Проблемы трудных детей в начальной школе
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Ход собрания
- Вступительное слово
Ты прав, мой милый. Пред отцовской волей
Все остальное отступить должно.
Затем и молим мы богов о детях.
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели воздавать.
А в детях если не нашёл опоры,
Что скажем мы о нём? Не ясно ль всем,
Что для себя он лишь причину создал
И смех злорадный для врагов своих?
(Софокл. “Антигона”)
Уважаемые мамы и папы, бабушки!
Мы рады снова встретиться с Вами. Сегодня тема нашего родительского собрания “Проблема трудных детей в начальной школе”(Слайд 1). Поводом послужили наблюдения за учащимися нашей школы, наших классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и с Вами, родителями. Для каждой матери и отца их ребенок – самый красивый, самый талантливый, самый умный, самый, самый, самый.… В попытке обеспечить “счастливое детство” для своего ребенка мы порой отказываем себе во многом и даже накладываем ограничения на старших детей в пользу младшего. И вдруг проходит время, и мы замечаем, что с нашим ребенком происходит что-то “не то”: любимое чадо становится неуправляемым, не слушается, дерзит, обманывает. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребёнке или внуке, всё чаще употребляют такую фразу: “Сладу нет никакого с ним. Начал грубить, водиться со старшими ребятами”. Проблема детской трудности за последние годы сильно помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас с самих, о наших взаимоотношениях?
(Сообщаются цели собрания. Слайд 2)
Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребёнок – это ребёнок зачастую с высоким уровнем интеллекта и обострённым чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними, действительно, непросто.
Конкретно Вашего ребёнка, может эта проблема и не касается, но он вращается в коллективе, и тревожные симптомы затрагивают в этом случае всех детей напрямую или косвенно.
- Определение признаков трудного ребёнка.
Но, прежде всего, давайте попробуем определить, кто он – трудный ребёнок?
Обычно, бывает очень трудно заставить говорить родителей на общем собрании, поэтому мы провели предварительное анкетирование по вопросам (Приложение 5). По результатам Ваших анкет мы составили перечень признаков трудного ребёнка. Родители обобщают признаки трудного ребёнка, высказывают свои предположения. (Слайд 3)
- Причины появления трудных детей.
Итак, это портрет трудного ребёнка,который мы составили по вашим определениям.Давайте все вместе подумаем над причинами появления трудных детей. В этом нам помогут Ваши дети. Для того чтобы было легче определить эти причины, мне хотелось бы привести результаты анкетирования ваших детей по данной проблеме. (Приложение 1).
“Узелки на память”.
Классный руководитель знакомит родителей с четырьмя основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому,что ребенок становится трудным и порой неуправляемым.
Причина первая — борьба за внимание. (Слайд 4)
Непослушание — это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.
Причина вторая - борьба за самоутверждение.
.(Слайд 5) Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям,замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение-это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
Причина третья — желание мщения.(Слайд6)
Ребенок может мстить за:
- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;
- унижение друг друга членами семьи;
- разводы и появление в доме нового члена семьи;
- несправедливость и невыполненные обещания;
- чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу. Причина четвертая — неверие в собственный успех. (Слайд 7)Причинами неверия в собственный успех могут стать учебные неудачи, взаимоотношения в классе и с учителем, низкая самооценка.
4. Теоретическая справка [13]
Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях. Конфликтные ситуации подстерегают нас на каждом шагу, в одних случаях они кончаются открытым спором, в других –затаенной обидой, а бывает, что и настоящим“сражением”. Как же конструктивно решать конфликты.
Очевидно, причиной конфликта служит столкновение интересов родителей и ребенка.Причем удовлетворение интересов одной стороны вызывает ущемление желаний другой и сильные переживания (гнев, раздражение, обиду). И для родителя, и для ребенка возможны следующие варианты исхода конфликта.
Первый вариант
- выигрывает только родитель. Что происходит в этот момент с ребенком. Его сопротивление сломлено, ребенок побежден. Ему показан пример поведения: “Всегда добиваться того, чего хочешь, не считаясь с желанием другого. Есть и другой способ: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Это сопровождается объяснениями,с которыми он соглашается, в конце концов. Но здесь усваивается другое правило – “Мои личные интересы не в счет, все равно придется делать то,что хотят родители”.
Второе вариант
– выигрывает только ребенок. Родители избегают конфликтов(мир любой ценой) либо готовы жертвовать собой“ради ребенка”. Какова опасность такого поведения для ребенка. (трудности общения в коллективе).
Третий вариант
– выигрывают обе стороны: и родитель и ребенок. Этот вариант основан на двух правилах общения: активное слушание и “Я – сообщение”. Активное слушание – “возвращение” в беседе того, что поведал ребенок, обозначив при этом его чувства (когда он обижен, потерпел неудачу, ему страшно, больно, и т.д.) “Я-сообщение” - говоря о своих чувствах ребенку, в Обсуждение
5.Послушайте притчу. Анализ притчи.
В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию.Общиной руководил Мудрый Наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок.Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя – милую и симпатичную женщину.Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины,независимо от их значимости. Пока его не было,главным нарушителем спокойствия общины был один-единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.
После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия.Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.
Меньше всех получила его заместитель.На этом собрание закончилось, и все, недоумевая,разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.
С этим вопросом он пришёл к наставнику.“Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов,друг мой, невозможно никакое внутренне развитие.Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вёл себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорогого стоит”, - сказал ему наставник.
Мальчик повернулся и ушёл, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, Учитель сказал:“ Эта история – не индульгенция для хулигана.Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас,стоящих друг к другу. В первую очередь она важна не тем, кого воспитывают. А тем, кто воспитывает”.
[13]
Обсуждение притчи.
“Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания” А.С. Макаренко
Выслушиваются мнения родителей, звучит выступление психолога.
6. Пути решения проблем воспитания трудного ребёнка.
Выступайте от первого лица. Сообщайте о своих переживаниях, а не о нем, не о его поведении.
Семья — это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого. (Слайд 8, 9)
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня.
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же — никогда.
Тот лучший проповедник —
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии —
Вот лучшая из школ.
И если всё мне показать —
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук.
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
Чтение притчи (Приложение 3)
Вручение родителям памятки “99 возможностей сказать ребенку: “Я тебя люблю!”. (Приложение 6)
Когда мы выражаем ребенку нашу любовь,мы даем ему поддержку и чувство близости с нами,необходимые для его полного самораскрытия,реализации. Сказать: “Я тебя люблю” это только одна из возможностей. Есть много других слов и безмолвных жестов, которые более подходят к конкретной ситуации и подкрепляют в ребенке чувство уверенности в себе, принятия мира и любви. Мы предлагаем только некоторые из возможных фраз как идеи, примеры. Самое главное –руководствоваться собственным чувством,прислушиваться к себе, чтобы найти свои личные слова и не оставить их про себя, а обязательно сказать ребенку, вложив в них всю силу любви.
Как себя вести с трудным ребёнком
(Слайд10):
- спокойно выслушивать;
- разговаривать, опираясь на доверительные отношения;
- найти контакт;
- заинтересовать его;
- уделять больше внимания, любви;
Способы решения проблем в общении с трудным ребёнком
(Слайд 11):
- спокойно говорить с ребёнком, не повышая тона;
- привести примеры из жизни; (зачем нужно учиться)
- нельзя лишать в качестве наказания любимых занятий (игр, телевизора, компьютера и т.д.);
- обращение к специалистам;
- чтение специальной литературы.
“Авторитет необходим в семье. Он основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание” А.С.Макаренко
- к каждому нужен свой подход;
- любить и уважать детей, какими бы они ни были;
- побольше общаться с ребёнком;
- принуждение и наказание;
- посещение школьных мероприятий;
- не оставлять с проблемами наедине;
- контроль, загруженность домашними делами, требовательность;
- обратиться к психологу, ремень;
- с детства объяснять ему, что хорошо, а что плохо;
- не оставлять воспитание на более позднее время;
- не пить и больше уделять внимания;
- не унижайте и не оскорбляйте ребенка;
- не навешивайте ярлыки типа: “растяпа”, лодырь”, “неряха” и т. д. - это подрывает самоуважение и снижает самооценку;
- избегайте постоянных одергиваний и неоправданных запретов;
- отделяйте поступок ребенка от его личности: “Я люблю тебя, но то, как ты поступил, не одобряю”;
- объясните, как можно сгладить последствия плохого поступка;
- отличайте все позитивные изменения в поведении ребенка.
- Подведение итогов родительского собрания.
Задача родителей – проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя,приступая к воспитанию собственного ребёнка. "Трудный":младший школьный возраст. В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой,трудиться сообща, старательно выполнять работу.Отсюда неудачи в игре, в учёбе, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость,упрямство, капризность, грубость,несдержанность, вялость, инертность. Очень важно на данном этапе выявить детей с трудным характером и педагогически запущенных, слабо подготовленных. Обратить внимание на них и их деятельность, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей,затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий. Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо".Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд,учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".
(Родители получают напечатанный свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка). (Приложение 4)
(Слайд12)
8. Рефлексия занятия
- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о нашем занятии: Что нового узнали? Что происходило? Что понравилось? Что не понравилось?Как работали?
Список используемой литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.:Политиздат, 1982. - 223 с.
2. Воликова Т.В. Учитель и семья. М., 1980.
- Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985.
- Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М., 1994.
- Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003 - 144 с.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения.- М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1997.
- А. Павлов Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали. Ж. “Воспитание школьников”, 2001, № 5 , с.36.
- С.Л. Соловейчик Педагогика для всех. М.: “Первое сентября”, 2000.
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. – С.-Пб.: “Детство-Пресс”, 2000.
- Ж. “Начальная школа”, 1999, № 3 , с.27.
Интернет-ресурсы
12. http://nsportal.ru/sites/default/files/roditelskoe_sobranie_15.doc
13.6ouo43.com/school/6/index.php?option=com_content...
14. natalia0464.rusedu.net/post/909/9799
15. rodsobrania.ppthttp://43school.jino.ru/DswMedia/rodsobrania.ppt
Конспект родительского собрания
"Что ребенок хочет сказать мне своим поведением"
Такое собрание можно провести в первом классе для ознакомленя с поведением детей, или во втором-четвертом классах, если определенная группа детей отличается плохим поведением. Классному руководителю необходимо привлечь к обсуждению психолога и совместно с ним провести исследование, предложив детям закончить ряд предложений:
- "Чаще всего я плохо себя веду, когда…";
- "Чаще всего я смеюсь, когда…";
- "Чаще всего у меня хорошее настроение, когда…";
- "Чаще всего я плачу, когда…";
- "Чаще всего я злюсь, когда…";
- "Чаще всего я обижаюсь, когда…";
- "Мне хорошо, когда…";
- "Мне плохо, когда…".
Задачи:
- обсудить с родителями причин плохого поведения детей;
- добиться понимания родителями проблемы плохого поведения их детей и наметить соответствующие пути коррекции.
Форма проведения: беседа.
Ход родительского собрания
1. Вступительное слово классного руководителя
Педагог: Уважаемые мамы и папы! Нам с вами необходимо обсудить вопросы, связанные с плохим поведением детей. Давайте подумаем, почему ребята плохо себя ведут и что мы можем сделать в этой ситуации. Предлагаю обсудить некоторые вопросы.
2. Обсуждение вопросов с родителями
- Для обсуждения поочередно предлагаются те или иные вопросы. Родители высказывают свои предположения, учитель фиксирует все варианты на доске.
- Почему дети плохо себя ведут? (Варианты ответов: хотят привлечь внимание, им скучно, хотят разозлить взрослых и т. д.)
- Когда, в каких случаях и при каких обстоятельствах плохое поведение ребят достигает наибольшей активности? (Варианты ответов: при посторонних, на улице, в гостях, в школе, когда приходят в гости сверстники и т. д.) Вывод: плохое поведение демонстрируется, когда есть зрители.
- Что вы при этом чувствуете? (Варианты ответов: злость, обиду, гнев, ярость и пр.)
- Какие действия вы совершаете или хотите совершить, когда вам не нравится поведение вашего ребенка? (Варианты ответов: хочется убежать, ударить, закричать, замкнуться, уйти, обидеться, отомстить, наказать и т. д.)
- Что в идеале мы должны делать в данной ситуации? (Варианты ответов: успокоиться; проанализировать, почему так происходит, кто в этом виноват, что делать дальше.)
3. Обобщение ответов на вопросы
Педагог: Попробуем обобщить все сказанное. Обычно мы плохо ведем себя тогда, когда хотим добиться от других определенной реакции на это. Дети же ведут себя плохо потому, что сомневаются в собственной способности занять достойное место посредством самовыражения в каком-нибудь совместном деле. Они еще не умеют жить согласно жизненным принципам взрослых, зато обнаруживают, что самовыражения легко достичь плохим поведением. Недостаточно просто любить ребенка – необходимо помочь ему почувствовать, чего он стоит и какую пользу может принести вам его способность проявить себя в том или ином деле.
Когда плохое поведение ребенка становится невыносимым, мы пытаемся как-то повлиять на него, для чего часто применяем тактику запугивания (подход с позиции силы). Когда же мы рассматриваем плохое поведение как информацию к размышлению, то задаем себе вопрос: "Что ребенок хочет сказать мне своим поведением?" Это позволяет вовремя снять надвигающуюся в отношениях с ним угрозу и одновременно способствует коррекции такого поведения с нашей стороны.
4. Результат детского анкетирования
Педагог: Давайте посмотрим на результаты опроса детей. Что говорят сами ребята, каковы наиболее распространенные ответы?
Педагог показывает родителям результаты проведенного совместно с психологом исследования – самые популярые варианты окончания предложений:
- "Чаще всего я плохо веду себя, когда чего-то не понимаю. Это происходит случайно. Я не хочу, а это все равно происходит";
- "Чаще всего я смеюсь, когда счастлив, когда рядом друзья, когда мама приходит с работы рано";
- "Чаще всего у меня хорошее настроение, когда в школе ставят хорошие оценки, когда дарят подарки";
- "Чаще всего я плачу, когда мне обидно, плохо, грустно, иногда – просто так";
- "Чаще всего я злюсь, когда указывают на мои недостатки, говорят обо мне плохо, не хотят меня слушать, не любят";
- "Чаще всего я обижаюсь, когда меня несправедливо обвиняют";
- "Мне хорошо, когда меня любят, жалеют, понимают, уважают, не кричат на меня";
- "Мне плохо, когда меня не понимают, обижают, ругают, когда смеются надо мной".
5. Выводы и предложения
Педагог обсуждает с родителями полученную информацию, привлекает к обсуждению психолога, который дает свои рекомендации. Главное – относиться к детям с теплом и пониманием, любить и поддерживать их.
Приложение 3
ПАМЯТКА
для педагога
"Проведение родительских собраний"
- Оставьте за дверью свое плохое настроение.
- Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 ч, четко контролируйте время, выслушивайте родителей, не допуская пустых бесед, обвинений и разбирательств.
- Поблагодарите всех, кто нашел время прийти.
- Не осуждайте присутствующих родителей за неявку отсутствующих.
- Не избирайте для общения назидательный тон.
- Человеку очень приятно, когда звучит его имя. Положите перед собой список родителей и чаще обращайтесь к ним по имени-отчеству.
- В начале родительского собрания перечислите вопросы, которые собираетесь обсудить.
- Помните "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
- Только в личной беседе с родителями оценивайте успехи и потенциальные возможности их детей.
- Предупредите родителей о том, что не вся информация должна быть известна детям.
- Дайте понять родителям, что вы осознаете, как трудно учиться их детям.
- Объяните родителям, что "плохой ученик" не означает "плохой человек".
- Не давайте негативной оценки всему классу.
- Не сравнивайте успехи отдельных учащихся разных классов.
- Не переоценивайте значение отдельных предметов.
- Родители должны уйти с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»
Проблема усвоения слов с непроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в ...
Система работы с трудными детьми в начальной школе.
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие........
Родительское собрание "Проблема трудных детей в начальной школе".
Задачи: познакомить родителей спричинами, которые стимулируют плохое поведение детей, формироватьу родителей культуру принятия трудностей, развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с ...
Родительское собрание "Проблема трудных детей в начальной школе"
Задачи собрания:1. Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.2. Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребёнка...
Проблема обучения леворуких детей в начальной школе.
Для левшей в начальной школе существуют определённые трудности в приобретении навыков письма, чтения и счёта. Как помочь в этой ситуации ребёнку и учителю?...
Проблемы обучения одаренных детей в начальной школе
Статья по теме "проблемы обучения одаренных детей в начальной школе"...
Работа с трудными детьми в начальной школе
Статья отвечает на актуальные вопросы в сфере воспитания трудных детей:Каких детей можно назвать трудными?Как сформировать правильное понимание морально-нравственных качеств человека?Почему дети перех...