Современные педагогические технологии используемые в начальной школе
материал по теме
Современные педагогические технологии используемые в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_ped_tehnologii.docx | 34.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.
Подготовила
учитель начальных классов
Лобода Ирина Эдуардовна.
2014год
На протяжении последних десятилетий изменились ценностные ориентации в обществе, в качестве самой большой ценности стала рассматриваться свободная, образованная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
Постиндустриальное, информационное общество требует перехода от принципа “образование на всю жизнь” к принципу “образование через всю жизнь”. А это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. Чтобы привить навыки умения учиться у своих учащихся, на уроках иностранного языка, истории и обществознания мы используем такие информационные технологии как:
- обучение в сотрудничестве,
- метод проектов,
- языковой портфель.
- информационные,
- здоровьесберегающие технологии,
- технологию использования в обучении игровых методов,
- технологию интерактивного обучения
Учебно-воспитательный процесс на уроках создается нашими усилиями и усилиями наших учащихся, он реализовывается в сотрудничестве. Успешное сотрудничество возможно только при осознанном смысле деятельности. Лишь при условии возникновения познавательных мотивов возможно действенное, а не формальное овладение материалом.
Любой школьный класс является неоднородным, поскольку обучающиеся в нем школьники различаются по многим параметрам: уровень обученности, способность к овладению учебным материалом, способность к общению в группе, интеллектуальные способности, опыт учения, мотивация к изучению учебного предмета. Школьники также могут различаться стилем учения, особенностями характера, интересами, степенью уверенности в своих возможностях, способностью к самодисциплине. Для самореализации “я” каждого ученика мы делаем учащегося “управленцем”. В начале каждого урока организовываем самоопределение школьников к деятельности, сообщаем своим ученикам определенные рамки цели, темы, способов деятельности. Основное требование для самоопределения – сделать эти рамки гибкими, у учащихся должен быть выбор, они могут нам предложить расширить или сузить эти “рамки”, чтобы они соответствовали потребностям ученика.
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования.
Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии:
1. Технология проблемного обучения
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".
(Конфуций)
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию.
Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках:
- изучения нового материала и первичного закрепления;
- комбинированных;
Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка.
Тема: Слова с удвоенными согласными.
На доске записан текст: «Мой родной язык – русский. На русском языке мы читаем и пишем. Мы любим русский язык »
-Прочитайте текст
-Найдите слово которое обозначает признак предмета и часто употребляется в тексте (русский).
-Что интересного заметили в этом слове?(Слово написано с удвоенной буквой сс)
-Как вы думаете какая тема урока? (Слова с двойными согласными)
-Какие поставим цели?(научиться писать слова с двойными буквами)
Урок математики.
Тема урока: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
На доске:
2+7 = 5+1= 8+2= 9+4=
-Решите примеры. Двое учеников работают у доски.
Учащиеся затрудняются с последним выражением.
-В чем трудность?(Мы не умеем складывать числа с переходом через десяток)
- Какая цель нашего урока?(Научиться решать примеры с переходом через десяток)
-Значит, какая тема сегодня на уроке?(Сложение чисел с переходом через десяток.)
Данная технология позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;
- сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;
- использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;
- повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.
2. Здоровьесберегающие технологии.
В моём классе она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся, организацию подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.
На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:
Математика
Решите задачу:
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему?
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)
Литературное чтение
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
Например:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
На различных уроках дети устают, снижается внимание, и чтобы это предотвратить использую различные упражнения:
На письменных уроках провожу пальчиковую разминку с массажными шариками.
Пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Гимнастика для глаз проводится в любое свободное времяв зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал,
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя преодолеть усталость, уныние, неудовлетворённость.
В известной степени неудовлетворённость собой является врождённой категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию обучению, условием борьбы и успеха. Но неудовлетворённость, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
3. Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по 3–4 человека по желанию. Даю задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе.
Например, на уроке технологии работа с пластилином, тема “10 наливных яблок”. Сначала каждый делает своё яблоко, а потом еще 5 всей группой и коллективно оформляют яблоньку, вешая на неё яблочки. Перед началом работы с детьми оговариваю правила работы. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка.
На уроке математики ученикам предлагаю карточки с различными заданиями
Например 1 группе: Дополнить задачу и решить её.
2группе: Найти периметр прямоугольника
3 группе: составить задачу по краткой записи и решить её.
На уроке русского языка работа в парах
Детям предлагаются задания:
Рука- ручонка, ручонка- ручей.
Ножонка-нож, ножонка-нога.
-Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие - нет. Когда дети готовы они поднимают руки домиком.
И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло и помощника.Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.
Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).
На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.
4. Игровые технологии
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость.
Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
- для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.
Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук.сначала чтоб этот звук был в начале,потом в середине и в конце. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.
Например: «Соедини половинки слов».
1) Сделайте несколько списков слов из шести букв, разбитых пополам в две колонки. В каждой из них могут быть и первые и последние половинки слов:
ЛИС УБЬ
МЕТ ЖКА
ГОЛ ТВА
КРУ ДЫШ
ЛАН ЕЛЬ
(Ответ:листва, метель, голубь,кружка, ландыш).
3) На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.
Например: Устный счет в начальной школе можно проводить по сказке «Колобок»:
Учитель проговаривает сказку «Колобок» и обыгрывает на магнитной доске. При встрече колобка с героями сказки ставится цель перед ним: решить примеры или задачу.
– Ребята, если Колобок не справится со своим заданием, то его съест Волк, давайте поможем решить Колобку примеры. (Дети соглашаются и решают примеры, которые записаны на отдельных карточках)…
Например еще можно использовать на уроке математике эстафету с примерами.
Команды делятся по рядам.
1.ряд это команда лисичек
2 ряд команда зайчиков
3 ряд команда белочек
На доске выражения: каждый ребенок выбегает со своего ряда и решает примеры чей ряд быстрее решит, тот ряд и выигрывает.
4) На уроке литературного чтения можно провести игру «Пословицы-перевёртыши»:
Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.
1. Чужие штаны дальше от ног. | 3. Держи много денег, и ни с кем не дружи. |
Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.
В заключении хотелось бы сказать, что педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.
Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.
Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.
Результатом использования современных образовательных технологий считаю:
- Стабильно качество знаний по предметам (60-65%), которые я преподаю, 90%-ный уровень обученности учащихся в классе, где работаю.
- Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии по УМК "Начальная школа XXI века" в 1 классе
Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" соответствует учебнику 2011года издания....
Рабочая программа по технологии УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по технологии составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Федерального компонента государственного стандарта начального общего об...
Особенности использования приёмов технологии ТРИЗ в начальной школе.
Методы и приёмы технологии ТРИЗ РТВ, используемые на уроках в начальной школе...
Календарно – тематическое планирование по технологии в 3 классе (автор Т. М Рагозина «Технология») УМК « Перспективная начальная школа»
Данная Рабочая программа по технологии для 3 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой базы:Закон Российской Федерации «Об образовании» (стать...
Систематика и взаимосвязь здоровьесозидающих технологий, используемых в работе школы-интерната
Данная статья описывает систему работы школы-интерната по формированию здоровья школьника на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса и использования здоровьесозидающих технолог...
«Приёмы технологии развития критического мышления, используемые в начальной школе».
Презентация предназначена для учителей начальной школы....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Применение технологии сотрудничества в начальной школе (из опыта работы)"
Актуальность, плюсы и минусы технологии сотрудничества, особенности использования, советы учителям....