Программа экологического образования и воспитания учащихся
методическая разработка на тему
Материал содержит описание приемов, методов и мероприятий, направленных на экологическое воспитание учащихся через предметное обучение и внеурочную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekologicheskogo_obrazovaniya_i_vospitaniya.docx | 114.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа экологического образования и воспитания учащихся |
Составила Ануфриева С.Р., учитель начальных классов МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа |
|
2014-2016 г.г. |
Пояснительная записка
Актуальность проблемы.
Экологическое образование и воспитание – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. В этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности.
Цель – способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии, подготовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания.
Задачи:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
- обучение школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
- физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
- выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
- становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.
Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям общечеловеческие ценности гуманистического характера:
-понимание жизни как высшей ценности;
-человек как ценность всего смысла познания;
-универсальные ценности природы;
-ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.
Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности:
- компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
- компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
- компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
- компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.
Особое значение приобретает экологическое образование во внеклассной и внешкольной деятельности учащихся, в системе дополнительного образования, целью которых является закрепление у учащихся первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделирование экологических ситуаций, развитие прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетического восприятия природы. Предпочтение отдается активным формам деятельности: походы, экскурсии, научно-исследовательские работы и т.п.
Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.
Сроки реализации – 2 года: 2014-2015 – 2015-2016 уч. г.
Система реализации программы:
Реализация экологического образования и воспитания в нашей школе возможна также благодаря близости Куноватского заказника, где обитают стерхи (белый журавль) и другие редкие животные, которые находятся под охраной государства.
Экологическое образование и воспитание учащихся реализуется в следующих формах:
-предметная – на уроках окружающего мира;
-межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках русского языка, математики, чтения и др.;
-внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
-классные и библиотечные часы;
-экологическая работа в системе внеурочной деятельности в рамках реализации новых ФГОС;
-исследовательская работа (проектная деятельность) – учебные исследования школьников под руководством учителя;
-экологические праздники и мероприятия;
-участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
-практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники;
-походы и экскурсии;
встречи и беседы с инспекторами лесной охраны, школьниками других школ.
Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.
Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий (при возможности), обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.
Также формы работы должны носить более практический характер: постановка небольших экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акции, походы и рейды).
Работа с родителями по экологическому воспитанию является одной из составных частей экологического образования. Только опираясь на семью, только совместными усилиями учитель может решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который живет в ХХI веке.
Задача педагога - показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, мастер-класс по изготовлению кормушек от папы, круглый стол). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в 2-х направлениях:
педагог – родитель;
педагог – ребенок – родитель.
Содержание программы состоит из мероприятий по ее реализации
№ | Мероприятие | Сроки исполнения | Ответственные |
1 | Разработка учебных программ и отдельных уроков с экологической направленностью | Ежегодно | Учитель, зам. дир. по УВР |
2 | Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на экологическое воспитание учащихся через предметное обучение | Постоянно | Учитель |
3 | Углубление и развитие экологической составляющей через внеурочное образование | Ежегодно | Учитель |
4 | Развитие навыков прикладной экологии (поделки, практическая помощь в проведении экологических акций и мероприятий) | По плану школы | Зам. дир. по ВР, учитель |
5 | Исследовательская деятельность учащихся, направляемая педагогом (урочная, в системе внеурочной деятельности – «Я – исследователь») | Постоянно | Учитель |
6 | Организация и проведение разнообразных экологических праздников и мероприятий: -День птиц -Празднование экологических дат -Познавательные и тематические экосборы; | По плану воспитательной работы | Классный руководитель |
7 | Систематическая экологическая работа, развивающая правильное мировоззрение учащихся | Постоянно | Учитель |
8 | Практическая реализация экологической работы: экологические рейды, субботники, природоохранные акции (в том числе «Покормите птиц зимой», «Птичий дом», «Чистые берега»), походы и экскурсии юных экологов. | По общешкольному плану воспитательной работы; по плану воспитательной работы класса | Педагог-организатор, учитель |
9 | Реализация экологических проектов, призовое участие школьников в конкурсных программах | При объявлении конкурсных мероприятий | Учитель, организаторы конкурсов |
10 | Здоровьесберегающая составляющая экологического воспитания: - соревнования по велогонкам «Велосипед – экологический транспорт»; | По плану воспитательной работы классного руководителя | Классный руководитель |
11 | Развитие у детей навыков здоровьесбережения, правильного отношения к экологии собственного тела. | Постоянно | Учитель |
12 | Комплекс мероприятий «Экология вокруг нас»: Создание в школе, вокруг нее, в родном селе благоприятной экологической обстановки | По плану школы, по плану работы кабинета, по плану воспитательной работы | Классный руководитель |
13 | Участие в школьной экологической конференции | Февраль 2014 г | Руководитель ШНО, учитель |
14 | - Подбор материалов и оформление в сети Интернет сайта класса. Оформление на нем экологической страницы | Первое полугодие 2015 г. | Учитель |
15 | Освещение в работе СМИ (школьных, районных, окружных) экологической работы нашего класса | 1 раз в год | Учитель |
16 | Подведение итогов экологической работы в текущем году | В конце каждого года | Учитель |
Данная программа способствует развитию:
- Способностей детей к самостоятельному решению доступных познавательных задач;
- Умения осознанно использовать различные способы и приемы познания;
- Интереса к экспериментированию;
- Готовности к логическому познанию;
- Знаковой функции сознания посредством моделирования признаков свойств природных объектов и явлений;
- Кругозора;
- Любознательности;
Позволяет:
- Приобщиться к широкому кругу общечеловеческих ценностей;
- Овладевать умениями экологически целесообразно вести себя в природе;
- Накопить нравственно-ценностный опыт к миру.
Концептуальными основами настоящей программы являются положения психологии и педагогики:
- О единстве знаний, чувств и деятельности в формировании отношения человека к окружающей действительности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- О необходимости перехода к новой экологической парадигме, основанной на био(эко)центризме (И.Н. Пономарева, Н.А. Рыжов);
- О возможности понимания детьми природы как единого целого и диалектической взаимосвязи природы и человека (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев);
- Витагенный подход к экологическому обучению и воспитанию (В.Л. Кривенко, А.С. Белкин).
Диагностика педагогического процесса
Педагогическая диагностика – измерение и оценка результативности педагогической деятельности – основа продуктивного и творческого труда педагога. Педагогическая диагностика призвана оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка.
Результативность процесса экологического образования детей также определяется с помощью педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика направлена на решение целого ряда взаимосвязанных задач.
1. Выявить, в какой степени ребенок освоил программу экологических
знаний;
2. Выявить, как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями, соответствующими содержанию знаний;
3. Какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
4. В какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное)
Для решения указанных задач педагог использует разнообразные методы изучения, методы педагогической диагностики: беседы с детьми, педагогическое наблюдение, эксперимент и др. Результаты изучения детей заносятся в протоколы, которые затем следует проанализировать. Для анализа объема и характера освоенных детьми знаний используют следующие показатели (критерии оценки):
1. объем освоенных знаний
2. глубина освоенных знаний.
Объем знаний – это количественный показатель освоения программы.
Глубина освоения знаний – это качественный показатель, отражающий конкретность представлений детей, степень проникновения ребенка в сущность происходящих явлений природы, степень обобщенности представлений детей, а также степень системности освоенных знаний.
Критерии освоения познавательных умений:
1. освоенность детьми набора основных познавательных умений в соответствии с возрастом;
2. степень самостоятельности в использовании умений
Критерии освоения трудовых навыков и умений:
1. владение основными способами трудового процесса;
2. качество результата труда;
3. степень самостоятельности детей в труде.
Критерии сформированности отношения к природе:
1. выраженность гуманного отношения
2. проявление эстетического и познавательного отношения к природе
3. степень активности и устойчивости отношения.
Поскольку диагностика всегда служит улучшению педагогического процесса, педагог может сопоставить полученные результаты развития детей с особенностями проводимой педагогической работы по экологическому образованию. По сути дела, недостатки в экологическом развитии детей следует искать в недостатках собственной работы.
Сопоставления результатов экологического развития детей и освоенностей педагогического процесса помогут выявить причины неудач или, наоборот, убедиться в правильности выбранного пути.
Планируемый результат реализации Программы – свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность, противодействующая нарушителям связей в биосфере - социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием.
Предназначена для детей младшего школьного возраста.
Виды познавательной и творческой экологически ориентированной деятельности:
Учебно-тематическое планирование
Раздел 1. Экология на внеклассных мероприятиях. Проведение экскурсий в природу. Экологическая тропа (очное и заочное путешествие). Чтение и обсуждение экологических сказок – загадок. Этические беседы. Викторины. Разучивание национальных игр с образами. Забота о птицах (сбор корма, изготовление кормушек). Уход за комнатными растениями.
Планирование работы
2014-2015 учебный год
(из плана воспитательной работы классного руководителя Ануфриевой С.Р.)
Сроки | Внутриклассные мероприятия | Сроки | Цели и задачи |
Учебный год. 3 класс | |||
Сентябрь |
| 4 неделя 3 неделя По плану школы 24.09 | Развитие творческих способностей уч-ся Знакомство с родным краем, привитие интереса к его изучению, экологическое воспитание. Здоровьесбережение |
Октябрь |
| 1 неделя 2 неделя 3 неделя | Воспитание чувства ответственности за животных, которых приручил человек. Развивать чувство прекрасного, помочь увидеть прекрасное вокруг себя Убедиться в том, что окружающий мир, окружение влияет на чувства человека Повысить культурный уровень учащихся. Здоровьесбережение |
Ноябрь |
| 2 неделя | развитие интереса детей к изучению природы родного края; воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; |
Декабрь |
| 1 неделя 2-3 неделя 4 неделя 10 декабря | Воспитывать экологическую культуру, активное и действенное участие в сохранении природы; Развитие творческих способностей. |
Январь |
| 4неделя | Формировать эвристические навыки, расширять познавательную деятельность, развивать внимание, мышление, логику, прививать интерес к разным школьным наукам. |
Февраль |
| 3 неделя | Воспитывать экологическую культуру, активное и действенное участие в сохранении природы; Развитие творческих способностей. |
Март |
| 3 неделя 4 неделя (каникулы) | Экологическое воспитание. Формирование культуры поведения в лесу. |
Апрель |
| 2 неделя 4 неделя | Познакомить с проблемами охраны окружающей среды, формировать интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении. |
Май |
| 2 неделя 4 неделя | Формирование осознанно-правильного отношения к природе, стремления сохранять богатство и красоту родной природы Организация досуга детей. Формирование эвристических навыков, логического мышления, познавательной активности. Привитие интереса к изучению родной природы. |
2015-2016 учебный год
(из плана воспитательной работы классного руководителя Ануфриевой С.Р.)
Сроки | Внутриклассные мероприятия | Сроки | Цели и задачи |
Учебный год. 3 класс | |||
Сентябрь |
| 4 неделя 3 неделя По плану школы 24.09 | Развитие творческих способностей уч-ся Знакомство с родным краем, привитие интереса к его изучению, экологическое воспитание. Здоровьесбережение |
Октябрь |
| 1 неделя 2 неделя 3 неделя | Развивать чувство прекрасного, помочь увидеть прекрасное вокруг себя. Убедиться в том, что окружающий мир, окружение влияет на чувства человека Повысить культурный уровень учащихся. Здоровьесбережение |
Ноябрь |
| 2 неделя 4 неделя | развитие интереса детей к изучению природы родного края; воспитывать интерес к изучению своего края, к традициям и обычаям своего народа |
Декабрь |
| 1 неделя 2-3 неделя 4 неделя 10 декабря | Воспитывать экологическую культуру, активное и действенное участие в сохранении природы; Развитие творческих способностей. |
Январь |
| 4неделя | Формировать эвристические навыки, расширять познавательную деятельность, развивать внимание, мышление, логику, прививать интерес к разным школьным наукам. |
Февраль |
| 3 неделя | Воспитывать экологическую культуру, активное и действенное участие в сохранении природы; Развитие творческих способностей. |
Март |
| 3 неделя 4 неделя (каникулы) | Экологическое воспитание. Формирование культуры поведения в лесу. |
Апрель |
| 2 неделя 4 неделя | Познакомить с проблемами охраны окружающей среды, формировать интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении. |
Май |
| 2 неделя 4 неделя По плану школы | Формирование осознанно-правильного отношения к природе, стремления сохранять богатство и красоту родной природы Организация досуга детей. Формирование эвристических навыков, логического мышления, познавательной активности. Привитие интереса к изучению родной природы. |
Раздел 2.
Экология и родное село.
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 | Рейды по селу: «Чистота у моего дома» | Постоянно | С родителями |
2 | Рейды по селу Лопхари: «Чистому селу – чистые улицы», | Сентябрь, май | Педагог |
3 | Акция «Благоустройство школьного двора» | Общешк. По плану школы | ЗВР |
4 | Озеленение приусадебного участка совместно с родителями | Летние каникулы | С родителями |
5 | Посильная помощь пенсионерам в уборке территории. | Апрель-май | Педагог |
6 | Распространение плакатов в лесу «Не разоряйте муравейники», «Берегите лес!». | Весна | Педагог |
Раздел 3.
Экология на уроках русского языка, математики, технологии, изобразительного искусства, чтения. Диктанты, сочинения, списывание, творческие диктанты, изложения, составление рассказов и сказок на экологические темы, о красоте природы нашего края.
Задачи экологического содержания на уроках математики. Кодированные примеры и задания о природе. Составление задач на экологическую тему.
Изготовление игрушек из бросового материала. Сбор природного материала и использование его на уроках технологии. Выставки поделок.
Изображение красоты родного края на рисунках. Беседы по картинам художников – пейзажистов. Дидактические и ролевые игры на уроках литературного чтения. Драматизация произведений о природе.
Экологическое содержание через уроки предмета «Окружающий мир»
Содержание программы реализуется по следующим учебникам и учебным пособиям:
– Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 1 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век
(из «Пояснительной записки» рабочей программы)
Программа данного курса является интегрированным курсом по следующим направлениям: обществознание, естествознание, основы безопасности жизнедеятельности, экологии.
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Общая характеристика учебного предмета
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.
С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его среду, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры. В результате формируется желание следовать безопасному, экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту и красоту среды обитания.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.
Раздел 4. Экологическое образование через внеурочную деятельность.
Клуб «Я – исследователь»
(из рабочей программы по внеурочной деятельности)
Содержание, формы и методы
Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное учреждение предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Виды внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
эколого-краеведческая деятельность.
Примерные виды и формы деятельности | Примерные результаты |
В процессе проведения внеурочных мероприятий учащиеся начальной школы получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества… участвуют в экскурсиях… приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность,) | осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности |
(из рабочей программы «Я-исследователь»)
№ занятия | Тема,этапы проекта | Цели и задачи | Содержание деятельности | |
Педагога | Учащихся | |||
II. «Составляем сборник загадок о животных»(октябрь) | Подготовительный этап Планирование работы. | «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) а) определение источников информации (интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников) б) планирование способов сбора и анализа информации в) планирование итогового продукта (слайд-шоу или презентация проекта) Продукт: – отчет (устный с демонстрацией материалов)) – изготовление сборника; г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов д) распределение обязанностей среди членов команды | Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно) | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. |
Исследова-тельская деятельность | Сбор и обработка информации, решение промежуточных задач. | Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. | Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников. Проводят исследования, решая промежуточные задачи | |
Оценка процесса и корректировка результатов работы | Оценка процесса и результатов работы | Наблюдает, советует | Анализируют информацию. Оформляют результаты | |
Представление готового продукта Презентация проекта (устный доклад-защита, инсценировка, электронная презентация) Оценка процесса и результатов работы | Представление готового продукта Презентация проекта (доклад-защита, инсценировка, электронная презентация или слайд-шоу) Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета. | Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | |
III. «Птицы – наши друзья» (ноябрь) | Подготовительный этап Планирование работы. | «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) а) определение источников информации (интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников) б) планирование способов сбора и анализа информации в) планирование итогового продукта (слайд-шоу или презентация проекта) Продукт: – отчет (устный с демонстрацией материалов) – изготовление кормушек (мастер-класс от папы); г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов д) распределение обязанностей среди членов команды | Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно). | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. |
Исследова-тельская деятельность | Сбор и обработка информации, решение промежуточных задач. | Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. | Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников. Проводят исследования, решая промежуточные задачи | |
Представление готового продукта Презентация проекта (устный доклад-защита, инсценировка, электронная презентация) Оценка процесса и результатов работы | Представление готового продукта Презентация проекта (доклад-защита, инсценировка, электронная презентация или слайд-шоу) Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета. | Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | |
IV. «Моя малая родина» (декабрь) | Подготовительный этап Планирование работы. | «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) а) определение источников информации (семейный альбом) б) планирование способов сбора и анализа информации (фотографирование наиболее значимых досто примечательностей своей малой родины; поиск в семейном фотоархиве соответствующего материала; опрос членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; составление устного рассказа) в) планирование итогового продукта (электронная презентация) Продукт: – отчет (письменный с демонстрацией материалов) – создание фильма г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов д) распределение обязанностей среди членов команды | Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно). | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. |
Исследовательская деятельность | Сбор и обработка информации, решение промежуточных задач. | Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. | Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников. Проводят исследования, решая промежуточные задачи | |
Оценка процесса и корректировка результатов работы | Оценка процесса и результатов работы | Наблюдает, советует | Анализируют информацию. Оформляют результаты | |
Представление готового продукта Презентация проекта (доклад-защита, электронная презентация и фильм) Оценка процесса и результатов работы | Представление готового продукта Презентация проекта (выступление с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета. | Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | |
VI. «Живая азбука» (март) | Подготовительный этап Планирование работы. | «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) а) определение источников информации (поиск) б) планирование способов сбора и анализа информации (поиск информации в книге В.Волиной «Азбуковедение) в) планирование итогового продукта (электронная презентация + комплект «Живая азбука» в виде альбома) Продукт: – отчет (письменный с демонстрацией материалов) – создание комплекта «Живая азбука» (животные нашего края) г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов д) распределение обязанностей среди членов команды | Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно). | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. |
Исследовательская деятельность | Сбор и обработка информации, решение промежуточных задач. | Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. | Основные формы работы: поиск, наблюдения, изучение литературных источников. Проводят исследования, решая промежуточные задачи | |
Представление готового продукта Презентация проекта (доклад-защита, электронная презентация и комплект букв) Оценка процесса и результатов работы | Представление готового продукта Презентация проекта (выступление с подготовленным сообщением, опираясь на слайды и комплект букв); Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета. | Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. |
Раздел 5. Экология и творчество детей
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 | Проведение конкурсов поделок из природного и бросового материала | Сентябрь-октябрь 2015,2016 | Педагог, родители |
2 | Выпуск газеты «Живая газета». | Ноябрь | Педагог |
3 | Составление кроссвордов о природе | 2014-2015 уч. год | Педагог |
4 | Разработка плакатов и листовок в защиту природы. Распространение их | Май | Педагог, родители |
5 | Конкурсы рисунков о природе. Участие в конкурсах разного уровня. | Постоянно | Педагог |
6 | Создание экологической странички сайта класса «Зеленая страна». | 2014-2015 уч. г | Педагог |
Приложение № 1
Термины и определения.
Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.
Подход – это ориентация учителя или руководителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к исполнению определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.
Диагностика – измерение и оценка результативности педагогической деятельности.
Внеклассная (внеурочная) работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.
Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей так и в общеобразовательных учреждениях.
Приложение 2
Витагенный подход.
Учитель-практик Кривенко В.Л. выделяет витагенный подход к экологическому обучению и воспитанию. Она считает, что экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно должно иметь своей целью формирование мировоззрения человека, основанного на представлении о своем единстве с природой и о направленности своей культуры и всей практической деятельности человека не на эксплуатацию природы и даже не на сохранение ее в первозданном виде, а на ее развитие, способное содействовать развитию общества (коэволюция).
В том, что экологическое образование должно охватывать всю жизнь человека, некоторые педагоги видят проблему использования в учебно-воспитательном процессе жизненного опыта личности, т.е. витагенное обучение.
Витагенное обучение доктор педагогических наук А.С.Белкин трактует как «обучение, основанное на актуализации жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях…».
В основе витагенного подхода к обучению лежит признание того, что многообразный жизненный опыт – ценнейшее достояние человека. Он является необходимой предпосылкой человеческого познания. Теоретические формы знания расширяют, обогащают, систематизируют этот опыт, но ни в коей мере не могут его заменить. Исследования Кривенко В. Л ( вслед за Ш.А.Амонашвили) позволяют утверждать, что «чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества».
Витагенное обучение позволяет рассматривать ученика в качестве равноправного участника процесса познания, в качестве носителя ценностного знания. При таком подходе ученик является не только объектом, но и субъектом познавательной деятельности.
Академик А.С.Белкин определил основные, обобщенные источники витагенной информации:
- влияние средств литературы;
- влияние произведений искусства;
- социальное, деловое, бытовое общение;
- различные виды деятельности;
- образовательный процесс.
Нами проводились специальные исследования с целью определения содержания витагенной информации у младших школьников о проблемах экологии, охраны окружающей среды и роли человека в природе с опорой на их витагенной опыт. Экспериментальное задание выполняли 44 третьеклассника. Учащиеся писали мини-сочинение (приложение 2), тема которого была сформулирована в виде вопроса « Что вы знаете о роли человека в природе? Он приносит ей пользу или вред?» Сочинения содержали сведения о вреде, который человек наносит природе. О пользе, приносимой людьми, написали 90%. То есть 10% учащихся видят только плохое, вред от людей. В определенной мере это негативное суждение свидетельствует либо о недостаточной информативности учащихся в вопросах охраны природы, либо об особой восприимчивости субъекта к проблемам и бедам природы.
Среди сочинений учащихся большую долю занимают высказывания, содержащие витагенную информацию, приобретенную ими на предыдущих уроках (природоведения, экологии). Например, «Сажают деревья», «Вырубать лес – значит загрязнять воздух», «Подкармливают животных» и т.п.
Суждения учащихся о пользе приносимой природе людьми, можно классифицировать на две группы: 1) о конкретных делах, мероприятиях приносящих пользу природе; 2) о том, как человек помогает природе «пассивно» ( не мусорит, не ломает, не рвет). Доля суждений этих групп составляет соответственно 57% и 43% от общего количества высказываний о пользе, приносимой человеком в природе. Положительным фактором, на наш взгляд, является то, что высказываний учащихся об активной помощи человека природе больше. Мы связываем это с возросшим в последнее время вниманием общества к проблеме охраны природы как на государственном уровне, так и на местном.
О вреде, наносимом природе человеком, написали также 90%. Эти высказывания тоже можно разбить на две группы: 1) вред, причиняемый природе в силу необходимости (построили заводы, большое количество машин, осушили болота для распашки этих земель), 2) вред, причиняемый умышленно или, наоборот, бездумно (плетение венков из цветов, разжигание костров близ леса, убийство животных). Особого внимания заслуживают фразы оценочного характера и выводы, которые характеризуют мышление учащихся как экологическое: « Человек природе может быть врагом, а может быть и другом», «Охрана природы зависит от нас самих, надо принимать в этом активное участие», «Сохраним красоту родной Земли!», «Люди, любите и берегите природу нашего края, без нее не было бы нас!»
Из результатов данного исследования можно сделать следующие выводы:
Объем и содержание витагенной информации учащихся о проблеме охраны природы достаточны для активного привлечения ее в учебный процесс.
Экологические сведения младших школьников связаны с осознанием необходимости защиты природы от человека и его действий.
Преподавателям необходимо включать витагенную информацию школьников не только в учебный процесс, но и в другие виды познавательной деятельности (внеклассная работа).
Остановимся более подробно на некоторых приемах использования витагенной информации школьников в учебно-воспитательном процессе и на их основе экологическом образовании и воспитании.
Прием стартовой актуализации жизненного (витагеннного) опыта учащихся заключается в том, чтобы выявить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладали учащиеся, прежде чем получили необходимый запас образовательных (научных) знаний, т.е. этот прием используется до изучения нового материала и позволяет определить уровень информированности учащегося по тому или иному вопросу и соответственно ему откорректировать содержание нового материала и процедуру его изучения.Здесь приемлема прямая постановка вопроса «Что вы знаете о …?».
Прием витагенного одухотворения объектов живой и нежной природы. Смысл данного приема заключается в том, чтобы одухотворить, очеловечить объекты природы, приписывая им человеческие качества, мотивы действий. Реализация данного приема возможна посредством детских сочинений, сказок, стихов, инсценировок («О чем нам рассказала капелька дождя?»).
Прием творческого моделирования идеальных образовательных проектов. Смысл данного приема заключен в том, чтобы дать учащимся в своем воображении построить идеальную модель, материалами для которой послужил бы прежде всего витагенный опыт учащихся. Учащимся дается задание разработать модель, смысл которой сформулирован так: « Когда люди срубили последнее дерево …» или «Все насекомые улетели на другую планету …».
Педагогам необходимо помнить о том, что любая форма актуализации витагенного опыта учащихся должна сопровождаться ситуацией успеха и создавать у ребенка оптимистическую перспективу («Оказывается, я вот сколько об этом знаю!»).
Экологическое образование должно быть всеобъемлющим и многосистемным. На взгляд Кривенко В.Л., витагенный подход – один из путей решения данной проблемы.
Выбор подхода к экологическому образованию и воспитанию является еще одной важной составляющей нашей темы, т. к. каждый учитель должен использовать такие приемы, формы и средства, которые позволяли бы ему проанализировать жизненный опыт учащихся и соответственно строить свою педагогическую деятельность.
Приложение 3
Модели экологического образования
Необходимость разработки оптимальной модели экологического образования осознают многие педагоги. Но что такое модель, и какую модель избрать для обучения, воспитания и развития детей?
Современные тенденции в теории и практике экологического образования свидетельствуют о том, что типология моделей в этом отношении за последние десятилетие прошла определенный путь становления и развития от однопредметной – к межпредметной (многопредметной) и смешанной (комбинированной).
Первый период разработки модели экологической направленности в начальной школе связан с введением в конце 60-х – начале 70-х годов во 2-3 классах природоведение. Идея этого предмета родилась еще в конце прошлого столетия и связана с именами А. Я. Герда, Д. Н. Кайгородова, А.П.Павлова, в работах, которых рассматривались вопросы интеграции естественнонаучных знаний. Эта заманчивая идея не была реализована в свое время на практике, к ней вернулись спустя много десятков лет, во время серьезных преобразований начальной школы. Они проходили в период актуализации проблемы охраны природы, поэтому, несмотря на замысел разработчиков курса создать интегрированную дисциплину естественнонаучного цикла, в нем нашли отражение некоторые вопросы взаимоотношений человека с природным окружением. Экологическая ориентация курса прослеживается в объяснительной записке программы, в формулировке целей и задач, в перечне требований к знаниям и умениям учащихся. Это четко выраженная экологическая направленность нового курса, который в наши дни именуется традиционным, создала у учителей определенную установку на его место в экологическом образовании, на достижение его цели в однопредметной модели. Но такая модель оказалась малоэффективной.
Основные причины малоэффективности кроются в том, что экологическое образование – сложное комплексное образование и один учебный предмет, формирующий в основном естественнонаучные знания, в том числе и знания по биологической экологии, справиться со становлением и развитием многогранных отношений к природной и социальной среде не может.
Уже в середине 70-х годов на повестку дня встал вопрос о привлечении других школьных предметов в процесс экологического образования школьников. Возникла идея многопредметной модели, в которой каждым учебным предметом раскрывается свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой. Однако воплощению такой модели, актуальность которой сохраняется, препятствует сложности, возникающие при конструировании единого содержания и реализации его на практике: ведь каждый учебный предмет строится в логике своей науки, отличной от цели экообразования. Пока же использование межпредметного содержания и форм обучения носит в основном стихийный, фрагментарный характер, что во многом определяет качество обучения и воспитания младших школьников.
Симонова Л.П. считает: современные тенденции развития экологического образования показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель. При ее использовании все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно – воспитательные цели. Координирующую, или центрирующую, роль возьмет на себя один из альтернативных (вариативных или параллельных) интегрированных современных курсов экологической направленности. В содержании этих курсов типа «Окружающий мир» в органичной связи представлены естественнонаучные и социальные компоненты содержания. Роль других учебных предметов, специфика образовательных и воспитательных целей которых многообразна, вспомогательная. Смешанная модель позволяет на базе всех учебных предметов начальной школы рассматривать различные аспекты взаимодействия человек – общество – природа и обобщать их в интегрированном уровне. Первостепенное место в ней занимают вопросы формирования эмоционально – нравственного отношения младшего школьника к природе, развития эстетических мотивов его восприятия.
Предметы гуманитарно – эстетического цикла, образовательные области «Филология и искусство», могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры младших школьников. Это связано с особой чувствительностью детей к яркому, эмоциональному слову, богатству красок, форм и музыкальных образов (звуков). Определенная специфика познания природы проявляется в художественном освоении природной и социальной действительности и отображении ее в виде художественных образов. Предметы этого цикла (языки и литература, изобразительное искусство, музыка) могут способствовать развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, общению учащихся с природой и грамотному поведению в ней; содействовать развитию эстетических и нравственных отношений к окружающей природной и социальной среде средствами искусства (сочинения, рисунки, поделки и т. п.).
Трудовое обучение, образовательная область «Технология», способствует расширению знаний младших школьников о практической роли природных материалов (ресурсов) в жизни человека, о разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни отдельного человека и общества в преобразовании природного и социального окружения. Уроки трудового обучения формируют умения рационального и бережного обращения с предметами и объектами природы и изделиями из них, а также безопасному обращению с ними.
Занятия физической культуры, образовательная область «Физическая культура», младших школьников закрепляют их элементарные знания о своем организме и охране здоровья с помощью природных факторов и здорового образа жизни (в особенности движение и закаливание), развивают сознание значимости гигиенических навыков и умений в сохранении и укреплении своего здоровья.
Образовательная область «Математика» создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Текстовые задачи дают возможность раскрыть вопросы среды обитания, показать заботу о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств.
Образовательная область «Окружающий мир» («Естествознание» и «Обществоведение») содействуют осознанию ребенком места человека в природе и обществе, знакомит с правилами и обязанностями по отношению к природе и обществу, с традициями природопользования разных народов России. Предмет интегрированного характера-естествознание (природоведение, окружающий мир и др.) включает элементы экологических знаний: организм и среда, цепи питания, сезонные изменения в природе, природная среда и здоровье человека и др., а в целом дает естественнонаучную основу понимания младшими школьниками необходимости сохранения окружающей среды обитания живых существ на Земле.
Наряду с новым интегрированным курсом (по выбору) в смешанной модели обучения непременно должны быть задействованы и все остальные предметы начальной школы, которые раскрывают тот или иной аспект экологических взаимодействий.
Таким образом, модель образовательного процесса есть важная составляющая экологического воспитания. Только при оптимальном выборе модели обучения возможна реализация цели и задач экологического образования.
Приложение № 4
Анкета для родителей.
«Экологическое образование детей».
Ф.И.О._____________________________________________________
1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Знаете ли Вы, что педагог, работающий в классе вашего ребенка, углубленно занимается вопросами экологического образования детей?____________________________
3. Интересует ли Вас лично данная проблема?___________________
4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в школе много внимания уделяется экологическому образованию?________________________
В чем это проявляется? ( Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, больше читает о природе и
т. д.)______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
(нужное подчеркнуть).
5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц?__
___________________________________________________________
Чем можете оказать помощь школе по экологии?_________________
___________________________________________________________
6. Поддерживаете ли Вы проводимую педагогом работу по экологическому образованию школьников?______________________
В чем это проявляется? ( Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья; охраняете природу и др.)_______________________________________________________________
(нужное подчеркнуть)
7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе?__________
Нужно ли это делать?________________________________________
8. В чем Вам нужна помощь школы по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществлять с детьми...)_______________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
9. Как оцениваете работу школы по данному вопросу?____________
___________________________________________________________
10. Ваши предложения, пожелания?____________________________
Приложение 5
Методика диагностики экологического образования
(В.Л. Малашенкова)
Представлена четырьмя сериями заданий.
Серия 1. Задания, направленные на выявление полноты, существенности и обобщенности представлений о живых объектах, условиях их жизнедеятельности, ценности.
№ задания | Цель | Наглядные материалы | Методика проведения обследования |
1 | 2 | 3 | 4 |
Задание №1 Методика Н.Н. Кондратьевой | Выявить характер представлений ребенка о живом: о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма | Картинки с изображением различных животных, растений, человека, солнца, дождя, машины, самолета | Ребенку предъявляются одновременно 10 картинок с изображением объектов живой и неживой природы, предметов, созданных человеком, и предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы: 1. Как ты узнал, что это все живое? 2) Почему ты считаешь, что (называется конкретное животное, растение) живой? 3) Расскажи, что есть у (называется конкретное животное, растение)? 4) (Зачем нужны (называются части и органы)? 5) Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы)? Почему? |
Задание №2 Методика Н.Н. Кондратьевой | Выявить характер представлений ребенка о свойствах целостного живого организма: его состояния и потребностях в условиях среды | Ребенку задаются следующие вопросы: 1)Как ты думаешь, что нужно животным (растениям, человеку), чтобы жить и хорошо себя чувствовать? 2) Как нужно ухаживать за животными, растениями)? 3) Как себя чувствует это растение (животное)? Как ты это узнал? Как ему помочь? | |
Задание №3 Методика Н.Н. Кондратьевой | Выявить характер представлений ребенка о приспособлении живых существ к различным средам обитания с целью удовлетворения потребностей | Цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки животных | Ребенку предлагаются цветные изображения основных сред обитания живого(воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки животных и предлагаются проблемно-игровая ситуация: «Кто-то (любой игровой персонаж) перепутал животных и места их обитания» задаются вопросы: 1) Правильно ли ты «расселил» животных? Почему ты так думаешь? 2) Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. 3) Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания)? 4) Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу)? Почему? |
Задание №4 Логическая задача О.И. Кондратенко, Н.В. Катырло, С.В. Ладывир | Выявить знания детей о жизни животных, их способах передвижения, защиты, питании | Предметные картинки с изображением лягушки, зайца и белки | Ребенку предлагается послушать сказку и ответить на вопросы. «Жили в лесу друзья – Лягушка, Заяц, Белка. Они подружились потому, что умели прыгать. Как ты думаешь, почему они прыгали, а не бегали? (ноги задние длиннее, а передние короче). Вот однажды устроили они соревнования: кто быстрее доберется от одного дерева до другого. Все трое очень старались. Как ты думаешь, кто победил? Почему? А ко был вторым? Пока друзья соревновались, звери-зрители приготовили им подарки. Это были их любимые кушанья. Как ты думаешь, кому что подарили? Вдруг прибежал Волк. Наши друзья испугались и давай спасаться от волчьих зубов. Кто как спасся? |
Задание №5 | Изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов | Ребенку предлагается ответить на вопросы: 1)Любишь ли ты животных и растения? 2) С какими живыми существами тебе нравится встречаться, с какими не нравится? Почему? 3) Зачем нужны животные и растения? 4) Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему? |
Серия 2. Задания, направленные на оценку освоенности ребенком познавательных и речевых умений – умения сравнивать, выделять существенное, устанавливать связи и зависимости, делать выводы, умозаключения, обобщать, осуществлять классификацию объектов.
№ задания | Цель | Наглядные материалы | Методика проведения обследования |
1 | 2 | 3 | 4 |
Задание №1 Методика Л.М. Маневцевой | Выявить умение классифицировать, сравнивать, выделять существенное в воспринимаемых явлениях, понимать простые причинно-следственные связи, выявить речевые умения. | Картинки с изображением животных разных систематических групп, стадий роста и развития (насекомое, рыба, птица, зверь), дидактическая игра «Зоологическое лото»; модели понятий «птицы», «звери», «рыбы», «насекомые», «животные» | Ребенку предлагается распределить карточки из «Зоологического лото» по группам: «птицы», «звери», «рыбы», «насекомые», «животные» и подобрать модели к этим группам животных. Предложить разложить картинки с изображением роста и развития животных (кошки, цыпленка, рыбы, бабочки) и ответить на вопросы: 1. Что было сначала, что потом? 2) Что происходит с птицами (рыбами и др.) зимой, весной, летом, осенью? 3) Почему это происходит? |
Задание №2 Логическая задача О.И. Кондратенко, Н.В. Котырло, С.В. Ладывир. | Выявить умение сравнивать, выделять существенное в воспринимаемых явлениях, понимать простые причинно-следственные связи, выявить речевые умения | Картинки с изображением подорожника и вьюнка | Ребенку предлагается прослушать историю и ответить на вопросы: «На одной полянке встретились Подорожник и Вьюнок. Подорожник посмотрел на стебель Вьюнка и говорит: «Какой у тебя тонкий и гибкий стебель! Мне бы очень хотелось иметь такой. Давай поменяемся на один день стеблями». Вьюнок ответил: «Нет, мой стебель тебе не подойдет». Но Подорожник так уговаривал Вьюнка, что тот согласился. И вот, на следующее утро они вышли на полянку и поменялись стеблями. Подумай и скажи, хорошо ли было им не со своими стеблями? Почему? |
Задание №3 Логическая задача О.И. Кондратенко, Н.В. Катырло, С.В. Ладывир | Выявить знания детей о жизни животных, их способах передвижения, защиты, питании | Предметные картинки с изображением лягушки, зайца и белки | Ребенку предлагается послушать историю и ответить на вопросы. Нашел медведь в лесу газету. Как газета попала в лес? В ней были напечатаны объявления об обмене квартир. Медведь подумал и написал объявление «Внимание! Открывается лесное бюро обмена». Прочитали его лесные жители и в назначенный час собрались у Медведя. А Медведь каждому чужую квартиру расхваливает, меняться уговаривает. Белку с Кротом уговорил поменяться. Как ты думаешь, понравилось ли им новое жилище? Почему? |
Серия №3 Задания, направленные на выявление сформированности гуманного, эстетического, познавательного отношения ребенка к природе, степени активности и устойчивости отношения.
№ задания | Цель | Наглядные материалы | Методика проведения обследования |
1 | 2 | 3 | 4 |
Задание №1 Методика В.Л. Малашенковой | Выявить у детей наличие гуманных чувств по отношению к животным и растениям | Ребенку зачитываются ситуации с серией ответов и предлагается обозначить и аргументировать свой выбор:
А) Покормлю птенцов. Б) Позову ребят, чтобы тоже посмотрели В) Буду наблюдать издали. 2) Рядом с домом есть роща. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними? А) Пойду, но буду собирать сок очень осторожно, попрошу, чтобы кору разрезали не очень глубоко. Б) Не пойду и других попрошу не ходить. В) Сначала спрошу разрешения у мамы. 3) Вы с папой и мамой поехали отдохнуть в лес или к реке. После обеда у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты поступил с ними перед тем, как вернуться домой? А) Взял бы с собой в город. Б) Отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился. В) Закопал бы в землю. Примечание: 3 балла ставится только за ответы 1а, 2б, 3а. остальные ответы оцениваются в 1 балл. | |
Задание №2 Методика В.Л. Малашенковой | Выявить с помощью картинок и в ситуации выбора представления ребенка о нормах отношения к живому | Картинки с изображением различных форм поведения человека в природе , круги красного, желтого и зеленого цвета | Ребенку предлагается рядом с каждой картинкой положить круг определенного цвета: зеленого – если действия героя полезны для окружающей природы; желтого – если возможно нанесение вреда при несоблюдении правил и меры; красного – если действия героя наносят вред окружающей среде. По ходу выполнения задания ребенок отвечает на вопросы:
|
Задание №3 Методика Н.Н. Кондратьевой | Выявить особенности отношения ребенка к живым объектам в ситуации выбора | Комнатные растения, клетка с птицей (другим животным), оборудование для ухода за растениями и животными | Моделируется реальная ситуация выбора между оказанием помощи живому существу и другим, более привлекательным занятием. Предложение ребенку обеспечить уход за нуждающимися в помощи животными или растениями. После принятия ребенком задания его зовут играть. За поведением ребенка ведется наблюдение и выясняется, почему он сделал тот или иной выбор. Примечание: 3 балла – ребенок приступил к выполнению задания и выполнил его сосредоточенно, без спешки, аргументируя свой отказ присоединиться к играющим желанием помочь живому существу. Ребенок приступил к заданию, но выполнял его, отвлекаясь, торопливо, явно спеша присоединиться к играющим, отказ игры аргументировал заданием педагога; 1 балл – ребенок либо совсем не приступил к выполнению поручения, либо начал выполнять задание, но спустя короткое время прервал его и присоединился к играющим. |
Серия №4 Задания, направленные на выявление уровня трудовых умений и навыков ребенка по уходу за обитателями уголка живой природы.
№ задания | Цель | Наглядные материалы | Методика проведения обследования |
1 | 2 | 3 | 4 |
Задание №1 Методика Л.М. Маневцевой и др. | Выявить уровень принятия ребенком цели труда, поставленную взрослым, и характер мотивации труда | Комнатные растения, оборудование для осуществления ухода за растениями | Педагог дает ребенку задание обеспечить уход за комнатными растениями, при этом он предлагает разную мотивацию, начиная с более сложной: 1) познавательная («Хочешь сегодня подежурить в уголке природы и узнать, как правильно ухаживать за растениями, чтобы они хорошо росли?»; 2) практическая («Помоги мне, пожалуйста, полить растения, убрать с них пыль, порыхлить землю»); 3) игровая («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?) Каждая следующая мотивация предлагается лишь в том случае, если ребенок не принимает предшествующую. Примечание: 1 балл – цель труда принимается только в игровой мотивации; 2 балла – цель труда принимается в игровой и практической мотивации; 3 балла – цель труда принимается не только в игровой или практической мотивации, но и в познавательной. |
Задание №2 Методика Н.Н. Кондратьевой | Выявить знания ребенка по осуществлению ухода за растениями | Комнатные растения, оборудование для осуществления ухода за растениями | Ребенку предлагается:
После этого ребенку предлагается полить растение (удалить пыль, рыхлить землю). Педагог фиксирует практические действия и качество результата труда. |
Задание №3 Методика Л.М. Маневцевой и др. | Выявить уровень сформированности трудовых умений и навыков | Кукла Незнайка (или другого сказочного персонажа), комнатные растения, оборудование для осуществления ухода за растениями | Ребенку излагается ситуация, в которой Незнайка затрудняется в осуществлении ухода за комнатными растениями и предлагаются задания:
После этого ребенку предлагается осуществить уход за растениями. |
Задание №4 Методика З.П. Плохий | Выявить в поведении ребенка практическое проявление заботливости по отношению к животному, живущему рядом | Клетка с птицей, из которой заранее убраны корм и вода; аквариум без кормушки и растений и т.п. | Ребенку предлагается проверить, всем ли животным живется хорошо в уголке природы, если нужно сделать все необходимое для этого. |
Список литературы
Борзова Е.Ю. Экологическое лукошко: Программа дополнительного экологического образования детей старшего дошкольного возраст. – Салехард: ГОУ ДПО «ЯНОИПКРО», 2010.-136 с.
Деменева А.В. Экология в филологии//Начальная школа, 2011, №10.
Егоренков Л. И. Каким должно быть школьное экологическое образование и воспитание // Народное образование, 2000, №7.
Кривенко В. Л. Витагенный подход к экологическому образованию и воспитанию младших школьников // Начальная школа, 2002, №7.
Пинчук Т.И. Проект «Зимующие птицы нашего поселка»// Начальная школа, 2009. - №11.
«Мы» Программа экологического образования детей/Н.Н. Кондратьева и др. - СПб.: «Детство-пресс», 2001.
Стаценко В., Петрова Г. Некоторые подходы к экологическому воспитанию младших школьников// Начальная школа.-2001.-№ 7.
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. -М.:ТЦ Сфера, 2001.
Шавалеева Е.В. Пятый океан необходимо охранять// Начальная школа, 2009.-№11.
Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. - М.: Педагогическое общество России,2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Экологическое образование и воспитание младших школьников
В данной программе предлагаются различные способы и средства воспитания и образования учащихся начальных классов, тематическое планирование с 1-го по 4-й классы на факультативных зан...
Экологическое образование и воспитание младших школьников.
Экологическое образование и воспитание - это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знани...
Целевая программа экологического образования, воспитания и обучения на примере учащихся МБОУ "Гимназия №17" «Книгу природы пишем сами».
Основные задачи программы:· Формировать у учащихся младших классов чувство эмоциональной близости с природой.·...
Экологическое образование и воспитание младших школьников на уроках окружающего мира.
Статья о роли экологического воспитания младших школьников....
Статья "Экологическое образование и воспитание младших школьников. Социально – экологический проект «Вода без границ».
Конкурс «Образование: взгляд в будущее»Номинация: научно-исследовательская деятельность учащихся....
Программа экологического образования и воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ «Сохраним природу»
Экологическое образование и воспитание обучающихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нын...
Программа экологического образования и воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ «Сохраним природу»
Экологическое образование и воспитание обучающихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нын...