Выступление на педагогическом совете "Мотивирующая образовательная среда", 10.11.2015 год
материал на тему
Выступление на педагогическом совете "Мотивирующая образовательная среда", 10.11.2015 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_10.11.2015.docx | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Мотивирующая образовательная среда»
по теме
«Влияние образовательной среды на обучение детей – билингвистов»
(10.11.2015 г., учитель Игнатова А.А.)
Педагогическим коллективом накоплен большой опыт по работе с учащимися-билингвистами.
Нами разработана модель сопровождения учащихся начальной школы, педагогов, родителей. Очень важна работа всех участников образовательного процесса, в первую очередь учителя. Психолог и логопед дают рекомендации учителю по особенностям работы с каждым ребенком. А основная нагрузка по воспитанию, социализации, обучению лежит на учителе. В этом помогает воспитатель групп по присмотру и уходу за детьми. Практически все дети, не говорящие по-русски, в 1 классе остаются в группах по присмотру и уходу за детьми, где идет развитие детей через часы творчества. Помимо этого мы стараемся привлечь детей в спортивные секции и кружки.
Модель сопровождения детей - билингвистов.
Психолог | Учитель | Логопед | Соц. педагог | Воспитатель ГПД |
Диагностический этап сопровождения | ||||
Диагностика актуального уровня развития, готовности к школьному обучению | Сбор информации о педагогических аспектах статуса школьника | Диагностика речи учащихся | Сбор информации о социальном статусе семей | Знакомство с результатами диагностики |
Коррекционно - развивающий этап сопровождения 1-3 класс | ||||
Проведение коррекционно-развивающих занятий | Дополнительная индивидуальная работа | Проведение коррекционно-развивающих занятий | Создание банка данных “семья”. Инд. Работа с семьями по необходимости | Вовлечение детей в творческие объединения и секции |
Психолого - педагогическое сопровождение 4 класс | ||||
Индивидуальная работа по запросам | Дополнительная индивидуальная работа | Индивидуальная работа | Инд. Работа с семьями по необходимости | Вовлечение детей в творческие объединения и секции |
Обследовать состояние психических и речевых процессов таких детей затруднено, так как обследование должно проводиться на родном языке. В процессе обучения дети овладевают русским разговорным языком, и тогда становится возможным логопедическое и психологическое обследование, а также психологическая и логопедическая помощь.
В сентябре-октябре месяце проводится комплексное обследование первоклассников учителем, психологом, логопедом. На педагогическом консилиуме определяются общие направления работы, а также дети, требующие повышенного внимания.
Психолог определяет уровень подготовленности детей к обучению в 1 классе.
Логопед проводит обследование речи учащихся. У двуязычных детей наблюдается развитие речи на бытовом уровне. В школу поступают дети, которые совсем не владеют русским языком, отсюда идут вторичные нарушения (неустойчивость почерка, обилие грамматических ошибок, затруднение в построении самостоятельного высказывания, нарушения техники чтения, наличие стойких специфических ошибок).
После обследования формируются группы, составляется план коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая работа направлена на:
- развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения),
- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядно, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований),
- развитию речи и словарного запаса учащихся
- социализацию учащихся в обществе.
Работа логопеда направлена на развитие речевых и неречевых процессов:
- развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, развитие слогового анализа и синтеза (игры и упражнения для стимуляции слухового внимания);
- расширение словарного запаса, обогащение активного словаря (данный пункт особенно актуален для детей нашего северного региона);
- развитие познавательных процессов (упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания, развитие образной и оперативной памяти);
- формирование связной речи (составление рассказа по картинке, по серии сюжетных картинок, по заданному началу и концу и т.д.);
- совершенствование пространственно-временных ориентировок (ориентировка в собственном теле, в окружающем пространстве, на листе бумаги);
- развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки;
- коррекцию и совершенствование графо-моторных навыков и изобразительно-графических способностей (срисовывание фигур (учитывая пропорции), дорисовывание недостающих деталей и т.п.)
Дети-мигранты, вынужденные переселенцы находятся в особо трудных условиях: ребенок отличен от среды своего нового местонахождения своей культурой; он является, как правило, выходцем из малообеспеченных слоев общества, социально незащищен, не знает или плохо знает язык школьной системы, а также психологию, на которую язык опирается.
Для того, чтобы дети-мигранты успешно социализировались необходимо обучать детей взаимодействию и сотрудничеству необходимо сразу же после их появления в школе: это лучший способ избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов, в том числе этнических. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к другому, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.
Я хочу представить методы коррекционно-развивающей работы с билингвистами из практики своей деятельности.
Пальчиковая гимнастика
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной, нормы,
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму; и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Дидактические игры
Игры, способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности. С помощью дидактических игр можно решать различные коррекционные задачи:
- формирование сотрудничества и овладение способами усвоения общественного опыта;
- развитие ручной моторики;
- сенсорное воспитание;
- развитие речи;
- развитие мышления.
Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняется интерес к занятиям.
Как правило дети-билингвисты не посещают детский сад, мало общаются с другими детьми до школы, поэтому дети не умеют играть в игры с заданными правилами. Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование произвольности поведения и деятельности ребенка.
Уроки с использованием ИКТ
При планировании коррекционного занятия опираюсь на результаты диагностики учащихся, учитываю индивидуальные и возрастные особенности. Занятия с учащимися, плохо владеющим русским языком направлены, прежде всего, на формирование основ научного языка, на возможность формирования словесно-логического мышления. Поэтому в работе с такими детьми актуальны наглядные методы, которые помогают соотнести знакомые предметы с понятиями.
Использую ИКТ-технологии на занятиях не только как наглядную иллюстрацию материала к уроку, но и как основу для практической деятельности учащихся. Использование мультимедиа мотивирует интерес учащихся. Применение заданий построенных в виде тестов по теме, помогает увидеть результат при опросе пройденного материала.
Данная форма работы - наглядная иллюстрация теоретического материала, безусловно, способствует более эффективному соотнесению детьми-билингвистами предметов с понятиями, существующими в русском языке.
Результатом сопровождения учащихся-билингвистов считаю снижение количества детей с низким уровнем интеллектуального развития. Я считаю, что работа учителя, логопеда, психолога заключается не только в повышении интеллектуального уровня развития, но и в формировании благоприятной психологической обстановки в детском коллективе. Что для нас особенно важно, так как в школе обучаются дети разных национальностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание комфортной образовательной среды как основное педагогическое условие обеспечения высокого качества образовательного процесса. е
В данной статье говорится о способах достижения комфортной образовательной среды в начальной школе для повышения качества образовательно процесса....
Выступление на тему"Создание образовательной среды для успешного интеллектуального развития младших школьников на основе использования современных образовательных технологий"
Обобщение опыта работы...
Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования".
Материал содержит рекомендации по выбору наиболее оптимальных путей обучения ребенка с целью обеспечения качественного образования....
Педагогические чтения «Планирование и достижение образовательных результатов в новой образовательной среде» Обмен педагогическим опытом
Обеспечение положительной динамики образовательных результатов, ориентированных на поддержку индивидуального прогресса обучающихся....
Выступление на педагогическом совете "Создание среды, обеспечивающей эффективное образование и воспитание в соответствии с запросами личности". 2013, апрель
Презентация к выступлению....
Выступление на заседании педагогического совета Тема: « Трудный» ребёнок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной среды».
Выступление содержит рекомендации по работе с "трудными " детьми с целью их самореализации и социализации....
Итоги конкурса «Ярмарка педагогических идей и проектов» среди педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Ярмарка проводится с целью выявления, распространения эффективного педагогического опыта реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, содействия професс...