СТАТЬЯ "СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ"
статья на тему
Если у педагога конструктивные способности не развиты и он не может более или менее уверенно прогнозировать будущее своих подопечных, необходимо приучить себя не делать необоснованных прогнозов, могущих осложнить будущую жизнь воспитанника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Ахатова Г. О.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» (филиал), село Тулугановка
Учительская работа относится к очень сложным видам человеческой деятельности. Но что именно делает учитель, большинство людей совсем не понимают, ограничиваясь указанием на внешние, видимые характеристики его деятельности.
В истории педагогики на протяжении веков преобладала точка зрения, согласно которой умело готовит к жизни воспитатель, обладающий педагогическим талантом. Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая половина её - искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу - наличие педагогических способностей, составляющих основу педагогической культуры.
Экспрессивные способности - умение преподавателя образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств.
Словесная или вербальная коммуникация - основной вид общения, под которым имеется в виду передача информации от человека группе людей или от человека человеку. Речь - универсальное средство коммуникации. Она позволяет наиболее точно и образно передавать информацию.
Помимо словесного общения классом в практике работы учителя начальной школы часты непосредственные контакты с отдельными воспитанниками.
Дидактические способности - умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, иными словами, умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс.
Авторитарные способности заключаются в умении быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, в волевом влиянии на воспитанников.
Существует мнение, что должность учителя, а тем более учителя начальных классов, сама по себе обеспечивает ему авторитет в обществе и среди учеников. Но это не так. В наше сложное время должностной авторитет полностью заменён авторитетом личностным.
Если в школе с уважением относятся к любому преподавателю, даже не знакомому с учащимися, не работающему с ними, то можно говорить о высокой дисциплине в коллективе. Но в своём классе, с теми, кого он обучает и воспитывает, педагога будут уважать только за его глубокие знания, серьёзное отношение к работе, требовательность и уважение к детям, искреннюю заботу о них.
Научно-педагогические способности подразумевают участие в научно-исследовательской работе педагогического характера, постоянное стремление к новому, желание трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт коллег.
Необходимо приучать себя не только внимательно следить за новинками литературы, за текущей переодикой, за новыми педагогическими и психологическими исследованиями, но и непосредственно участвовать в научной педагогической жизни.
Педагогический труд приносит моральное удовлетворение только тогда, когда ежедневные занятия не становятся повинностью для учащихся, когда сам учитель анализирует учебные занятия и воспитательные мероприятия, строит всю свою работу, опираясь на научное предвидение.
Перцептивные способности - это умение воспринять внутренний мир учащегося, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям, к учителю.
Основа перцепции - в аналитическом подходе к поведению обучаемого, в готовности учителя фиксировать в сознании значимые детали этого поведения, раскрывающие их внутреннее содержание.
Плохое настроение младшего школьника, пропуски им занятий, грубость, могут быть следствием ненормальной обстановки в семье или неблагополучных отношений с товарищами в коллективе, отклонений в состоянии здоровья. И понять это, помочь ему добиться успехов в учёбе можно только хорошо зная, что ему конкретно мешает серьёзно учиться и правильно вести себя в коллективе. Одновременно следует попытаться устранить причины этих отрицательных влияний, используя оптимальные в данных условиях методы воспитания и обучения.
Коммуникативные способности - это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с учащимися, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения.
Неверная тактика общения с учащимися затрудняет воспитание и обучение, разъединяет коллектив.
Эффективный педагог своим демократичным отношением к учащимся создаёт состояние спокойного удовлетворения и радости в коллективе. В то же время учитель авторитарного типа вызывает состояние подавленности, растерянности, нежелания учиться. При этом учащиеся-отличники относительно спокойнее относятся к учителю-автократу, а отстающие школьники относятся к нему более дифференцированно.
Общаясь с людьми, не следует забывать, что ключевые объекты ситуации имеют неодинаковое значение для многих из них. Необходимо чувствовать настрой коллектива или человека, с которым общаешься.
Личностные способности учителя проявляются прежде всего в педагогическом такте. Этот такт заключается в умении соблюдать чувство меры в отношениях с окружающими, особенно при проявлении требовательности, которая всегда сочетается с уважением к обучаемым, с заботой о них.
Основа такта - выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога - высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Доброе отношение и уважение к учащимся необходимо сочетать с высокой требовательностью, принципиальностью. При объяснении особенно трудного материала, решении ложных задач желательно проявить чуткое, даже ласковое отношение к тому или иному молодому человеку, но оно не должно быть приторным, навязчивым. Затрудняет контакты с учащимися малейшая неискренность педагога. Как видно, здесь личностные способности педагога совпадают с коммуникативными.
Организаторские способности предусматривают умение чётко, без потерь времени подготовить и провести любое занятие, классный час, вечер отдыха, родительское собрание, экскурсию в музей, туристический поход и т.д.
Организаторские способности учителя начальных классов проявляются в умении найти каждому посильное и интересное для него дело, создать дружескую обстановку в коллективе. В структуру организаторских умений учителя начальных классов входят: умение заряжать всех своей энергией; умение найти каждому дело по способностям; творческая и исполнительская инициативность; склонность к организаторской деятельности; требовательность к себе и к другим людям; общительность, настойчивость и активность; высокая работоспособность и личная организованность.
Психомоторные способности обеспечивают двигательные навыки, способность в работе «соединять голову с руками». Знания, опыт, рассуждения здесь необходимы. Рассматриваемые способности предусматривают умение преподавателя подбирать индивидуальную технику движений учащихся во время физической работы, гимнастических занятий, сборки и разборки прибора, проведения эксперимента, учитывая при этом их рост, вес, длину конечностей, быстроту реакции и др.
Способности к концентрации и распределению внимания - готовность на занятиях и во всех других случаях общения держать в поле зрения весь класс, видеть каждого в отдельности. В то же время, наблюдая за воспитанниками, нельзя терять контроль за собственной речью, жестами, выражением лица.
Гностические способности - это умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отражёнными образами.
Конструктивные способности, или педагогическое воображение - это умение проектировать будущее воспитанников, тщательнее планировать предстоящую работу, предвидеть результаты своего труда, обнаруживать задатки обучаемых и строить работу по их развитию, подводя каждого к его потенциальной вершине.
Выработать у себя эти способности нелегко. Если у педагога конструктивные способности не развиты и он не может более или менее уверенно прогнозировать будущее своих подопечных, необходимо приучить себя не делать необоснованных прогнозов, могущих осложнить будущую жизнь воспитанника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение психолого-педагогической культуры учителей начальной школы
Данный материал является долгосрочным проектом, в котором принимают участие, непосредственно, педагоги начальной школы. Результат превзошёл ожидания...Качество образования повысилось!...
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Выступление на городской педагогической секции учителей начальных классов «Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в образовательно-воспитательной среде детского дома»
В данном выступлении отражены основные приемы введения проблемной ситуации на уроках в начальной школе....
Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.
Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...
Доклад "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе. Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельности учителя начальных классов. "
Доклад на тему "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе.Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельн...
Об итогах районного семинара для учителей начальных классов «Внедрение в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогическая технология воспитания детей 7-11 лет в духе толерантного общения»
В ходе семинара участники ознакомились с опытом работы экспериментальной площадки по внедрению в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогич...
Конспект открытого урока участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года- 2020» в номинации «Педагогический дебют», учителя начальных классов Шакирзяновой Р.Н.
Конспект открытого урока участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства "Учитель года 2020" в номинации "Педагогический дебют"...