Зимний сад.
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
МКОУ Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1
г. Калач, Воронежской области
Проект озеленения интерьера школы «Зимний сад».
Учреждение: МКОУ Калачеевская СОШ №1
Объект: фойе МКОУ Калачеевская СОШ №1
Период внедрения проекта: 2012 – 2015 г.
Координатор проекта: Ивонина Тамара Викторовна, директор
МКОУ Калачеевская СОШ №1
Руководитель проекта: Мельникова Ирина Михайловна, учитель начальных классов
Партнёры:
- совет старшеклассников
- учителя
- Управляющий совет школы
Люди с давних пор украшают своё жилище живыми растениями. Этот обычай возник в странах с холодной зимой. Сначала в комнатах в зимнее время выращивали лекарственные растения – людям хотелось, чтобы они всегда были под рукой. Потом стали выращивать растения ради красоты.
Комнатные растения – наши «зелёные друзья», они вселяют веру в свои силы, радуют наш глаз, напоминают нам о великолепии весны, тёплом дыхании лета и золотой осени, ласкают своими яркими красками.
Особенно хороши комнатные растения зимой, когда вьюги и метели наносят сугробы снега, когда за окном льёт дождь и холодный ветер качает голые ветви деревьев, буйство зелени и цвета порождает острое ощущение праздника.
Большую часть года школьники проводят в помещении школы, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную.
Растениям принадлежит важная роль в улучшении среды, окружающей человека. Они положительно влияют на микроклимат помещения: снижают содержание углекислого газа в воздухе, повышают его влажность и обогащают кислородом, выделяют фитонциды (вещества, губительно действующие на микроорганизмы), смягчают шум, уменьшают запыленность. Цветы оказывают благотворное эмоциональное воздействие: красота и разнообразие форм и окраски влияют на чувства человека, помогают снять нервное и физическое напряжение.
Таким образом, актуальность проекта заключается в том, что:
- декоративные растения способствуют художественно-эстетической организации интерьера;
- выполняют санитарно-гигиенические и медико-биологические функции оздоровления среды (очищение и увлажнение воздуха, обогащение его кислородом, снижение содержания патогенной микрофлоры, погашение шума и т.д.);
- оказывают положительное психофизиологическое действие на человека, способствуя отдыху от физических и нервных нагрузок.
С 2012 года мы разрабатываем проект «Озеленение внутреннего пространства школы». Цель этого проекта – озеленение школьного интерьера с использованием комнатных растений и создание зимнего сада в школе, способствующих повышению экологической культуры школьников и оказывающего положительное психофизиологическое действие на учащихся и учителей.
Задачи проекта:
- воспитание у детей бережного отношения к растениям;
- создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания взрослых и детей;
- внесение посильного вклада в улучшение внешнего вида школы;
- развитие фантазии школьников;
- научно – исследовательская работа.
Формирование экологической культуры современного человека невозможно осуществить только по учебникам, живое общение не заменит Интернет. Если исчезнут растения, то гордый венец природы – человек с его научно-техническим прогрессом тихо и незаметно уйдет с арены жизни за немногие недели. Вот почему в наше время становятся крайне важными пропаганда и популяризация знаний о природе и о растениях в частности. И чем раньше человек получит первый опыт познания окружающей природы, тем осознанней будет его отношение к ней.
У нас в школьных коридорах много зелёных уголков, однако, найти место, где можно отдохнуть, снять напряжение учебного дня, очень мало. К тому же зимой мы почти лишены возможности общаться с растениями. Мы решили, что если в школе будет зимний сад, то эти потери можно восполнить. Ребята круглый год смогут наслаждаться великолепием и благоуханием цветущих растений, испытывать комфорт – как раз в этом и состоит эстетическая прелесть зимнего сада.
Если в школе будет действовать зимний сад, то на его базе можно проводить разноплановую проектно-исследовательскую работу, использовать его для развития экологической компетенции учащихся, а также в качестве кабинета для релаксации (индивидуальные консультации психолога с учеником). В согласии с мнением психологов, считается, что зимний сад имеет крайне благотворное влияние на детскую психику и на развитие и формирование личности. Зимний сад никогда не наскучит и не надоест, это место всегда уместно при проведении откровенного, доверительного разговора с ребенком, при необходимости расслабиться и отдохнуть, снять напряженность и раздражительность. Заходя в зимний сад, даже в холодный период года, оказываешься, словно на солнечной полянке, среди множества цветущих и благоухающих растений. В такой обстановке хочется радоваться жизни и иметь положительный настрой.
Вот и решили выпускники 2012 года сделать школе такой подарок – создать зимний сад. Закипела работа: обсудили проект сада, составили смету, выбрали и закупили плошки, фигурки для сада. Почвенные смеси составляли сами, часть специального грунта (на основе торфа) закупали. Началась реконструкция помещения для зимнего сада.
Создание зимнего сада в помещениях для этого не предназначенных (в нашей школе именно такое помещение) довольно сложная задача. Комната должна быть ориентирована на юг, иметь большую площадь остекления, если это возможно, крыша тоже должна быть сделана под стекло. Таким образом, зимний сад планируется при проектировании здания. Наша школа была построена в 1983 году, и по проекту зимний сад в школе не предусматривался. В настоящее время зимний сад размещается в фойе первого этажа школы на северной стороне, имеет 2 достаточно больших окна. Условия сложные, но сад есть.
Фойе – входная зона имеет значение как пространство, формирующее представление об учебном заведении и настраивающее на рабочий лад. Ребенку, учителю, родителям важно почувствовать, что в школе их ждут. Фойе является также релаксационной зоной: здесь ученики могут отдохнуть после напряженной работы на уроке. Раньше у нас на этом месте располагалась раздевалка для учащихся начальной школы, но со временем она стала пустовать. Её разобрали, поменяли дизайн стен, приобрели стойки для цветов, добавили четыре лампы дневного освещения. При наличии достаточного освещения и соблюдения температурного режима в фойе можно разместить большие цветочные контейнеры прямо на полу. Но возникает проблема. Трудно уберечь растения от повреждений по неосторожности.
Мы решили разделить помещение на «зеленую зону» и «зону передвижения».
Одну зону от другой отделили таким образом, чтобы не загромождать пространство. Для этого установили специальные решетки - ограждения, которые не только улучшают внешний вид помещения, но и защищают растения от повреждений. А скамейки с противоположной стороны создают условия для отдыха и общения в свободное от уроков время.
Оформление зимнего сада должно учитывать особенности данного помещения. Уютно должно быть растениям в первую очередь. Вот тут – то и возникла другая проблема – холодный пол (переохлаждение губительно для корневой системы). Эту проблему решили с помощью пенопластовых подставок.
Зимний сад – это искусственный ландшафт, поэтому его создание требует не только знания биологии растений, но и основ ландшафтного дизайна. Конечно, главный декоративный элемент зимнего сада – растения. Но для подчеркивания их красоты, создания рельефа, используются также и другие материалы – природный и искусственный камень, декоративная галька, сухие стволы деревьев, коряги. Сказочная избушка на курьих ножках (сделана из природных материалов) занимает самый тёмный угол сада. Это не просто декоративный элемент, а поддержка и опора для экзотических растений. Естественно выглядит среди камней и коряг папоротник.
В нашем зимнем саду установлен фонтанчик, так как цветам нужна определенная влажность воздуха. Мы старались собрать такие растения, которые помогли бы учащимся сохранить своё здоровье. В сад вселились его обитатели: фикусы, папоротники, драцены, спатифиллумы, камнеломки, монстера, филодендрон, каланхоэ, зигокактусы, бегонии, эухарис, каллы, хлорофитумы и другие. Сочетание красивых композиций растений и фитонцидов, которые они выделяют, журчание воды из фонтанчика, способствует укреплению нашего здоровья. Как здорово очутиться среди цветущих растений зимой, они поднимают наше настроение, успокаивают.
Мы знаем, что комнатные растения издавна используются человеком для лечения различных заболеваний. Поэтому растения зимнего сада разделили на 2 группы:
1 группа – растения, которые обладают яркими декоративными признаками (крупные, интересно окрашенные листья, цветущие) так как вид этих растений поднимает настроение, снимает стресс, что имеет большое значение для здоровья.
2 группа – растения, выделяющие фитонциды.
Фитонциды - это летучие целебные вещества, выделяемые растениями, убивающие токсины и болезнетворные микробы, которыми обычно полон воздух. Одна из важнейших особенностей фитонцидов – специфичность их действия. Даже в микроскопических дозах они могут задерживать рост и размножение одних микроорганизмов, стимулировать рост других и играть существенную роль в регулировании состава микрофлоры воздуха, почвы и воды. Некоторые комнатные растения, которые выделяют фитонциды и оказывают влияние на человека, мы поселили в зимнем саду (хлорофитум хохлатый, фикус каучуконосный, фикус Бенджамина, диффенбахия, герань (пеларгония), кактусы, столетник алоэ, каланхоэ перистое). Все они способствуют оздоровлению воздуха, которым дышат учащиеся.
Составляется каталог школьных растений с использованием фотоматериалов. Ухаживают за растениями ученики школы под наблюдением руководителя (Мельниковой Ирины Михайловны). Надеемся наладить сотрудничество с цветоводами из других школ.
Зимний сад является базой для проведения практических и научно – исследовательских работ.
Комнатные растения – это символ жизненной устойчивости. Наш зимний сад так же является символом устойчивости школы, её гордостью!
Использование Интернет-источников:
- http://www.slideshare.net/ssuser1496ff/ss-7570762
- http://sadivo.com.ua/content/25.html
- http://www.nature-home.ru/zimniysad.html
- http://www.rmnt.ru/story/interior/372668.htm
- http://best-stroy.ru/articles/zimniy-sad-v-kvartire-svoimi-rukami_2277
Список используемой литературы:
- М. А .Бурдейный. «Освещение сада». Фитон+, 2008 г.
- Б. Карена, А. Розмари. «Дизайн сада. Профессиональный подход». М.: «Кладезь»,2006г.
- К. Лезина, В. Чуб. Комнатные растения. М.: ЭКМО – ПРЕСС,1999г.
- Г.К. Тавлинова, изд.4, исп. и доп. СПБ.: Диамант,1999 г.
- Д – р Д.Г. Хессайон «Всё о комнатных растениях». М.: «Кладезь – Букс»,2000г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зимнее утро. Зимний вечер.
Презентация к уроку музыки по теме "Зимнее утро. Зимний вечер"....
Электронная книжка стихов-загадок о зимних видах спорта "Олимпийская зимняя сказка"
В 15-ти стихотворных загадках даются краткие характеристики и некоторые интересные моменты из олимпийских зимних видов спорта. Предполагается, что в конце каждой загадки ребенок-слушатель, сообразно р...
Сценарий учебно-воспитательного мероприятия «Малые Зимние Олимпийские игры. День Зимних именинников в 3 классе»
Сценарий проведения Малых Олимпийский игр, совмещённых с празднованием дня Зимних именинников в 3 классе. Праздник раскрывает историю возникновения олимпийских игр в древности и особенности их проведе...
Урок коми языка в 4 классе на тему "Зимние месяцы. Зимние забавы"
Целью данного урока является введение новой лексической единицы по теме "Зимние месяцы. Зимние забавы". Предметные умения: ученик научится произносить и различать на слух названия зимних месяцев,...
Презентация на тему "Зимние пейзажи в зимних рисунках"
Презентация для уроков изо в начальной школе...
Зимний оздоровительный праздник "Зимние забавы"
Праздник - соревнование проводилось в честь Дня защитника Отечества с целью укрепления физической выносливости детей, воспитания интереса к спорту, способствовать сплочению родительс...
Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться со стихотворением «...