Опыт работы
материал на тему

Ванян Наталья Владимировна

   Основной целью данной методической разработки является анализ использования ИКТ в образовательном процессе, с целью повышения познавательной мотивации младших школьников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.odt65.15 КБ

Предварительный просмотр:


БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ

ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ

учителя начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №6»

г. Щекино

Ванян Натальи Владимировны

Тема опыта:

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе как фактор повышения обученности младших школьников

2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….. ГЛАВА 1. Теоретические аспекты использования ИКТ

                   в начальной школе

  • Использование информационных технологий в обучении

младших школьников ………………………………………………..

1.2.  Основные  направления  информатизации  начального  

образования…………………………………………………………….........

1.3.  Использование компьютеров в учебном процессе……………….....

1.4.  Использование  интерактивной  доски на  уроках…………………

1.4.1. Создание  флипчартов……………………………………………….

1.5. Активизация  познавательной  деятельности и познавательной

 мотивации младших школьников   ……………………………………….

ГЛАВА II. Методика использования ИКТ в начальной школе

2.1. Использование ИКТ в учебном процессе ……………………………

2.2. Методы обучения с использованием ИКТ, применяемые в

 начальных классах…………………………………………………………

2.3. Анализ  результатов ………………………………………………… .

        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

                                     

                                                 ВВЕДЕНИЕ

«Довольствуйся настоящим,

но стремись к лучшему»

Сократ

   Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что образование - это непрерывный процесс.  

   В концепции модернизации Российского образования сказано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования. Информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование – для всех и новое качество образования – каждому.

   В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации реализуется программа компьютеризации городских и сельских общеобразовательных учреждений, предусматривающая целый ряд организационно-методических мероприятий по использованию современных информационных технологий при изучении различных школьных предметов. Министерство образования РФ совместно с национальным фондом подготовки кадров приступило в России к реализации грандиозного проекта информатизации системы образования. В рамках этого проекта предусмотрено создание информационных ресурсов для школьного образования, а также организация межшкольных методических центров ММЦ,  которые будут передавать учителям опыт работы с ИКТ,  и знакомить педагогов с новыми образовательными разработками. Все эти меры должны обеспечить прорыв Российского образования в области информационных технологий.     Использование ИКТ в образовании  является одним из важнейших направлений развития информационного общества и обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  Школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), широкое применение которых создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным ученикам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, увлекательным, следовательно, способствует развитию познавательной мотивации.

    В начальной школе происходит смена приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными  компьютерными технологиями и способность применять полученную с их помощью информацию  для дальнейшего самообразования.

    Современное общество характеризуется стремительным увеличением объема знаний. Соответственно, с каждым годом  увеличивается количество учебного материала, который должны освоить школьники. Растущий объем информации неизбежно встречает препятствие в виде ограниченного количества часов, отводимых на его изучение. Выход – интенсификация обучения. Применение информационных технологий дает возможность освоить большее количество знаний. И вот тут свою миссию может и должен выполнить учитель.

   Еще одна немаловажная проблема современного образования – потеря интереса к учению у школьников. Внедрение ИКТ, применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, что приводит к развитию у ребят устойчивого познавательного интереса к учению, способствует активизации их мыслительной деятельности и развитию креативных способностей.

     Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя разных стратегий обучения младших школьников, и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности;  
  • способствует осознанному усвоению знаний учащимися.  

    Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий  в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

   Основной целью данной методической разработки является анализ использования ИКТ в образовательном процессе, с целью повышения познавательной мотивации младших школьников.  

   Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

  • проанализировать литературу по использованию ИКТ в работе учителя начальных классов;
  • описать аспекты использования ИКТ в учебной и внеурочной деятельности;
  • проанализировать требования ФГОС начального общего образования по использованию ИКТ;
  • разработать систему применения ИКТ, обеспечивающую развитие познавательной мотивации младших школьников.

   Работая на протяжении ряда лет над проблемой внедрения новейших технологий, в том числе ИКТ, в учебный процесс, повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Назрела объективная необходимость разработки и внедрения в практику новой методики, способствующей повышению качества обучения.  

    В условиях гуманизации учебного процесса, социализации растущего человека, направленных на всестороннее развитие личности с активной жизненной позицией, актуальность темы моего опыта значительно повысилась.

   Новизна моего опыта заключается в усовершенствовании, т.е. модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известных методов, средств обучения и воспитания.

    Сейчас выигрывает тот учитель, который не только даёт базовые знания ученикам, но и может направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят устойчивого интереса к учению перед учителем стоит задача: сделать урок интересным, насыщенным и занимательным, т.е. урок должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, вызывающие интерес у школьников к учебному предмету и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию способностей учеников.

   Данный опыт дает простор для творческого подхода учителя ко всем видам работы. Он требует существенной перестройки самого учителя, побуждает к постоянному поиску, повышает уровень знаний, заставляет всегда помнить о том, что ребенок должен чувствовать себя на уроке исследователем, творцом и находиться при этом в интересной и доброй атмосфере.

   Эта работа трудоемкая, аналитическая, требует от учителя знаний психологии, хорошей методической подготовки, творческого задора, стремления к самосовершенствованию, что в свою очередь, способствует творческому росту учителя и ставит его на более высокую профессиональную ступень.

 

                                  

                                        ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Теоретические аспекты использования ИКТ в начальной школе

1.1. Использование информационных технологий в обучении младших школьников

   XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. Применение новых и новейших информационных средств, приводит к появлению в педагогике новых понятий.

   Когда компьютеры стали использоваться в образовании, появился термин новые информационные технологии (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин информационно-коммуникационные технологии – ИКТ. Исходя из того, что информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации, главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в  учебной деятельности.

     Использование применяемых в сфере образования ИКТ  направлено на реализацию следующих задач:

  • поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
  • поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося

      в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

  • реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Отсюда следуют цели использования ИКТ:

  • повысить мотивацию обучения;
  • повысить эффективность процесса обучения;
  • способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
  • совершенствовать методики проведения уроков;
  • своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
  • планировать и систематизировать свою работу;
  • использовать, как средство самообразования;
  • качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

   Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

  Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей.

    Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.

   Образовательные средства ИКТ можно классифицировать:

  • По решаемым педагогическим задачам:
  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники,     обучающие системы, системы контроля знаний);
  • средства практической подготовки (задачники, практикумы и т.д.);
  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари и т.д.);
  • комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
  • По функциям в организации образовательного процесса:
  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания и т.д.);
  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
  • поисковые (каталоги, поисковые системы).
  • По типу информации: электронные и информационные ресурсы:
  • с текстовой информацией;
  • с визуальной информацией;
  • с аудиоинформацией;
  • с аудио- и видеоинформацией;
  • с комбинированной информацией.
  • По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
  • урочные;
  • внеурочные.

Выделяют несколько аспектов применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе:  

  • содержательный,
  • учебно-методический,
  • организационный;
  • контрольно-оценочный;
  • мотивационный;

Возможности  ИКТ: 

  • применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию    обучения, активизирует   познавательную деятельность учащихся;
  • использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;
    повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
  • обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация);
  •  расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности;  
  • обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

   А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.     Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами.  

  По данным исследований, ученики запоминают только 20% того, что они видят,  30%  того, что они слышат, запоминают 50% того, что видят и слышат, и целых 80%  того, что они видят, слышат, и делают одновременно, если ученик привлечен к активным действиям в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.
  Благодаря использованию  ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся.

  Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, следует соблюдать заповедь «НЕ НАВРЕДИ!».

  Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Обучение младших школьников с компьютерной поддержкой регулируется сейчас двумя требованиями – гигиеническими и учебными.

  Существуют специальные требования современного санитарного законодательства.  Для профилактики зрительного и общего утомления, на уроках необходимо соблюдать специальные рекомендации. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носить щадящий характер.

  •  Основные  направления  информатизации  начального  образования

   Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:

  • использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование Интернет-ресурсов, и т. д.);
  • введение учебного курса «Информатика» как учебного или внеурочного предмета для младших школьников;
  • проведение урока с использованием информационных технологий (ИТ) (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

 

  • Использование компьютеров в учебном процессе  

                               

   Преподавание в начальной школе языка, математики, естествознания даже в наше информативно насыщенное время часто проводятся почти при полном отсутствии наглядности. Компьютер может быть на уроке и тренажером, и средством подвижной наглядности, и хранителем информации, и средством контроля и мониторинга.

  Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора, позволяет удерживать внимание в течение всего урока. При этом восприятие носит не созерцательный характер, а мобилизующий, так как, то, что происходит на экране, требует ответной реакции.

  Изготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.

   Использование компьютера в учебном процессе – это попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

   Особенностью компьютерного обучения является пошаговая последовательность самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.

   Таким образом, применение компьютера в начальной школе позволяет решить ряд проблем в обучении. Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в школьном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. Его цели – научиться складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте. Трудность в том, что дети становятся все более инфантильными, поэтому и эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему.

   Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры –  откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.

   Во-вторых, обучение в начальной школе – это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Перед учителем стоит ответственная задача – добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. В результате, большая часть учащихся, достаточно активно работает на уроке. Общеизвестны проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Одним из способов успешного обучения этих категорий учащихся может быть применение компьютерных обучающих систем на уроке. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать за компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижение класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.

   В-третьих, применение на уроках компьютерных тестов позволит учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразным.

  • Использование  интерактивной  доски на  уроках

   

   Требованием нашего времени является применение на уроках новейших технологий и интерактивного оборудования. Современный учитель не может, как раньше, пользоваться только мелом и учебником, необходимо овладеть передовыми технологиями. Всем уже давным-давно надоели обычные школьные доски с мелом, который пачкает одежду, руки и личные вещи. Тем более что новому поколению нравится осваивать новые технические изобретения.

     Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся в современном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» — «взаимный», «act» — «действовать»).

     Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Эта форма организации подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.  

     Необходимым помощником преподавателей  в реализации интерактивного обучения являются современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В профессиональных кругах уже устоялся термин образовательные информационные технологии (ОИТ) – область ИКТ, направленная на решение задач информатизации учебного процесса. Для качественного изменения образовательного процесса с использованием ИКТ необходимым условием является наличие интерактивной доски.      

     Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение, легко вовлекать их в учебный процесс.

     Использование интерактивной доски даёт возможность реализовать один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. У преподавателя появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и, таким образом, создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом, написанное на интерактивной доске, может передаваться учащимся, сохраняться на магнитных носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте. Всю работу, проведённую в ходе урока, можно сохранять в компьютере, для последующего использования.

    Запас изобразительного материала при подготовке к уроку безграничен. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним. Благодаря размерам интерактивной доски, изображения видны всему классу.  

   Так, например, в первом классе учащиеся овладевают очень сложными для них графическими навыками, учатся ориентироваться на тетрадном листе, рабочей строке. Учитель, отсканировав страницу тетради или страницу прописи, имеет возможность показать строку, клетку, правильный приём или образец работы сразу всему классу. Это снимает возможность подходить к каждому  ученику и показывать место работы. Дети сами могут попробовать написать и сравнить с образцом. Благодаря наглядности и интерактивности изучаемого материала, весь класс вовлекается в активную работу.    

    При использовании интерактивной  доски не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов,  разлиновку доски, запись новых упражнений, не тратится время и на очистку доски, как раньше. Эти «мелочи» позволяют значительно ускорить темп урока, делают работу на уроке более динамичной.

    Работая на интерактивной доске, можно переместить любой объект по площади доски (инструмент «выделенный элемент»). На обычной школьной доске такого же эффекта можно было бы добиться, написав слова на карточках или вырезав картинки и прикрепив их к доске магнитами.  

    Для учителей, начинающих использовать с ИД, разработка уроков – достаточно трудоемкий процесс, предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Но значительно облегчают работу учителя уже готовые цифровые образовательные ресурсы. Таких программ уже разработано достаточное количество в интернете.    

    На уроках в начальной школе большое место отводится игре, так как игровая деятельность для детей 6–8 лет является ведущей. Интерактивная доска в начальной школе – это ещё и увлекательная обучающая игра, сопровождаемая звуками и видеоэффектами. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных» палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу. Поэтому при работе с интерактивной доской в классе не остаётся равнодушных детей, создаются условия для активной мыслительной деятельности. Работа с интерактивной доской не требует специальных знаний и навыков от учащихся. Учащиеся активно работают на уроках, когда используется ИД. Ребятам очень нравится писать «волшебными» ручками, рисовать, используя разнообразие цветов, доступных на ИД. Учащиеся могут легко нарисовать любую геометрическую фигуру, не используя при этом ни линейки, ни циркуля, поворачивать объекты, вырезать или вставлять слова. Особенно нравится малышам  «лупа», которая создается с помощью инструмента «волшебные чернила». Действия на доске завораживают малышей, ученики не отвлекаются на таких уроках, становятся собранными, внимательными. Они уверенно чувствуют себя у интерактивной доски, потому что знают, если  сделают ошибку, то могут  стереть неправильную часть или отменить действие. Более того, ребятам это интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока. Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, детям становится интересно учиться.

   Так же на уроках возможен выход в Интернет,  где учащиеся могут самостоятельно получить новую информацию.    

   Использование интерактивной доски позволяет сделать уроки более живыми, интересными, наглядными и красочными, позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию, предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в аудитории, помогает сэкономить время примерно на 25%, благодаря чему остается время для изучения дополнительного материала по теме, анализа практических задач. Благодаря подаче материала с помощью интерактивной доски, учащиеся лучше и быстрее усваивают новый материал, так как все сказанное сразу подтверждается наглядно: с помощью видео, анимации, компьютерных моделей, которые имитируют физические процессы и других. Все это говорит о том, что процесс обучения с применением интерактивной доски гораздо эффективнее, чем процесс обучения с помощью традиционных форм проведения занятий.

 Преимущества  работы  с  интерактивными  досками  для  преподавателей:

  • позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
  • поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
  • позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
  • позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
  • вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

 Преимущества  для  учащихся:

  • делает занятия интересными и развивает мотивацию;
  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  • учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  • позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

 При  работе  с  интерактивной  доской  возникают   некоторые  трудности:

  • наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение проблемы;
  • временные затраты на подготовку урока очень велики;
  • необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке, из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

   Несмотря на все сложности, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.

   Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но большинство учителей отмечают, что  ученики более заинтересованы и мотивированы на уроке, быстрее запоминают материал. Интерактивная доска повышает качество уроков, что также экономит время учителя, ведь ему не придется объяснять один и тот же материал дважды.

   Исследования американских ученых в оценке эффективности использования технологий ActivClassroom показали, что применение интерактивных технологий на результаты обучения  на 17 %  выше. В исследованиях принимали участие учителя, которые дали 85 уроков с применением интерактивных технологий по разным темам и 85 уроков по тем же темам, но без применения интерактивных технологий. А если учитель использовал технологию до 75 % времени урока, то результаты обучения оказались ещё выше: не 17 %, а 29 %.

   Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.

   Таким образом, используя интерактивную доску, можно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.

   Но стоит помнить – доска не может быть использована как демонстрационный материал в течение всего урока! Планировать уроки надо так, чтобы ребята работали с интерактивной доской не более 10 – 20 минут.

1.4.1. Создание  флипчартов

   Флипчарт – ряд полезных страниц, созданных для урока с помощью библиотеки ресурсов. Флипчарт можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а флипчарты – как вспомогательные, используемые преподавателем на уроке и требующие его комментариев и дополнений. Под флипчартом мы понимаем логически связанную последовательность страниц, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.

   По сравнению с традиционной формой ведения урока использование флипчарта высвобождает большое количество времени, которое можно использовать для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний обучающихся, повторения пройденного материала.

   При подготовке флипчартов необходимо руководствоваться принципами оптимизации подачи материала: не злоупотреблять ненужной анимацией объектов, подбирать нейтральный фон, не раздражающий глаза.

    Основные принципы разработки флипчартов:

-  весь урок не должен быть «завязан» на флипчарте;

-  страницы флипчарта можно использовать во время объяснения, закрепления или для создания проблемной ситуации;

-  отбор материала для флипчарта должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.

1.5.  Активизация  познавательной  деятельности  и познавательной мотивации младших  школьников                                                                                                                                                                                        

      Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.          

      Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества,  внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно-ориентированной модели начального общего образования при переходе на государственные образовательные стандарты нового поколения.
   Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – это фундамент образования. И от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем выпускника в современном мире. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

    Перед учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого  можно достичь при помощи разнообразных технологий, в том числе, и информационно-коммуникационных.

   Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и психическому развитию ребенка. Следовательно, ИТК должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае, не подорвать здоровье. ИТК должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

  Проблема мотивации в психологии исследуется достаточно широко, она актуальна как в отечественной, так и в зарубежной психологии и является объектом научного интереса достаточно многих педагогов-исследователей. Мотивации, как одному из ведущих факторов любой деятельности, придавалось огромное значение с древних времен. В нашей стране вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные психологи как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.  Л.С. Выготский стал первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой, Г.И. Щукиной.

  По А.К. Марковой учебная мотивация – частный вид мотивации, включённой в деятельность учения, учебную деятельность. Мотив показывает, ради чего ребенок учится. Учебная мотивационная система, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Она определяется:

- самой образовательной системой;

- образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

- организацией образовательного процесса;

- субъектными особенностями обучающегося  (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т.д.);

- субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу, и спецификой учебного предмета.
Мотивационный компонент учения оказывается динамичным, что создает благоприятные условия для управления этой стороной деятельности ребенка. Динамичность мотивации таит в себе и опасность. Как отмечает А.К.Маркова, «если не управлять ею, наблюдается снижение ее уровня».

  Сила мотивации оказывает непосредственное влияние на успешность деятельности: постоянное нарастание силы познавательной мотивации приводит к повышению результативности учебной деятельности.  

  Одним из путей, способных интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения является внедрение новых информационно-коммуникационных технологий.

Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяют развивать познавательную мотивацию учащихся:

  • Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, анимации, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.  
  • Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию младших школьников к обучению, за счёт смены видов деятельности, необычности, яркости, насыщенности, динамичности урока.
  • Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
  • ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. В том числе и самостоятельное получение учащимися дополнительных знаний.
  • ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. ИКТ позволяет сделать это процесс более индивидуализированным.
  •  Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.  

 Кроме того, информационно-компьютерные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможности применения проектного метода обучения.

2. Методика использования ИКТ в начальной школе

 2.1.  Использование ИКТ  в учебном процессе

   «В школе дети должны получать возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире»

Д. А. Медведев

    За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире  в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умение самостоятельно учиться, развитие творческих способностей.

    Внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным ученикам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, увлекательным, следовательно, способствует развитию познавательной мотивации.

 Между тем, опыт практического обучения и воспитания, психолого-педагогический мониторинг современной школы позволяет констатировать возрастание количества детей, которые уже на начальном этапе обучения испытывают значительные трудности. Они не справляются с темпом обучения, не успевают усваивать программный материал за отведенное время. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Кроме того, подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка учебной мотивации на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Именно поэтому важно найти те средства, которые бы позволили повернуть ученика «лицом» к учебной деятельности.

   В связи с этим мною была определена цель моего исследования: провести опытно-экспериментальную работу по развитию познавательной мотивации младших школьников путем активного использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

  Гипотеза исследования: применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе способствует усилению познавательной деятельности и мотивации учения младших школьников.

   Для проведения формирующего эксперимента была продумана система применения и форма организации работы с использованием ИКТ в начальной школе в условиях традиционной классно-урочной системы. Был проведен анализ и отбор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), применение которых стало доступно с появлением в школе Интернета. Оживить уроки, сделать их интересными, красивыми, интерактивными  и призваны  ЦОР, обширная коллекция которых создается специально в помощь учителям на сайте http://school-collection.edu.ru (Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов), которую я применяю в своей работе.

В нашем образовательном учреждении возможные следующие варианты использования средств ИКТ на уроках:

  • Урок с мультимедийной поддержкой – в классе есть один компьютер, проектор, экран, интерактивная доска.
  • Редкая возможность (по заранее составленному графику) проведения урока в компьютерном классе для индивидуальной  работы с компьютером или компьютерного тестирования. При этом нужно помнить о санитарных нормах, касающихся времени работы учащихся за компьютером. Затрудняется работа в классе с большим числом учеников.

На своих уроках  я использую ЦОР:

   • во время объяснения нового материала. Мною разработаны флипчарты для объяснения нового материала ,  презентации по разным предметам.  На своих уроках использую готовые программные продукты на компакт-дисках. Источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски. В первую очередь следует отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Это увлекательное путешествие в мир знаний. Живое интересное изложение, яркое красочное оформление, доступность в использовании – все это является незаменимым помощником в познании мира маленькими «почемучками». Энциклопедия содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» –  это более 10000 удивительных фактов и явлений, богатейшая сокровищница знаний обо всем.

   Например, на уроке риторики при изучении темы «Слушаем и выделяем непонятное», 2 класс, встретилось задание: прочитай стихотворение и выпиши непонятные тебе слова. Прямо на уроке мы «вышли» в Интернет, зашли на сайт «Мегаэнциклопедии Кирила и Мефодия» – Словари –  раздел «словарь живого великорусского языка В. И. Даля», находим нужное слово, читаем его толкование.

  • чтобы проверить степень усвоения материала учащимися. При закреплении многих тем использую флипчарты, презентации, обучающие компакт-диски. Например, на уроке русского языка, работая в компьютерном классе, выходим на сайт http://school-collection.edu.ru, затем на доске для учеников вывешиваю алгоритм нахождения карточки ресурсов. Называю номер карточки, ученики выполняют работу. После прохождения заданий, сразу появляется отметка. Если были ошибки, то ученик всегда может вернуться обратно и исправить допущенную ошибку. На данном сайте есть карточки ресурсов по различным предметам и классам.

  • для контроля и оценке знаний, умений и навыков. Для контроля я использую тесты, как на бумажных носителях, так и на интерактивных. Для своих учеников я создаю тесты в виде игры, что позволяет учащимся с увлечением выполнять их. Особенно интересно ребятам, когда компьютер выставит оценку, после решенного теста.

для домашних заданий, например, предложить ученику использовать информационные объекты в презентациях к сообщению (докладу, проекту).
 

   ЦОР дают учащимся возможность действительно научиться. Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным.

   Как показала практика, учащиеся увлечённо осваивают учебный материал, когда применяются информационно-коммуникационные технологии. При правильном подходе ИКТ усиливает их мотивацию. Кроме этого, активизирует внимание учащихся, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Развиваются навыки исследовательской деятельности, творческие и коммуникативные способности; формируется умение работать с информацией. ИКТ позволяет активно вовлечь учащихся в учебный процесс; качественно изменить контроль за деятельностью; приобщить школьника к достижениям личного характера, класса и информационного общества. У детей изменяется, отношение к компьютеру. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.

2.2. Методы обучения с использованием ИКТ, применяемые в начальных классах

Приведу примеры применения  ИКТ  на своих уроках:

   1. Уроки с применением мультимедийных презентаций.  Это  возможно, так как в классе, имеется ноутбук, подключенный к проектору, интерактивная доска. Организация усвоения учащимися информации идет путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти.

   2. Компьютерное тестирование помогает осуществить всесторонний (текущий, промежуточный, итоговый) контроль учебного процесса. Компьютер - помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся. Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы. Мною было замечено, что компьютерное тестирование, как и любое тестирование, дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать "работу над ошибками”   Всё чаще вместо контрольных работ стали вводится тестовые работы, где нужно из представленных нескольких вариантов выбрать один верный, да и количество заданий увеличилось в несколько раз. Поэтому, чтобы ученики успешно справлялись с заданиями, нужно проводить большую предварительную подготовку.   Я выбрала форму подготовки –  компьютерное тестирование.

   3. Творческие работы на компьютере.  Создание иллюстративных с помощью рисунков сочинений на бумаге традиционно для начальной школы. Использование возможностей ИКТ значительно расширяет возможности данной модели учебной деятельности. Принципиальной новизной для начальной школы является использование данной модели по развитию письменной речи учащихся через возможность многократного индивидуального и группового редактирования текста, что совершенно не возможно при работе с бумагой.

  4. Работа с электронными энциклопедиями. Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например: выбрав в электронной библиотеке имя автора, быстро найти нужное произведение, иллюстрацию или информацию из любой области знаний. Данная работа на первом этапе проводилась через отображение на экране всей последовательности операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности. Затем учащиеся индивидуально или в малых группах искали в энциклопедиях ответ на поставленный вопрос или необходимую для урока информацию.

  5. Творческая проектно-исследовательская деятельность. Ребёнок – исследователь по своей природе. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире Подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания, поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения. Начиная уже с 1 класса, ребята знакомы с новой формой работы — созданием проектов. Тематика проектов самая разнообразная:  затрагивают историю, жизнь и отношения людей, а также многие другие стороны жизни и существования человечества и планеты в целом. При работе над своими проектами ребята используют различные источники информации.  И,  как показывает практика, использование учащимися компьютерных технологий решает сразу несколько задач: во-первых, учащиеся учатся самостоятельно извлекать информацию; во-вторых, они учатся творчески применять полученные знания; кроме того, школьники получают опыт общения при подготовке проекта и умение работать в группе.

  6.  Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой  и культурой представляет  всемирная компьютерная сеть – Internet.

Интернет – новое информационное явление, глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса, мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.

   Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке. Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда.

  7. Работа с интерактивной доской. Проведение уроков по новым стандартам предполагает использование интерактивной доски. В начале учебного 2012 года вшколе установили такую доску. Теперь многие уроки я провожу с использованием интерактивной доски ActivBoard. Применяю готовые флипчарты или составляю их сама.

   Флипчарт – это вспомогательное средство обучения, представляющее собой  мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, формулы, чертежи, рисунки, схемы, видеофрагменты, анимации и др.

  Создать страницу флипчарта можно, используя библиотеку ресурсов или интернет. Например, на уроках математики открываем страницу с разметкой – клетка. В ней удобно показывать записи цифр, выражений, уравнений и др. На уроках русского языка мы открываем страницу с разметкой – линейка. Очень часто я распечатываю упражнения учебника или дополнительного задания, выношу их на экран доски, и мы проводим разбор упражнения не по учебнику, а на интерактивной доске. Ребята вставляют пропущенные буквы и знаки, подчеркивают нужные слова. Можно воспользоваться таким инструментом, как шторка, закрыть запись, а открыть её в момент проверки.

  Обобщая опыт составления и применения флипчартов на уроках, хочу сказать, что создание и использование флипчартов на уроках – одно из перспективных направлений применения информационно-коммуникационных технологий в учебном заведении .

    Таким образом, при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

                                                                                                       
2.3. Анализ  результатов  

   1. Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовать связанные с ответом задания (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест и т. д.). При подготовке к тестовым работам своим ученикам я предлагала перфокарты, составленные на компьютере  на основе программы КТОР. Учащиеся,  решая перфокарты, готовились к мониторингу, и в тоже время такая работа им очень нравилась.      

    Благодаря этой работе, мои ученики успешно справились с первым мониторингом по русскому языку.

   Опытом проведения и составления перфокарт я делилась на  МО учителей , на семинаре по теме «Компьютерное тестирование. Составление и использование  компьютерных тестов при подготовке к мониторингу на основе программы КТОР».  Для учителей показала открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме: «Из прошлого в настоящее» (глагол) с использованием интерактивной доски.

    В моём классе  было 27 человек. Для нашей  школы – это большой класс. Большинство детей со средней  мотивацией к обучению. Вот тогда меня и спасла ИКТ. В школе есть компьютерный класс. Дома, к сожалению, у 50 %  детей не было  компьютеров. Детям очень нравится играть в компьютерные игры. И я вместо игр, стала создавать им задания по разным предметам, в основном по русскому языку. На уроках, играя в компьютер, дети решали созданные мной тестовые задания в игровой форме. Конечно, уровень мотивации к предмету значительно вырос, а, следовательно, и знания. Подтверждение тому: справляемость с текстовыми заданиями итоговых работ (по русскому языку) выросла с 92 % до 96 %, а успешность с 42 % до 70 %.

   2. Применение ИКТ на внеурочной деятельности. С 2014 учебного года я работаю по ФГОС НОО по программе «Школа России». Цель программы – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности.

   В стандартах предусмотрена внеурочная деятельность учащихся. Одно из направлений – это проектная деятельность. Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы, цели и задачи. В первом классе  мы ещё только учимся создавать проекты. Для этого ребятам, конечно, нужно уметь пользоваться компьютером, Интернетом, учиться самим создавать презентации, выбирая из огромного материала источников, только важное.

    За  3 года тематика сообщений и выступлений, докладов была очень разнообразна:

- индивидуальные проекты:  «Игры моей семьи», «Моё любимое животное»;

- групповые проекты: «Моя малая Родина», «Составляем карту родного села»;

   Вовлечённые в работу, они творчески раскрываются, проявляют свою фантазию, выражают идеи своим доступным способом. И того не замечая, учатся думать, анализировать, сравнивать. Радость познания – вот, что дает использование ИКТ.

3. Применение интерактивной доски на уроках позволяет сделать их более интересными, красочными, привлекает внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Средний показатель применения информационно-коммуникационных технологий  на моих уроках составляет 70%.

   Освоив интерактивную доску, сама составляю флипчарты к урокам, делюсь ими с коллегами, сотрудничаю с сайтом международного онлайн-сообщества –  Promethean Planet, даю открытые уроки для учителей школы.

   Думаю, что уроки моим ученикам нравятся. С помощью  флипчартов, созданных мною, занятия становятся интересными и увлекательными.

4. Мотивация учебной деятельности младших школьников.  Исследование проводилось среди учащихся младших классов в возрасте 7 – 9 лет. Участвовали 18 человек, из них 10 девочек и 8 мальчиков. Все ученики одного класса. Ребята обучаются по Федеральной программе, рекомендованной Министерством образования и науки РФ «Школа России». Для выявления результатов проделанной работы была проведена диагностика с помощью методики, предлагаемой Н. Г. Лускановой  «Мотивация учебной деятельности».

    Как видно из показателей, выросло число учащихся, имеющих высокий уровень развития познавательной мотивации.

    Наблюдения показали, что дети заинтересовались содержанием некоторых учебных предметов, таких как окружающий мир, литературное чтение, русский язык. Это доказывает их отношение к выполнению домашних заданий, привлечению дополнительных сведений об изучаемых явлениях и фактах, а, следовательно, к повышению качества обученности по предметам.

    Причинами изменения отношения к учебной деятельности можно назвать систематическое и планомерное применение в учебной и внеурочной деятельности информационно-коммуникационных технологий. Конечно, нельзя не учитывать и прошедший период летних каникул, за который дети стали взрослее, серьезнее, у некоторых из них появилось стремление узнать больше, некоторым стал интересен процесс познания и «открытия» нового. 

     В начале 2  класса проводилась комплексная работа, цель которой выявить уровень сформированности метапредметных результатов. А также оценить уровень подготовки каждого ученика и выявить группы риска.

   Контрольно-измерительный материал разработан на основе требований образовательных стандартов второго поколения для оценивания результатов учащихся по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. По результатам оценки выполненных заданий был сделан вывод об уровне подготовки учащихся:

Ниже базового уровня – 18,7 %

Базовый уровень           – 25 %

Повышенный уровень – 56,3 %

Из показателей видно, что более 80 % учащихся справились с работой на «хорошо» и «отлично».

   Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Обучение младших школьников с компьютерной поддержкой регулируется сейчас двумя требованиями – гигиеническими и учебными. Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках соблюдаю специальные рекомендации. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носить щадящий характер. Так как, при работе с компьютерами создается повышенная нагрузка на глаза. Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Перегрузка глаз приводит к потере зрения. Поэтому на своих уроках систематически провожу гимнастику для глаз и осанки, динамические игры и упражнения во время урока. Моя практика показывает, что если на несколько секунд ребёнок закроет глаза, услышит музыку или представит что-нибудь приятное, то целостность урока не будет нарушена, как мы учителя часто боимся, стремясь успеть решить как можно больше учебных задач. Напротив, результат дальнейшей работы, как правило, возрастает! И ещё, когда я использую технические средства обучения, то планирую свой урок так, чтобы продолжительность при работе с компьютером не превышала  15 минут!  А при использовании интерактивной доски, работу строю не целый урок, а лишь 15 – 20 минут! Тренажёры для глаз я разместила на разных стенах класса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Успех реформы  российского образования во многом зависит от человеческого фактора: педагога и его профессионализма. Именно уровень квалификации преподавательских кадров, их готовность использовать современные технологии в профессиональной деятельности будут главными в сложном процессе вывода образования на уровень потребностей современного общества. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Подчеркну, что простое использование компьютерной техники на уроках не влечет за собой автоматически повышение  уровня профессионального мастерства учителя и рост качества образования. Определяющую роль играет, прежде всего, личность педагога и его мотивация. Поэтому в школах необходимо создать такие условия работы, при которых учитель хотел бы постоянно применять имеющиеся у него знания в области использования ИКТ и пополнять их. При этом внедрение современных технологий в педагогическую деятельность должно быть не просто необходимостью, а быть осознанным процессом при непрерывном образовании и самообразовании учителя в этой области.  

К результативности данного опыта можно отнести:

  • Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
  • Повышение уровня использования наглядности на уроке;
  • Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
  • Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
  • Рост качества знаний.

   В ходе исследований, я пришла к выводу, что совместная работа урочной и внеурочной деятельности с использованием ИКТ очень велика и необходима.  Как показала практика, учащиеся увлечённо осваивают учебный материал, когда применяются информационно-коммуникационные технологии. При правильном подходе ИКТ усиливает их мотивацию. Кроме этого, активизирует внимание учащихся, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение и фантазию. Также развиваются навыки исследовательской деятельности, творческие и коммуникативные способности, формируется умение работать с информацией.  Проводя уроки с использованием интерактивной доски, я вижу их  восхищённые глаза и понимаю, что буду использовать ее постоянно.

    Таким образом, цель работы достигнута, гипотеза исследования о том, что применение ИКТ  в образовательном процессе способствует положительной динамике в развитии познавательной мотивации учения младших школьников, нашла свое подтверждение.

В заключении следует отметить, несмотря на то, что использование ИКТ существенно влияет на развитие познавательной мотивации учащихся, однако нельзя применять их слепо.

 СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  • Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. рedsovet.org./component/option./ltermid.88.
  • Бердникова А.Н. Роль и значение ИКТ в общем начальном образовании. http://www.ippolitova.info/index.
  • Босова, Л. Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование.2002. № 1.- с. 86-94.
  • Выготский Л.С. Проблема обучения и творческого развития в школьном возрасте // Избран, психол. исследования. - М., 1982. Т.1.- с.24 
  • Гадустова Е. В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. Журнал «Начальная школа», 2009, № 9.
  • Горячев А. В. Информатика в играх и задачах.-  М.: «Баласс», 2010.
  • Дёмин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности/ И.С. Дёмин // Шк. технологии. – 2001. - №6 – с.174 –179.
  • Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Изд. центр «Академия», 2003.- 192 с.
  • Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа», 2008 - № 1- с. 31 – 34.
  • КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (с официального сервера Правительства РФ)          znanie.podelise.rudocs/ 90062/index-1489-29.html 
  • Костромина Е.В. Использование ИКТ в работе с учащимися начальной школы. http://festival.1september.ru/articles/532381/
  • Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983.- 96 с.
  • СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические  требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
  • Смолкина Е. В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. festival.1september.ru 
  • Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005 – с. 54 – 112.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. http://nachalka.edu.ru/ HYPERLINK "http://nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12328&ob_no=15648"catalog.asp?catobHYPERLINK "http://nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12328&ob_no=15648" no=12328HYPERLINK "http://nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12328&ob_no=15648"&HYPERLINK "http://nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12328&ob_no=15648" HYPERLINK "http://nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12328&ob_no=15648"obHYPERLINK "http://nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12328&ob_no=15648" no = 15648
  • Шевчук О. А. Психолого-педагогические основы применения ИКТ на уроках в начальной школе. http://festival.1september.ru/articles/521181/
  • Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учебное пособие. - М., Просвещение, 1979.- с. 95 – 126.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как  в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...

Опыт работы и проведения внеурочной физкультурно-оздоровительной работы

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится наиболее важной в настоящее время при основопологающей задаче государственной политики федеральной целевой программы “Развитие физической кул...

«Из опыта работы по внеклассному чтению. Опыт работы с читательским дневником»

«Из опыта работы по внеклассному чтению. Опыт работы с читательским дневником»2-4 класс...

Опыт работы по проблеме "Из опыта работы в обучении французскому языку в начальной школе в свете требований ФГОС нового поколения"

Из опыта работы в обучении французскому языку  в начальной школе в свете требований  ФГОС нового поколения...

Опыт работы «Проектно - исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе»

Тема опыта работы актуальна, так как исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс об...

Опыт работы: "Развитие креативного потенциала учащихся начальных классов на уроках как результат применения разных видов самостоятельных работ"

В начальную школу дети  уже приходят с определенным творческим потенциалом, у них развито  большое желание проявлять себя в разных видах деятельности, выполнять работы творческого хара...