Статья. Технологии диалогового взаимодействия
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Одна из современных технологий, которая является приоритетной в начальной школе - технология диалогового взаимодействия. Она позволяет реализовать возможность продвижения каждого учащегося в процессе обучения со скоростью, определяемой его личностными способностями, без перехода на индивидуальное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_dialogovogo_vzaimodeystviya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии диалогового взаимодействия

        

        

        

        Важнейшие ориентиры современной педагогической науки и образовательной политики, цели образования нашли свое воплощение в новых образовательных стандартах.

        Требования стандарта сегодня становятся ключевой характеристикой качества образования. Это требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ.

         Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируется по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метопредметные и личностные результаты.

        Одной из современных технологий, которая является приоритетной в начальной школе – технология диалогового взаимодействия.

        Технологии диалогового взаимодействия

        Технологии, в которых чередование разговора двоих и разговора нескольких (это когда говорит один, а остальные слушают) является необходимым условием для организации учебной деятельности, осуществляемой в четырех организационных формах (индивидуальной, парной, групповой и коллективной – работы в парах сменного состава) - это технологии диалогового взаимодействия.

        Работая в паре, ученики учатся выходить из конфликтных ситуаций, идти на компромиссы, уметь договариваться. Быть внимательным и считаться с мировоззрением и интересами партнера.

        В моем классе учатся дети разных национальностей: русские, чеченцы, украинцы. Они рассказывают об особенностях жизни, обихода своих национальностей, культуре, устном народном творчестве. У них развивается чувство ответственности за свои поступки и за собеседника.

        В случае использования технологий диалогового взаимодействия необходимо придерживаться принципов:

        1. создавать ситуации, требующие самостоятельного осмысления изучаемого содержания через собственное видение проблем;

        2. ведущей организующей силой является не взаимодействие пары « учитель – ученик»

а пара «ученик – ученик».

        Учащиеся в случае погружения в учебную деятельность благодаря технологиям диалогового взаимодействия не только имеют возможность развивать универсальные учебные действия, но и приобретают осознание того, что если я хочу, значит, я смогу (целеполагание становится основным мотивом деятельности школьника).

         Многообразие технологий диалогового взаимодействия позволяет организовать образовательный процесс с ориентацией на индивидуальные способности каждого ребенка. Происходит согласование целей учителя и ученика.

        

        

        .Организация работы класса

        Малые группы для выполнения заданий одного и того же блока.

Для выполнения одного блока заданий класс можно не делить на малые группы. Например, работу можно организовать по колонкам, по вариантам. К каждой колонке добавляется один свободный стол.

        Пара учеников, выполнившая все задания, готова к обмену информацией с другими учениками. Один ученик остается на месте, а другой переходит за свободный стол. Ученик  с другой колонки тоже закончил работу. Он подсаживается на свободное место, и они образуют новую пару для работы. В классе появилось два свободных места. Их могут занять ученики для работы в паре и.т.д.

        При такой организации работы не происходит потери времени на ожидание партнера, т.к. в классе найдутся двое, которые выполнят работу почти одновременно и могут образовать пару. Сильные ученики всегда закончат намного раньше других и могут выполнять дополнительные задания или по желанию помочь более слабым товарищам.

        Результаты изучения могут быть следующими: уяснить понятия , научиться воспроизводить тему, что-то выучить наизусть, ответить на вопросы, сравнить с ранее изученным материалом, сформулировать проблемы, сделать анализ текста по плану.

        

        Таким образом, технологии диалогового взаимодействия :

  1. позволяют реализовать возможность продвижения каждого учащегося в процессе обучения со скоростью, определяемой его личностными способностями, без перехода на индивидуальное обучение;
  2. формируют потребность и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию;
  3. обеспечивают высокую интенсивность обучения;
  4. повышают интеллектуальный уровень и культуру, формируют навыки социального и делового общения;
  5. создают условия для естественного развития творческих способностей учащихся;
  6. улучшают здоровье школьников.

Список использованной литературы:

  1. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Иващедкина О.А., Казачкова Т.Б., Крылова О.Н., Муштавинская И. В.  Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС – СПб.: КАРО, 2014г.
  2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема” Развитие самостоятельных умений в работе с текстом в начальной школе с использованием технологий диалогового взаимодействия”.

Моя методическая тема очень актуальна. Нетрадиционные формы урока являются здоровьесберегающими. Это так важно в современном уроке! Ребёнок на уроке не только получает знания, но и сам добывает их; уч...

конспект урока русского языка по технологии диалогового взаимодействия

Диалог в обучении, или учебный диалог, – своеобразная форма общения. Учебный диалог в деятельности школьника представлен в основном двумя его видами: учитель – ученик и ученик – ученик. Длительный диа...

Применение технологий диалогового взаимодействия - необходимое условие самореализации младшего школьника

Стать посвящена применению технологии диалогового взаимодействия в начальной школе....

Применение технологий диалогового взаимодействия на уроках в начальной школе

Применение технологий диалогового взаимодействия на уроках в начальной школе...

Статья "Технологии диалогового взаимодействия как средство развития умений самостоятельной деятельности младших школьников на уроках математики."

Технологии диалогового взаимодействия как соедство развития умений самостоятельной деятельности младших школьников на уроках математики...

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Индивидуализация процесса обучения позволяет существенно повысить эффективность обучения. В связи с этим актуальной задачей становится такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, ...