописью, композицией. | 1 | ||
9 | Цветоведение. Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком. | 1 |
|
|
10 | Флористика. Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий. | 1 |
|
|
Всего часов: | 10 |
Выставки, посещение выставок, экскурсии: 4. ИТОГО: 34
Прогнозируемые результаты.
Обучаемые 1 года обучения
Должны знать:
- название основных и составных цветов;
- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, рельеф, шликер, обжиг, роспись, лепка, керамика;
- изобразительные основы декоративных элементов;
- материалы и технические приемы оформления;
- названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешением;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
- пользоваться материалами;
- лепить игрушки на основе приемов дымковской игрушки;
- применять различные способы лепки: от целого куска, примазывание частей, заглаживание поверхности.
Обучаемые 2 года обучения
Должны знать:
- особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
- разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, объем, композиция, ритм;
- творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, ТА. Мавриной-Лебедевой;
- основы графики;
- правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне;
- особенности материалов и техники малых скульптурных форм.
Должны уметь:
- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
- пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
- выполнять декоративные пластины, добиваясь рельефного нзо&-ражения путем наращивания объема;
- лепить по заранее подготовленным эскизам;
- передавать выразительные формы реального предмета в лепке с натуры, по памяти и представлению;
- проявлять творчество в создании изделий.
Обучаемые 3-4 года обучения
Должны знать:
- разнообразие возможных выразительных средств изображения;
- значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная, воздушная перспективы;
- различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
- основы дизайна;
- творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М.В. Нестерова, К.Е. Маковского;
- правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Должны уметь:
- работать в определенной цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов несложной формы;
- передавать пространственные планы способом загораживания;
- передавать движения фигур человека и животных;
- сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
- свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
- самостоятельно комбинировать различные приемы работы с бумагой для достижения выразительности образа;
- решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
Срез творческих и эстетических знаний и умений учебной группы 1 года обучения объединения «Изостудия».
Фамилия, имя обучаемого | Оценка |
Организация рабочего места | |
Основы цветоведения | |
Умение пользоваться инструментами и приспособлениями: кистью, мольбертом, планшетом, карандашом, палитрой, ножницами и пр. | |
Владение разнообразными видами линий | |
Подбор красок в соответствии с настроением, замыслом рисунка | |
Овладение основными навыками работы с различными материалами: акварелью, гуашью | |
Основы композиции, использование всей площади листа, вертикальное или горизонтальное расположение листа по замыслу | |
Моделирование художественно-выразительных форм из глины, пластилина | |
Использование приспособлений для лепки из глины, стеков, штампиков. Понятия: обжиг, роспись, шликер, рельеф, объем | |
Основы декоративной живописи, понятие «орнамент», условность подбора красок в декоративной живописи | |
Система оценок: «3» — 1 уровень (низкий), «4» -1 уровень (средний), «5» - 3 уровень (высокий) |
Срез творческих и эстетических знаний и умений учебной группы 2 года обучения объединения «Изостудия».
Фамилия, имя обучаемого | Оценка |
Организация рабочего места | |
Свободное владение инструментами и приспособлениями Владение художественными материалами: гуашью, тушью, акварелью, перьями, карандашом, кистями | |
Умение пользоваться инструментами и приспособлениями: кистью, мольбертом, планшетом, карандашом, палитрой, ножницами и пр. Применение выразительных средств: линии, света, объема, симметрии и асимметрии | |
Умение компоновать растительный и геометрический орнаменты в ленте, круге, овале. | |
Освоение перспективного рисунка, передача в рисунке ближних и дальних предметов, прием загораживания. | |
Умение пользоваться эскизом. | |
Умение использовать знание пропорций человеческого лица, фигуры в разных положениях, движении. | |
Обращение к литературному и иллюстрированному материалу при создании творческих композиций. | |
Проявление творчества и фантазии в создании работ. | |
Стремление к совершенству и законченности в работе | |
Система оценок: «3» — 1 уровень (низкий), «4» -1 уровень (средний), «5» - 3 уровень (высокий) |
Срез творческих и эстетических знаний и умений учебной группы 3 года обучения объединения «Изостудия».
Фамилия, имя обучаемого | Оценка |
Свободное владение приспособлениями, инструментами для живописи, графики, работа с пластическими материалами (глина, пластилин, бумага, картон), росписи по ткани | |
Знание и применение законов линейной и воздушной перспектив | |
Умение работать в определенной цветовой гамме: ограниченной, заданной или выбранной | |
Умение передавать объем предметов тональной или цветовой градацией | |
Умение передавать характер движения фигур человека и животных | |
Умение решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком | |
Обращение к литературным и иллюстрированным источникам в работе над творческим заданием, замыслом. | |
Свободное, творческое комбинирование различных техник, средств художественной выразительности в своих работах. | |
Знание особенностей художественного языка мастеров искусства (различных эпох, народов, направлений) | |
Система оценок: «3» — 1 уровень (низкий), «4» -1 уровень (средний), «5» - 3 уровень (высокий) |
В последующем работа может строиться на основе методики коллективных творческих дел:
- определение задачи;
- ее обсуждение;
- воплощение в материале;
- анализ работы.
Так выполняются рельефные композиции и поздравления, посвященные праздничным датам, сувениры для друзей и родных, различные маски.
При работе по методу проекта особенно важно обеспечение мотивации, настрой на тему - заранее, как бы невзначай. Чтобы идея шла как бы от детей. Они должны хотеть сделать это.
Порядок работы по методу проекта
1. Возникновение идеи.
2. Работа в микрогруппах над эскизом.
3. Обговаривание цветовой гаммы, деталей, текстуры материала, техники исполнения.
4. Распределение объема работы индивидуально.
5. Индивидуальная работа с педагогом в технике бумажной пластики.
6. Коллективная сборка-монтаж композиции, обсуждение, сотворчество.
7. Добавление деталей, «заселение» персонажами.
8. Анализ выполненного проекта.
При выполнении работ по методу проекта используются ранее полученные знания и навыки: многоцветная заливка акварелью, орнаментика, элементы графики. При работе над проектом у детей появляется побуждение обращаться к книгам, альбомам по искусству.
Необходимые материалы и инструменты:
- бумага рисовальная или чертежная;
- клей ПВА;
- резак (надрезы, прорези);
- шило (прокалывание отверстий, протяжка полосок бумаги для получения спиралей);
- спицы вязальные (завитки, пружинки, спиральки);
- ножницы (разрезание бумаги, выполнение выкроек, надрезов, просечек);
- циркуль, линейки, угольники (метал).
Список литературы для педагога.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
- Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1987.
- Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.
- Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение №1,2 /Курс художественного воспитания. – М.: Советский художник. 1998.
- Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. /Сост. Н.Н. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989.
- Костерин Н.П.Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1980.
- Этюды об изобразительном искусстве: 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994.
- Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: - М.: Просвещение, 1991.
- Вольфганг Брун, Макс Тильке. История костюма от древности до нового времени. - М.: ЭКСМО, 1995.
- Михайлов А.М.Искусство акварели. - М.: Изобразительное искусство,1995.
- Постникова Т.В. История искусства для детей. Античность.- М.: Росмэн, 2002.
- Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовой плакат.– М.: Плакат,1977.
- Ростовцев И.Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение,1984.
- Логвинская Э.Я. Интерьер в русской живописи XIX века. – М.: Искусство, 1971.
- Аксенова М., Храмов Г. Современная энциклопедия «Мода и стиль».- М.: Аванта+, 2002.
- Фаворский В.А. «Об искусстве, о книге, о гравюре».- М.: Книга, 1986.
- Гутнов А., Глазылев В. Мир архитектуры. - М.: Молодая гвардия, 1990.
- Алпатов М.В., Ростовцев Н.И. Искусство. - М.: Просвещение, 1987.
- Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. – М.: Изобразительное искусство, 1986.
- История русского искусства. Академия наук СССР.- М.: Изобразительное искусство, 1979.
- Чубова А.П., Копькова Г.И., Давыдова Л.И.Античные мастера. – М.: Искусство, 1986.
- Парамонов А.В., Червонная С.М. Советская живопись. Книга для учителя.– М.: Просвещение, 1981.
- Зименко В.М. Гуманизм искусства. – Л, 1971.
- Искусство стран Востока. – М.: Просвещение, 1986.
- Шорохов Е.В. Основы композиции.– М.: Просвещение, 1979.
- Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись.– М.: Академия, 2000.
- Ростовцев И.Н. История методов обучения рисованию.– М.: Просвещение, 1981.
- Ковтун Е. Как смотреть картину.– М.: Просвещение, 1960.
- Непомнящий В.М., Смирнов Г.Б. Практическое применение перспективы в станковой картине.– М.: Просвещение, 1978.
- Концепция художественного образования в Российской федерации. – М.: 2001.
Список литературы для обучающихся.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство.- Обнинск: Титул, 1996.
- Костерин Н.П. Учебное рисование.– М.: Просвещение, 1980.
- Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе.– М.: Просвещение, 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...