Планирование внеурочной деятельности " Секреты речи"
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

Балакирева Татьяна Евгеньевна

Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_rechi.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа  внеурочной деятельности  

для учащихся 4 класса

«Секреты речи»

Пояснительная записка

С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.

Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче  и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов  и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается,  выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Секреты речи» для учащихся начальных классов.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников второй год я провожу курс «Секреты речи». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа «Секреты речи» составлена с учетом  имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть  те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

 Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

Специфика изучения курса «Секреты речи» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.

В программе живут «секреты». Только обычно «секреты» хотят, чтобы их хранили в тайне. Но в этой программе особые «секреты» - «секреты – наоборот». Они только и  мечтают, чтобы их открыли. На каждом занятии, шаг за шагом дети будут постигать «секреты речи», запоминать их, бережно пользоваться ими.

В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на 2 года (всего 68 часов) -  на  34 учебных недели в год – 1 час в неделю.

Уровень образования школьников: 3 - 4 классы

Форма учебной работы: факультативная.

       Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Секреты речи» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.

Цели и задачи программы

  Цель:

           Создание условий для формирования языковой компетенции младших

           школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:

           говорения, слушания,  письма и чтения; формирования умений правильно,

           содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе

           создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

Задачи:

1.     Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

2.     Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.

3.      Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

4.      Обогащать словарный запас учащихся.

5.     Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

Календарно – тематическое планирование курса «Секреты речи».

Класс 4 «Г»

Учитель:  Балакирева Т.Е.

Количество часов – 34часа.

Количество часов в неделю – 1час.

№ занятия

Тема

1

Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка.

2

Стили языка Разговорный  стиль языка. Диалог

3

Речевой этикет. Как мы обращаемся друг к другу.

4

Устное народное творчество

5

Слово одно, а значений несколько. О многозначных словах.

6

Омонимы, синонимы, антонимы.

7

Слова – пришельцы.

8

Устаревшие слова и новые слова(детские презентации)

9

Крылатые слова и выражения. Фразеологизмы.

10

Афоризмы.

11

Словарное богатство родного языка на примере русской поэзии

12

Сочинение – миниатюра «Осенний листок».

13

Сочинение в рисунках. (Пиктография).

14

Средства выразительности языка (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).

15

Обучение сочинению стихов.

16

Составление текстов разного типа (описание, рассуждение, повествование).

17

Композиция текста. Основные элементы композиции

18

Составление текстов разного типа (описание, рассуждение, повествование). Редактирование текста

19

Работа над построением (структурой) сочинения

20

Сочинение – отзыв по любимым стихотворениям, рассказу.

21

Сжатое изложение текста по готовому или коллективно составленному плану.

22

Подробное изложение по измененному плану.

23

Изложение текста – повествования.

24

Сочинение по картине В.Перова «Тройка».

25

Работа над сокращением текста.

26

Сочинение загадки

27

Сочинение сказок: цветная сказка, белая, желтая, зеленая и т.д.

28

Сочинение-описание на основе текущих наблюдений.

29

Сочинение-мозаика на тему «Весна пришла»

30

Творческие текстовые упражнения

31

Изготовление книжки-малышки на основе текста сочинения

32

Оформление классной газеты. Реклама

33

Официально-деловой стиль. Концеляризмы.

34

Публицистический стиль. Подведение итогов. Выставка лучших работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование внеурочной деятельности по развитию речи

Планирование внеурочной деятельности "Умники и умницы" Развитие речи в 1 классе...

Программа внеурочной деятельности "Секреты речи".

Цель программы:           Создание условий для формирования языковой компетенции младших           ш...

Программа внеурочной деятельности "Секреты речи"

В программе заложена идея изучения исторических аспектов возникновения речи и зарождения письменности с целью – заинтересовать детей, пробудить интерес к прошлому, привлечь к самостоятельному чт...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования "Смысловое чтение и развитие речи" (1 класс)

  Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования  "Смысловое чтение и развитие речи".    В результате реализа...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования "Смысловое чтение и развитие речи" (2 класс)

   Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования  "Смысловое чтение и развитие речи".    В результате р...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования "Смысловое чтение и развитие речи" (3 класс)

  Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования  "Смысловое чтение и развитие речи".    В результате реализа...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования "Смысловое чтение и развитие речи" (4 класс)

  Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования  "Смысловое чтение и развитие речи".    В результате реализа...