Использование в образовательном процессе технологии деятельностного метода обучения.
материал на тему
Технология деятельностного метода - это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_deyatelnostnogo_metoda_obucheniya.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование в образовательном процессе технологии деятельностного метода обучения.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Особую значимость приобретают в начальной школе личностно- ориентированные педагогические технологии.
Наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения».
Технология деятельностного метода - это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Научиться учиться - главный тезис деятельностного подхода. Уметь учиться - это значит понимать, чего я не знаю и самостоятельно находить способ справиться с затруднением, получить знание.
Каковы же основные положения технологии деятельностного метода обучения:
- Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.
- Сам процесс учения должен быть творческим
- Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
Встаёт вопрос: «Что значит обучать деятельности?»
Это значит:
-делать учение мотивированным;
-учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность);
- помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении самых разных учебных задач. Данная технология требует от учащихся умения высказывать свое мнение, обосновать его, выстроить цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективней, когда учитель говорит меньше, чем ученики. Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новое знание.
Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком по ряду элементов:
Элементы сравнения | Традиционный урок | Урок в режиме деятельностного подхода |
Формулирование темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся ( |
Постановка целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание | Учитель оценивает работу на уроке | Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Технология деятельностного метода предполагает следующую
последовательность шагов на уроке:
Этапы урока | Организующая роль учителя | |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). |
2 | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими. |
3 | Выявление места и причины затруднения | Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации. |
5 | Реализация построенного проекта | Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах). |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. |
8 | Включение в систему знаний и повторение | Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
9 | Рефлексия учебной деятельности. | Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. |
В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных
поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...
Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроке открытия нового знания (письмо)
Мастер-класс по технологии системно-деятельностного метода обучения на основе урока письма "Дифференциация Ж-Ш" в 1 классе....
Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.
Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....
Использование технологии деятельностного метода обучения в начальной школе
Данный материал используется мною в учебном процессе с 1 - 4 классы. При использования деятельностного способа обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, созда...
Использование технологии деятельностного метода обучения в начальной школе.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального ...
"Реализация технологии деятельностного метода обучения в практическом преподавании на уроках литературного чтения. Изучение жанров литературы в процессе изготовления макетов книжек»
Данный материал представляет собой теоретические аспекты изучения научных терминов на уроках литературного чтения и практические советы по изготовлению на уроках макетов книжек с целью изучения и разл...
«Реализация технологии деятельностного метода обучения в практическом преподавании на уроках литературного чтения. Изучение жанров литературы в процессе изготовления макетов книжек»
Для эффективного формирования литературоведческих понятий на уроках «Литературного чтения» можно в любой из существующих типов уроков включить такой вид практической деятельности как изгот...