Школа- мой творческий дом.
статья по теме

Мотивы выбора учительской профессии, собственные педагогические принципы и подходы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_-_moy_tvorcheskiy_dom.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Школа – мой творческий дом.

Сюда я спешу каждое утро. Прихожу, чтобы нескончаемое действо, объединяющее обучение и воспитание детей, продолжалось. Я бережно храню свое мироощущение, чтобы, не расплескав его, передать моим ученикам. Ведь каждый день начинается по-особому. Перемена погоды, интересные события, происшедшие в стране и рядом с нами, все это нужно скорее обсудить, окунуться в мир красок и звуков, и отсюда, из реального, перекинуть мостик к условному, - к словам и цифрам, к понятиям, расшифровывающим сложную, но всегда интересную жизнь.

Храм науки обязан быть творческой лабораторией, домом - собирателем всего лучшего, накопленного человечеством и каждым из неравнодушных людей. А других и не должно быть среди учителей, педагогов. Свежие идеи, находки, озарения, способные хоть немного улучшить учебный и воспитательный процесс, могут стать новой идеологией, социальной, моральной, какой угодно, но положительной установкой для одного урока, или цикла занятий. Нужно лишь ухватиться за нее, эту птицу, несущую радость познания.

Поэтому главноедля начальной школы, я считаю,– это быть в постоянном поиске. Какнам сегодня сделать так, чтобы ребенку самому захотелось изучать эти не интересные, порой нудные, бесконечные правила, законы, по сути - прописные истины, но без которых ему не обойтись? Рядом с Ним протекает целая Река Времени, принадлежащая Ему одному, а учитель предлагает тратить драгоценные часы на какие-то скучные занятия! Да еще задает на дом! Малыш уже давно освоил мобильный телефон с Интернетом. Там есть готовые ответы. Там живые картинки, от которых дух захватывает…

    В каждом доме, прежде всего, должно быть тепло и уютно. В школьной реальности эти понятиягораздо шире и объемнее. От улыбки поощрительной, искренней доброжелательности зависит начало успеха. В моем классе всегда царит авторитет уважения. Я стараюсь быть другом и помощником каждому своему ученику. Их домашний опыт предполагает зависимость от взрослых, от настроения родителей, от условий быта и достатка в семье, от степени образованности и культуры. Переучивать, переделывать заново всегдаочень сложно. «Домашняя заготовка» нуждается в бережном на нее воздействии. Грубый инструмент здесь не подходит. Класс состоит их индивидуумов. Вот и решай одну на всех задачу! У каждого собственное представление о необходимости даже просто начать работу. Зевает не выспавшийся, вертится уже успевший устать. Каждый ребенок, прежде всего, помнит о себе, думает о собственном комфорте. Где проходит черта, отделяющая личность от коллектива? Думай, учитель! Промытые цветы смотрят на тебя из горшков, ждут твоего решения плакаты и схемы, развешанные на стенах. Вихрастые головки, косички и бантики, склоненные над тетрадками. Пусть мой дом, мой уважаемый храм науки, моя, надеюсь, творческая лаборатория, волшебная комната станет домом для моих учеников!

   «Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения», - так писал великий педагог В.А.Сухомлинский. Это понятно. А еще есть любовь, которая, по мнению Евгения Богата, «движет солнце и светила», есть полная самоотдача, которые тоже должны прийти на помощь учителю. Чтобы его кропотливый труд, постоянное самосовершенствование и честный самоанализ стали опорой, несущей конструкцией. «Соткан мир твой из чудес, и пусть они сбудутся», говорю я себе и приступаю к уроку.

   Сегодня мои дети стали старше. Я напоминаю им об этом. Расти необходимо каждый день. И верить в собственные силы тоже. Психологи подсказывают, учитель исполняет. «Если вы ничего не узнали нового, не сделали полезного, не помогли никому и не сказали доброго слова, ваш день прошел впустую». Я в очередной раз обязательно скажу ребятам о смысле жизни, не дожидаясь классного часа. Повторять необходимо не только предмет изучения, но и вводные постулаты. Мастерство учителя – это синтез  артиста и профи, освоившего курс науки обучать, режиссера и сценариста, импровизатора и слушателя. Овладеть всем спектром сразу очень трудно. Необходимо делать пробы, наброски, этюды. Мимика и жесты, тембр голоса и мелодичность также находят своих слушателей. Даже танец может пригодиться. Реакция на динамику подачи материала у каждого разная, смотреть в глаза ученику необходимо, соизмеряя и подмечая. Ах, как прекрасен миг понимания! Вот оно счастье!

Школа – удивительное место на Земле. Любое государство начинается с образования. Но чтобы это понимать, нужно быть учителем, на себе испытывать все несовершенство мира и пытаться сделать его лучше. Хотя бы для своих учеников. Когда мне удается растормошить, встряхнуть ребенка, оторвать его от обыденной, скучной, серой действительности, окружающей наш маленький поселок, увлечь своим предметом, я счастлива. Значит, мой родной дом, моя любимая школа, в которой я живу, - именно живу, а не работаю, - чего-то стоит.

   За недолгие годы нахождения в профессии учителя, я успела заметить, что дети всегда остаются детьми. Их нельзя обманывать, изнурять нотациями, грубо требовать подчинения себе. Мир ребенка – болезненное повторение их родителей. Видеть маленького человека в спектре его проблем, слышать его, замечать перемены, происходящие в нем каждый день, значит, сделать шаг ему навстречу. Бывает даже в ущерб учебному процессу. Но для воспитания это будет благом, и тебе воздастся. Пусть и не сразу, но можно и слезы обратить в цветы. Хотя тонкая материя взаимопонимания не всегда выдерживает каждодневные нагрузки. Бывают и срывы. Наши сегодняшние дети очень подвержены стрессам, ведь их семейные устои не вписываются в общепринятые представления об идеале. Мальчики и девочки иногда приходят в школу в состоянии нервного срыва. Вот здесь и нужен опыт, без которого учителю не справиться со своими обязанностями. Тонкий нюх следопыта-исследователя, психолога и духовника должен преследовать каждый шаг учителя. Другого не придумать. Все методики рассыпаются в прах, если не видеть, кто перед тобой сидит на уроке, не разглядеть личности.    Дети всегда понимают и ощущают больше, чем  кажется,  на первый взгляд. Они, несомненно, заслуживают и большего уважения и доверия, чем принято в учительской среде. Искренность – единственное оружие учителя, вставшего на путь творчества на своих уроках. Да и не только. Она нужна всегда. Трудная задача у педагога – совместить доброту и требовательность. Необходимость поиска в достижении цели остается единицей постоянной. Но любое уравнение решается. Идущий, найдет ответ.

    Педагог всегда в поле зрения законов, его деятельность регламентирована. Требования меняются. Я и мои коллеги обязаны следовать методикам и рекомендациям, соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам.

Изменения, происходящие сегодня в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения госстандартов. Перед учителем поставлены оперативные задачи: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования практически не меняется, но существенно изменяется роль учителя, которому необходимо выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Мне это понятно и без введения новаций. Я, как учитель должна ,не только четко представлять себе, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобымои ученики сами задавались вопросами: «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьникомконкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Необходимо обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Главная задача – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.Используя активные методы обучения, помочьразвитию мотивации к обучению, раскрыть наилучшие стороны ученика, научить его самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету,  активизировать коммуникативные навыки, повышать  его  учебно-информационные и учебно-организационных умения.

     Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Их много, они сложны. Дети начальной школы имеют свои особенности, порой они не могут совладать со своими эмоциями и на уроках создается вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем. Я думаю, что эти методы лучше вводить постепенно, воспитывая в учащихся, прежде всего, культуру дискуссии и сотрудничества; к тому же, применять данные методики рекомендуется не обязательно все и на каждом уроке. Таким образом, использование активных методов обучения предполагает обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но, как и в любой методике, здесь есть свои особенности. Применять их или нет, это уже дело учителя.

    Мой дом, моя школа, иногда становитсянеформальной «творческой мастерской». Это происходит на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. Дети готовят рисунки на заданную тему, пишут сочинения, подбирают пословицы. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект. Дети пыхтят, усердно что-то рисуют, вырезают из бумаги нужные им предметы и фигурки. Именно в ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую мастерскую. В конце урока обязательно появляются интересные творения.

А вот еще пример из моей практики. Внешкольная систематическая деятельность учителя так же является продолжением уроков, они неразрывно связаны. Все наши беседы, классные часы, различные мероприятия, экскурсии, поездки легко протекают в русле будущих занятий, соединяясьв главное – большой диалог на высоком духовном и нравственном уровне. С любого места его можно продолжить и применить к любому уроку. Важное условие – желание самого учителя. Желание постоянно вести этот диалог, не давая себе поблажки.  Ведь нельзя быть учителем наполовину. Далеко за порогом класса он обязан продолжать свои уроки. Иначе разорвется цепочка. Ученик и его родители не должны видеть растерянное лицо, опустошенные глаза, сомнения в правильности выбранной позиции. Особенно в сегодняшние неспокойные дни, когда любой школьный предмет, любая дисциплина подвергаются ревизии. Духовная и нравственная составляющие нашего труда не позволяют расслабиться, ни в быту, ни в труде. Учитель обязан быть примером во всем. Это образ жизни.

Ведь я - не просто учитель. Я - лицо государства. Мне доверено самое дорогое, что у него есть - дети. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с наставником, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Это я незримо присутствую в семье каждого ученика. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители?

      Думаю, что учителю нужно чаще напоминать самому себе, что он должен при любых обстоятельствах ценить чувство собственного достоинства ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей ответственности и стойкости, справедливости и чести, умению отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле.

      А еще нужно просто любить свою работу. “Работа – лучший способ наслаждаться жизнью”, - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников.

    Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза  моих учеников. Пусть он запомнится, как еще один светлый и радостный день в их жизни. День, проведенный в гостеприимном, радушном доме, который обязательно и для них станет любимым домом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»

Проблема усвоения  слов с непроверяемыми написаниями   близка всем учителям  начальных классов. От того, насколько  полно будут сформированы  навыки правописания в ...

«ШКОЛА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Программа   платной  образовательной  услуги  по  курсу  «ШКОЛА  РАЗВИТИЯ  ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ»...

Презентация "Проектная деятельность в начальной школе". Работа творческой группы учителей ГБОУ СОШ №603.

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе....

УМК «Школа России», учебник «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок по развитию речи (русский язык) в классе – комплекте. (3, 4 класс.) Дата: 19 мая 2017г. Личностно-ориентированная технология «Творческая мастерская» (тип – творческого письма)

Урок для малокомплектной начальной школы по предмету «Русский язык» (развитие речи) на тему «Повторение. Составление предложений (3 кл), текста (4 кл) на тему «Родина», на котором ключевым мом...

Учебный проект с элементами исследовательской деятельности как способ приобщения учащихся начальной школы к творческой деятельности.

1. Психологи и педагоги о психологии творчества и специальных способностей.2. Как подготовить и презентовать учебный проект с элементами исследовтельской деятельности в 4 классе по УМК "Планета з...

«Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся начальной школы»

Выделяют способности учебные и творческие. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые - создание предметов ма...