Гори, гори ясно, чтобы не погасло
план-конспект урока (4 класс) на тему

урок по музыке в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_na_4.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект пробного урока

по внеурочному занятию (музыка)

в 4 «Д» классе.

Тема: «Гори, гори ясно, что бы не погасло».

Цель: знакомство с балетом И.Ф. Стравинского “Петрушка”.

Тип урока: открытие нового знания

Задачи: 

  • знакомство с жизнью и творчеством композитора И.Ф. Стравинского;
  • актуализировать знания учащихся о балете, на примере балета “Петрушка”, познакомить с историей создания этого балета, его сюжетом, действующими лицами;
  • развитие ассоциативно-образного мышления учащихся, актуализация их знаний о том, как историческое прошлое находит отражение в художественных образах музыки, живописи, литературы;
  • вызвать эмоциональное отношение к музыке;
  • сформировать осознанное отношение к музыке;
  • вовлечь детей в практическую деятельность.

Универсальные учебные действия:

Личностные: стремление  реализации своего творческого потенциала, готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

 Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия; принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;  прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Ход урока:

Этап урока:

Деятельность учителя:

Деятельность обучающихся:

1)Организационный момент:

-Здравствуйте, меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня урок музыки проведу у вас я, Садитесь.

-Приветствуют учителя, садятся за парты.

2)Введение в тему:

- Ребята, а давайте вспомним, какое народное гулянье проходило на прошлой неделе?

-Совершенно верно. И сегодня мы с вами еще раз вернемся к этому празднику. И на нашем уроке отправимся на народное гулянье посвященное Масленице. Масленица – обрядовый славянский праздник, который дошел и до наших времен.

-Ребята, а чему посвящен этот праздник?

-Правильно, молодцы.

-А сколько дней праздновался этот праздник?

-Совершенно верно. У каждого дня были свои названия, например вторник – “Заигрыш”: с этого дня начинались ряженья, катания. Среда – “Лакомка”: во всех домах ели блины и другую вкусную еду. Четверг – “Широкая масленица”, “Перелом”, кульминация праздника. Широко праздновали этот день. На “Широкую масленицу” разыгрывали целые представления, в которых участвовали силачи, танцовщицы, музыканты, фокусники, кукольники, скоморохи и  Петрушки.

-О масленичном гулянье даже написаны картины. Великий русский художник Борис Михайлович Кустодиев очень правдоподобно изобразил Масленицу в своих произведениях. Взгляните на экран.

-Что вы видите на картине?

-Верно. А давайте представим, что мы с вами находимся на этом самом гулянье, какие звуки вы слышите?

-А что общего на этих четырех картинах?

-Правильно. Художник очень точно изобразил празднование. Картина очень пестрая с резкими контрастами, вместе с тем очень цельная. Сочетание неподвижной белой массы инея на деревьях с яркими красками движущейся шумной толпы составляет основной контраст картины.

-Масленица.

-Слушают учителя.

-Проводам зимы и встрече весны.

-Неделю.

- Смотрят на экран. На картины Б.М.  Кустодиева. - Как проходят гуляния. Много народу. Все празднуют, веселятся.

- Шум разноголосой толпы, народные наигрыши, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана – кукольного театра.

-На этих картинах все люди веселятся. Празднуют праздник. Эти картины о Масленице.

3)Изучение нового:

-Воспеванием Масленицы занимались не только художники, но и композиторы. Например, известным произведением о Масленичных гуляниях является балет Игоря Федоровича Стравинского «Петрушка». Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.

-Ребята, а что такое балет?

-Верно. Молодцы.

-А слышали ли вы когда-нибудь о композиторе Игоре Стравинском?  (А что именно вы слышали и знаете об этом композиторе?)

-А хотелось бы вам о нем узнать?

-Итак, Игорь Федорович Стравинский родился 17 июня 1882 года, русский композитор, дирижёр, пианист, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры ХХ века. Родился в семье певца Федора Стравинского. С девятилетнего возраста обучался игре на фортепиано. К десяти годам он хорошо играл на рояле и сочинял музыку. С восемнадцати лет самостоятельно изучал теорию музыки. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. В 20 лет встретился с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, у которого в течение трех лет брал частные уроки. К тому моменту Стравинский был уже автором нескольких публично исполненных в Петербурге оркестровых сочинений.  Вскоре, в Париже, состоялись премьеры его балетов «Жар птица», «Петрушка» и «Весна священная», которые принесли ему мировую известность. В возрасте 32 лет, он уехал за границу. Проживал сначала в Швейцарии, потом во Франции, и наконец, в США, где впервые выступил как дирижёр. Игорь Федорович – один из тех русских композиторов 20-го века, которые оказали огромное влияние на развитие современной музыки. В его творчестве сочетались разные, часто противоречивые черты, характерные для мирового музыкального искусства 20-го века. Эти противоречия в творчестве и личности Стравинского вызывали и вызывают по сей день непрекращающиеся дискуссии о нем.

-После создания известного балета «Жар птица» Стравинский позволил себе короткий отдых на берегу моря, а затем с семьей поехал в Швейцарию. «...Мне захотелось развлечься сочинением оркестровой вещи, где рояль играл бы преобладающую роль. Говорил Стравинский. Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио (аккордов) выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая, в конце концов, завершается протяжной жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а, следовательно, и образ моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости. «Петрушка»! Вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран! Это было именно то, что нужно, — я нашел ему имя, нашел название!»

-А вы знаете, кто такой Петрушка? Что это за персонаж?

- Петрушка - один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка — это перчаточная кукла (кукла-перчатка).

- Изначально куклы на представлениях «разыгрывали» сказочные сюжеты, главными героями которых были боги, позже популярными стали библейские сюжеты.

В средние века у каждого артиста был свой «ручной» герой – насмешник-скалозуб, отпускающий скабрёзные и злые остроты в адрес властьимущих, то есть властвующих господ. Ведь с игрушки никакого спроса не будет.  Предком ярмарочной куклы Петрушки является настоящее лицо – любимый шут русской императрицы Анны Иоановны.  То есть кукла не вымышленная, а созданная по образу настоящего человека.  

-А сейчас взгляните на экран, после просмотра ответьте на вопросы:

-Каким вы увидели героя?

-Как музыка характеризует Петрушку?

-Какая присутствует мелодия?

-Итак, ребята, Петрушка это герой балета, но на самом деле это персонаж, который имел в истории Российского государства важное значение. С его помощью высмеивались пороки и недостатки правящих властей.

-Балет-это музыкальный спектакль, где основным выразительным средством служит танец.

-Нет, не слышали.

(Да, слышали)

(-Высказывания детей)

Да, хотелось бы.

-Петрушка – это веселый персонаж, выступающий на различных праздниках в виде шута.

-Смотрят отрывок из балета.

-Высказывания детей

4)Практическая часть:

-Ребята, а вы бы хотели иметь дома кукольный театр?

-А какие еще есть игрушки, кроме кукол-перчаток?

-В каком музыкальном фильме действующие лица игрушки?

-Ребята, а кто главный герой фильма?

-А похож ли он на Петрушку?

-А чем он похож?

-Правильно. А какую песню пел Буратино?

-А кто автор этой песни?

-А теперь давайте разучим и споем с вами эту песню.

-Поем песню.

-Итак, ребята, данное музыкальное произведение нам тоже поведало о музыкальном персонаже, тоже игрушечном, как и Петрушка.

-А много ли у вас дома игрушек?

-А кто вам их дарит?

-А бывало ли, что игрушки ломались?

-А кто их чинил?

-А если у вас что-то случилось, кто вам помогает? Кто вас поддерживает?

-А как вас дома называет мама?

-А как вы называете маму?

-А давайте послушаем, как вас называет мама, в этой песенке, а потом споем ее.

-Слушаем и поем песню.

-Да, хотели бы.

-Есть ростовые куклы, а так же марионетки.

-Буратино.

-Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон

-Да, он похож.

-Тем, что он такой же смешной и веселый.

-Песню про Буратино.

-Автор текста Юрий Энтин, а композитор Алексей Рыбников.

-Давайте.

-Много

-Мама и папа.

-Да

-Папа или мама

-Мама

-Высказывания детей

-Высказывания детей

-Давайте

5)Итог урока:

-С каким сказочным игрушечным персонажем мы с вами познакомились сегодня на уроке?

-Кто он такой?

-Из какого произведения этот персонаж?

-Петрушка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник масленицы "Солнынко красно, гори, гори ясно"

Общее открытое мероприятие  «СОЛНЫШКО КРАСНО, ГОРИ, ГОРИ ЯСНО»Проведение в начальной школе - детском саду....

Гори, гори мой светофор

Ребята, сегодня я расскажу вам о первом светофоре, история светофора, цветах светофоров.Почему возникла необходимость появления светофоров? (варианты ответов учеников) Светофор – один из самых старых ...

Конспект урока музыки 2 класс по теме "Гори,гори ясно, чтобы не погасло" урок Масленица"

разработка урока  по программе "Музыка" Е.Д.Критской,раздел "Гори,гори ясно,чтобы не погасло" урок "Масленица"...

Урок во 2 классе "Сочини песенку" Раздел: Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Выразительное прочтение текстов народных песенок-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей основано на вокальных и инструментальных импровизациях активизируют творческие спо...

Тема «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» 3 класс

Тема «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» 3 класс...

Гори, гори - моя свеча.

История возникновения свечей, разновидности. Мастер-класс: "Свеча из вощины"....