Самоанализ учителя
материал на тему
Самоанилиз профессиональной деятельности(2013г)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx | 49.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новоключевская средняя общеобразовательная школа
Купинского района Новосибирской области
Самоанализ
педагогической деятельности
учителя начальных классов
Стегниенко
Тамары Александровны
2013г
Я, Стегниенко Тамара Александровна, работаю учителем начальных классов в МКОУ Новоключевской СОШ с 1996 года, имею высшее педагогическое образование: в 2000 году закончила Новосибирский государственный педагогический университет по специальности «Педагогика и методика начального образования» квалификация «учитель начальных классов».
Последнюю аттестацию проходила в 2007 году на присвоение второй квалификационной категории. Общий педагогический стаж 18 лет.
Учебные программы реализуются мной на основе базисного учебного плана с учётом регионального и школьного компонентов. Обучение ведётся в объёме, зафиксированном в государственном образовательном стандарте. Работаю по УМК «Школа России»:
- Литературное чтение Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
- Математика М. И. Моро.
- Русский язык Т.Г. Рамзаева.
- Окружающий мир А. А. Плешаков.
- Трудовое обучение Т. М. Геронимус.
- Музыка Е. Д. Критская.
- Изобразительное искусство В.С.Кузин.
- Физическая культура В.И. Лях.
В своей работе использую методические издания: «Начальная школа», приложение газеты «Первое сентября», «Классный руководитель», электронные сайты методической литературы и материалы интернет-сайтов.
Цели моей профессиональной деятельности плавно вытекают и согласуются с целями деятельности образовательного учреждения, в котором я работаю:
- Обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий, через использование на уроках активных форм деятельности.
- Повышать качество проведения занятий на основе внедрения новых технологий обучения и воспитания учащихся.
- Создание научной базы у учащихся 3 класса для успешного продолжения образования с учётом способностей, возможности и интересов учащихся.
- Научить ученика учиться, самостоятельно находить способы решения нестандартных задач, опираясь на жизненный опыт.
Начало школьного обучения и воспитания ребенка является существенным переломным моментом во всей его жизни. Внешние признаки этого переломного момента обнаруживаются в ее организации, в новых обязанностях ребенка как ученика. Однако этот переломный момент имеет глубокое внутреннее основание - с приходом в школу ребенок начинает усваивать азы наиболее развитых форм общественного сознания - науки, искусства, морали, права, которые связаны с теоретическим сознанием и мышлением людей. Усвоение азов этих форм общественного сознания и соответствующих им духовных образований предполагает выполнение детьми такой деятельности, которая адекватна исторически воплощенной в них человеческой деятельности. Этой деятельностью детей является их учебная деятельность.
В настоящие время на первый план выдвигается развивающая функции обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей.
В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребенка. Поэтому актуально в настоящее время стремление учителя начальных классов к развитию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной. Самоорганизация и саморегуляция учения обеспечиваются контрольной частью учебной деятельности и именно с формирования самоконтроля рационально начинать процесс постепенной передачи учащимся элементов деятельности для самостоятельного осуществления.
В течение трёх лет я работаю над проблемой «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников».
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, проведенные мною, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.
Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.
При анализе контрольных работ по предметам, наблюдение за учебной деятельностью учащихся мною было выявлено, что совершаемые 35% учеников действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются.
37% учащихся часто допускаются ошибки даже при выполнении хорошо знакомых учебных заданий. Некоторые дети не умеют исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, т.к. не способны свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие. 40% младших школьников некритически относятся к указаниям учителя и исправлению ошибок в своих работах, соглашаются с любым исправлением, в том числе и когда оно тут же меняется на противоположное.
Причиной подавляющего большинства ошибок является низкий уровень развития навыков самоконтроля у учащихся.
Выполнение готовых, однородных заданий одинаковыми приемами в течение длительного времени вырабатывают у учащихся привычку механически производить заученные преобразования в прямом порядке. Погоня только за количеством выполненных заданий приводит к недооценке теоретического обоснования производимых действий. Поэтому, я пришла к выводу, что особое место в структуре учебной деятельности должны занимать действия самоконтроля, имеющие специфические функции. Они должны быть направлены на саму деятельность, фиксировать отношение учащихся к себе как к субъекту этой деятельности, и лишь вследствие этого их направленность на решение учебной задачи будет носить опосредованный характер.
Работая над проблемой «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников» использую современные образовательные технологии:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное;
- развивающее обучение;
- адаптивная методика.
Работу на уроке формирую в 3-х направлениях:
- восприятие материала через образ-слово и образ-картинку;
- осознанное «разгадывание» ассоциаций в изучаемой области;
- создание учеником собственных ассоциаций в изучаемой области.
Учиться так детям легко и интересно.
В своей работе я опираюсь на психологию восприятия учебного материала школьником, создание большого количества творческих работ детьми, развитие орфографической интуиции учащихся.
При подготовке к урокам особое внимание уделяю выборам форм и методов обучения.
Словесный метод – для формирования теоретических и практических знаний.
Наглядный – для развития наблюдательности, привлечения внимания.
Поисковый – для развития самостоятельности мышления, творчества.
Индуктивный – для умения обобщать и анализировать.
В своей работе стараюсь проводить разнообразные типы уроков: урок-экскурсия, урок-сказка, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-игра.
Это повышает интерес детей к изучаемому материалу и способствует достижению поставленных целей.
Для получения новых знаний необходимо время, которое нужно эффективно использовать на уроке и вне урока. Поэтому каждая минута на уроке должна быть учтена. Важно чётко и точно спланировать и организовать урок, продумать каждый его этап, формы организации учебной деятельности школьников и тогда время урока будет использоваться эффективно и с пользой. Для экономии времени применяю групповую форму работы, которую дети очень любят. Например, для проверки или взаимопроверка самостоятельной или домашней работы.
Я учитываю образовательные потребности детей. Задолго до того, как ребёнок переступит порог нашей школы и будет назван первоклассником, я знакомлюсь со своими будущими учениками в стенах детского сада. Стало доброй традицией проведения подготовительной работы с дошкольниками, так как в последние годы уровень готовности детей к обучению в школе резко снизился. Причина в социально-экономической обстановке на селе, безработице.
Дети, идущие в школу плохо ориентируются в окружающем мире, имеют слабое здоровье и ряд хронических заболеваний, задержку речевого и психического развития. Из 10 детей по результатам тестовых испытаний в 2010 году к обучению в 1 классе были готовы только 7, два ребёнка имеют физические недостатки, ещё два задержку речевого развития.
Может ли учитель в таком классе учить всех одинаково, ориентируясь на среднего ученика? Да, конечно, же нет!
Со слабыми учениками в группе исправляем ошибки. Ребенок должен выполнять работу над ошибками сам. Даже слабые дети правила знают, но для них применение правил сложно. Проговаривая правила, исправляя ошибки у детей постепенно формируется навык орфографического письма.
На каждом уроке обязательно провожу словарную работу в разной форме: словарный диктант, самодиктант, запиши по памяти, найди в словаре, запиши слова на определённую тему, проверь соседа и т.д. Работу строю по всем видам словарей, это учит детей пользоваться при необходимости словарями, быстро их находить, расширяет словарный запас.
Учебный курс «Окружающий мир» сложный, но интересный. На мой взгляд, осуществлять дифференцированный подход необходимо на всех этапах урока этого учебного курса. Такой вид деятельности даёт четкий результат на сколько ребёнок может самостоятельно выполнить задание или получить дополнительную информацию.
Домашние задания на уроках этого курса чаще всего дифференцированные. Например: первая группа заданий – традиционные задания, в частности, работа с текстом, иллюстрациями, подготовка пересказа текста, ответы на вопросы после текста. Эти задания должны выполняться всеми учащимися. Вторая часть заданий – обязательная для группы «сильных» учащихся. Им даю дополнительные конкретные задания, выполнение которых обязательно.
Например, подготовить небольшое сообщение на заданную тему, найти ответ на дополнительные вопросы в интернете.
Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников связана, прежде всего, с формированием индивидуального учебного действия.
Индивидуальное учебное действие, понимается как инициативное и ответственное учебное действие. Это действие, в котором существует или осуществляется собственное отношение ребенка к средствам и способам понимания учебного содержания.
В методической литературе предлагаются следующие психолого-педагогические приемы и методы, которые помогают мне формировать действия контроля и оценки у младших школьников:
- прием «волшебные линеечки» (создание оценочных шкал школьниками);
- прием «прогностическая оценка» (самооценка своих возможностей для решения определенной задачи);
- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
- прием «составление задачи, подобной данной» (вычленение существенного в представленной задачи);
- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание;
Практика школьных учителей предлагает большое количество приемов формирования оценочной самостоятельности у детей младшего школьного возраста, но в каждом конкретном случае необходимо выбирать наиболее эффективные методы и приемы, учитывая индивидуальные особенности детей, основываясь на диагностике уровня сформированности самооценочной деятельности.
Самостоятельные виды работ, навыки самопроверки и самообучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся, осуществление индивидуального подхода на уроках к обучающимся, имеющим повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности и своевременное проведение индивидуальных занятий приводит к росту качества знаний по предметам. (Приложение 1)
Я умею разнообразить учебные материалы в зависимости от конкретной учебной ситуации. Умею адаптировать материал учебника к психолого-педагогическим особенностям учащихся своего класса.
Использую в учебном процессе современные достижения в преподаваемой области знаний.
Результаты анкетирования показывают, что детям нравится учиться в нашей школе, они уважают и любят своего учителя. Чаще всего у ребят преобладает радостное и спокойное настроение. Приведу пример формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности
В первом классе сравниваем результат своей деятельности с образцом, во втором- сравнивать промежуточный результат с эталоном, в третьем- сравниваем результат деятельности с образцом, заданным через систему условий, а в четвертом- сличаем результат деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемого условия эффективности. Или в первом- подчеркиваем красным цветом буквы или неверно выполненное задание, во втором- на полях ставлю количество допущенных ошибок на строке (приложение 2), которые ребёнок должен найти и исправить, в третьем- перед выполнением задания проанализировать полученную отметку в тетради и выполнить работу над ошибками, В четвёртом- целенаправленно разрабатываем общий способ контроля всех подобных задач под руководством учителя.
Такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу, возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном материале (русский язык, математика, ИЗО, природоведение) способствуют четкой отработке каждого действия самоконтроля.
Выполнение различного рода заданий на уроках я организую так, что ученик, сделав ошибку, мог сам обнаружить ее, сам (или с помощью дополнительной информации) исправить ее и подойти к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив таким образом задание только правильно. Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля.
Чтобы работа по воспитанию навыка самоконтроля была более эффективной, прежде всего я стараюсь убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показываю, как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный ответ, например при решении задачи, не удовлетворяет ее условию. Конечно, нужна систематическая работа в этом направлении. Я систематизировала работу следующим образом:
- Создаю потребность в самоконтроле. Подбираю ситуации, в которых учащиеся встречаются с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность полученного ответа.
Вместе с детьми составили карту самоконтроля.(Приложение 3). Карту ввожу в конце второго года обучения для ознакомительной работы. К концу II четверти 3 класса дети легко оценивают свою работу и без проблем называют свои трудности при изучении новой темы. Параллельно с учебой ведём контроль дежурства. Такой вид работы очень нравится детям.
2. Предлагаю учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.
3. Сообщаю учащимся способ проверки выполняемого задания. Разъясняю, что проверять надо не только окончательный, но и промежуточные результаты.
4. Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ иногда сначала предлагаю рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и, путем проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение.
5. Иногда преднамеренно допускаю ошибки на доске.
6. В тех темах, в которых это возможно, провожу наблюдения и практические работы по предмету изучения.
7. Предлагаю учащимся самим оценить свою работу (контрольную или самостоятельную). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитания умения и привычки самоконтроля.
8. Класс по площади большой. Есть места для индивидуальной работы и для групповой работы. Во время групповой работы предлагаю учащимся проверить и оценить работу товарища.
С первых уроков обучения грамоте использую элементы методики Кушнира. Кушнир предлагает отставить сложные упражнения на развитие слуха и начать обучение сразу с чтения слов и текстов, без всякой разбивки на звуки. Это не только обеспечит грамотность, но и сделает процесс овладения чтением более простым. С первых уроков распечатываю тексты (обязательно с картинками), читаю с детьми , комментируя заглавные буквы, знаки препинания, начало новой строки. Дети после нескольких занятий начинают контролировать себя и своего соседа по парте, запоминают буквы. Тексты не перечитываются дважды, что помогает детям постоянно узнавать новое. Работая по вопросам, каждый контролирует себя в усвоении «прочитанного». Такую работу провожу весь год. Результаты и в обучении чтению и в умении контролировать свою работу положительные.
После посещения казахско-российского педагогического марафона стала осваивать технологию обучение в сотрудничестве. Сотрудничество трактуется как идея совместной деятельности взрослого и детей в группе или команде. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребёнка к предмету. В группе от 3 до 5 человек. Ребёнку удобно сравнивать и анализировать работу каждого и сравнить со своей работой. Такая форма работы удобна для уроков математики и русского языка. Работая в группе примерно одного уровня обучения даётся возможность уделить внимание каждому ребёнку, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании, слабые учащиеся получают возможность испытывать учебный успех. Начиная со второго класса ведём с детьми тетрадь «Помогайку». В неё по предметам заносим таблицы, схемы, разборы, памятки. При выполнении задания самостоятельно или у доски дети при необходимости пользуются ей. Если ребёнок выполняет задание без неё, значит материал усвоен. Это важный знак в контроле обучения. К концу 4 класса даже слабые дети по схемам и анологии выполняют задания.
Считаю, что образовательные потребности детей предполагают комплексную деятельность по формированию и развитию уровня образованности, применение системы развития творческих способностей, умение анализировать свою работу и находить причины неудач. В связи этим провожу педагогический анализ (анкетирование, наблюдение, индивидуальные беседы), позволяющий дополнительно раскрывать способности ребёнка, развивать разные виды памяти, наблюдательность, способствующие постоянному росту учебных возможностей ученика, творческого подхода в выполнении заданий.
В процессе обучения, в воспитательной деятельности использую инновационные модели - целенаправленные организованные ситуации, создавая условия для реализации права личности на индивидуальный творческий вклад, условия сотворчества и сотрудничества. Расширяю социальный опыт детей средствами внеурочной и внешкольной деятельности (экскурсии, походы, предметные недели, общешкольные праздники).
Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии: компьтерные технологии. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
• как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки, тесты, таблицы, медиаресурсы с использованием программы Power Point;
• для организации коллективной и групповой работы;
• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).
С помощью программы Microsoft Office Word 2007 разработала:
- тесты по окружающему миру, математике, русскому языку, литературному чтению; тексты для проверки техники чтения;
-памятки по русскому языку, математике, литературному чтению,
технологии.
Компьютерные технологии на уроках - мои главные помощники! Учу детей применять их не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт применения данной технологии позволил:
- повысить эффективность обучения;
- дать возможность организовать проектную деятельность учащихся по созданию презентаций;
- совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;
- вырабатывать навык работы с различными источниками информации.
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников влияет на повышение качества знаний.
Из таблицы видно, что качество знаний учащихся имеет положительную динамику. Заметен рост качества знаний по русскому языку и математике.
Результаты своей работы я вижу в том, что дети :
- они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;
- понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;
- умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;
- активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;
Использую игровые технологии. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности.
Здоровьесберегающая технология, применяемая в виде валеологических, динамических пауз, позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование. Использую электронные физминутки для глаз.
В 2010-11 учебном году с детьми первого класса разработали проект «Зимние забавы- один из способов закаливания детей». Над проектом работали зимние месяцы. Делали зарядку на свежем воздухе, выполняли дыхательную гимнастику, ходили на экскурсии, строили и катались с горки, дети с родителями делали снежные фигуры и т.д. Итог: заняли I место в районном конкурсе.
Большое внимание уделяю патриотическому воспитанию детей. В 2011-12 учебном году работали над проектом «Солдатами не рождаются…» отсчет начали с 15 февраля и завершили 9 мая. В ходе работы над проектом узнали, что у Кирилла Д. прадед был личным водителем во время Великой Отечественной войны. Итогом проекта было выступление детей на финальном концерте, посвященном Дню Победы.
В 2011-2012 учебном году с учащимися класса приняли участие в проведении районной недели психологии, создали электронную газету.
Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать. Используя метод диагностирования, веду учёт знаний детей. Регистрирую ошибки, чтобы на следующих уроках провести индивидуальную работу над ними. При проверке техники чтения использую компьтерную методику Федоренко. Тесты по данной методике провожу второй выпуск.
Результатом использования различных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе является высокий уровень обученности - 100%; качество знаний повысилось на 4% .Этому способствуют рациональное распределение времени на уроке, выбор методов обучения, задачи, которую я решаю каждый день, учитывая возрастные особенности детей, условия школы.
Взаимодействие с обучающимися пытаюсь выстроить на принципах педагогики сотрудничества, на принципах уважения, взаимного доверия. На уроках часто использую работу в группах, ролевые и деловые игры, применяю проектную методику, что помогает сплочению детей. Считаю, что у моих учащихся сформировано умение работать в коллективе.
Уровень познавательного интереса обучающихся достаточно высокий. Дети проявляют высокую активность на уроках:
- с интересом работают с дополнительными материалами (ресурсами сети Интернет)
- увеличилось количество работ с использованием ИКТ;
- ребята активно занимаются исследовательской деятельностью (например, исследовательская работа)
Учебную работу провожу в тесной связи с внеурочной деятельностью. В целях углубления знаний по окружающему миру, расширения кругозора детей приглашаю ребят на занятия факультатива «Проектируем свою математику». Учимся делать проекты и презентации. Свои работы показываем в классе и родителям.
Как классный руководитель стараюсь создать условия для развития многогранной креативной личности. Дети пробуют свои силы в различных видах творческой деятельности. Принимают активное участие в жизни школы. Наш класс лучший в начальной школе: награждён Дипломом победителя в конкурсе «День здоровья», получают дети сертификаты конкурсов «Русский медвежонок».
Учащиеся моего класса приняли участие в следующих конкурсах:
- «Русский медвежонок»- принимали участие 4 человека
- Районный конкурс «Пасхальная неделя» в номинациях «Пасхальная открытка» и «Самое красивое пасхальное яйцо».
- Школьный конкурс «Знатоки русского языка»
Детей, с отличающимися возможностями и наклонностями, старюсь вовлекать в предметные школьные кружки по интересам, где они смогут повысить свой интеллект. С одаренными детьми веду специальную работу по развитию логического мышления, творческих способностей. В своей работе нахожу оптимальный вариант методики обучения каждого ученика, для этого использую результаты диагностики уровня обучаемости и обученности, что позволяет организовать обучение ребёнка в зоне ближайшего развития и оказания ему минимально необходимой помощи со стороны учителя. Для этого:
- даю дополнение к заданию в виде схемы;
- помогаю найти алгоритм решения;
- указываю причинно-следственные связи, необходимые для выполнения задачи;
- предупреждаю о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах и др.
Грамотное использование интеллектуального потенциала учащихся и использование передовых педагогических технологий отражается на результативности обучения, динамике успеваемости.
Я считаю, что формирование контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников способствует развитию познавательного интереса у своих учеников. Для развития и поддержания интереса к изучаемым предметам использую дополнительный занимательный материал, дидактические и обучающие игры, элементы драматизации, сказочные персонажи, работу с ребусами и кроссвордами и т. д. Это оживляет материал урока, делает его более привлекательным и интересным, создаёт положительную мотивацию у учащихся.
В своей работе я использую различные методы оценки деятельности учащихся:
- индивидуальный подход в оценке знаний: выставление отметок и обоснование оценки смысл вижу в том, чтобы раскрыть позитивные стороны ответа, указать на отрицательные моменты и пути их исправления. Главное в индивидуальном подходе – поддержка с помощью оценочных суждений малейшего успеха ученика. Возможность дать любому ученику, даже самому отстающему, что он может хорошо учиться, что он способный.
- Коллективное обсуждение работы на уроке этот метод способствует формированию у учащихся умений анализировать деятельность других, видеть правильные ответы, замечать недостатки, высказывать собственное мнение. В ходе этого метода дети получают большой опыт (обсуждение, решение задач, чтение, природ.).
- Применение разноуровневых заданий на заданную оценку. Позволяет сформировать правильную самооценку у учащихся. Если ученик выбрал задание на «5» и не справился, он в следующий раз подумает, что ему выбрать.
Оценивание осуществляется на основе норм оценивания учащихся начальной школы.
Взаимодействие с классом на занятиях и вне его нельзя осуществлять без знаний индивидуальных особенностей каждого школьника.
Взаимодействие строго на полном взаимопонимании между учителем и учащимися, на взаимопомощи и взаимопереживании. Я стараюсь гуманизировать отношения между детьми в классе, воспитательные задачи способствуют формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, создаю ситуацию защищённости и эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребёнка. Это необходимо для создания партнёрских, доверительных отношений, которые в значительной степени влияют и на качество усвоения школьниками знаний.
Результатом такого сотрудничества является 60 % активность детей в различных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, а в учебной деятельности нет пропусков занятий без уважительных причин.
Постоянно работаю над повышением уровня профессионального мастерства. Прошла теоретическую и методическую подготовку на курсах повышения квалификации по:
- 2007г., сентябрь - педагогика и методика начального образования по теме: «Современное начальное образование: проблемы и перспективы»-72 час;
- 2010 г., март- «Актуальные вопросы курса преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Российской Федерации-72 час;
- 2010 г., апрель-семинар «Методическая работа учителя как необходимое условие осознанного выбора учебника, УМК в контексте стандартов нового поколения»;
- 2011г., курсы «Формирование единой информационной образовательной среды средствами ИС «Дневник. ру»- 12час;
- 2012 г., ноябрь- семинар «ФГОС. Создание образовательным учреждением условий для реализации основной образовательной программы начального общего образования»;
Участие в конкурсах педагогического мастерства – неотъемлемая часть моей работы. Подготовка к конкурсу – это кропотливая работа, требующая переосмысления своей деятельности, тщательного анализа положительных и отрицательных сторон своей работы. Она заставляет двигаться вперёд, не останавливаться на достигнутом. Приняла участие:
-районный конкурс «Урок здоровья»- первое место
-районный семейный конкурс «Пасхальная неделя» -первое место
-на методическом объединение внеклассное мероприятие «В гостях у Самовара»;
-открытые уроки для родителей и на методических объединениях;
-имею личную страничку на сайте «Про школу»
Провела открытые уроки:
2009 г - межшкольное методическое объединение – внеклассное мероприятие «В гостях у Самовара»;
2010 г- открытый урок (интегрированный) во 2 классе по литературному чтению/изобразительному искусству/музыке по теме «Русские писатели»;
2010 г,- Внеклассное мероприятие по литературному чтению «Потешный короб»;
2010 г - праздник , посвящённый 8 марта «Самая лучшая на свете…»;
2011 г- открытый урок по курсу ОРКиСЭ «Мне посчастливилось родиться…»;
2011г- выступление на методическом объединении «Проектная деятельность в классе»
2011 г., ноябрь, участие в районном семинаре учителей ОРКиСЭ (обмен опытом);
2012 г., февраль, районный мастер- класс «Добру откроем мы сердца»;
2012г., декабрь, школьный суточный сбор активистов, мастер- класс «Мир, который нужен мне…»;
Выступала на педагогических советах:
2010-2011 учебный год по проблеме «Использование элементов проектных и исследовательских методов в учебном процессе», на межшкольном методическом объединении по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».
2011-2012 учебный год по проблеме «Новые технологии воспитательного процесса как условия реализации концепции воспитательной работы в школе», на внутришкольном методическом объединении по теме «Механизм реализации новых государственных стандартов».
Поддержкой, опорой и первыми помощниками являются для меня родители моих учеников. В их лице я нашла единомышленников. Вся работа и жизнь класса планируется и проводится в тесном контакте с родителями, их мнение, запросы, пожелания и замечания учитываются как в плане воспитания, так и в вопросах успеваемости детей. Информация об учебных успехах и трудностях детей доводится до родителей через личную беседу и дневник ученика.
Некоторые родители недооценивают значимости процесса познания, для них становится важной только оценка, вследствие чего учебная мотивация детей сводится лишь к получению пятерок. Для того, чтобы преодолеть эти трудности, провожу активную разъяснительную работу среди родителей, привлекаю их к учебно-воспитательному процессу. Формы работы использую самые разнообразные: родительские собрания, беседы и консультации, лекции, совместные воспитательные мероприятия, тематические классные часы, экскурсии, спортивные соревнования, рейды с родительским комитетом по проверке режима дня школьников и бытовых условий жизни, содействие родителей в материально-техническом оснащении учебного кабинета.
Наиболее активных родителей поощряем грамотами и благодарственными письмами.
Большая часть родителей считает, что пока ребёнок в школе, они спокойны за него. Отношение родителей к школе позитивное.
Все уроки строить, используя информационные технологии, невозможно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но есть уроки, где компьютерные технологии необходимы. На сегодняшний день мною разработаны уроки с использованием презентаций, которые я создаю сама или пользуюсь теми, которые создавали коллеги. Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде, многие работы делаем вместе с детьми, каждый выполняет определённый вид работы. Так каждый понимает , что результат работы тоже зависит от него.
Воспитательную работу на уроке направляю на формирование культуры общения, умение общаться в группе, в коллективе, этических правил и норм, волевых качеств личности.
Вся эта работа в комплексе помогает добиваться стабильных результатов.
Анализируя результаты своей педагогической деятельности, качество знаний учащихся, пришла к выводу, что самым проблематичным предметом в этом плане является русский язык. Именно по родному русскому языку качество знаний детей ниже, чем, например по математике. Непросто даются детям в традиционной системе обучения и уроки развития речи, такие как написание сочинений и изложений.
На уроках русского языка по учебникам Т. Г. Рамзаевой учебный материал даётся в готовом виде, у ребёнка идёт нагрузка на память.
Большое количество детей при обучении по данным учебникам не могут применить свои знания на практике.
У выпускников школы куцые и стандартные сочинения. Учащиеся не привыкли свободно излагать свои мысли, они больше думают о том, как бы не допустить ошибку. В учебнике предложено много вариантов работы с текстом, но детям всё равно тяжело. Для лучшего результата использую такие виды работ: в центре листа раскраска главного героя(животное, человек и т.д.), далее с детьми составляем кластер (Приложение).Данная работа помогает детям справиться со сложной работой.
Считаю необходимым применение авторских рабочих тетрадей по математике, русскому языку и окружающему миру. Разнообразие творческих заданий, логических упражнений и задания тестового характера в значительной степени привлекают внимание детей.
Начиная со второго класса ведём с детьми тетрадь «Помогайку». В неё по предметам заносим таблицы, схемы, разборы, памятки. При выполнении задания самостоятельно или у доски дети при необходимости пользуются ей. Если ребёнок выполняет задание без неё, значит материал усвоен. Это важный знак в контроле обучения. К концу 4 класса даже слабые дети по схемам и анологии выполняют задания.
Особую роль отдаю самообразованию. После посещения казахско-российского педагогического марафона стала осваивать технологию «Обучение в сотрудничестве». Сотрудничество трактуется как идея совместной деятельности взрослого и детей в группе или команде. Такая форма работы удобна для уроков математики и русского языка. Работая в группе примерно одного уровня обучения даётся возможность уделить внимание каждому ребёнку, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании, слабые учащиеся получают возможность испытывать учебный успех.
В нашу жизнь вошли компьютеры, видео, интернет – это замечательно. Но дети стали больше сидеть у монитора, чем читать книги. В сельской и школьной библиотеке детской литературы очень мало. Книга в магазинах для сельского жителя дорогая, поэтому родители покупают её очень редко.
Хочу добиться в своей педагогической деятельности:
- высокого уровня начитанности и качества чтения детей, расширить их читательский кругозор;
- при помощи использования предметных рабочих тетрадей, тренировочных упражнений, тестовых заданий повысить качество успеваемости на максимальный уровень;
- в совершенстве овладеть технологией «Обучение в сотрудничестве»;
- с детьми продолжить работу над методами проектов;
« Интерес к учению появляется тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без вдохновения учение превращается для детей в тягость.» В.А. Сухомлинский.
Для своей профессиональной деятельности мне необходимо в совершенстве овладеть ИКТ, т.к. в 2014-2015 учебном году начитаю работать по стандартам II поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ учителя начальных классов
Самоанализ работы учителя начальных классов...
Самоанализ учителя
Презентация по методической теме "Работа над выразительными средствами языка на уроках чтения."...
Самоанализ учителя начальных классов
На своих уроках применяю такие методы как наблюдение, сравнение, сопоставление сходных понятий и явлений, установление признаков общности и отличия, большое внимание уделяет практической направл...
Самоанализ учителя
Самоанализ учителя к уроку....
самоанализ учителя начальных классов
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов, в котором описаны достижения учителя и учеников, повышение педагогического мастерства и самообразования....
самоанализ учителя начальных классов
самоанализ учителя начальных классов за год...
Самоанализ учителя начальных классов
Примерный самоанализ деятельности учителя начальных классов...