Что такое? Загадки.
методическая разработка (2 класс) на тему
Методическая разработка занятия во 2 классе по внеурочной деятельности "Размышляем, играем, творим"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_zanyatiya.docx | 38.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие во 2 классе по внеурочной деятельности
«Размышляем, играем, творим»
Тема: Что такое? Загадки.
Автор: Загороднова Светлана Викторовна
МОУ СОШ №1 г. Катав – Ивановск Катав – Ивановского муниципального района Челябинская область
Описание работы: материал для учителя. Может использоваться в организации внеурочной, внеклассной работы.
Форма: внеурочное мероприятие общеинтеллектуального направления.
Возраст учащихся: учащиеся 2 класса.
Источники информации:
- Т. А. Ладыженская «Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах» М. «Просвещение» 1995
- «Мозаика детского отдыха. Внеклассные мероприятия 1 – 4 кл.» М. «ВАКО» 2006
- dompolnajachasa.at.ua›publ…lesnye_skazki_landysh…
Цели: 1. Образовательная – выявить умение и способность учащихся работать самостоятельно и в коллективе по теме занятия, учить слушать друг друга и принимать решение.
2. Воспитательная – воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к деятельности других ребят.
3. Развивающая – развивать воображение, развивать навыки публичных выступлений.
Компетенции:
- Коммуникативная – умение удерживать цель задания всеми участниками занятия, эмоциональное принятие членами коллектива друг друга.
- Информационно – логическая – умение провести исследование через анализ текста, умение представить результат работы наглядно.
- Формируется компетентность в сфере самостоятельной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
- Обоснование выбора темы.
В настоящее время обучение русскому языку переориентируется на выработку умений и навыков речевого общения. Этому способствует лингвистический анализ текста, который развивает логическое мышление, учит оценивать
изобразительно – выразительные средства языка. Решить эти задачи нам помогает благодатный и бесценный материал этнопедагогики. Большую ценность представляют загадки. Они передают реалии национальной жизни, позволяют услышать силу русского слова.
- Выявление проблемы.
Если отгадывать загадку дети часто умеют с раннего возраста, то задание, требующее придумать загадку, часто вызывает затруднение. Этому нужно учить, а уроки посвящённые составлению загадок, развивают у детей речь, логическое мышление, другие познавательные процессы. Позволяют проводить лингвистический анализ текста.
- Предполагаемые результаты.
Дети должны научиться разгадывать загадки, загадывать их другим людям, попробовать сочинять интересные загадки (имея слова для справки).
Тема: Что такое? Загадки.
- Организационный момент.
- Постановка целей занятия.
Дети слушают отрывок стихотворения Сергея Михалкова «А что у вас?»
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
- Что бы вы предложили детям в данной ситуации?
(игры, скороговорки, загадки)
Наше занятие посвятим Загадке. Научимся их разгадывать, загадывать друг другу, сочинять загадки.
- Где можно найти научное толкование слова загадка?(в толковом словаре)
Загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.
- Любите ли вы отгадывать загадки?
- А кто сочиняет загадки? (народ, поэты)
1)Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас. (С. Маршак)
2)Был белый дом,
Чудесный дом,
И что – то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо,-
Такое тёплое, такое пушистое и золотое. (К. Чуковский)
- Для чего народ и поэты сочиняют загадки? (для развлечения, делают нашу речь более красивой, образной, так как в загадках много ярких и красивых слов, сравнений, развивают мышление, творчество)
- А какие загадки знаете вы? Загадайте их ребятам.
- А легко ли сочинять загадки?
- А вы хотели бы научиться сочинять загадки?
- Мне хотелось бы услышать, а что вы уже знаете про загадки? (ответы детей)
Учитель или подготовленные ученики:
- Много столетий назад охотник, боясь неудачи, окружал своё занятие тайной. Не говорил, куда он идёт. Человек стал употреблять «подставные» слова. С этими «подставными» словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: «Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня хрп-тата» (Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей)
- В более поздние времена загадки использовались для испытания мудрости и остроумия, смекалки и находчивости. Загадки часто использовались в древнерусских сказках и считались неким испытанием, прохождение которого приводило к исполнению желаний.
- В наше время загадки не утратили своей популярности. Они привлекают внимание многих детских поэтов, которые сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются, а лучшие из них становятся настоящими народными загадками.
- Загадки любят все: и взрослые и дети. А что такое загадка? Это особый и интересный мир. Именно мир, так как загадки заключают в себе знания и сведения о народе, а также об окружающем мире. Само слово «загадка» образовано от слова «гадать», которое означало «думать», «размышлять».
3.Перед вами лежат карточки, определите, на них загадки.
1)Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
2)Жу – жу – жу – жу,
Я на ветке сижу.
И звук «ж» твержу. (Жук)
3)Архип осип,
Осип Архип.
4)Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
5)Пёс Полкан,
Полезай в стакан.
Хватай лимон,
Убирайся вон!
6)Баю – баюшки – баю,
Не ложися на краю –
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
- По каким признакам вы узнали загадки?
4. -Давайте вспомним основные признаки загадки:
5. -Используя эти данные, попробуем разгадать загадки из синего ящика:
1)То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка.
Можешь и нарисовать,
Называюсь я (тетрадь)
2)Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом (карандаш)
3)Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает-
Многое знает (книга)
4)В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься – скажу (дневник)
5)В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки –
Что угодно для души (пенал)
6)Прямота –
Главная моя черта (линейка)
7)Я нужна вам для порядка,
Зря страницы не листай.
Там, где я, вот там читай (закладка)
8)У меня чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста –
Помарку стёр ведь я с листа (ластик)
Ещё раз вспомним признаки загадок (по схеме)
6. Физминутка. Загадываем загадки о видах спорта и показываем движения.
1)Очень быстрых два коня,
По снегам несут меня –
Через луг к берёзке,
Тянут две полоски (лыжи)
2)Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «Шайбу, мимо, бей» -
Значит там игра (хоккей)
3)У него два колеса,
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами (велосипед)
4)Эти фрукты не съедобны,
Но огромны и удобны.
Их иной спортсмен часами,
Лупит сильно кулаками (боксёрские груши)
7. Проба пера.
Сейчас попробуем вместе составить загадку. Загадку будем составлять о лесном ландыше.
1)сначала посмотрим фильм об этом цветке, а вам нужно запомнить его основные признаки.
2)после просмотра:
- Какие цвета будем использовать?(белый, зелёный)
- Назовите отличительные признаки ландыша (душистый, мелкие цветочки на одном стебельке, красные горошки после цветения, распускается весной)
- На что похожи цветочки? (на горошки, на колокольчик)
- А стебелёк на что похож? (ниточка, ножка)
- Какая рифма может быть в нашей загадке? (горошки – на ножке, звенят – говорят)
- Получаем загадку:
Душистые горошки,
На зелёной ножке.
Как колокольчики звенят,
О весне говорят.
8. Самостоятельная работа учащихся (в группах)
Цель вашей работы – сочинить ещё загадки о ландыше используя слова для справки, оформить её и представить.
Чтобы работа спорилась и вы успели уложиться во времени, что вам необходимо сделать?
- Художники
- Сочинители
- Защитники работы
(детям помогают консультанты)
1)------------------------------------------------- фонарики,
На --------------------------------------------- ножке.
Я весною встретила
На --------------------------------------------- дорожке.
Слова для справки: белые, зелёной, лесной.
2)На ---------------------------------------------- столбах,
Лампы ---------------------------------------- висят.
Слова для справки: больших, белые.
3)Этот ----------------------------------------------------- распускается в мае,
------------------------------------------------------------ бусинки он одевает.
Слова для справки: цветок, белые.
--------------------------------------------------------- звоночки,
4)У меня в садочке.
На ---------------------------------------------------- стебельке,
Прячутся в тенёчке.
Слова для справок: белые, зелёном.
9. Подведение итогов. Чтение загадок.
10. Домашнее задание (дифференцированное)
- Кому понравилось сочинять загадки – сочините свою.
- Найдите народную загадку и литературную, выучите их.
11.Итог данного урока – создание папки «Загадки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Загадки о космосе" для учащихся 2 класса. Проверяем готовы ли дети оправиться в космос ( в классе проводится игра "Космическое путешествие"). Загадка-ответ и т.д.
В классе проводится игра "Космическое путешествие" на протяжении года. Для проверки готовности к космическому путешествию была создана данная презентация. В презентации один слайд загадка, второй...
Открытый урок по русскому языку «Что такое загадка? Учимся сочинять загадки» ( по учебнику М.С.Соловейчик )
Методическая разработка открытого урока русского языка во 2 классе в форме презентации....
презентация к сборнику "Её Величество Загадка" (образовательные возможности загадки)
ВведениеКнига, которую вы держите в руках, предназначена для педагогов родителей, и детей, желающих не только научиться отгадывать загадки, но и поупражняться в рассуждении, доказательстве выдвигаемых...
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...