Мои методические находки
методическая разработка (4 класс)

Гуляева Мария Евгеньевна

Я –учитель начальных классов. Закончила Ногинский педагогический колледж филологический факультет. Со школьных лет  я мечтала стать учителем. Учитель – это не профессия, а образ жизни. Это огромная ответственность перед обществом, а прежде всего - перед учеником. Школа – это частица моей жизни.. В нашей работе бывают удачи и неудачи, взлеты и падения, слезы и радости. Но несмотря ни на что, я каждый день с огромным желанием иду на свой урок, к моим ученикам.

В своей педагогической деятельности придерживаюсь таких принципов:

 -   не ошибается тот, кто ничего не делает;

-   доверительные отношения между учителем и учениками;

-   каждый имеет право на своё мнение.

Известна психологическая закономерность: чем образованнее человек, тем выше его стремление к культуре, и чем более культурно развита личность, тем выше его потребность в образовании, тем сильнее у него развито самосознание. Для того, чтобы урок был интересным, увлекательным, чтобы новая тема урока запомнился учащимся, учителю постоянно нужно находить новые подходы, методы, пользоваться новыми технологиями.

  В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.

Я уверена,что знания полученные ребёнком самостоятельно,в прцессе этой работы, останутся с ребёнком надолго.

Я хочу  продемонстрировать это на примере нескольких заданий.

 

 

 

   

Учитель: Я задумала орфограмму. Отгадайте её

Учащиеся: Мы не знаем, не умеем отгадывать ваши мысли.

Учитель: Задавайте вопросы – они помогут найти нужный ответ.

Учащиеся: Это буквы для гласных или согласных звуков?

Учитель: Для согласных.

Учащиеся:Это непроизносимые согласные?

Учитель:Нет.

Учащиеся: Орфограмма связана с правописанием парных согласных?

Учитель: Да.

 

 

 

Задание, в котором частица НЕ – пропущена. Дети читают первоую пословицу с интересом, вторую – с удивлением, третье -  с улыбкой.. Говорят: «У Вас неправильно написаны пословицы!»,  «А как правильно?». Исправляют. Появляется следующий слайд,где частица НЕ присутствует.

 

Спеши языком, торопись делом.


Правда в огне горит и в воде тонет.


Сиди сложа руки, будет скуки.


Чужой земли мы хотим и своей отдадим.


Ссора до добра доведёт.


С огнём шути и воде верь.


По снегу грибы ищи.

Семеро одного ждут.

 

 

 

(Не) спеши языком, торопись делом.


Правда в огне (не) горит и в воде( не) тонет.


(Не) сиди сложа руки, (не) будет скуки.


Чужой земли мы( не) хотим и своей( не) отдадим.


Ссора до добра (не) доведёт.


С огнём (не) шути и воде( не )верь.


По снегу грибы (не) ищи.


Семеро одного (не) ждут

 

Возникает следующая проблема- как раскрыть скобки? Которую решаем  путём  предположений и логических цепочек.

 

 

 

 

 

Следующее задание. Предложим решить примеры столбиком,где одни будут им хорошо знакомы,а остальные станут проблемой.

 

345-123=

678- 234=

854-305=

 

задание Окружающий мир

Учитель: Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей.) Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос.)

 

 

 

 

Литературное чтение,

Учитель: (Зачитывает фрагмент текста, сквозным героем которого является девочка Настя.) Настя с папой в воскресенье побывали в детском театре, где посмотрели спектакль «12 месяцев»)по пьесе-сказке Самуила Яковлевича Маршака "Кошкин дом". Спектакль был музыкальный, яркий, красочный, и Настя вернулась в хорошем настроении. По дороге домой она рассказала папе, что в классе они решили поставить к новогоднему празднику сказочный спектакль.

- Пап, а любую сказку можно поставить на сцене? - спросила Настя.

- Да, любую, но для этого она должна быть написана как пьеса.

- А что значит "как пьеса"?

Ребята! Давайте поможем Насте разобраться, что такое пьеса.

 

 

 

Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:

- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

- Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?

- Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?

 

 

 

 

 

 

1) одновременно преподношу ученикам противоречивые факты, теории, мнения;

Пример. Урок «Окружающий мир». Тема урока: « Восточнославянские племена». Учащимся предлагаются противоречивые факты:

Многие считают, что название «Русь» связано с внешним видом славян – большинство из них были светловолосые и светлоглазые. Их называли «русы». Есть и другое мнение учёных: название «Русь» произошло от названия реки Рось, притока Днепра, где жили древние славяне – земледельцы. Какое мнение вам ближе? Докажите.

 

- Докажите, что это произведение является сказкой? Какая это сказка? ( Волшебная, т.к. месяцы не могут все вместе встретиться) Дети находят в произведении сказочные элементы, говорят о превращениях и волшебстве.

Сказка- литературная (авторская) по мотивам словацкой народной сказки. Написал С.Я. Маршак-поэт, сказочник, переводчик журналист, написал в 1943 году. Какое это время было для русского народа?( появляется слайд о Маршаке)

Пьеса

- Докажите, что это произведение одновременно является и пьесой.

(Эта сказка предназначена для постановки в театре, на сцене. Здесь выделены роли, есть авторские указания –ремарки

 - Что добавим к пьесе ?( На доске добавляются слова- реквизит, монолог,диалог, ремарки, действующие лица, действия,картины, афиша.

(слайд- появляется афиша – сказка «12 месяцев»)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11prezentatsiya1_1.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мои методические находки. Гуляева Мария Евгеньевна.

Слайд 2

В своей педагогической деятельности придерживаюсь таких принципов: - не ошибается тот, кто ничего не делает; доверительные отношения между учителем и учениками; - каждый имеет право на своё мнение

Слайд 3

Чем образованнее человек, тем выше его стремление к культуре, и чем более культурно развита личность, тем выше его потребность в образовании, тем сильнее у него развито самосознание.

Слайд 4

. Диалог . Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. В самом определении «проблемно-диалогическое

Слайд 5

- На уроке изучения нового материала -- постановка учебной проблемы -- поиск её решения

Слайд 6

Определение темы урока Учитель: Я задумала орфограмму. Отгадайте её Учащиеся: Мы не знаем, не умеем отгадывать ваши мысли. Учитель: Задавайте вопросы – они помогут найти нужный ответ. Учащиеся: Это буквы для гласных или согласных звуков? Учитель: Для согласных. Учащиеся:Это непроизносимые согласные? Учитель:Нет . Учащиеся: Орфограмма связана с правописанием парных согласных? Учитель: Да.

Слайд 7

Задание, в котором частица НЕ – пропущена Спеши языком, торопись делом. Правда в огне горит и в воде тонет. Сиди сложа руки, будет скуки. Чужой земли мы хотим и своей отдадим. Ссора до добра доведёт. С огнём шути и воде верь. По снегу грибы ищи. Семеро одного ждут.

Слайд 8

Проблема- как раскрыть скобки? (Не) спеши языком, торопись делом. Правда в огне (не) горит и в воде( не) тонет. (Не) сиди сложа руки, (не) будет скуки. Чужой земли мы( не) хотим и своей( не) отдадим. Ссора до добра (не) доведёт. С огнём (не) шути и воде( не )верь. По снегу грибы (не) ищи. Семеро одного (не) ждут

Слайд 9

. П редложим решить примеры столбиком , где одни будут им хорошо знакомы , а остальные станут проблемой. 345-123= 678- 234= 854-305=

Слайд 10

Окружающий мир. Учитель: Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей.) Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос.)

Слайд 11

Дети с удовольствием участвуют в работе.Учатся считаться с чужим мнением.

Слайд 12

Урок « Окружающий мир ». Тема урока : « Восточнославянские племена ». ». Учащимся предлагаются противоречивые факты : Многие считают , что название « Русь » связано с внешним видом славян – большинство из них были светловолосые и светлоглазые . Их называли « русы ». Есть и другое мнение учёных : название « Русь » произошло от названия реки Рось , притока Днепра , где жили древние славяне – земледельцы . Какое мнение вам ближе ? Пример . Урок « Окружающий мир ». Тема урока : « Восточнославянские племена ». Докажите .

Слайд 13

Обсуждаем признаки сказки и пьесы. Учитель: (Зачитывает фрагмент текста, сквозным героем которого является девочка Настя.) Настя с папой в воскресенье побывали в детском театре, где посмотрели спектакль «12 месяцев»по пьесе-сказке Самуила Яковлевича Маршака Спектакль был музыкальный, яркий, красочный, и Настя вернулась в хорошем настроении. По дороге домой она рассказала папе, что в классе они решили поставить к новогоднему празднику сказочный спектакль. - Пап, а любую сказку можно поставить на сцене? - спросила Настя. - Да, любую, но для этого она должна быть написана как пьеса. - А что значит "как пьеса"? Ребята! Давайте поможем Насте разобраться, что такое пьеса.

Слайд 14

Признаки сказки и пьесы Докажите, что это произведение является сказкой? Какая это сказка? ( Волшебная, т.к. месяцы не могут все вместе встретиться Дети находят в произведении сказочные элементы, говорят о превращениях и волшебстве). Сказка- литературная (авторская) по мотивам словацкой народной сказки. Написал С.Я. Маршак-поэт, сказочник, переводчик журналист, написал в 1943 году. Пьеса - Докажите, что это произведение одновременно является и пьесой. (Эта сказка предназначена для постановки в театре, на сцене. Здесь выделены роли, есть авторские указания –ремарки). - Что добавим к пьесе ?( На доске добавляются слова- реквизит, монолог,диалог , ремарки, действующие лица, действия,картины , афиша. (слайд- появляется афиша – сказка «12 месяцев»)

Слайд 15

монолог диалог, ремарки, действующие лица, действия, картины, афиша. На доске слова- реквизит.

Слайд 16

Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания. Федор Иванович Янкович де Мириево Фёдор Иванович Янкович (де Мириево ) (1741—1814) — сербский и российский педагог, член Российской Академии (с 1783 года). Являлся разработчиком и активным участником реформ образования в Австрийской и Российской империях во второй половине XVIII века. Считается одним из последователей Я. А. Коменского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал конкурса Методическая находка

ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ: МОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК, МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ

В творческой работе отражены рассуждения автора о творческом поиске и педагогических находках при переходе на стандарты второго поколения....

«Новые образовательные стандарты: Творческие поиски, методические находки – кейс-технологии, учебный диалог»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии....

Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» в номинации «Лучший учитель»

Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапаВсероссийского конкурса «Учитель года России – 2014»в номи...

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"

Межпредметная интеграция - необходимое условие современного учебного процесса....

Творческая работа "Новый образовательный стандарт:мой творческий поиск, методические находки"

В творческой работе описана форма парно-групповой работы, как одно из форм формирования коммуникативной компетенции.С этой работой выступала на конкурсе "Учитель -2013 года"...

Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки

В работе описаны мои собственные находки в свете внедрения стандартов второго поколения и их использование в учебном процессе начальной школы...