Современные образовательные технологии в начальной школе
статья на тему

Основной целью применения ИКТ является: развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovrem.obraz_.tehnologii.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в начальной школе

        В начальной школе у учащихся с нарушением слуха закладываются основы учебной деятельности, направленной на систематическое осознанное освоение детьми окружающей действительности, на приобщение их к  выработанной человечеством языковой культуре, к естественным общепринятым способам вербального общения.                                                 Задача учителя не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее?                         Применение новых информационных технологий в начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.                                 Дети с ограниченными возможностями здоровья менее адаптированы в обществе, чем их сверстники. Ощущение психологического дискомфорта, ухудшение общего самочувствия, настроения, активности у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья можно считать следствием низкого уровня сформированности умений и навыков планирования, самоконтроля, организованности, психологической готовности к учебной деятельности. Поэтому необходимо создать в коррекционных учреждениях адаптивную образовательную среду, чтобы школьники с особыми образовательными потребностями могли обучаться в комфортных, доступных для них условиях. В связи с этим возникает острая необходимость в реформировании образовательного процесса коррекционных учреждений. Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.         Для формирования положительного отношения к учению необходимо внедрять в образовательный процесс инновационные технологии, помогающие сделать процесс получения знаний активным и запоминающимся. Каждый ребенок уникален, а чтобы развить способности и таланты необходимо учитывать при обучении его индивидуальные возможности.                                                                 При подготовке к урокам можно использовать электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам; логические игры; тестовые задания; ресурсы Интернет; электронные энциклопедии. Использование мультимедийных презентаций в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. На уроках    большую пользу приносит использование звуковых и видео вставок. Дети могут увидеть тех животных или те растения, которые расположены в других природных зонах, могут услышать звуки, издаваемые животными или музыкальными инструментами.                                                         Презентацию можно использовать для объяснения нового материала, демонстрации дополнительных материалов к уроку, тестирования знаний учащихся. При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации, и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя. Стиль может определяться даже взаимоотношением учащихся и учителя. У глухих и слабослышащих школьников в большей мере, чем у слышащих продуктивность внимания зависит от характера предъявляемой информации: буквы, цифры, фигуры и т.п. Тот обширный познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком спонтанно, естественно и сравнительно легко, детям с нарушенным слухом дается при условии специального обучения. Для этой категории детей представляется проблемой анализировать тексты, часто они не акцентируют внимание на важных деталях. При воспроизведении фразы неслышащим воспитанником очень часто изменяется смысл самой фразы: замена слов, опущение или дополнение предложения новыми словами. Учащиеся с нарушенным слухом стремятся воспроизвести фразу точно в той самой последовательности, в какой она была воспринята, поэтому при забывании какого-либо слова они повторяют все слова воспринятой фразы на своих местах, опуская забытое слово. Для таких детей фраза не всегда представляется как единая смысловая единица, а является набором отдельных слов.         Большое значение в учебно-воспитательном процессе имеют здоровьесберегающие технологии.                                                                 Динамические паузы проводятся во время занятий от 2 до 5 минут по мере утомляемости детей. Для снятия напряжения с глаз очень полезно включать на уроке различные упражнения зрительной гимнастики, которые очень легко оформить на слайде презентации. Это могут быть круговые движения яркого шара, движение по криволинейной траектории, удаление и приближение объекта, возникновение и исчезновение в разных областях слайда предметов различных по величине, форме и цвету.                                                     Для развития координации можно сочетать зрительную гимнастику с выполнением некоторых движений. Например, на уроке математики можно включить задание “Мигающие цифры”. На уроке в младших классах можно поставить детей в проход и повторять движения за анимированным человечком или сказочным персонажем. Такие подвижные физкультминутки снимают напряжение, усталость и оживляют учебный процесс. Урок проходит продуктивно, насыщенно с высоким качеством запоминания учебного материала.                                                                                                 Развивая дыхание, используйте игры: задувание свечей на торте; раздувание туч, закрывающих звездное небо; закатывание мяча в ворота; сдуть листья с дерева (лепестки с цветка); раздуть опавшие листья, закрывающие рисунок.                                                                                                         В работе над звуком, слогом, словом используйте их анимацию. Слитность речи можно хорошо продемонстрировать в движущихся слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Деформированные предложения, тексты лучше предлагать учащимся на слайдах.                                Учащихся с нарушенным слухом необходимо включать в процесс активной деятельности. Они должны приобрести опыт практической деятельности. Эти знания должны постепенно обогащаться, наполняться новым содержанием. Учащиеся не должны избегать относительно трудных задач, так как занижение притязания не содействуют раскрытию их потенциальных возможностей, формированию целеустремленности и других личностных качеств. Необходимо также формировать у глухих и слабослышащих школьников адекватную самооценку, стремление ставить перед собой достаточно высокие цели, но с учетом своих реальных возможностей.          Однако не любая презентация способствует повышению качества учебного процесса.    Использование презентаций может привести к перенасыщению информации   и не добиться цели урока.  А ведь любые формы и приемы, используемые учителем,   должны быть направлены на достижение цели урока и решать определенные задачи. Кроме того, неумело построенная презентация ухудшает восприятие нового материала. Большинство ошибок, которые допускают при создании презентаций - это избыток текста на слайде, использование мелких объектов, увлечение анимационными эффектами без учета содержания слайдов.   Все это снижает качество и ценность презентаций.         Во время учебных занятий обычно возникает потребность в демонстрации самой разнообразной визуальной информации. Поэтому особое место в современном образовании занимают компьютеры и ноутбуки, которые становятся неотъемлемой частью на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи. Учитель имеет возможность сделать процесс обучения значительно более наглядным и интерактивным.         Итак, основной целью применения ИКТ является: развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности. Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.

Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. - №1

Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006

Мартиросян Л.П. Использование информационных технологий в процессе преподавания математики // Школьные технологии. 2007. №5

Под редакцией Речицкой Е.Г.  Сурдопедагогика// Владос. Москва. 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

В настоящее время в России идет становление новой  системы образования и в этих условиях учителю необходимо ориентироваться в современных инновационных технологиях....

Внедрение современных образовательных технологий в начальной школе в связи с переходом на новые ФГОС

презентация из опыта работы учителя, работающего по старым стандартам, внедряющего новые формы, методы работы с учащимися начальной школы....

Использование современных образовательных технологий в начальной школе

Статья "Использование современных образовательных технологийв начальной школе" представлена мною на региональном семинаре для обобщения опыта работы....

Применение современных образовательных технологий в начальной школе.

Статья из опыта работы учителя начальных классов по теме : " Применение современных образовательных технологий в начальной школе"....

Применение современных образовательных технологий в начальной школе

       Традиционные методы обучения   в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому  пришлось внедрять в свою практику инно...

«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.

«Достоинство преподавания     каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...