Творческий проект "Пусть кружится карусель масленичных дней. Народный праздник Масленица"
проект (2, 3, 4 класс) по теме
В результате реализации этого проекта дети знакомятся с традициями и обычаями русского народа, приобретают знания о праздновании дней масленичной недели, у них формируется познавательный интерес, они узнают новые песни, пляски, игры своей страны. Данный творческий проект воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям, усвоение традиционных культурных эталонов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_proekt.docx | 49.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Велижская средняя общеобразовательная школа №1
(Творческий проект, межпредметный)
Выполнила:
группа учащихся
2 «Б» класса
Руководитель проекта:
Стефаненко Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
Велиж
2014
Содержание (оглавление)
| 3 |
| |
2.1 График проведения работы над проектом | 5 |
2.2 Описание реализации проекта | 6 |
| 12 |
| 13 |
|
- Введение
Тема проекта «Пусть кружится карусель масленичных дней. Народный праздник Масленица» является актуальной. В результате реализации этого проекта дети знакомятся с традициями и обычаями русского народа, приобретают знания о праздновании дней масленичной недели, у них формируется познавательный интерес, они узнают новые песни, пляски, игры своей страны. Данный творческий проект воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям, усвоение традиционных культурных эталонов.
Цель проекта: повысить интерес к традициям русского народа через знакомство учащихся с народным праздником Масленица.
Задачи:
- познакомить детей с русским народным праздником Масленица, с происхождением названия праздника, традициями, обычаями и обрядами каждого дня масленичной недели;
- разработать сценарий и провести праздник Масленицы через сопереживание и непосредственное участие детей в общем действии;
- развивать художественно – творческую деятельность путём ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
- воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
- ориентировать родителей учеников на приобщение детей к русской национальной культуре в семье.
Основополагающий вопрос проекта: Как называются дни масленичной недели?
Проблемные вопросы: Каковы традиции, обычаи и обряды каждого дня Масленицы? Как появился праздник Масленицы на Руси? Масленица – это проводы зимы или встреча весны?
Учебные вопросы: Почему Масленица называется Масленицей? Как возник этот праздник? Какие были игры и забавы на Масленицу? Какие главные символы Масленицы? Что означает обряд сжигания Масленицы?
Сущность проекта: В процессе подготовки и выполнения проекта проводятся исследования по различным направлениям с учетом интересов и возможностей детей, расширяются знания по истории проведения старинных русских народных праздников, дети знакомятся с русскими забавами, играми, плясками, традициями. Приобретаются навыки различных видов работ. Создается атмосфера радости приобщения к традиционному народному празднику.
Планируемые результаты обучения
После завершения проекта дети приобретут следующие умения, знания и навыки:
- имеют представления об истории возникновения праздника Масленица и традиции его проведения;
- знают названия дней масленичной недели, чем принято заниматься в каждый день недели;
- имеют навыки изготовления символов Масленицы;
- формируется интерес к традиции проведения народных праздников;
- повышается познавательный интерес среди детей к истории родного края, страны;
- умеют организовать свою деятельность, действовать по заранее намеченному плану, выбирать и систематизировать информацию, полученную из различных источников.
- Основная часть
Тему проекта предложили сами дети. В нашей школе есть традиция на масленичной неделе приносить в класс блины и угощать ими друг друга. И в прошлом учебном году дети задавали вопросы «Что такое Масленица? Почему на Масленицу нужно есть блины?» Ученики класса заинтересовались этой темой и решили, что в новом учебном году сами узнают всё о Масленице и проведут праздник.
2.1 График проведения работы над проектом
Данный проект мы осуществляли в течение 4 учебных недель во время урочной и внеурочной деятельности.
Каждый день недели мы занимались реализацией нашего проекта (опираясь на традиции и обычаи каждого дня Масленицы). Вместе с детьми мы составили график проведения работы над проектом:
Понедельник - встреча | |
1 понедельник | Изготовление «Русской красавицы» |
2 понедельник | Исследовательская работа «Почему Масленица называется Масленицей? |
3 понедельник | Изготовление чучела Масленицы и её украшение |
4 понедельник | Беседа «Как называется каждый день масленичной недели?» |
Вторник - заигрыш | |
1 вторник | Рисунки на Масленицу для украшения зала во время праздника |
2 вторник | Беседа «Как праздновали Масленицу на Руси» Изготовление «Матрёшки» для украшения зала в русских народных традициях |
3 вторник | Спортивные соревнования «Олимпийские масленичные игры» |
4 вторник | Беседа «Игры и забавы на каждый день Масленицы» |
Среда - лакомка | |
1 среда | Беседа «Символы Масленицы», «Почему именно блин – главный символ Масленицы?» |
2 среда | Рисуем символ Масленицы – блин |
3 среда | Изготавливаем блин из различных материалов |
4 среда | Конкурс «Масленичный блин» |
Четверг - разгул | |
1 четверг | Зимние забавы во дворе школы |
2 четверг | Стихи о Масленице, украшенные кружкой с блюдцем |
3 четверг | Изготовление «Солнышка» для танца и подарка родителям |
4 четверг | Слушание и разучивание русских народных песен к празднику |
Пятница – тёщины посиделки | |
Каждую пятницу мы готовились к выходному продукту нашего проекта – празднику «Пусть кружится карусель масленичных дней. Народный праздник Масленица», разрабатывали сценарий, осуществляли поиск информации. | |
Суббота - золовкины посиделки | |
В субботу дети выполняли свои доклады, сообщения | |
Воскресенье - Прощёное воскресенье | |
В прощеное воскресенье дети просили прощение и сожгли Масленицу |
- Описание реализации проекта
Основные этапы работы над проектом:
Подготовительный этап – составление графика работы над проектом.
Основной этап – практико – исследовательская работа над проектом (согласно составленному графику).
Заключительный этап – праздник «Пусть кружится карусель масленичных дней. Народный праздник Масленица», создание папки «Масленица», рефлексия.
Понедельник - встреча
По народным традициям в первый день Масленицы – в понедельник - принято изготавливать чучело Масленицы. Мы в интернете нашли фотографии различных Маслениц, сделанных к празднику. Они были настоящими красавицами. Так совпало, что на уроке технологии в это время, мы должны были сделать «Русскую красавицу». Ребята решили сделать каждый себе по такой красавице. Для того чтобы при изготовлении чучела Масленицы она у нас получилась красивой, нарядной, в народных традициях. (Приложение №1)
Изготовить чучело Масленицы захотела Сыромятникова Екатерина. Вместе с мамой и папой они сделали чучело Масленицы, а девочки в классе (уже расписавшие русскую красавицу) помогли украсить её лицо.
Дальше у нас была исследовательская работа. Детям было предложено узнать из книг, от бабушек, из интернета «Почему Масленица называется Масленицей?» (Приложение №2)
Ученики нашли различные версии. Им было самим интересно их представлять своим одноклассникам. А для того, чтобы не только слушать рассказ друг друга, но и видеть, им было предложено нарисовать рисунок к своему ответу.
Затем ученикам было предложено узнать, как называются дни масленичной недели. Когда мы узнали их названия, то пожеланию детей, им было предложено сделать сообщение о любом дне Масленицы. Так как дети ещё небольшие, то при поиске информации им помогали родители. Я просила родителей постараться с детьми найти какую - то неизбитую информация, воспользоваться не только интернетом, но и сходить в библиотеку, спросить у бабушек. (Приложение №3)
А самое сложное задание было предложено Степановой Анне: сделать презентацию про масленичные дни. С помощью брата Аня сделала вот такую презентацию.
Вторник - заигрыш
Во вторник мы рисовали рисунки на тему «Масленица блинная, народная, старинная» для украшения зала во время праздника Масленицы. (Приложение №4)
Во вторник на следующей неделе мы слушали выступление Шилович Анастасии «Как праздновали Масленицу на Руси». И для того, чтобы наш зал во время выступления напоминал, что масленица – это народный праздник, мы на кружке «Декоративное творчество» изготовили «Матрёшки». (Приложение №5)
Так как во вторник на «заигрыши» с утра приглашаются девицы и молодцы с гор покататься, да силами помериться, то мы тоже решили силой помериться со 2 «А» классом и провести «Олимпийские масленичные игры». Ведь и Олимпиада была в самом разгаре.
Продолжая тему спортивного вторника, мы с ребятами искали информацию об играх, в которые играли на Масленицу и об играх на каждый день Масленичной недели. (Приложение №6) И в последний вторник ребята выступали со своими докладами, и мы пробовали играть в масленичные игры.
Среда - лакомка
Среда – это лакомка, поэтому каждую среду мы посвящали главному символу Масленицы – блину.
Сначала была проведена беседа «Символы Масленицы», «Почему именно блин – главный символ Масленицы?»
Затем мы рисовали блин. Некоторые ребята нашли в интернете фото красивых и необычных блинов. (Приложение №7)
На следующей недели мы решили изготовить красивый блин из различных материалов. (Приложение №8)
Но самым интересным был конкурс «Масленичный блин», который мы провели в последний четверг проекта. (Приложение №9)
Несколько ребят из класса приготовили свои сообщения к среде – лакомке: «7 дней Масленицы: необычные блины на каждый день», «История происхождения блинов», «Первый блин комам (медведям)» , «16 рецептов блинов на любой вкус» (Приложение №10).
Четверг – разгул
В этом году покататься с гор, поиграть в игры со снегом не было возможности, т.к. не было снега. Но в один день за ночь выпало много снега. Вот мы и построили крепость и попробовали «взять» снежный городок. Это было здорово!
Ребята искали стихи о Масленице, аккуратно их переписывали и каждый свой листик оформлял кружкой с блюдцем, сделанной с особым старанием. (Приложение №11)
Так как Масленица проходит в феврале, то за окном уже ярко светит солнышко. И у нас на празднике будет танец «Солнышко», то мы изготовили «солнышки» и для танца, и для подарка на празднике своим родителям. (Приложение №12)
В последний четверг мы слушали и разучивали весёлые, задорные русские народные песни.
А каждую пятницу мы готовились к выходному продукту нашего проекта – празднику «Пусть кружится карусель масленичных дней. Народный праздник Масленица». (Приложение №13)
Составлять и проводить праздник нам помогли наши вожатые из 6 «Б» класса и родители. Дети на празднике пели, танцевали, читали стихи, импровизировали, играли на ложках. Вместе с учителем были постановщиками всех танцевальных и музыкальных номеров.
Затем наш праздник мы показывали ученикам начальных классов нашей школы. Со своими музыкальными номерами из Масленицы мы выступали на празднике 8 Марта, на премии имени Ю.А. Гагарина, на пасхальном празднике у нас в школе.
В субботу и в воскресенье (кроме последнего) дети выполняли свои сообщения и доклады.
И заключительным днём масленичной недели было Прощёное воскресенье. Доклад о нём составила Демидова Кира. И в последнее воскресенье мы с группой учеников сожгли Масленицу.
Каждый ученик класса участвовал в нашем проекте. Ребята вместе с родителями находили и приносили информацию про Масленицу. Очень интересный «Календарь Масленицы в картинках» приготовила Николаева Василиса с мамой. (Приложение №14)
Красиво оформили и нашли материал о днях масленичной недели «Частушки про каждый день Масленицы», «Что такое Масленица», «Расскажу кратко о Масленице» (Приложение №15).
- Заключение
Внедрение проекта в воспитательно - образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр, песен, танцев, материалов по теме «Масленица» дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения, умение ориентироваться в большом потоке информации и выбирать нужную. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Узнав очень много информации про праздник «Масленица», я, как руководитель проекта, думала, что дети больше не захотят знакомиться с этой темой. Но в ответ услышала «Давайте в следующем году также весело и интересно проведём Масленицу. И обязательно принесём необычные блины».
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других.
Подобная совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создаёт ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки («Я смог», «У меня получилось») и положительно окрашенного, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.
- Источники
- Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне – летний цикл. — М.: Индрик, 2002.
- Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. - М.: Флинта, 2001.
- Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. - М.: Вече, 2000.
- Бухтиярова О. Л. Без блинов не Масленица. [Электронный ресурс]. URL:адрес http://maslenica.best-party.ru/articles/300/ (дата обращения 20.02.2014)
- Дни масленичной недели [Электронный ресурс]. URL:адрес
http://www.supertosty.ru/texts/o prazdnikah/maslenica/html
(дата обращения 14.02.2014)
- Масленица. [Электронный ресурс]. URL:адрес
http://www.cooking.ru/interesting/history/tradition_holiday/Pancake_week/ (дата обращения 17.02.2014)
- Почему масленица называется масленицей. [Электронный ресурс]. URL:адрес http://www.maslenisa.ru/pancakes/ (дата обращения 11.02.2014)
- Широкая Масленица - история и традиции. [Электронный ресурс]. URL:адрес http://maslenica.best-party.ru/articles/298 (дата обращения 18.02.2014)
- Изображение. [Электронный ресурс]. URL:адрес
http://ladaportal.com/community/threads (дата обращения 12.02.2014)
- Изображение. [Электронный ресурс]. URL:адрес http://www.mandrivnuk.net/images/71146125__uvarova_elena_aleksandrovna.jpg (дата обращения 12.02.2014)
- Изображение. [Электронный ресурс]. URL:адрес http://mediasubs.ru/group/uploads/ho/hochu-vsyo-znyitpoleznyie-sovetyi/image2/2YjI0Yzgt.jpg (дата обращения 13.02.2014)
- Изображение. [Электронный ресурс]. URL:адрес http://ds399.ru/calendar/11-03-2013/maslenica-2.jpg (дата обращения
14.02.2014)
- Изображение. [Электронный ресурс]. URL:адрес
http://vologda-portal.ru/upload/iblock/abb/%20qqtkd.jpg
(дата обращения 18.02.2014)
- Изображение. [Электронный ресурс]. URL:адрес
http://upyourpic.org/images/201301/pjli6dmk1c.jpg
(дата обращения 18.02.2014)
- Изображение. [Электронный ресурс]. URL:адрес
http://bezformata.ru/content/Images/000/010/272/image10272885.jpg
(дата обращения 20.02.2014)
- Изображение. [Электронный ресурс]. URL:адрес
http://www.kavalerovo.com/wp-content/uploads/2013/03/masl1.jpg
(дата обращения 21.02.2014)
- Изображение. [Электронный ресурс]. URL:адрес
http://c.foto.radikal.ru/0611/c4674ff40869t.jpg
(дата обращения 21.02.2014)
- Изображение. [Электронный ресурс]. URL:адрес http://afisha.nordportal.ru/upload/resize_cache/iblock/368/600_600_1/csozriaw_xvnjhkravnhqzecfpx.jpg (дата обращения 22.02.2014)
- Изображение. [Электронный ресурс]. URL:адрес
http://copypast.ru/uploads/posts/thumbs/1265468783_repruk.jpg
(дата обращения 21.02.2014)
- Фотоархив МБОУ Велижской СОШ №1
Группа учащихся 2 б класса
Стефаненко Татьяна Николаевна, руководитель проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народный праздник «Масленица» в начальной школе.
В статье описывается, как прошла Масленичная неделе в начальной школе....
русский народный праздник "Масленица"
методическая разработка " Масленица"...
Народный праздник Масленица
Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе Тема: "Чему поклонялись наши предки"....
Народный праздник Масленица
Внеклассное мероприятие по окружающему миру в 3 классе. Тема: "Чему поклонялись наши предки"....
Народный праздник Масленица
Внеклассное мероприятие по окружающему миру в 3 классе. Тема: "Чему поклонялись наши предки"....
Визитная карточка учебного проекта «Пусть кружится карусель масленичных дней. Народный праздник Масленица»
Визитная карточка учебного проекта«Пусть кружится карусель масленичных дней. Народный праздник Масленица»...
Сценарий праздника «Закрутилась карусель масленичных дней. Народный праздник Масленица» (дополненный)
Сценарий праздника Масленица дополненный и переработанный....