Гори, гори ясно, чтобы не погасло
план-конспект урока (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект пробного урока
по внеурочному занятию (музыка)
в 4 «Д» классе.
Тема: «Гори, гори ясно, что бы не погасло».
Цель: знакомство с балетом И.Ф. Стравинского “Петрушка”.
Тип урока: открытие нового знания
Задачи:
- знакомство с жизнью и творчеством композитора И.Ф. Стравинского;
- актуализировать знания учащихся о балете, на примере балета “Петрушка”, познакомить с историей создания этого балета, его сюжетом, действующими лицами;
- развитие ассоциативно-образного мышления учащихся, актуализация их знаний о том, как историческое прошлое находит отражение в художественных образах музыки, живописи, литературы;
- вызвать эмоциональное отношение к музыке;
- сформировать осознанное отношение к музыке;
- вовлечь детей в практическую деятельность.
Универсальные учебные действия:
Личностные: стремление реализации своего творческого потенциала, готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия; принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Ход урока:
Этап урока: | Деятельность учителя: | Деятельность обучающихся: |
1)Организационный момент: | -Здравствуйте, меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня урок музыки проведу у вас я, Садитесь. | -Приветствуют учителя, садятся за парты. |
2)Введение в тему: | - Ребята, а давайте вспомним, какое народное гулянье проходило на прошлой неделе? -Совершенно верно. И сегодня мы с вами еще раз вернемся к этому празднику. И на нашем уроке отправимся на народное гулянье посвященное Масленице. Масленица – обрядовый славянский праздник, который дошел и до наших времен. -Ребята, а чему посвящен этот праздник? -Правильно, молодцы. -А сколько дней праздновался этот праздник? -Совершенно верно. У каждого дня были свои названия, например вторник – “Заигрыш”: с этого дня начинались ряженья, катания. Среда – “Лакомка”: во всех домах ели блины и другую вкусную еду. Четверг – “Широкая масленица”, “Перелом”, кульминация праздника. Широко праздновали этот день. На “Широкую масленицу” разыгрывали целые представления, в которых участвовали силачи, танцовщицы, музыканты, фокусники, кукольники, скоморохи и Петрушки. -О масленичном гулянье даже написаны картины. Великий русский художник Борис Михайлович Кустодиев очень правдоподобно изобразил Масленицу в своих произведениях. Взгляните на экран. -Что вы видите на картине? -Верно. А давайте представим, что мы с вами находимся на этом самом гулянье, какие звуки вы слышите? -А что общего на этих четырех картинах? -Правильно. Художник очень точно изобразил празднование. Картина очень пестрая с резкими контрастами, вместе с тем очень цельная. Сочетание неподвижной белой массы инея на деревьях с яркими красками движущейся шумной толпы составляет основной контраст картины. | -Масленица. -Слушают учителя. -Проводам зимы и встрече весны. -Неделю. - Смотрят на экран. На картины Б.М. Кустодиева. - Как проходят гуляния. Много народу. Все празднуют, веселятся. - Шум разноголосой толпы, народные наигрыши, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана – кукольного театра. -На этих картинах все люди веселятся. Празднуют праздник. Эти картины о Масленице. |
3)Изучение нового: | -Воспеванием Масленицы занимались не только художники, но и композиторы. Например, известным произведением о Масленичных гуляниях является балет Игоря Федоровича Стравинского «Петрушка». Это и будет темой нашего сегодняшнего урока. -Ребята, а что такое балет? -Верно. Молодцы. -А слышали ли вы когда-нибудь о композиторе Игоре Стравинском? (А что именно вы слышали и знаете об этом композиторе?) -А хотелось бы вам о нем узнать? -Итак, Игорь Федорович Стравинский родился 17 июня 1882 года, русский композитор, дирижёр, пианист, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры ХХ века. Родился в семье певца Федора Стравинского. С девятилетнего возраста обучался игре на фортепиано. К десяти годам он хорошо играл на рояле и сочинял музыку. С восемнадцати лет самостоятельно изучал теорию музыки. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. В 20 лет встретился с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, у которого в течение трех лет брал частные уроки. К тому моменту Стравинский был уже автором нескольких публично исполненных в Петербурге оркестровых сочинений. Вскоре, в Париже, состоялись премьеры его балетов «Жар птица», «Петрушка» и «Весна священная», которые принесли ему мировую известность. В возрасте 32 лет, он уехал за границу. Проживал сначала в Швейцарии, потом во Франции, и наконец, в США, где впервые выступил как дирижёр. Игорь Федорович – один из тех русских композиторов 20-го века, которые оказали огромное влияние на развитие современной музыки. В его творчестве сочетались разные, часто противоречивые черты, характерные для мирового музыкального искусства 20-го века. Эти противоречия в творчестве и личности Стравинского вызывали и вызывают по сей день непрекращающиеся дискуссии о нем. -После создания известного балета «Жар птица» Стравинский позволил себе короткий отдых на берегу моря, а затем с семьей поехал в Швейцарию. «...Мне захотелось развлечься сочинением оркестровой вещи, где рояль играл бы преобладающую роль. Говорил Стравинский. Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио (аккордов) выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая, в конце концов, завершается протяжной жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а, следовательно, и образ моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости. «Петрушка»! Вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран! Это было именно то, что нужно, — я нашел ему имя, нашел название!» -А вы знаете, кто такой Петрушка? Что это за персонаж? - Петрушка - один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка — это перчаточная кукла (кукла-перчатка). - Изначально куклы на представлениях «разыгрывали» сказочные сюжеты, главными героями которых были боги, позже популярными стали библейские сюжеты. В средние века у каждого артиста был свой «ручной» герой – насмешник-скалозуб, отпускающий скабрёзные и злые остроты в адрес властьимущих, то есть властвующих господ. Ведь с игрушки никакого спроса не будет. Предком ярмарочной куклы Петрушки является настоящее лицо – любимый шут русской императрицы Анны Иоановны. То есть кукла не вымышленная, а созданная по образу настоящего человека. -А сейчас взгляните на экран, после просмотра ответьте на вопросы: -Каким вы увидели героя? -Как музыка характеризует Петрушку? -Какая присутствует мелодия? -Итак, ребята, Петрушка это герой балета, но на самом деле это персонаж, который имел в истории Российского государства важное значение. С его помощью высмеивались пороки и недостатки правящих властей. | -Балет-это музыкальный спектакль, где основным выразительным средством служит танец. -Нет, не слышали. (Да, слышали) (-Высказывания детей) Да, хотелось бы. -Петрушка – это веселый персонаж, выступающий на различных праздниках в виде шута. -Смотрят отрывок из балета. -Высказывания детей |
4)Практическая часть: | -Ребята, а вы бы хотели иметь дома кукольный театр? -А какие еще есть игрушки, кроме кукол-перчаток? -В каком музыкальном фильме действующие лица игрушки? -Ребята, а кто главный герой фильма? -А похож ли он на Петрушку? -А чем он похож? -Правильно. А какую песню пел Буратино? -А кто автор этой песни? -А теперь давайте разучим и споем с вами эту песню. -Поем песню. -Итак, ребята, данное музыкальное произведение нам тоже поведало о музыкальном персонаже, тоже игрушечном, как и Петрушка. -А много ли у вас дома игрушек? -А кто вам их дарит? -А бывало ли, что игрушки ломались? -А кто их чинил? -А если у вас что-то случилось, кто вам помогает? Кто вас поддерживает? -А как вас дома называет мама? -А как вы называете маму? -А давайте послушаем, как вас называет мама, в этой песенке, а потом споем ее. -Слушаем и поем песню. | -Да, хотели бы. -Есть ростовые куклы, а так же марионетки. -Буратино. -Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон -Да, он похож. -Тем, что он такой же смешной и веселый. -Песню про Буратино. -Автор текста Юрий Энтин, а композитор Алексей Рыбников. -Давайте. -Много -Мама и папа. -Да -Папа или мама -Мама -Высказывания детей -Высказывания детей -Давайте |
5)Итог урока: | -С каким сказочным игрушечным персонажем мы с вами познакомились сегодня на уроке? -Кто он такой? -Из какого произведения этот персонаж? | -Петрушка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник масленицы "Солнынко красно, гори, гори ясно"
Общее открытое мероприятие «СОЛНЫШКО КРАСНО, ГОРИ, ГОРИ ЯСНО»Проведение в начальной школе - детском саду....
Мероприятие для начальной школы "Гори, гори ясно, солнышко красно!" (проводы Масленицы)
1 - 4 класс...
Гори, гори мой светофор
Ребята, сегодня я расскажу вам о первом светофоре, история светофора, цветах светофоров.Почему возникла необходимость появления светофоров? (варианты ответов учеников) Светофор – один из самых старых ...
Конспект урока музыки 2 класс по теме "Гори,гори ясно, чтобы не погасло" урок Масленица"
разработка урока по программе "Музыка" Е.Д.Критской,раздел "Гори,гори ясно,чтобы не погасло" урок "Масленица"...
Урок во 2 классе "Сочини песенку" Раздел: Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Выразительное прочтение текстов народных песенок-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей основано на вокальных и инструментальных импровизациях активизируют творческие спо...
Тема «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» 3 класс
Тема «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» 3 класс...
Гори, гори - моя свеча.
История возникновения свечей, разновидности. Мастер-класс: "Свеча из вощины"....