Работа с родителями
рабочая программа (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании директор МБОУ «Гимназия г. Болхова»
МО классных руководителей _________ /Баева О.В./
протокол №1 от «6» сентября 2015 г.
Программа
работы с родителями
«Школа + семья»
на 2015 – 2016 учебный год
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………..3, 4
2.ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ, КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ………………………………………………………5
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ, ФОРМЫ РАБОТЫ ……………………………6
4.СОЦИАЛЬНЫЙПАСПОРТ…………………………………………………7, 8
5. РАЗДЕЛ 1……………………………………………………………………....9
6. РАЗДЕЛ 2………………………………………………………………….10-12
7. РАЗДЕЛ 3……………………………………………………………………..13
8. РАЗДЕЛ 4……………………………………………………………………..14
9. РАЗДЕЛ 5……………………………………………………………………...15
10. РАЗДЕЛ 6…………………………………………………………………….16
11. РАЗДЕЛ 7…………………………………………………………………….17
12. РАЗДЕЛ 8………………………………………………………………...18-20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная семья, в том понимании этого слова, которое было ещё лет 20 назад, сильно изменилась. Родители стали более занятыми, количество детей сократилось до одного. Очень редки семьи, когда несколько поколений живёт в одном доме. Когда ребёнок воспитывается и бабушкой с дедушкой и мамой с папой, то есть каждое из этих поколений может передать свой позитивный опыт маленькому ребёнку.
Одна из важнейших задач педагога – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка в семье.
Современный классный руководитель должен хорошо представлять себе эти особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребёнка. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребёнка, на его характер, поведение. В связи с этим проводились диагностические методики, подтверждающие вышесказанное, а именно:
- в сфере воспитания здоровой личности основная группа родителей имеет представление о ЗОЖ, способах сохранения и укрепления здоровья. Тревогу родительская общественность класса не вызывает.
- все родители класса выполняют в полном объёме родительские обязанности, не нарушают прав ребёнка в вопросе наказаний и поощрений. Основные трудности заключаются в непринятии требований.
Дети, родители, учителя - члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера и взаимодействия.
Внеклассная работа должна содействовать развитию совместной деятельности родителей и детей в сфере досуга, спорта, туризма. Различные праздники, смотры, дни открытых дверей, вечера, классные часы, уроки семейного воспитания.
Дальнейшее развитие должна получить деятельность кружков, секций. Руководители и педагоги направляют свои усилия на то, чтобы воспитательная работа с детьми стала совместным делом школы и социокультурных учреждений, находящихся в нашем городе.
Появляется также потребность в совершенствовании педагогических позиций родителей. Этому будет способствовать их систематическое информирование об учебно-воспитательном процессе в школе, ознакомление с этапами и особенностями развития личности ребёнка, консультативная помощь семьям, а особенно неблагополучным.
Основным показателем эффективности, действенности программы является личность ребёнка, его самочувствие в школе и дома, включённость в деятельность, его ценностные предпочтения. Одним из важных результатов взаимодействия педагогов, родителей и детей, должно стать возникновение воспитательного пространства, где царят добро, культ знаний, терпимость, где никому не грозит быть непонятым и непринятым.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Формирование нравственно ориентированной личности ребёнка, обладающего коммуникативной культурой и стремящегося к реализации своих способностей, раскрытию и развитию индивидуальности через семью.
ЗАДАЧА ПРОГРАММЫ:
•Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи;
•Развитие сотруднических отношений между педагогами, родителями, детьми;
•Психолого-педагогическое и правовое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
•Организация совместного проведения свободного времени детей и родителей;
•Обеспечение охраны жизни и здоровья детей: социально-педагогической поддержки трудных учеников путём вовлечения их в различные формы детского творчества и спортивные занятия;
•Защита интересов и прав ребёнка в семьях, особенно в неблагополучных;
•Профилактика правонарушений, безнадзорности младших школьников.
ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ
К основным функциям взаимодействия относятся:
•Информационная;
•Воспитательно-развивающая;
•Формирующая;
•Контролирующая.
Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:
•Изучение семьи с целью выявления её возможностей по воспитанию своих детей;
•Группировку семей по принципу наличия в них нравственного потенциала;
•Анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
•Взаимопонимание между родителями, детьми, педагогами;
•Здоровый микроклимат в семье и школе;
•Снижение семейного неблагополучия;
•Эффективные формы сотрудничества семьи и ОУ.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
•Изучение семей учащихся;
•Работа с родителями;
•Работа с проблемными семьями;
•Родительский лекторий (школа психологических знаний);
•Сотрудничество классных руководителей и родителей в организации воспитательной работы в классе;
•Работа с семьёй в системе дополнительного образования;
•Работа с социумом;
•Работа с родительским комитетом.
ФОРМЫ РАБОТЫ
•Родительское собрание (круглый стол, тренинг, игра);
•Индивидуальная беседа;
•Лекторий;
•Посещение на дому.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ 2 «А» КЛАССА
№ п/п | Категории учащихся | Кол-во, фамилии, год рождения, адрес |
1 | Учащиеся на опеке, учащиеся в приёмной семье | ___________ |
2 | Неполные семьи (умер отец) Количество учащихся | ___________ |
3 | Неполные семьи (умерла мать) Количество учащихся | __________ |
4 | Учащиеся, состоящие на учете ИДН
| __________ |
5 | Учащиеся, состоящие на ВШК семьи, состоящие на ВШК | __________ |
6 | Необходимо поставить на ВШК: учащийся семья | __________ |
7 | Дети инвалиды | __________ |
8 | Тяжелобольные дети | ___________ |
9 | Дети, страдающие физическими недостатками | ____________ |
10 | Семьи, где родители пьют | __________ |
11 | Семьи, где родители не оказывают должного внимания | __________ |
12 | Семьи, где родители не справляются с воспитанием ребенка | __________ |
13 | Родители инвалиды в семьях учащихся | _________ |
14 | Малообеспеченные семьи, кому необходима материальная помощь Учащиеся из малообеспеченных семей | Булгаков Павел Булгаков Роман Махмудова Милена |
15 | Многодетные семьи Учащиеся из многодетных семей | Кондрашова Елизавета Мамедова Назды |
16 | Семьи одиноких матерей | Шляхова Анна |
17 | Количество детей-лидеров с положительной направленностью | 5 |
18 | Количество детей-лидеров в группе риска | __________ |
19 | Количество мальчиков | 10 |
20 | Количество девочек | 10 |
21 | Количество учащихся | 20 |
РАЗДЕЛ 1.
«Работа с учащимися»
Задачи:
- Создание благоприятного микроклимата для учащихся класса;
- Всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности учащихся;
- Психолого-педагогическая работа по предупреждению правонарушений и безнадзорности.
Формы работы:
- Общение с родителями и детьми неблагополучных семей в домашних условиях;
- Индивидуальные беседы и консультации для учащихся;
- Наблюдение за поведением учащихся на уроках с приглашением родителей;
- Привлечение детей и родителей к занятиям класса и школы.
Мероприятия | Сроки | Результат |
Изучение семей, знакомство с документацией, личными делами. | 1 четверть | Формирование единых педагогических требований. |
Составление социального паспорта класса | Сентябрь | Создание банка данных. |
Диагностика «Рисунок семьи» | Сентябрь, октябрь | Своевременное выявление детей, требующих внимания. |
РАЗДЕЛ 2
«Работа с семьёй»
Задачи:
- Формировать правильное отношение родителей к индивидуальным особенностям своего ребёнка;
- Конкретизировать представления родителей об уровне знаний их детей;
- Способствовать формированию осознанию необходимости совместного отдыха родителей и их детей.
Формы работы:
- Общение с родителями и детьми неблагополучных семей в домашних условиях;
- Индивидуальные беседы и консультации для родителей;
- Индивидуальные поручения в ходе подготовки к обмену опытом на родительском собрании;
- Обзор популярной и педагогической литературы для родителей.
1 | Вечера вопросов и ответов | По запросу | |
2 | Участие в тематических выставках поделок гимназии семейного творчества. | Сентябрь, май | Вовлечение родителей в воспитательный процесс |
3 | Поздравления дедушек, бабушек, мам, пап класса с праздниками. | Праздничные даты | |
4 | Привлечение родителей, врачей, юристов, других специалистов для проведения бесед. | По запросу | |
5 | Подведение итогов четвертей, года, награждение родителей за помощь в организации образовательного процесса. | Рассматриваются одним из вопросов на родительских собраниях. | |
6 | Открытые уроки для родителей, посещение столовой. | По запросу | |
7 | Индивидуальные беседы с родителями. | Профилактика правонарушений, улучшение качества образования. | |
8 | Родительское собрание «Режим дня в жизни школьника». | Октябрь | Выборы родительского комитета, организация плодотворной жизнедеятельности класса. |
9 | Родительское собрание «Родителям о внимании и внимательности». | Декабрь | Определение совместно с родителями основных правил взаимодействия с учащимися, активизация деятельности родительской общественности. |
10 | Родительское собрание «Создание условий для занятий учебным и домашним трудом». | Март | Улучшение уровня успеваемости учеников класса, совместное проведение родителей и детей свободного времени. |
11 | Родительское собрание «Перелистывая страницы учебного года.» | Май | Улучшение уровня успеваемости учеников класса, совместное проведение родителей и детей свободного времени. |
РАЗДЕЛ 3
«Работа с семьями, требующими особого внимания»
1 | Регулярное посещение проблемных семей. | По графику | Оказание помощи проблемным семьям, снижение правонарушений среди подростков, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей. |
2 | Индивидуальные беседы с родителями. | По необходимости | |
3 | Совместная работа классных руководителей, родителей и учителей-предметников. | По необходимости | |
4 | Ведение ежедневного учёта пропусков занятий учащихся, способных прогуливать уроки без уважительной причины. | Ежедневно | |
5 | Ведение учёта занятости детей из проблемных семей в каникулярный период. | Ноябрь, январь, март | |
6 | Организация летнего отдыха | Июнь - август |
РАЗДЕЛ 4
«Родительский лекторий (школа психологических знаний)»
1 | Составление памятки «Как правильно общаться с ребёнком» | Рассматривается одним из вопросов на родительском собрании | Сладить острые углы во взаимоотношениях родителей и детей. |
2 | Роль семьи в воспитании здоровой личности. | ||
3 | Консультация для родителей «Медлительные дети» | ||
4 | Оказание помощи детям в конфликтных ситуациях. |
РАЗДЕЛ 5
«Сотрудничество классных руководителей и родителей в организации воспитательной работы в классе. Работа родительского комитета»
1 | Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил учащихся. | В течение года | Создание условий для развития родительских общественных организаций. Создание единого воспитательного процесса: родители-дети-учителя |
2 | Посещение членами родительского комитета проблемных семей. | В течение года | |
3 | Оказание неотложной помощи детям, пострадавшим в результате несчастных случаев. | По необходимости | |
4 | Помощь при организации ремонта классной аудитории. | Май |
РАЗДЕЛ 6
«Работа с семьёй в системе дополнительного образования»
1 | Оказание помощи в устройстве учащихся в кружки и секции. | В течение года | Развитие творческих способностей учащихся |
2 | Привлечение родителей к работе кружков и секций. | В течение года | |
3 | Привлечение родителей к проведению праздников, спортивных соревнования. | В течение года |
РАЗДЕЛ 7
«Работа с социумом»
Классный руководитель традиционно поддерживает работу:
1 | Отделом социальной помощи семье и детям. | В течение года | Расширение культурно-воспитательного пространства |
2 | Комиссией по делам несовершеннолетних. | ||
3 | Детской городской библиотекой. | ||
4 | Районной библиотекой. | ||
5 | Учреждениями дополнительного образования |
РАЗДЕЛ 8
«Работа с родительским комитетом»
Основные задачи родительского комитета:
Содействие администрации школы:
- В совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, свободного развития личности;
- В защите законных прав и интересов учащихся;
- В организации и проведении общешкольных мероприятий; организация работы с родителями (законными представителями) учащихся по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребёнка в семье.
Функции родительского комитета класса:
- Содействует обеспечению оптимальных условий для организации обучения (оказывает помощь в части приобретения дидактических материалов, подготовки наглядных методических пособий);
- Координирует деятельность класса в подготовке общешкольных мероприятий;
- Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) учащихся об их правах и обязанностях;
- Оказывает содействие в проведении классных мероприятий, экскурсий;
- Участвует в подготовке школы к новому учебному году;
- Совместно с администрацией школы контролирует организацию качества питания учащихся, медицинское обслуживание;
- Оказывает помощь администрации школы в организации и проведении общешкольных родительских собраний;
- Рассматривает обращения в свой адрес;
- Принимает участие в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса, соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил;
- Взаимодействует с общественными организациями по вопросу пропаганды школьных традиций, уклада школьной жизни;
- Взаимодействует с педагогическим коллективом школы по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних учащихся.
Права родительского комитета:
- Вносить предложения администрации и получать информацию о результатах их рассмотрения;
- Обращаться за разъяснениями к директору школы и председателю Управляющего совета;
- Принимать участие в обсуждении локальных актов школы;
- Выносить общественное порицание родителям, уклоняющимся от воспитания детей в семье;
- Поощрять родителей (законных представителей) учащихся за активную работу в Комитете, оказание помощи в проведении общешкольных мероприятий и т.д.
Ответственность родительского комитета класса:
- Выполнение плана воспитательной работы в классе;
- Выполнение решений, рекомендаций комитета;
- Установление взаимопонимания между администрацией школы и родителями (законными представителями) учащихся в вопросах семейного и общественного воспитания.
Организация работы:
- В состав Комитета входят представители родителей (законных представителей) учащихся, не менее 3-х человек;
- Из своего состава Комитет избирает председателя (в зависимости от численного состава могут избираться заместители председателя, секретарь);
- Комитет работает по разработанным и принятым им регламенту работы и плану;
- О своей работе Комитет отчитывается перед родительским собранием класса не реже 2-х раз в год;
- Комитет правомочен выносить решения при наличии на заседании не менее половины своего состава. Решения принимаются простым большинством голосов.
- Состав родительского комитета
Должность | Ф. И.О. | Телефон |
Председатель | Карпова Ольга Анатольевна | 89538111948 |
Члены | Попова Светлана Викторовна | 89208058217 |
Шляхова Наталия Николаевна | 89308604380 | |
Моисеева Елена Николаевна | 89538114767 | |
Казначей | Попова Светлана Викторовна | 89208058217 |
План работы родительского комитета
№ п/п | Дата | Вопросы по повестке |
1 | Октябрь | Отчёт о проделанной работе. Планирование работы на 2014 – 2015 учебный год. Распределение родителей по секторам для осуществления контроля за питанием, медицинским обслуживанием, охраной и безопасностью обучающихся, культурно-массовой деятельностью. |
2 | Декабрь | Подготовка к празднику «Новый год приходит…» Беседы членов родительского комитета с родителями, не обеспечивающими контроль за своими детьми. |
3 | Февраль | Подготовка к праздникам: 1) День защитника отечества; 2) Международный женский день. |
4 | Май | Ремонт классной комнаты к новому учебному году. Организация летнего детского отдыха |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"
Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....
Формы и методы работы с родителями (выступление на педагогическом совете "Взаимодействие школы и родителей")
Формы и методы работы с родителями...
Консультация для родителей «История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Консультация для родителей «История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»...
презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"
В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....
Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)
познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...
Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель
В данной статье проводится анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений и учитель- родитель. Расскрыты особе...
Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.
Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....