Планирование внеурочной деятельности " Секреты речи"
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему
Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_rechi.docx | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
для учащихся 4 класса
«Секреты речи»
Пояснительная записка
С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Секреты речи» для учащихся начальных классов.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников второй год я провожу курс «Секреты речи». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа «Секреты речи» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.
Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.
Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.
Специфика изучения курса «Секреты речи» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.
В программе живут «секреты». Только обычно «секреты» хотят, чтобы их хранили в тайне. Но в этой программе особые «секреты» - «секреты – наоборот». Они только и мечтают, чтобы их открыли. На каждом занятии, шаг за шагом дети будут постигать «секреты речи», запоминать их, бережно пользоваться ими.
В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на 2 года (всего 68 часов) - на 34 учебных недели в год – 1 час в неделю.
Уровень образования школьников: 3 - 4 классы
Форма учебной работы: факультативная.
Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Секреты речи» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Цели и задачи программы
Цель:
Создание условий для формирования языковой компетенции младших
школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:
говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно,
содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе
создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
Задачи:
1. Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
2. Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
3. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
4. Обогащать словарный запас учащихся.
5. Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
Календарно – тематическое планирование курса «Секреты речи».
Класс 4 «Г»
Учитель: Балакирева Т.Е.
Количество часов – 34часа.
Количество часов в неделю – 1час.
№ занятия | Тема |
1 | Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка. |
2 | Стили языка Разговорный стиль языка. Диалог |
3 | Речевой этикет. Как мы обращаемся друг к другу. |
4 | Устное народное творчество |
5 | Слово одно, а значений несколько. О многозначных словах. |
6 | Омонимы, синонимы, антонимы. |
7 | Слова – пришельцы. |
8 | Устаревшие слова и новые слова(детские презентации) |
9 | Крылатые слова и выражения. Фразеологизмы. |
10 | Афоризмы. |
11 | Словарное богатство родного языка на примере русской поэзии |
12 | Сочинение – миниатюра «Осенний листок». |
13 | Сочинение в рисунках. (Пиктография). |
14 | Средства выразительности языка (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.). |
15 | Обучение сочинению стихов. |
16 | Составление текстов разного типа (описание, рассуждение, повествование). |
17 | Композиция текста. Основные элементы композиции |
18 | Составление текстов разного типа (описание, рассуждение, повествование). Редактирование текста |
19 | Работа над построением (структурой) сочинения |
20 | Сочинение – отзыв по любимым стихотворениям, рассказу. |
21 | Сжатое изложение текста по готовому или коллективно составленному плану. |
22 | Подробное изложение по измененному плану. |
23 | Изложение текста – повествования. |
24 | Сочинение по картине В.Перова «Тройка». |
25 | Работа над сокращением текста. |
26 | Сочинение загадки |
27 | Сочинение сказок: цветная сказка, белая, желтая, зеленая и т.д. |
28 | Сочинение-описание на основе текущих наблюдений. |
29 | Сочинение-мозаика на тему «Весна пришла» |
30 | Творческие текстовые упражнения |
31 | Изготовление книжки-малышки на основе текста сочинения |
32 | Оформление классной газеты. Реклама |
33 | Официально-деловой стиль. Концеляризмы. |
34 | Публицистический стиль. Подведение итогов. Выставка лучших работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование внеурочной деятельности по развитию речи
Планирование внеурочной деятельности "Умники и умницы" Развитие речи в 1 классе...
Программа внеурочной деятельности "Секреты речи".
Цель программы: Создание условий для формирования языковой компетенции младших ш...
Программа внеурочной деятельности "Секреты речи"
В программе заложена идея изучения исторических аспектов возникновения речи и зарождения письменности с целью – заинтересовать детей, пробудить интерес к прошлому, привлечь к самостоятельному чт...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования "Смысловое чтение и развитие речи" (1 класс)
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования "Смысловое чтение и развитие речи". В результате реализа...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования "Смысловое чтение и развитие речи" (2 класс)
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования "Смысловое чтение и развитие речи". В результате р...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования "Смысловое чтение и развитие речи" (3 класс)
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования "Смысловое чтение и развитие речи". В результате реализа...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования "Смысловое чтение и развитие речи" (4 класс)
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования "Смысловое чтение и развитие речи". В результате реализа...