Урок изобразительного искусства в 3 классе. "Золотая Хохлома"
план-конспект урока (3 класс) по теме

Перевезенцева Надежда Антоновна

На уроке дети научатся выполнять декоративную роспись тарелочки в технике хохломской росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt843.5 КБ
Microsoft Office document icon zolotaya_hohloma.doc53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

Слайд 4

Верховое письмо

Слайд 5

Фоновое письмо

Слайд 6

Элементы травного узора

Слайд 7

Элементы хохломского орнамента

Слайд 8

1 2 3 4

Слайд 10

Молодцы!



Предварительный просмотр:

Урок ИЗО. 3 класс.

                                             Золотая Хохлома.                                                                                                                  Цель: научить выполнять декоративную роспись тарелочки под «хохлому».                                               Задачи:                                                                                                                                               Образовательные:                                                                                                                                           Познакомить с народным декоративно-прикладным искусством (“Хохлома”).                                                 Научить выполнять и использовать растительные элементы (травка, клубничка, цветок) в технике хохломской росписи. Научить использовать цветовые сочетания хохломской росписи в поделка                                                                                                     Воспитательные:                                                                                                            -  Воспитывать эстетическое отношение к предметам искусства и бытовой культуры.                                                                                                         Воспитывать художественный вкус.                                                                                                                  Воспитывать взаимную вежливость и аккуратность.                                                                       Развивающие:                                                                                                                         Развивать творческие способности, изобразительные навыки.                                              Развивать технические умения –умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Развивать композиционные умения, чувство цвета.

Оборудование: Выставка предметов декоративно-прикладного искусства, тарелочки, компьютер, проектор.

                                   Ход урока.                                                                 1.Организационный момент.   (музыка)

- Послушаем музыкальное произведение, которое называется «Русский сувенир»

- Какие инструменты звучали? (русские народные)

- Что такое сувенир? (От французского – помнить, вспоминать. Подарок на память. Чаще всего это  изделие дек.-прик. искусства и худ. промышленности)

- Здесь представлены предметы декоративно-прикладного искусства, которые могли бы быть сувенирами.

        -  Давайте вспомним к какому виду по технике исполнения относятся эти  

           предметы?

         ( резьба по дереву, русская вышивка, роспись, чеканка, кружева)

    2. Новая тема.

            а)

        - Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?

         - Сегодня  мы с вами продолжим знакомиться  с произведениями декоративно прикладного искусства.

           - Что обозначают слова декоративное, прикладное искусство?

          (декор - украшать, своими руками для своих нужд)

     б)                                                                                                                                                                      – Как мы видим, изделия декоративно-прикладного искусства занимают прочное место в нашем быту. Люди всегда любили красоту и умели её творить, но никто не думал, что это искусство: оно создавалось для себя и существовало рядом с человеком. А сейчас всему миру известны народные промыслы России: вологодские кружева, дымковская глиняная игрушка, жостовские подносы, гжельская керамика, городецкая роспись. И сегодня на уроке мы с вами прикоснёмся к этому народному самобытному творчеству.

Учитель: Послушайте легенду.   (ученик  рассказывает легенду):

“В давние времена в Москве жил мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Мастер любил своё дело, но больше всего он любил вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса за Волгу. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал подсыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар – Птица. Он и её угостил. Понравилось ей жить у мастера, но долго задерживаться она не могла – надо было лететь дальше. А в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, – и та стала золотой.                                      Никто ту Жар-птицу не видел, поэтому с тех пор каждый  мастер рисует ее по-своему. А еще любят мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы да ягоды: землянику, смородину, рябину, калину”

 - Вы догадались, о каких мастерах говорится в легенде? (о хохломских мастерах)    (слайд 1)                                                                                                                                         - Тема нашего урока  «Золотая хохлома» (на доске)                                                                                     -  Сегодня на уроке мы с вами будем мастерами по росписи  посуды. Мы распишем тарелочку в технике хохломской росписи.    

 -  Посмотрите, какая яркая, праздничная, красивая хохломская посуда. (Показ)

(слайд 2)     (читают стихи дети – 2 столбика)

 Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи - перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы
           У красы точеной
           Сарафан парчовый,
            По волнам узоров.
            Яхонты горят
            Что за чародеи
            Хохлому одели
            В этот несказанный
            Праздничный наряд:      

  .(слайд 3)
                          Роспись хохломская
                          Словно колдовская,
                          В сказочную песню
                           Просится сама
                           И нигде на свете
                           Нет таких соцветий
                           Всех чудес чудесней
                           Наша хохлома

 

3. История промысла.

         -  Своё название промысел получил от села Хохлома. В старину оно было   большим торговым центром. Оттуда во все концы России развозили расписную  деревянную посуду. Труд был раздельным. В одной деревне, например: заготавливали чурки или «баклуши». Это несложное занятие не  очень уважалось, отчего и повелось говорить о тех, кто не любил себя утруждать – «любит бить баклуши». А из баклуш  выдалбливали, вытачивали ложки, чашки, ковши. Затем такую посуду продавали в соседнюю деревню, где работали другие мастера.

Учитель. А вы знаете, как деревянные изделия становятся золотыми?                        

  1.  Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины ("вапы"). Глина закрывает поры дерева.
  2. Натирают серебристым порошком
  3. Орнамент наносят масляной краской
  4. После росписи и просушки изделия покрывают олифой (5-6р.)
  5. Затем ставили в горячую печь. Мастера точно знали сколько жару прибавить, чтобы олифа пожелтела, загорелась тёплым золотистым светом. Готовая чаша казалась отлитой из золота. Нарядные ложки и чашки вносили радость и уют в дом крестьянина.

-  В работе над росписью пользуются 2 приемами письма:                                                     (слайд 4)

I верховое письмо. Узор пишется черной, красной, зеленой краской на серебристом (золотом) фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет.

  (слайд 5)

II фоновое письмо - золотой узор на черном или красном фоне. Узор в основном состоит из растительных элементов. Художники учатся у природы. Берут многие элементы из жизни. В работах видна любовь русского человека к природе.

    - Ребята, повторите  какие цвета предпочитают художники? (чёрный, красный, зелёный, жёлтый)

   -  Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.

-  Теперь познакомимся с элементами росписи.                                                            (слайд 6)

    а) -  Неизменным элементом узора в хохломской росписи является "травка".    Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающие узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - вот тот же самый мотив заговорит по-новому.

(слайд 7)                                                                                                                                           б)   - Ещё один узор – «кудрина» – это крупные, упругие завитки.                                        в) – «Куриная лапка», « Рыжик».

  1. Практическая работы.                                                                                                  -  А теперь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем ее красочными узорами                                                                                                          

Ветка плавно изогнулась                                                                                                                   И колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым
Земляничка цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась
А трава как, бахрома,
Золотая хохлома!

(слайд 8)   (дети расписывают тарелочки, звучит песня  «Хохлома» в исполнении Марии Пахомовой).

  1. Итог.                                                                                                                               Сегодня вы все были мастерами хохломской росписи и выполнили замечательные работы. Давайте проведём выставку настенных тарелочек. (дети демонстрируют работы) (слайд 9, 10)  
  • Ребята, понравился вам урок?
  • Что нового мы узнали на уроке?
  • Что мы повторили?

- Вы сегодня увидели, что хотя прошло уже не одно столетие,  искусство Хохломы живёт и радует людей. Искусство Хохломы развивается и сейчас на фабриках «Хохломской художник» и «Хохломская роспись» в городе Семёнов.

Да, сегодня был замечательный урок творчества. Успехов всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Промыслы России. Гжель и Хохлома" урок изобразительного искусства и художественного труда

1. Познакомить с особенность с рисования на стекле. 2. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собст...

Урок изобразительного искусства - Золотая Хохлома

Урок изобразительного искусства - Золотая Хохлома...

разработка урока изобразительного искусства "Хохлома"

разработка урока изобразительного урока в начальной школе по теме "Хохлома"...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме " Роспись сосудов узорами Хохломы" (2 класс, УМК "Школа России")

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства. Разработана в соответствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока Изобразительное искусство "Народные промыслы. Золотая хохлома"

Методическая разработка Технологическая карта  Изобразительное искусство  3 класс "Народные промыслы.Золотая Хохлома"...

Урок изобразительного искусства 5 класс "Золотая хохлома"

История возникновения хохломской росписи....

Презентация. Изобразительное искусство 3 класс. Золотая рыбка.

Презентация. Изобразительное искусство. 3 классЗолотая рыбка....