Исследовательская работа учеников 4 класса Г МБОУ "Мамонтовская СОШ" "Наши деды и прадеды - участники ВОВ"
проект на тему

Юлия Викторовна Иванова

Исследовательская работа, посвящённая 70-летию великой Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx33.12 КБ
Файл nashi_dedy_i_pradedy_-_uchastniki_vov.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ

«Мамонтовская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

Тема: «Наши деды и прадеды – участники

Великой Отечественной войны»

Выполнили: ученики 3 Г класса

Кваша Андрей,

 Рогачёва Кристина,

Фёдорова Виктория

Руководитель: Иванова Ю.В.,

 учитель начальных классов

Мамонтово, 2015 г

План

 

  1. Вступление.
  2. Основная часть.

Наши деды и прадеды – участники ВОВ:

  • Богомолов Иван Васильевич
  • Заикин Александр Никитович
  • Питанин Михаил Филиппович
  1. Заключение. Нельзя забывать подвиги  наших прадедов, дедов.

1. Вступление.

О Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов мы знаем по книгам, по фильмам. Но особые – берущие за душу - это рассказы ветеранов, воспоминания их родственников о той трудной военной поре. Из Мамонтовского района  ушло на фронт 6108 человек, из них вернулось 3096 (по сведениям школьного  музея) Кто вернулся – работали, растили детей, жили мирной жизнью.

Ребята 3 Г класса провели исследовательскую работу «Наши деды и прадеды – участники ВОВ». Изучили семейные архивы, побеседовали с родственниками. В работе речь пойдет о дедах, прадедах, которым посчастливилось вернуться домой из огненного пекла войны, а их внуки и правнуки учатся в нашей школе в настоящее время.

Цель исследовательской работы:

Узнать судьбы  дедов и прадедов – участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, записать воспоминания, иначе они исчезнут, не оставив нужного следа в истории.

 В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить материалы о Великой Отечественной войне.
  2. Расспросить родственников о ветеранах ВОВ с целью изучения фактов их жизни.
  3. Изучить документы и фото из семейных архивов.

 Объект исследования: наши деды и прадеды – участники ВОВ.

Методы исследования:

  1. Изучение материалов школьного музея о Великой Отечественной войне.
  2. Опрос ближайших родственников о жизни наших дедов и прадедов.
  3. Анализ документов из архива семей, музейного материала (школы), статей в газете.
  4. Поиск информации в Интернете на сайтах   «Подвиг народа», в «Википедии».
  5. Обобщение полученных данных.

Большую помощь в работе нам оказали наши родственники, которые помогли  представить и прочувствовать жизнь наших дедов и прадедов.

 Практическое значение работы велико: её можно использовать на уроках  окружающего мира, во внеклассной работе. Работа может помочь другим ребятам заняться изучением истории своей семьи.

 

2.  Наши деды и прадеды – участники Великой Отечественной войны.

Богомолов Иван Васильевич

К сожалению,  узнать удалось не так много, т.к. прадедушки Фёдоровой Виктории уже давно нет в живых и для того,  чтобы узнать о нём, пришлось связываться с родственниками в городе Усть – Каменогорске. В этом городе  живет  сын Ивана Васильевича Богомолов Олег Иванович. Внучке Фёдоровой Виктории много о прадеде  рассказала её бабушка Федорова Галина Ивановна - дочь Ивана Васильевича.

Богомолов Иван Васильевич, родился 8 декабря 1910 года, в  Московской области городе Шатура. У прадедушки была большая семья - он с братом Петром были самыми младшими близнецами, остальные братья были намного старше их, а всего детей в семье было 10. После окончания школы Иван Васильевич поступил в техникум учиться на шофера. Но жизнь распорядилась по-другому, началась война, и его отправили на скоростные курсы по подготовке врачей, которые длились шесть месяцев.

Прадедушке был 31 год, когда он  пошёл на войну.  Служить довелось в санитарной части хирургом. Часть прадедушки располагалась в районе знаменитой Курской дуги.

Историческая справка: 

Ку́рская би́тва  (5 июля — 23 августа 1943 года; также известна как Битва на Курской дуге) по своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям является одним из ключевых сражений Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Самое крупное танковое сражение в истории; в нём участвовали около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолётов.

 Со слов прадеда, который не любил вспоминать военные трудные годы, во время войны было очень тяжело работать, т.к. было очень много раненых, спасать людей приходилось и днём, и ночью. Зачастую не хватало медикаментов, перевязочного материала, провизии.

Рядом  с частью прадедушки располагалась часть его брата близнеца. Брат Петр был рядовым. Как выяснилось позже, брат прадедушки воевал совсем недалеко от своего брата, но, к  сожалению, в одном из сражений на Курской дуге Пётр.

В ходе войны дедушка был награждён: орденом Красного знамени, медалями «За освобождение Праги», «За взятие Берлина».

 Историческая справка:

Орден Красного Знамени  — один из высших орденов СССР. Первый из всех советских орденов. Был учреждён для награждения за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите социалистического Отечества. Орденом Красного Знамени также награждались войсковые части, военные корабли, государственные и общественные организации.  

Медаль «За взятие Берлина» учреждена Президиумом Верховного совета  СССР 9 июня 1945 года. Этой медалью награждены 1 миллион 90 тысяч человек.

Медаль «За освобождение Праги»   учреждена 9 июня 1945 г.  Награждались военнослужащие — непосредственные участники штурма и освобождения Праги с 3 по 9 мая 1945 г., а также организаторы и руководители боевых операций при освобождении этого города.

Войну Иван Васильевич закончил в звании капитана, ему было 35 лет, его переполняли чувства гордости, радости. За заслуги во время войны прадедушке дали самовар, чему прадедушка был ужасно рад. Этот самовар хранится в семье моего дедушки Олега в Усть-Каменогорске до сих пор. После войны дедушка продолжал работать врачом в госпитале. Лечил военнопленных японцев в городе Усть –Каменогорске. Там он и повстречал свою будущую жену мою прабабушку Татьяну Васильевну, которая тоже работала в этом госпитале врачом терапевтом.  В 1946 году мой прадедушка Иван и прабабушка Татьяна поженились, в 1947 году родился первый сын Олег, а через 6  лет в 1953 родилась Викина бабушка Галина.  

В 1991 году прадедушки не стало. Очень жаль, что мне не довелось увидеть своего прадеда, но в нашей семье бережно хранится память о нём.  

 

Заикин Александр Никитович

 Дедушка Андрея Кваши  - Александр Никитович Заикин родился в далёком 1924 году. Семья была большая, 9 детей да еще один приемный, родители и бабушка.  Дедушка с братом-близнецом  были самыми старшими из детей. В то время было очень трудно жить,  не хватало продуктов, одежды и обуви.  Прабабушка, дедушкина мама, занималась детьми и домашним хозяйством, а прадедушка работал в колхозе.

Но вот в 1938 году прадедушку арестовали и увезли в неизвестном направлении. Совсем стало голодно в  большой семье. Дедушке Андрея тогда было 14 лет, он видел, как тяжело было матери кормить столько детей. И  мальчишка принимает решение уехать туда, где не так холодно, не так голодно, чтобы выжить самому  и чтобы младшим братьям и сестрам доставалось больше еды.

Так он попадает в г. Фрунзе Киргизской ССР.  Поселился паренёк в русском колхозе. Там жил, питался, работал. Перенес болезни, голод, нательных паразитов. Об этом не очень он любил вспоминать, но если приходилось, то плакал.

И вот наступил июнь 1941 года. Уже юноше Александру исполнилось 17 лет. Он комсомолец, на хорошем счету как работник,  подает заявление на фронт. Но ему отказали  в призыве, так как ему нет ещё 18 лет. Тогда он скрывает свой возраст, в заявлении в военкомате пишет, что исполнилось 18 лет.  Дедушку направляют в офицерское училище. Но обстановка на фронтах требует нового пополнения, и недоучившихся курсантов, в том числе и дедушку, отправляют на фронт. Наступления, атаки, бои, отступления.

В 1943 году уже старшего сержанта Заикина А.Н. поставили командовать взводом автоматчиков. Вступали в боевые сражения, участвовали в Курской битве,  в освобождении г.Кременчуга (Полтавская область на Украине). Были ранения, но после госпиталя дедушка возвращался в строй.

Но вот бой 28 октября 1943 года оказался последним военным сражением для дедушки Андрея.  Он уже командовал ротой солдат. Противостояние было неравным. Пехоту не поддерживали ни авиация, ни танки. Было выделено 2 танка, но один подорвали, а второй развернулся и уехал.  Шквальный огонь противника не давал возможности поднять голову от земли. Командир приказал Александру Никитовичу поднять роту  в атаку, вытеснить противника и занять его позиции. Дедушка выполнил приказ командующего. Внезапностью и быстротой атаки  оттеснил врага, занял  позиции и удерживал их.  Но враг не хотел просто так сдаваться, вёл  непрекращающийся огонь. Всё вокруг взрывалось. И тут замолчал один из минометов, дедушка понял, что расчет убит, и пополз к орудию, чтобы заменить собой убитых бойцов.  Вдруг взрывной волной от разорвавшейся неподалеку мины бойца подбросило вверх, одним осколком зацепило спину, другим снесло локоть  правой руки. Кровь, боль, потеря сознания. Очнулся в госпитале, правой руки не было. Еле выжил. Парню было 19 лет. За этот бой, за совершенный подвиг мой дедушка  был представлен к ордену Красной Звезды. Об этом есть информация на сайте «Подвиг народа».

Затем было списание в тыл, привыкание к жизни без руки, помощь матери, братьям и сестрам, учеба, работа.

Про войну Александр Никитович  не мог рассказывать,  не мог смотреть фильмы о войне без слез и комка в горле, воспоминания давались ему очень тяжело. «Такое не должно повториться», - говорил он. К сожалению, очень мало времени Андрей провел со своим дедушкой. Внук был маленьким, и  Александр Никитович не рассказывал о том, как он жил и как  воевал. О его жизни внук  узнал, когда его не стало, ему рассказывает о дедушке его дочь, мама Андрея -  Ольга Александровна Кваша. Но дедушку внук запомнил добрым, веселым, мудрым.  В семье много совместных с дедушкой фотографий, глядя на которые, родные всегда будут помнить о нём.  Свой рассказ о дедушке Андрей отправил на районный конкурс, посвящённый  70-летию Победы в газету «Свет Октября»

Питанин Михаил Филиппович

Питанин Михаил Филиппович – прадедушка Рогачёвой Кристины,  родился 8 ноября 1920 года в Алтайском крае, Егорьевском районе, селе Песчаное. Окончил семилетнюю школу, в Егорьевском районе. Семья была большая 14 детей, Михаил Филиппович был  младшим ребёнком. Родители умерли рано, и его воспитывал старший брат.     Окончил семилетнюю школу в Егорьевском районе.  

После школы мой Михаил Филиппович окончил курсы радиомеханика и добровольцем уехал на Амурскую Краснознамённую флотилию  радистом краснофлотцем, где прослужил с 13 мая 1939 по 24 сентября 1942.

С 24 сентября 1942 по 23 августа1944 был отправлен на Воронежский фронт в 52-ю мотострелковую бригаду под Сталинград. Где был награждён медалью «За отвагу».

Историческая справка:  Сталингра́дская би́тва (17 июля 1942 — 2 февраля 1943) — боевые действия советских войск по обороне города Сталинграда и разгрому крупной стратегической немецкой группировки в междуречье Дона и Волги в ходе Великой Отечественной войны.

Является крупнейшей сухопутной битвой в истории человечества, которая наряду со сражением на Курской дуге стала переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу.  В результате сражения войска нацистской Германии внутри и около города были окружены и частью уничтожены, а частью захвачены в плен. По приблизительным подсчётам, потери обеих сторон в этом сражении превышают два миллиона человек.

Вот что написано в наградном листе о подвиге Питанина М. Ф.(сайт «Подвиг народа»)

«В боях с немецкими захватчиками проявил образцы мужества и отваги. Работая на протяжении долгого времени в батальоне радиомастером, показал себя дисциплинированным, находчивым, стойким бойцом. Много раз под разрывами разрядов восстанавливал связь КП батальона с подразделениями. В боях за город Корейнбург была разбита радиостанция. Несмотря на сильный ружейно-пулемётный огонь исправил радиостанцию, тем самым обеспечил выполнению боевой задачи»

 С 23 августа 1944 по 9 мая 1945 участвовал в боях во 2-м и 3-м Украинском фронте.

Был награждён медалями  «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Праги». Получил право ношения нагрудного Знака «Гвардия».

 После войны Михаил Филиппович остался на сверхсрочной службе начальником радиостанции по 17 мая 1948.

С 1 сентября 1949 по 1 июля 1951 закончил вечерний Университет Марксизма-Ленинизма при Рубцовском КГ ВКП(б). Работал на АТЗ электриком 7-ого разряда гальваническом цехе в городе Рубцовске. По вечерам читал лекции Марксизма-Ленинизма в Райкоме Партии в городе Рубцовске.

Михаил Филиппович  женился в 1949 году.  От первого брака у него было  двое детей, мальчик и девочка. Вскоре они с женой развелись. В 1955 году Михаил Филиппович переехал жить в село Малые  Бутырки, где работал  электромонтёром  и кладовщиком-нормировщиком  в Совхозе «24-ый Партсъезд» Мамонтовского района.

 В 1956 году прадедушка женился второй раз. В этом браке родилась бабушка Кристины. Когда бабушке было всего 2 года, её мама трагически погибла.  

Умер Михаил Филиппович 16 октября 1991 года в селе Малые Бутырки Мамонтовского района Алтайского края.

 

 

3. Заключение

Выбранная нами тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость. Работая над раскрытием вопросов, поставленных в ходе изучения темы, мы сделали вывод о том, что память остается жива по сей день. Поставленная цель - изучение жизни наших дедов и прадедов – участников войны достигнута. Кроме того, в ходе исследования, мы узнали много нового о ВОВ. Данная работа имеет продолжение, т.е. мы будем описывать историю жизни других участников Великой Отечественной войны, прадедов и прабабушек учеников нашего класса. Уже начата работа Бусыгиным Сашей, Рязановой Викой, Василенко Алёшей, Капишниковой Полиной, Паздниковым Иваном. Все воспоминания о судьбах ветеранов мы планируем оформить в виде «Книги памяти учеников нашего класса»

Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.
При сборе материала, при беседе с родственниками мы переживали страх, грусть за тех, кто погиб на войне и не вернулся к родным. При записи воспоминаний хотелось заплакать от гордости за них, за то, что у нас счастливое детство.

 

Информационные источники:

 

  1. Семейные архивы Кваша О.А., Рогачёвых, Фёдоровых (письма, фотографии, документы, награды);
  2. Воспоминания ветеранов, записанных при жизни;
  3. Воспоминания родственников;
  4. Интернет-ресурсы: сайт «Подвиг народа», «Википедия»;
  5. Сведения школьного музея Боевой Славы.

 

 

     

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнили: ученики 3 Г класса Кваша Андрей, Рогачёва Кристина, Фёдорова Виктория Руководитель: Иванова Ю.В., учитель начальных классов Исследовательская работа «Наши деды и прадеды – участники Великой Отечественной войны» Мамонтово , 2015

Слайд 2

План выступления 1 . Вступление. 2. Основная часть: Наши деды и прадеды – участники ВОВ: Богомолов Иван Васильевич Заикин Александр Никитович Питанин Михаил Филиппович 3. Заключение. Нельзя забывать подвиги наших прадедов, дедов.

Слайд 3

Цель исследовательской работы: Узнать судьбы наших дедов и прадедов – участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, записать воспоминания, иначе они исчезнут, не оставив нужного следа в истории.

Слайд 4

Задачи исследования Изучить материалы о Великой Отечественной войне; Расспросить родственников о ветеранах ВОВ с целью изучения фактов их жизни; Изучить документы и фото из архива наших семей.

Слайд 5

Методы исследования Беседы с родственниками и запись их воспоминаний; Анализ документов из архива семей, музейного материала (школы); Поиск информации в Интернете на сайтах «Подвиг народа», в « Википедии »; Обобщение полученных данных.

Слайд 6

Практическое значение можно использовать на уроках окружающего мира, во внеклассной работе. работа может помочь другим ребятам заняться изучением истории своей семьи.

Слайд 7

Богомолов Иван Васильевич Прадедушка Фёдоровой Виктории (1910-1991)

Слайд 8

Орден Красного знамени Орден СССР Красного Знамени учреждён для награждения за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите социалистического Отечества.

Слайд 9

Наградной самовар

Слайд 10

Заикин Александр Никитович Дедушка Кваши Андрея (1924-2009)

Слайд 11

Подвиг дедушки Этот документ и ещё лист награждения мы нашли на сайте «Подвиг народа». В нём описывается подвиг, который совершил Александр Никитович, за который он был награжден орденом «Красной Звезды».

Слайд 12

Андрей и дедушка В семье хранится много фотографий, где внук и дедушка вместе. Жаль, что это был лишь короткий период

Слайд 13

Питанин Михаил Филиппович Прадедушка Рогачёвой Кристины (1920-1991)

Слайд 14

Медаль «За отвагу»

Слайд 15

Награды

Слайд 16

Спасибо за Победу!

Слайд 17

Источники: Семейные архивы Кваша О.А., Рогачёвых, Фёдоровых (письма, фотографии, документы, награды); Воспоминания ветеранов, записанных при жизни; Воспоминания родственников; Сведения школьного музея Боевой Славы; Интернет-ресурсы: сайт «Подвиг народа», « Википедия »; http://medalww.ru/nagrady-sssr/ordena-sssr/orden-krasnogo-znameni


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Помним" исследовательская работа учеников 2 класса

Данная презентация о ветеранах войны, которые являются прадедами учеников моего 2 «В» класса. Мы хотим рассказать об их жизни, так как помним их и гордимся ими....

"Труженники тыла" исследовательская работа учеников 2 класса

Эта презентации о Зайцевой Екатерине Егоровне. Она жительница Новосибирска. Является труженицей тыла. В нынешнее время активно помогает ветеранам труда. Её жизнь заинтересовала нас и Екатерина Его...

Могут ли дружить мальчик и девочка? Исследовательская работа ученика 2 класса Горшкова Алексея

Можно ли мальчику дружить с девочкой? Странно и обидно, не некоторым ребятам всё ещё приходиться сталкиваться с насмешками, злобным хихиканьем, если заметят, что мальчик несёт портфель девочки, з...

Муравьи как домашние питомцы. Исследовательская работа ученика 5 класса Ананьева Георгия

Мы привыкли видеть домашними питомцами кошек, собак, хомяков и попугаев. А муравьев, маленьких суетливых трудяг в лесу или "отвратительных рыжиков" в квартире, мы не замечаем.Но для меня мур...

«Фабрика зелёного листа». Исследовательская работа ученика 3 класса МОУ СОШ п. Салми Соколова Евгения.

Показана скрытая от наших глаз великая роль растений в поддержании жизни на Земле. Частицей живой природы, которую человек стремится перенести в свое жилище, являются комнатные растения. Они  укр...

Исследовательская работа ученика 2 класса Ашихмина Ильи "Есть ли место доспехам в наше время?"

Интересная исследовательская работа о доспехах  в современном мире. Где они применяются и кем? Люди каких профессий используют доспехи? Как видоизменилсиь доспехи с древних времен до наших дней? ...

Исследовательская работа по теме «Живая память» История жизни нашего деда и прадеда Косогова Павла Дмитриевича – воина–интернационалиста

Исследование посвящено 30 годовщине вывода войск из республики Афганистан. Исследовательская работа состоит в изучении биографии Косогова Павла дмитриевича, в описании военных действий в Афганист...