Эссе на тему "Я - учитель"
статья на тему

Эссе учителя начальных классов МБОУ"Шуруповская ОШ" Прониной Валентины Ивановны Фроловского муниципального района Волгоградской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_pronina.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     ЭССЕ "Я - учитель"

Учитель подобен свече, которая, сгорая, освещает других.

Итальянская пословица.

Как происходит выбор профессии, жизненного пути? Всегда ли совпадают желаемое и действительное? Не наступит ли разочарование в выбранном пути? Ту ли вообще выбрал стезю в жизни? Эти вопросы подспудно сопровождают каждого человека на протяжении всей жизни, особенно той ее части, которая связана с работой, социальной и профессиональной самореализацией.

«Всё, что было или есть, началось с мечты», - мне так близки эти слова, что если бы их не сказал кто-то другой, их бы обязательно сказала я. Почему я так уверенно говорю об этом? Потому что у меня всё началось с мечты - мечты стать учителем. И не просто учителем, а хорошим учителем, то есть таким, который  умеет мечтать вместе с детьми, помогает каждому ребенку научиться верить в себя. Ведь любая самая безумная мечта не настолько безумна, как может показаться на первый взгляд. И у моей мечты есть основа: способности ребенка можно и нужно развивать. Для меня это первый шаг, самый важный, он позволит открыть ребенку новые горизонты. В этом и есть предназначение учителя.

Уже со школьной скамьи я четко знала, что буду учителем. Вопрос лишь стоял, учителем какого предмета. Мне были близки история, литература, интересна и работа с малышами. В нашей семье, как на единственную  дочь, на меня возлагали больше ответственности за выполнение каких-либо дел. Учили премудростям жизни: быть общительной, доводить дела до конца, отвечать за себя в любой ситуации.

В старшей школе мне нравились те уроки, на которых давался  не готовый материал, а необходимо было дополнительно потрудиться, найти ответ самому, добыть знания. Это было трудно, необычно. Но тем интереснее было познавать себя, свои возможности и силы, так появлялось желание подтянуть до своего уровня друзей. А если у них что-то шло лучше, тянуться до их уровня.

Все это, пожалуй, и укрепило желание пойти в педагогическое училище.

Студенческие годы хороши тем, что ты выступаешь в двух ипостасях: ученик и учитель. Как ученика тебя обучают, помогают разобраться в тонкостях наук и в твоей будущей профессии. И в то же время, ты сам можешь попробовать свои силы как учитель. Вот тут и проявляются во многом твои личностные качества, формируются ростки профессионального мастерства. Именно в тот период, когда мы, будучи студентами, пробовали свои силы в роли учителей, у меня нередко возникали вопросы: «А как бы проще, доступнее донести тот или иной материал, тему, чтобы это не было для детей в тягость, чтобы учение шло легко? Какие нотки души необходимо затронуть, чем увлечь малышей, зажечь «огонь желания к познанию»?Конечно, на эти и другие вопросы я находила ответы в работах известных педагогов. Но в большей степени, помогли годы практики. Именно практика работы в школе дала ответы на многие вопросы. Но до сих пор я в поиске.

Меняется жизнь, экономические и политические взгляды. Это меняет во многом смысл учения, воспитания, образования. Меняется и роль учителя.

Учитель - друг, учитель - пример, учитель - воспитатель, учитель - кладезь мудрости…
В наше время, когда приоритетом являются такие качества личности, как мобильность, коммерческая жилка, активность, умение быстро налаживать контакты, толерантность, перед учителем ставится еще одна глобальная цель - учить детей адаптироваться в жизни.

Еще Эрнст Легуве, французский писатель XIX века, сказал: «Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас». А что мы должны говорить сегодня, в XXI веке, когда темп жизни настолько стремительный, что необходимо постоянно адаптироваться к новым условиям? Особенно сложно быть учителем в эпоху, когда ее основные приметы - изменчивость  и непостоянство.  Учителю важно уметь  учиться в течение всей жизни, важно включить рефлексию в свою профессиональную жизнь, постоянно  отвечать на вопросы: что я  знаю и чего еще не знаю, что умею и что не умею. Только  после таких размышлений я понимаю,  чему нужно учиться, что узнать, что попробовать. Так же должно быть и у детей.

Работать учителем – это значит мечтать вместе с детьми. Но быть хорошим учителем – это не значит быть безответственным мечтателем, это значит быть тем, кто вместе с детьми ежедневно превращает мечты в цели, а цели -  в результаты. Каждый день я маленькими шажками иду к  этому. Как бы трудно ни было, постепенно превращаю ее в реальность. Моя мечта становится все ближе и ближе,  и сил становится не меньше, а только больше.  

Профессия учителя, на  мой взгляд, одна из самых необычных. Почему? Потому что все считают, что учитель – это тот, кто учит. Но ведь это не совсем так: это дети нас  учат. Как бы я смогла понять, куда мне двигаться дальше,  чему учиться, если бы не мои ученики. Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить. Дети  умеют учить лучше взрослых, они говорят и действуют открыто. Главное для меня – не задуть огонек желания ребёнка говорить  о том, что он думает, что его волнует, радует или печалит. Я убеждена, что если учителю не хватает времени на то, чтобы услышать каждого ребенка, дети начнут приспосабливаться – говорить то, что от них ждут.  Выход вижу в открытых вопросах, в общении с ребенком на равных. Только в этом случае на моих занятиях будет настоящее общение и «взаимное» обучение.  

Я – учитель начальных классов. Младший школьный возраст является тем временем в жизни человека, когда формируется  основа  умения учиться. В этом  возрасте важно не упустить то, что будет залогом не только обучения в школе, но и  фактором успешности на протяжении всей жизни. Без объективной оценки своих действий ребенку очень сложно двигаться к успеху. Представим себе стрелка, который не знает, попал он в мишень или нет, и не знает, что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз точно её поразить. При проектировании своей  деятельности я использую потенциал отметки так, чтобы она выполняла не столько контролирующую функцию, сколько воспитывающую, формирующую. И с первых дней  в школе "выращиваю"  у детей умение контроля и оценки для постановки будущих учебных задач – шагов к мечте.

         Считаю важным учить детей тому, что ошибка – это находка, подарок. В этом случае ошибка – предвестник положительного результата.

Моё педагогическое кредо  – это демонстрация ученику положительных изменений в нём относительно самого себя.  Для этого в образовательном пространстве нашего класса я использую ситуации, настраивающие на успех.  Лист успеха и  Урок успеха – это названия педагогических средств, которые позволяют не только обратить внимание ученика на его успех, но и зафиксировать продвижение. Чтобы «крайний» результат стал следующей точкой отсчета, требуется ситуация успеха, где учитель как бы «ловит на хорошем» ребенка. Тогда, понимая, что продвижение состоялось благодаря приложенным усилиям,  ребенок  испытывает желание двигаться дальше.

Однажды мне довелось прочитать притчу «О талантах», составленную протоиреем Серафимом Слободским. Смысл притчи в том, что у каждого человека есть дар Божий или талант - у кого больше, у кого меньше. Но каждый должен употребить свой талант на пользу себе и людям.

Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Я счастлива, потому что я нахожусь  всегда рядом с подрастающим поколением, вижу себя в детях, как бы заново повторяется мое детство. Я счастлива, потому что у меня есть возможность  вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что отдаю детям тепло своей души. Я счастлива, потому что  вижу результаты своего труда. Кто-то из моих  учеников станет известным филологом, кто-то, путешествия по миру, будет удивлять окружающих великолепным разговорным английским, кто-то будет хорошим отцом и матерью, а кто-то станет просто добрым человеком.

Я ни о чем не жалею!

Ведь именно благодаря моей работе вокруг меня всегда много людей, которым нужна я  и которые нужны мне. Рядом коллеги- единомышленники, для которых каждый ученик это личность, а не объект учения.

Дети разные. Любить их, шепелявых, конопатых, чумазых, непослушных, – значит, стараться понимать их, помогать им развить себя, не обезличивать, работая на «середнячка», быть объективным и справедливым в оценочных суждениях.

Учить адаптироваться в жизни – не значит давать советы, как жить, что правильно, а что нет. Учитель учит тому, как можно развивать свои способности, быть успешным в жизни. На каждом уроке, читая ли рассказ, решая ли задачу, сочиняя  ли стихотворение, идет сложная и кропотливая работа, где маленькие детки учатся размышлять, наблюдать, анализировать, сравнивать, оценивать свои достижения - одним словом, самостоятельно «открывать» знания, которые необходимы им  в дальнейшей жизни.

А окружающий нас мир так непрост: одновременно враждебен и доброжелателен, ярок и черно-бел, дарует горе и радость, удачи и поражения….

Мечта любой школы и любого ученика – умный, добрый, все понимающий и умеющий учитель.

Дотянуться бы хоть чуток до этой высоты…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему" Размышления об учителе"

Статья-размышление о профессии учителя....

Эссе на тему "Я - учитель"

Эссе на тему "Я - учитель" на конкурс "Молодой учитель"....

Эссе на тему: "Учитель и ученик растут вместе..."

Школа… Это удивительный мир учителей и учеников. Это мир, который дарит радость общения, счастье погружения в мир детства…Школа не может существовать без учителя. Ведь учитель – тв...

Конкурсное задание "Учитель года Дона", Эссе на тему "Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем" (Конфуций)

Конкурсное задание  "Учитель года Дона", Эссе на тему "Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем" (Конфуций)...

ЭССЕ на тему: «Учитель начальных классов – профессия особая»

Каким же должен быть Учитель? Несомненно, что ответственным, ибо родители доверили ему своих детей,  и он отвечает за них. Учитель должен любить детей.  Ни для кого не секрет, что есть учите...

Эссе на тему "Учитель и ученик растут вместе"

Эссе было написано в рамках муниципального этапа конкурса "Учитель года-2021"...