Презентация опыта работы "У меня это получается хорошо!"
материал на тему

Швецова Алла Сергеевна

Конкурсное задание очного этапа Всероссийского конкураса "Педагогический дебют - 2015"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Управление проектной деятельностью обучающихся как условие получения новых результатов образования (на примере регулятивных УУД)

Я пришла работать в школу почти 2 года назад. Меня встретил 3 класс начальной школы. Передо мной остро встали вопросы: как учить в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, как эффективно реализовывать системно - деятельностный подход, - и всё это при отсутствии педагогического опыта. К этому времени я знала, что одним из результативных методов в педагогике является метод проектов.

Моей целью стало создание условий для эффективного формирования УУД посредством метода проектов. В качестве одного из таких условий я рассматривала управление проектной деятельностью.

Инструментом стал рабочий блокнот под названием  «Мой проект», созданный мною для использования во внеурочной и самостоятельной работе. Цель разработки пособия – оптимизация работы учителя и обучающегося над проектами, повышения уровня их самостоятельности, и развитие УУД, в частности, регулятивных.

Обратите внимание, блокнот состоит из 17 страниц, на которых обозначены этапы работы над проектом, даны страницы для фиксирования информации, описания хода работы, написания. Ребята всегда знают, что могут обратиться к памяткам, расположенным в конце блокнота.

На первом занятии, организованном с применением блокнота под названием «Мой проект», ребятам было предложено изучить его структуру и сказать, что они хотели бы добавить. Результатом мозгового штурма стала идея о создании героев-советчиков, сопровождающих ребят в их проектной деятельности. С их слов начинается каждый этап.

С блокнотом мы работаем чаще всего во внеурочное время. Первое занятие – стартовое, на котором ребята формулируют тему проекта, определяют его тип, ставят цель и задачи, выдвигают гипотезу, если это исследовательский проект, очерчивают круг источников информации. Далее начинается самостоятельная работа. Время её оговорено. Самостоятельная – не значит «пущенная на самотёк». Это время для индивидуальных и групповых консультаций, для репетиций, для организации творческих занятий, для привлечения родителей, для общения с другими специалистами в стенах школы и вне их – в нашем посёлке это Детская школа искусств, библиотечно-досуговый центр, администрация посёлка.

На предпоследнем занятии проходит представление результатов, защита проектов. На последнем – рефлексия, анализ возникших трудностей и составление плана их преодоления. Портфолио ребёнка пополняется рабочим блокнотом и продуктом (если его форма позволяет это сделать).

На примере коллективного проекта «Экологический альманах «Свежий ветер» я попробую осветить механизм реализации проекта с использованием рабочего блокнота.

Сначала возникла идея проекта, для реализации которой были созданы творческие группы; они определяли тему, цель, задачи работы каждого участника группы.

Эти творческие группы сначала занимались сбором и обработкой информации. В блокноте отмечали предполагаемые источники информации, потом искали эту информацию, анализировали, сопоставляли, отсеивали, и всё это фиксировали в рабочем блокноте.

Трудоёмкость практического этапа работы заключалась в том, что весь проект состоял из отдельных небольших проектов. Регулярная работа с блокнотом давала возможность придерживаться намеченной цели, систематизировать промежуточные, а потом и итоговые результаты.

Компьютерная вёрстка альманаха стала площадкой для разработки мини-проектов, целью которых стали: выбор программы (Майкрософт офис паблиш), выбор дизайна, шрифта, подбор и обработка иллюстраций к тем текстам, которые были готовы к публикации. Чёткая постановка задач, планирование и распределение обязанностей в группе, систематическое фиксирование основных моментов в рабочем блокноте давали возможность для продуктивной, слаженной работы класса.

Вся эта большая, кропотливая, но вместе с тем приятная работа завершилась распечаткой альманаха и вот он перед вами первый выпуск экологического АЛЬМАНАХА «СВЕЖИЙ ВЕТЕР»

В первом издании 8 рубрик. Если вы хотя бы полистаете его, то вы со мной согласитесь, что каждая из них интересна и познавательна. По отзывам читателей самыми удачными получились рубрики

  • НАШИ ПРОБЛЕМЫ, в которых ребята поднимали экологические проблемы посёлка;
  • САМОДЕЛКИНЫ
  • РАЗМЫШЛЯЛКИ – в этой рубрике размещены иллюстрированные экологические сказки;
  • КРАСНЫЕ СТРАНИЧКИ Алтайского края.

Во второе издание, над которым мы работаем сейчас, ребята включили новые рубрики, такие как:

  • ЗАПОВЕДНЫЕ МЕСТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
  • ЭКОЛОГИЯ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
  • МИР «ЗЕЛЕНОЙ» АКТЕКИ

Особенностью нашего альманаха является его сквозной герой Эконожка, который ведет диалог с читателем.
Наблюдение за участниками проекта показало
повышение экологической культуры участников проекта, приобретение участниками проекта навыков социально-одобряемого поведения, сплочение детского коллектива, развитие творческих способностей детей.

Для меня главным качественным показателем стали слова одной ученицы, которая сказала, что, только работая над проектом, поняла, что делать в природе нельзя и почему. То есть, ребёнок начинает видеть взаимосвязи в окружающем его мире. Проектная, практическая деятельность даёт ему ощущение, а потом и осознание себя частичкой этого мира. Вслед за этим, я надеюсь, придёт чувство ответственности за мир, в котором мы живём.

Работа над проектом продолжается. Через месяц будет выпущен второй номер «Свежего ветра». Хочу поделиться радостным для нас событием: в марте во Всероссийском конкурсе «Школиздат: пресс-лайн» в номинации школьные издания 28+ первый выпуск «Свежего ветра» занял второе место. Это мощный стимул для работы ребят в этом направлении.

 На сегодняшний день мной был проведён предварительный анализ полученных новых результатов. В качестве некоторых из них я рассматривала умение ребят ставить и удерживать в деятельности цель, планировать индивидуальную и групповую деятельность, контролировать свою деятельность.

 Итоги анализа представлены в таблице «Динамика результатов формирования и развития регулятивных УУД обучающихся в проектной деятельности».

Динамика результатов формирования и развития регулятивных УУД обучающихся в проектной деятельности

УУД

На начало опытной работы

На конец опытной работы

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Умение ставить цель

20%

68%

12%

4%

12%

86%

Умение планировать деятельность

36%

56%

8%

12%

28%

60%

Самоконтроль

48%

40%

12%

16%

20%

64%

Я вижу, что от проекта к проекту повышается качественный уровень их выполнения, растёт степень самостоятельности работы обучающихся, коммуникация выходит на новый уровень – ребята научились договариваться, эффективно распределять роли, учитывать разные точки зрения, и что важно - возрастает мотивация к обучению. Как следствие, на 5% повысилось качество успеваемости, а умения, сформированные у ребят, работают на них не только в учебной деятельности, но, я надеюсь, и в жизни.

Для меня  приобрели новый смысл известные многим слова «Вовлеки – и я научусь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«У меня это хорошо получается!» презентация из опыта работы

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильно...

Выступление на тему "У меня это хорошо получается"

В данной статье представлена  групповая форма работы , как один из способов повышения качества знаний на уроках в начальных классах. Групповая работа является неотъемлемой частью учебной деятельн...

Проект «У меня это хорошо получается»

Тема проекта  "Медиашкола для всех". Цель: показать формирование и развитие личности через применение информационных и коммуникационных технологий.Аудитория: учителя начальных классов, ...

Презентация к мини-опыту "У меня это хорошо получается"

Наглядный материал в виде презентации к мини-опыту на тему "У меня это хорошо получается рассказывает об использовании игровых форм работы на уроках. Ведь для того, чтобы процесс овладения знания...

Презентация из моего опыта работы "У меня это хорошо получается"

В данной презентации я собрала основные для меня, действенные методики работы с детьми в начальной школе. Это то, что получается у меня лучше всего. Данную работу (презентацию) представляла на краевом...

Презентация "У меня это хорошо получается"

Презентация "У меня это хорошо получается"...