Развитие системы работы с одаренными детьми
статья на тему
Выявление одаренных детей и сохранение уникальности одаренной личности заключается в проведении участия в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, в публикации творческих работ обучающихся. Создание комфортного общения, ситуации сотрудничества на уроках и вне уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennost.docx | 41.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие системы работы с одаренными детьми
Одним из важных направлений школьной системы образования является работа по поддержке талантливых детей. В проекте Министерства образования РФ «Наша новая школа» отмечается: «Необходимо будет создавать как специальную систему поддержки…, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка …». Поэтому теоретическую и практическую значимость системной работы по выявлению и развитию одаренности детей трудно переоценить. Но для педагогов наиболее важными проблемами являются не столько научные обоснования одаренности, сколько, прежде всего, ее реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.
Моя работа а с одаренными детьми основана на следующих принципах:
- Разноуровневая дифференциация.
- Максимальное разнообразие предоставляемых возможностей.
- Создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Для реализации данных принципов считаю необходимым решение следующих задач:
- Выявление одаренных детей и сохранение уникальности одаренной личности.
- Мотивация одаренных детей на исследовательскую и творческую деятельность.
- Методическое и дидактическое обеспечение для работы с одаренными детьми.
Выявление одаренных детей и сохранение уникальности одаренной личности заключается в проведении участия в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, в публикации творческих работ обучающихся. Создание комфортного общения, ситуации сотрудничества на уроках и вне уроков, где учитель выступает в роли полноправного партнера, помощника, является одним из гарантов сохранения уникальности одаренной личности.
Мотивация одаренных детей на исследовательскую и творческую деятельность учителем формируется в результате организации такого учебно-воспитательного процесса, формы и приемы которого отличаются значительным разнообразием, направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы и формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Но наиболее эффективным методом взаимодействия учителя с одаренным ребенком являются индивидуальные консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Позитивную роль играет подготовка дополнительной информации по изучаемой теме с использованием альтернативных путей поиска информации через энциклопедии, справочники, сеть Интернет, виртуальные экскурсии. Активное использование учителем проблемно-диалогического метода обучения, обеспечивающего высокую познавательную мотивацию учащихся и требующего постоянного творчества учителя, формирует такие компетенции, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Это позволяет ребенку быть успешным, повышает самооценку, делает конкурентноспособным.
Кроме того, для формирования определенных компетенций эффективным, по моему мнению , является метод проектов, который наименее затратными способами позволяет создать «естественную среду», то есть условия деятельности, максимально приближенные к реальным. Работа в данном направлении показала, что в проектной работе много плюсов, так как она дает возможность поддерживать ученика в стремлении к самореализации, служит мотивацией к изучению не только нормативной базы учебного материала, но и расширению, углублению знаний, а также развитию творческого потенциала учащихся. Примером могут служить творческие работы школьников, участие ребят в районных, областных очных (заочных), научно-практических коференциях младших школьников «Я-исследователь», Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», Всероссийском фестивале творческих педагогов России, «Интеллект-экспресс», «Арт-талант», «Infourok.ru» и других конкурсах различных уровней.
Большое значение в подготовке к проектам и интеллектуальным марафонам придаю пользованию сетью Интернет, где публикуются подобные задания. Кроме того, за время работы мною накоплен определенный материал по указанному направлению. В результате урочной и внеурочной работы мои ученики принимают активное участие в школьных, районных, областных, Всероссийских и Международных дистанционных мероприятиях, показывают достаточно высокие результаты участия. Я не оставляю ребенка, когда он переходит на среднюю ступень обучения, использую преемственность в своей работе, продолжая работу с одаренными детьми в проектах «Проектно-исследовательская деятельность», «Интеллект-экспресс», «Арт-талант», «Infourok.ru»и др. В таблице я представила достижения учащихся с 2011года по 2015 год. Таблица №1.
Дата | Уровень | Тема | Участники | Результат |
Февраль 2011г | Район | Районный конкурс – выставка творческих работ «Фабрика игрушек Деда Мороза» | Шило Дмитрий-3 кл. | Грамота победителя |
2011г | Регион | Региональный этап Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего Мира» | Маркова Анастасия-3кл. Байрамова Айтач-3кл. | Сертификаты за участие
|
Март 2011г | Район | Районная научно – практическая конференция младших школьников «Я – исследователь» | Шило Дмитрий-3кл | Грамота за лучший проект |
Май 2011г | Школа | За активное участие в жизни школы, участие в районных и областных мероприятиях | Байрамова Айтач-3 кл. | Благодарность |
Сентябрь 2011г | Школа | Школьный конкурс чтецов-исполнителей «Мой Пушкин» | . Байрамова Айтач-3 кл. | Грамота за 3 место |
Март 2012г | Район | За активное участие и творческий подход в районной выставке «Весенняя капель» | Нестеренко Татьяна-4 кл. | Грамота от центра внешкольной работы |
Март 2012г | Район | Районная научно – практическая конференция младших школьников «Я – исследователь» | Шило Дмитрий-4 кл. | Грамота за 1 место |
Июль 2012г | Россия | Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект – экспресс» «Художественная математика» | Шило Дмитрий-4 кл. | Диплом лауреата |
Сентябрь 2012г | Россия | Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект – экспресс» «Удивительный русский язык» | Шило Дмитрий-4 кл. | Диплом победителя за 1 место |
Октябрь 2012г | Россия | «Арт –талант» Всероссийский творческий конкурс сочинений «Малая родина» | Шило Дмитрий-4кл. | Диплом победителя за 3 место |
Ноябрь 2012 | Россия | «Арт – талант» Всероссийский творческий конкурс рисунков «Отражение мира» | Шило Дмитрий-4 кл. | Диплом победителя за 1 место |
2012г | Район | Районная выставка декоративно- прикладного творчества «Амурские мастера и подмастерья» | Имранов Гаджихан-4кл. Шило Дмитрий-4кл. | Грамоты победителя в номинации «Поделки из природного материала» и в номинации «Поделки из ткани и ниток» |
2012г | Район | Районный конкурс детских творческих работ «Мы за здоровый образ жизни» | Шило Дмитрий-4 кл. | Грамота за 2 место в номинации «Литературное творчество» |
Декабрь 2012 | Россия | Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект – экспресс» «Тайны русского языка» | Шило Дмитрий-4 кл. | Диплом призёра за 3 место |
Декабрь 2012 | Россия | «Всероссийский творческий конкурс» «Проба пера» | Шило Дмитрий-4 кл. | Диплом лауреата |
Май 2013г | Россия | Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект – экспресс» «Загадки русского языка» | Нестеренко Татьяна-5 кл. Шило Дмитрий-5 кл | -Диплом призёра – 2 место -Диплом призёра – 1 место |
Май 2013г | Регион | Региональный (заочный) конкурс Исследовательских и проектных работ учащихся средних учебных заведений. Г.Благовещенск | Шило Дмитрий -5 кл | Диплом за 2 место |
Сентябрь 2013 | Школа | Школьный конкурс чтецов – исполнителей в младшей возрастной группе «Через века, через года – помните!» | Гладков Данил-1 кл. Юрканис Илья-2 кл Колесников Никита-2 кл кл. | 1 Грамота за 2 место и 2 Грамоты за 3 место |
Октябрь 2013 | Международный | Международный конкурс рисунков «Красота Божьего мира» | Зарубин Никита-2 кл. Колесников Никита-2 кл. Шагиахметова Яна-1 кл. Шагиахметова Маша-8кл. Шило Дмитрий-5 кл. | Сертификаты за активное участие
|
Ноябрь 2013г | Россия | Всероссийская занимательная - викторина «Арт - талант» «В мире африканских животных» | Маркова Анастасия-5 кл. Мохова Яна-5 кл. Сапрыкин Рома-5кл. Шило Дмитрий-5 кл. | 4 Диплома победителя За 1место |
2013г | Россия | Общероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» Издательский дом «Первое сентября», г.Москва | Шило Дмитрий-5 кл. | Диплом |
Декабрь 2013 | Россия | Всероссийская занимательная викторина «Арт – талант» «На заснеженной полянке» | Зарубин Никита-2 кл. Колесников Никита-2 кл. Мартынова Нина-2кл. Юрканис Илья-2кл. | 4 диплома победителя за 1 место |
Январь 2014 | Россия | Всероссийский конкурс творческих работ | Зарубин Никита-2 кл. | Диплом |
Февраль 2014 | Район | Районный конкурс детского рисунка «Нам не забыть те грозные года» | Колесников Никита-2 кл. Мохова Яна-2 кл Шапошникова Римма-9кл. | |
Март 2014г | Район | Районная научно – практическая конференция младших школьников «Я – исследователь» | Юрканис Илья-2 кл. | Грамота за 3 место |
Март 2014 | Область | Областной заочный конкурс детского творчества «Малиновый слон» | Колесников Никита-2 кл. Юрканис Илья-2 кл. | |
Апрель 2014г | Область | За участие в региональном этапе Всероссийского детского творчества по теме пожарной безопасности «Пожарный – доброволец: вчера, сегодня, завтра» | Юрканис Илья-2 кл. | Диплом |
Апрель 2014г | Регион | II региональный (заочный) конкурс Исследовательских и проектных работ учащихся средних учебных заведений по направлению «Предметы эстетического цикла» Г.Благовещенск | Шило Дмитрий-6 кл | Диплом за 1 место |
2014г | Область | Областной конкурс – выставка «Юный флорист», номинация «Новогодняя сказка». Амурский областной эколого-биологический центр г. Благовещенск | Колесников Никита -2кл | Диплом за 3 место |
Май 2014г | Международный | Международный дистанционный конкурс по математике проекта «Новый урок» Международный дистанционный конкурс по русскому языку проекта «Новый урок» | Зарубин Никита -2кл Колесников Никита-2кл. Юрканис Илья-2кл. Маркова Анастасия-6 кл. Шило Дмитрий-6 кл. | 3 диплома 2 степени 2 диплома за 1 место
|
Май 2014 | Район | Районный конкурс детского творчества «Эти забавные животные» | Колесников Никита-2 кл. Юрканис Илья-2кл. | |
2014г | Россия | Всероссийский творческий конкурс «Моя прекрасная Фея» | Шагиахметова Яна-2 кл | Сертификат |
2014г | Россия | Всероссийский творческий конкурс «Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина» | Шагиахметова Яна-2 кл. | Сертификат |
Декабрь 2014 | Россия | Общероссийская предметная олимпиада для школьников «Пятёрочка | Гладков Данил-2 кл Шагиахметова Яна-2 кл. | 2 Диплома победителя |
Декабрь 2014 | Область | Областной конкурс детского рисунка «Полосатый житель тайги» Амурская областная общественно-экологическая организация «АмурСоЭe» | Гладков Данил-2 кл. Шагиахметова Яна -2кл. Мартынова Нина -3кл. Юрканис Илья-3кл. Мохова Яна-7 кл. Шило Дмитрий -7 кл. | 6 дипломов |
Январь 2015г | Район | Районный конкурс детского творчества «Новогодний переполох». номинация «Символ года» Районный краеведческий музей | Мамакина Оксана-3 кл. | Диплом |
Январь 2015 | Международный | Международный конкурс «Лисёнок» для младших школьников по математике | Гладков Данил -2кл. Полозова Даша-2кл. Шагиахметова Яна-2кл. | 1 диплом за 1 место и 2 диплома за 2 место
|
Февраль 2015 | Федеральный (очный) | Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2014/2015 уч.года «Проектная и творческая деятельность учащихся» Г.Москва | Юрканис Илья-3 кл. | Сертификат авторства на проектную разработку. Материалы опубликованы в печатном и электронном виде на федеральном уровне |
Февраль 2015 | Международный | Международный конкурс по русскому языку « Ну что за прелесть эти сказки!» | Колесников Никита-3 кл. Юрканис Илья-3кл Мартынова Нина-3кл. Мамакина оксана-3 кл. | 2 диплома за 1место и 2 диплома за 2 место |
Март 2015 | Международ ный | «Новый урок» Международный «Блиц-турнир для учеников». Вопросы от магистра «Что? Где? Когда?» Максима Поташева. Выполнение заданий на сайте 02.03.15 | Гладков Данил-2 кл. | Сертификат |
Март 2015 | Регион | VI областная открытая конференция | Юрканис Илья-3 кл. | Сертификат и Грамота в номинации «Мои увлечения» |
Апрель 2015 | Район | Районная научно – практическая конференция младших школьников «Я – исследователь» | Гладков Данил-2 кл. | Грамота за 3 место |
Май 2015 | Регион | III региональный (заочный) конкурс Исследовательских и проектных работ учащихся средних учебных заведений по направлению «Предметы эстетического цикла» Г.Благовещенск | Юрканис Илья | Диплом за 1 место |
Таким образом, данные таблицы №1. говорят о том, что познавательный интерес учащихся определяется не только повышением качества образования, но и активизацией мыслительной, познавательной деятельности учащихся, развитием их творческих способностей.
Таблица №2.
Наименование творческой работы | 2011-2012 | 2012 – 2013 учебный год (18 чел.) | 2013 – 2014 учебный год (24 чел. | 2014 – 2015 учебный год ( чел.) |
Районная научно-практическая конференция для младших школьников «Я-исследователь» | 1 место (Шило Дима- 4 кл.) | 3 место (Юрканис Илья-2 кл.) | 3место (Гладков Данил-2класс) | |
VIобластная научно-практическая конференция «С чего начинается Родина» | Грамота, номинация: «Моё увлечение» (Юрканис Илья-3 класс) | |||
Региональный (заочный) конкурс проектно-исследовательских работ г. Благовещенск, БГПИ | 2 место (Шило Дима-5 класс) | 1место (Шило Дима-6 класс) | 1 место (Юрканис Илья-3 класс) | |
Всероссийский фестиваль творческих педагогов России. Г. Москва | - | Сертификат автора работы на федеральном уровне(Юрканис Илья-3 класс) | ||
«Алые паруса» Проект для одарённых детей социальной сети работников образования nsportal.ru | - | - | Свидетельство о публикации Проба пера. Стихотворение «Моя мечта» (Шило Дима-7 класс) | |
Всероссийский Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» 1 сентября | Лауреат Шило Дима-5 класс) |
Данные таблицы №2. говорят о том, что активность детей возрастает с каждым годом. В результате преемственности, продолжаю работу с одаренными детьми и, когда они переходят на ступень основного общего образования.
Бутузова Валентина Павловна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар: Система работы с одаренными детьми МБОУ СОШ № 15.
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 на 2008 – 2013 гг. представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характ...
Система работы с одаренными детьми
Описание системы работы с одаренными детьми...
Методическая разработка :"Система работы с одаренными детьми."
В методической разработке освещены основные моменты в работе с одаренными детьми. Важность во время заметить таких детей.Сложности , пути их решения. Необходимая поддержка, которая позволит в полном о...
Система работы с одаренными детьми
Творческий учитель должен не только заниматься «посадкой семян», но и бережно выращивать в каждом ребёнке способность мыслить, чувствовать, любить....
Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...
Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"
Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...
Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)
Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы нашей школы....