Выступление на семинаре.
статья на тему
Личностно-ориентированный подход в обучении. Педагогические технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 29.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СШ г. Горбатов Зотова Наталья Алексеевна
Выступление на семинаре.
«Личностно-ориентированные педагогические технологии»
Личностно-ориентированные педагогические технологии - технологии, в которых в центр всей школьной образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного обучения. По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
Под личностно-ориентированным обучением надо понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора При подготовке и проведении личностно ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную позицию. Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся. Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети. Как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Педагогика, ориентированная на личность ученика, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.
Проектная технология
В современном российском образовании растёт интерес к проектному обучению. Формирование основы подготовки школьников к трудовой деятельности в незнакомых условиях, способствование развитию и воспитанию креативной личности – главная цель проектной технологии, где наиболее существенным в обучении детей является их стремление находить творческие подходы к выполнению классных и домашних заданий, упражнений, стремление использовать полученное навыки с пользой не только для себя, но и для окружающих, а также развитие самостоятельности в процессе обучения
Технология «Коллективный способ обучения» ( КСО)
Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого
Сущность коллективного обучения:
все (коллектив) обучают каждого и каждый обучает всех (коллектив).
Если задача (вопрос) при коллективном обсуждении может быть решена одним человеком
То при коллективном обучении активно участвуют все; все решают проблему (а не принимают решение), все являются активными участниками обсуждения; каждый работает с каждым, коллектив учит каждого своего члена. Признаки коллективной работы:
- Наличие у всех ее участников единой цели;
- Разделение труда, функций и обязанностей, привлечение участников работы к контролю, учету, управлению;
- Налаженное сотрудничество и товарищеская взаимопомощь
- Осознанный общественно-общественно полезный характер всех и каждого ученика в отдельности задается деятельностью;
- Культивируется забота всех о каждом и каждого обо всех;
- Достигается равенство
объективных условий для каждого
Специфика коллективных способов обучения
- Наличие сменных пар учащихся;
- Взаимообучение;
- Взаимоконтроль;
- Взаимоуправление
Различные методики КСО:
- поабзацная проработка текста;
- обратная методика;
- обмен заданиями;
- мурманская методика.
Применение КСО на уроке
• изучение текстового материала по любому учебному предмету;
• взаимопередача текстов;
• взаимообмен заданиями;
• решение задач и примеров по учебнику;
• взаимные диктанты;
• разучивание стихотворений в сменных парах;
• выполнение упражнений в парах;
• работа по вопросникам;
• изучение текстового учебного материала по любой
учебной дисциплине.
Методика А.Г. Ривина
Поабзацная проработка текста разработана для изучения деловых статей или научных текстов в парах сменного состава.
Одновременно в классе изучается много разных тем. Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочерёдно то в роли слушателя ( ученика), то в роли рассказчика ( учителя). Оптимальное количество тем в группе – девять – одиннадцать. Поэтому если в классе 30 – 40 учеников, то одновременно 3 – 4 группы « специализируются» по одной и той же теме. По каждой теме подбираются 15 – 20 рассказов, которые распределяются между детьми.
Ø Объём статей для изучения не должен быть слишком маленьким ( не меньше одной страницы);
Ø С самого начала перед учеником ставится цель: овладеть материалом данной статьи так, чтобы уметь её рассказать, ответить на все вопросы. Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика
Обмен заданиями. Методика М.А. Мкртчян
Работа начинается с ввода так называемого « запуска» раздела;
Ø Учитель работает индивидуально с каждым по очереди, объясняет, как решается задача «А» того задания, которое должен выполнить ученик. Даёт теоретическую консультацию, записывает решение задачи прямо в тетрадь ученика;
Ø Задачу «Б» своего задания ученики решают самостоятельно, а правильность решения проверяют у учителя. После проверки ученику ставится в таблице учёта «+»;
Ø Раздел считается введённым в работу ( запущенным в технологический процесс), если каждое его задание выполнено хотя бы одним учеником.
Ø На карточках или в тетради даются по два однотипных задания (упражнения, задачи или вопросы). Каждое задание имеет свой №. Удобно нумеровать буквами и цифрами: ВА4, МК7.Буквы для обозначения разделов, цифры для номеров задания в данном разделе;
Ø Сначала организуются несколько групп по 5 – 7 ребят в каждой. В классе может действовать одновременно пять – шесть групп и все по разным
Ø На «запуск» урока можно пригласить своих «свободных» коллег или учеников старших классов (это норма при КСО)
Мурманская методика
В данной методике взаимообмена заданиями, взаимопередачи тем теоретический материал и упражнения распределяются по карточкам, которые выдаются учащимся с заданием освоить ( повторить) в самостоятельной работе (приём «самозапуска»);
Ø Затем каждый выбирает партнёра, и происходит взаимообучение, выполнение упражнения на закрепление, обмен карточками, поиск нового партнёра;
Ø При этом ведётся экран учёта работы учащихся, применяются маршрутные карты, различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя
Структура урока с применением КСО
Время (мин) | Содержание работы в классе |
1-2 | Приветствие. Инициализация урока: объявление темы, целей урока, состава группы |
3-8 | Фронтальная беседа: обсуждение общей темы, деление ее на отдельные задачи, постановка задач по группам |
9-22 | Группа 1 Задача 1 Группа 2 Задача 2 Группа 3 Задача 3 |
23-38 | Отчеты групп и их обсуждение. Компоновка решения исходной общей проблемы. Обсуждение отдельных аспектов и взаимосвязей материала внутри темы, особенностей отдельных задач. |
39-45 | Заключение: характеристика работ групп и отдельных учащихся, резюме нового материала в форме экспресс-опроса. Подведение итогов. Задание на дом. |
Коллективная форма обучения (работа в парах, в группах, в сменных парах) помогает в полной мере реализовать:
− дидактические задачи :обучают ученики один одного, у них разные темпы и материал, полная самостоятельность, основой обучения является сотрудничество, усвоение и применение материала максимально приближено;
− развивающие : ученик-субъект + объект, материал подбирается в соответствии с особенностями ребенка (дифференцированный подход), дети учатся выступать, рассуждают, доказывают;
-воспитательные: имеет место забота всех о каждом и каждого обо всех, т. е. принцип коллективизма. КСО решает вопросы гуманного (сотрудничество учитель-ученик- партнеры, отсутствие прямого принуждения, вера в ребенка, в его силы и способности) и демократического (право на собственную точку зрения, право на свободный выбор задания, уравнивание ученика и учителя в правах) отношения к ребенку.
Технология групповой работы на уроке
Цель групповой работы:
- активное включение
каждого ученика
в процесс усвоения
учебного материала
Задачи групповой работы
- Активизация познавательной деятельности
- Развитие навыков самостоятельной учебной
деятельности - Развитие умений успешного общения
- Совершенствование межличностных
отношений в классе
Плюсы и минусы групповой работы
Плюсы
- Повышается учебная и познавательная мотивация
- Снижается уровень тревожности учащихся
- В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
- Улучшается психологический климат в классе
Минусы
- Групповой работе надо сначала научить
- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
- Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
- Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
Принципы групповой работы
- Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся
- Учитывать особенности состава группы
- Составлять задания исключительно для совместного поиска решения
- Распределять роли между участниками группы
- Организовывать коммуникацию в группе и между группами
- Анализировать способ деятельности
Варианты комплектования групп
- По желанию
- Случайным образом
- По выбору педагога
- По выбору «Лидера»
- По определённому признаку
Виды групповой работы
- Работа в парах
- Охота за сокровищами
- Мозговой штурм
- Игра «Продолжи»
- Мозаичная группа
- Снежный ком
- Приём «Зигзаг»
Поведение учителя во время групповой работы
Учитель может: контролировать, организовывать, оценивать работу, участвовать в работе группы, предлагать участникам разные варианты решений, выступать в роли наставника
Учителю на заметку
- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать
- следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один
- групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах
- нельзя требовать в классе абсолютной тишины
- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе
Дифференцированное обучение
Цели:
- психолого-педагогическая: индивидуализация обучения
- социальная : целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала
- дидактическая: решение проблем школы путем создания новой методической системы на принципиально иной мотивационной основе
Дифференциация (латин.) - разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.
Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.
Дифференцированное обучение-организация личностно-ориентированного процесса обучения:
относительно однородные группы,отдельное обучение (постоянно, временно) бывает внутренняя (внутриклассная) и внешняя (Классы, школы)
Направления дифференциации обучения
- по образовательным целям
- по уровням выполнения заданий
- по времени обучения, времени выполнения заданий
- по содержанию обучения
- по последовательности учебного материала
- по структуре учебного материала
- по подходам к обучению
- по видам учебной деятельности
- по способам применения заданий
по оценке деятельности
Дифференциация учебных заданий
- по уровню творчества
- по уровню трудности
- по объему учебного материала
- по степени самостоятельности
- по характеру помощи учащимся
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
- специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
- карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
- карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
- карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
- карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Три «условные» группы
- 1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
- 2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
- 3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Технология организации коллективной творческой деятельности
Игорь Петрович Иванов, доктор педагогических наук Российской Академии образования, профессор
Коллективная Творческая Деятельность
коллективная – планируется, организуется, осуществляется, обсуждается воспитанниками и педагогами в общей совместной деятельности по реализации общих и индивидуальных целей,
при отношениях ответственной зависимости;
творческая – осуществляется не по шаблону, стандарту, а выступает в новых вариантах, предполагает импровизацию участников, личностную, индивидуальную окраску, поиск новых нетрадиционных способов взаимодействия;
деятельность – технология направлена на активное преобразование действительности, себя, своего взаимодействия участниками педагогического процесса; в ее основе лежит разнообразие и смена видов деятельности в педагогическом процессе, деятельностный подход к его организации.
Основными задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются:
- Формирование и развитие коллектива;
- Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
- Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального.
- Обучение правилам и формам совместной работы.
- Реализация коммуникационных потребностей детей.
Виды коллективных творческих дел
- Трудовые КТД.
- Познавательные КТД.
- Художественные КТД.
- Спортивные КТД.
- Общественно-политические КТД.
- Организаторские КТД.
Стадии коллективного творческого дела
1 стадия – предварительная работа коллектива
2 стадия – коллективное планирование
3 стадия – коллективная подготовка КТД
4 стадия – проведение КТД
5 стадия – коллективное проведение итогов КТД
6 стадия – стадия ближайшего последействия КТД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре ГМО
Тема "Дидактическая игра, как средство повышения познавательной активности учащихся "...
Выступление на семинаре. Тема "Формирование УУД на этапе создания проблемной ситуации"
О том, какие УУД формируются на этапе создания проблемной ситуации....
Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"
Технология формирования типа правильной читательской деятельностиТри этапа технологии:1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о и др.)2. Работа с текстом ...
Выступление на семинаре завучей.
Публикация по теме: "Ко мне пришел мой новый класс"....
"Современный урок по ФГОС" выступление на семинаре
выступление на семинаре по теме "Современный урок в начальной школе"...
Выступление на семинаре "Отличительные особенности учебников Образовательной программы "Школа 2100"
В данном выступлении проведен сравнительный анализ учебников образовательной программы "Школа 2100" для 1 класса....
выступление на семинаре по ФГОС
Выступление по стандартам второго поколения...