Гендерные аспекты в работе с одаренными детьми
статья на тему
Для того, чтобы нейтрализовать влияние процесса гендерной социализации на развитие способностей и одаренности детей различного пола необходимо в содержание занятий включать разнообразные методы, формы и приемы их деятельности: элементы тренинга, сюжетно-ролевые и деловые игры, беседы в кругу, индивидуальная и групповая рефлексия, использование материалов СМИ, дискуссии и диалоги, разбор конфликтных ситуаций и др. упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernye_aspekty.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 23»
Учитель начальных классов Эзау О.А.
Гендерные аспекты в работе с одаренными детьми
Проблема одаренности в настоящее время становится наиболее актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.
На пути развития способностей одаренных детей стоит немало трудностей. Среди причин, усугубляющих развитие одаренности школьников, таких как: недостаточная разработанность психолого-педагогической диагностики одаренных и высокоинтеллектуальных детей, - существует проблема влияния процесса гендерной социализации на развитие одаренности воспитанников.
Под гендерной социализацией понимается двусторонний социально-педагогический процесс создания у мальчиков и девочек представлений о мужественности и женственности, направленный на совершенствование их индивидуальности. Сущность ее состоит в том, что мальчики и девочки, юноши и девушки, развиваясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в данном обществе мужские и женские роли. Однако воспроизводимые обществом и школой гендерные стереотипы в отношении женственности и мужественности зачастую становятся препятствием на пути эффективной самореализации школьников, в том числе способных и одаренных.
Процесс гендерной социализации начинается задолго до начала школьного обучения. Родители уже с рождения ребенка неодинаково относятся к мальчикам и девочкам, предъявляют к ним разные требования, покупают соответствующие половой принадлежности ребенка игрушки. Гендерные стереотипы формируются также достаточно рано, уже в детских играх.
Так, например, ученые считают, что достоверно установлено: девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом мальчики более агрессивны девочек. Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков — среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков — зрительное восприятие и многое другое.
Ученые проводили исследования по разным проявлениям психики и поведения, сравнивались девочки и мальчики. Результаты были следующие:
- по показателю роста наблюдается преимущество мальчиков, но более раннее созревание — у девочек;
- существуют различия в моторике девочек и мальчиков, которые важно учитывать в процессе обучения, но при этом не рассматривать тот или иной пол в качестве эталона, «подгоняя» к нему другой;
- в раннем детстве мальчики лучше различают желтый и зеленый цвета, а девочки — красный и фиолетовый;
- в возрасте 5—9 лет девочки превосходят мальчиков в зрительно-пространственных способностях;
- в младшем школьном возрасте отмечается превосходство девочек в произвольном внимании;
- в речевых способностях и интересе к занятиям обнаруживается превосходство девочек;
- девочки и мальчики одинаково испытывают страх в незнакомых и опасных ситуациях;
- мальчики эмоциональны, так же как и девочки, но стремятся скрывать свои эмоции и превосходят девочек по открытой физической агрессии;
- самооценка более устойчива у мальчиков, чем у девочек;
Становится очевидным, что в настоящее время существуют неоспоримые факты различий между девочками и мальчиками, которые не должны остаться незамеченными родителями и педагогами. Считается, что мальчики более способны к точным наукам, а девочки – к гуманитарным. Однако, есть неопровержимые факты, доказывающие, что если не следовать гендерным стереотипам, а стремиться к реализации своего внутреннего потенциала, то в жизни многого можно достигнуть.
Ученые так же привели следующие факты: если на занятии учитель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и проговорить их. В результате в глазах учителя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях.
В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране было установлено следующее. При обучении детей учителю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение учителя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при организации занятий рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает на 1,5 года от кисти руки девочки.
При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т. п.) учителю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т. п. Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности и получив удовлетворение и радость, они готовы повторять одно и то же, что позволяет им утвердиться в этих достижениях, однако это требует правильного понимания со стороны взрослых.
Для того, чтобы нейтрализовать влияние процесса гендерной социализации на развитие способностей и одаренности детей различного пола необходимо в содержание занятий включать разнообразные методы, формы и приемы их деятельности: элементы тренинга, сюжетно-ролевые и деловые игры, беседы в кругу, индивидуальная и групповая рефлексия, использование материалов СМИ, дискуссии и диалоги, разбор конфликтных ситуаций и др. упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...
Гендерные аспекты в работе с одаренными детьми
Проблема одаренности в настоящее время становится наиболее актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми
Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...
Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".
Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....
«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...