Рабочая программа кружка "Проектная деятельность"
проект (3 класс) по теме

Солдатова Надежда Васильевна

3 класс(2015-2016 уч.год) "Проектная деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx73.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 3

п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

443548, ул. Пионерская, д. 30, тел. 226-17-68

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ № 3

п.г.т. Смышляевка

___________  Солдатов С.В..

«___»____________ 2014г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________Гладышева Н.В.

«___»___________2014г.

Рассмотрено

на заседании ШМО

___________ Солдатова Н.В.

«___»___________2014г.

                                       

Рабочая программа

кружка «Проектная деятельность»

для  3 класса

учителя начальных классов:

                                                     первой квалификационной категории

Солдатовой Н.В.

                                       

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ.

2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).

3. Примерная основная образовательная программа, созданная на основе федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 4.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации на 2015 – 2016 учебный год.

5.Образовательная программа ГБОУ СОШ №3 п.г.т. Смышляевка

6.Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ  по внеурочной деятельности  ГБОУ СОШ №3 п.г.т. Смышляевка.

7.Программа «Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности».

     Начальная школа-  важнейший этап в процессе общего образования школьника.  За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться –  стать «профессиональным учеником».   

Стратегия, предлагаемая настоящим проектом ФГОС НОО, нацелена на:  

–  формирование  средств  и  способов  самостоятельного  развития  и продвижения ученика в образовательном процессе;  

–  поддержку  внеурочных,  внешкольных  и  внеучебных  образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;  

–  непосредственное  участие  в  определении  приоритетов  социализации детей  и  в  оценке  качества  получаемого  ими  образования  гражданского родительского)  сообщества,  представленного  в  общественных  советах образовательных учреждений.

ФГОС  НОО  впервые  фиксирует  в  правовых  нормах  те  элементы  новой школы,  которые  за  много  лет  убедительно  доказали  свою  практическую целесообразность.  Инициативность  и  самостоятельность  участников образовательного  процесса  становятся  основным  ценностно-целевым ориентиром Стандарта.  

В проекте ФГОС задается следующий результат образования на выходе из начальной школы:

«– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации;

– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

– определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление;

– учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности».

Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность.

Задачи проекта:

1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности как образовательного ресурса в решении управленческо-педагогической задачи организации развивающих возможностей образовательной среды.

2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы через проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации.

3. Определить организационно-педагогические условия реализации разработанной модели организации образовательной среды школы.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Основные требования к проекту.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

ООП  начального  общего  образования  предназначена  для удовлетворения  образовательных потребностей и потребностей  духовного развития человека младшего школьного возраста и нацелена на:

  подготовку учащихся к обучению в основной школе;  

  сохранение  и  укрепление  физического  и  психического  здоровья  и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;

  овладение  грамотностью  в  различных  ее  проявлениях  (учебном, языковом,  математическом,  естественно-научном,  гражданском, технологическом);

  формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и  проблем,  информационно-коммуникационной,  эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия;

  развитие  ребенка  как  субъекта  отношений  с  людьми,  миром  и  собой, предполагающее  успешность  и  самореализацию  учащихся  в  образовательных видах  деятельности,  а  также  сохранение  и  поддержку  индивидуальности каждого ребенка.

Достижение этих целей предполагает:

  побуждение  и  поддержку  детских  инициатив  во  всех  видах деятельности;

  обучение навыкам общения и сотрудничества;

  поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;

   расширение опыта самостоятельного выбора;

  формирование учебной самостоятельности  (желание и умение учиться, связанные с расширением границы возможностей обучающихся, в том числе за счет  использования  инструментов  работы  с  информацией  и  доступа  в контролируемое,  но  открытое  информационное  пространство),  его  духовное развитие;

  формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, использование  инструментов  работы  с  информацией  и  доступа  в контролируемое, но открытое информационное пространство).

На  протяжении  младшего  школьного  возраста,  в  соответствии  с  ФГОС, достигаются:

  смена  ведущей  деятельности,  переход  от  игры  к  систематическому, социально  организованному  обучению  (игровая  деятельность  во  всех  ее разновидностях  продолжает  оставаться  важной  для  психического  развития детей; на ее базе развиваются различные компетентности);

  формирование  системы  учебных  и  познавательных  мотивов  и установок,  умение  принимать,  сохранять  и  реализовать  учебные  цели  (в процессе  их  реализации  младший  школьник  учится  планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

  выносливость  и  упорство,  позволяющие  осуществлять  учебную деятельность,  требующую  значительного  умственного  напряжения  и длительной сосредоточенности, любовь к труду;

  эмоциональность,  отзывчивость  и  уравновешенность  (младший школьник  в  достаточной  степени  управляет  проявлениями  своих  чувств, различает  ситуации,  в  которых  их  необходимо  сдерживать,  сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

  приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;

  усиление  роли  самооценки младшего школьника: формирование  ее  на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются прежде всего взрослые (особенно учитель).

Основной  психологической  характеристикой,  достигаемой  в  младшем школьном возрасте, является способность к организации своей деятельности на основе внутреннего или внешнего побуждения.

Полноценным  итогом  начального  обучения  являются  желание  и  умение учиться,  а  также  основы  понятийного  мышления  с  характерной  для  него критичностью,  системностью  и  умением  понимать  разные  точки  зрения.  Эти характеристики к концу начальной школы должны проявляться, прежде всего, в работе класса и внеклассном учебном общении.

Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. То есть во главу угла ставятся  сформированность основных типов ключевых компетенций:

- информационной (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации);    

-проектировочной (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков);

- оценочной (способы сравнения результатов с целями, классификации,        абстрагирования,        прогнозирования, систематизации, конкретизации);

 - коммуникативной (способы передачи информации и привлечение ресурсов других людей для достижения своих целей).

Участие в различных видах деятельности и освоение их средств дают возможность  младшим  школьникам  приобрести  общественно  полезный социальный опыт (СО), в ходе которого обучающийся:

СО-1  –  сотрудничает  с  другими  людьми  различного  возраста  в  учебной, игровой и других видах деятельности;

СО-2 – оценивает собственные действия и действия других людей с точки рения общепринятых норм поведения;

СО-3 – определяет по вербальному и невербальному поведению состояние других людей и живых существ и адекватно реагировать;

СО-4  –  использует  высшие  виды  игры  (игра-драматизация,  режиссерская игра,  игра  по  правилам):  следует  своему  замыслу,  согласовывает  его  с партнерами по игре, воплощает в игровом действии; следует правилам; создает и воплощает собственные творческие замыслы;

СО-5  –  проявляет  творчество  и  инициативу  в  реализации  поставленной педагогом задачи, несет ответственность за полученный результат перед собой, своими сверстниками, педагогами и родителями;

СО-6 – выполняет работы по самообслуживанию и выполняет общественно значимые поручения;

СО-7  –  применяет  навыки  самоорганизации,  самообладания;  управляет проявлениями своих эмоций;

СО-8  –  проявляет  толерантность  к  окружающей  действительности (уважительное, основанное на искреннем стремлении понять и принять людей другой  национальности,  культуры,  религиозного  и  бытового  мироощущения, отношения;  готовность  и  способность  входить  с  ними  в  контакт, организовывать продуктивное общение и пр.);

СО-9  –  бережно,  с  пониманием  и  любовью  относится  к  флоре  и  фауне, поддерживает чистоту посещаемых мест;

СО-10  –  предпринимает  действия  по  сохранению  и  укреплению  своегоздоровья и безопасности;

СО-11 – следует ценностям семьи, общества, школы, коллектива.

 При  выборе  форм,  способов  и  методов  обучения  и  воспитания (образовательных  технологий)  в  начальной  школе  педагог  обязан руководствоваться  возрастными  особенностями  и  возможностями  младших школьников и должен обеспечивать с учетом этих факторов:

   расширение  деятельностных  форм  обучения,  предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности в учебной и во всех остальных сферах школьной жизни;

   организацию  образовательного  процесса  с  использованием  технологий учебного  сотрудничества,  обеспечивающих  расширение  видов  групповой работы обучающихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности, как  в  одновозрастных,  так  и  в  разновозрастных  группах,  широкое использование  всех  видов  коммуникации,  в  том  числе  с  использованием возможностей информационных и коммуникативных технологий;

   использование  игровых  технологий,  способствующих  решениюосновных учебных задач на уроке;

   использование  во  всех  классах  (годах  обучения)  начальной  школы оценочной  системы,  ориентированной  на  обучение  детей  само-  и взаимооцениванию (выбор конкретной технологии оценивания осуществляется ОУ).

Ведущие    идеи   организации   проектной   деятельности обучающихся:

-в центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;

-образовательный процесс строится не в логике учебных предметов,   а   в   логике   деятельности,   имеющей   личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;

-каждому предоставляется возможность свободно выбирать(тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;

~ проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;

- проектированию можно научиться. Для этого необходим! Желание что-то сделать самостоятельно или вместе с другими осуществить свою идею, решить какую-либо проблему, принести кому-то пользу

Виды проектов

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации. (Сергеев И.С.)

Практико – ориентированный проект (Приложение) нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

В  начальной школе  проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные. совместно с родителями, индивидуальные проекты.

Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

I. Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

-        консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя   образовательную среду
и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

  • мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
  • фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации па различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
  • наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой.

II. Роль ученика.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик   становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

  • выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
  • выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он - ответственный опекун, я - безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);
  • оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Однако при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно- внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».

Презентация проектов.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе.

Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на Ученом Совете.

- Игра с залом.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Научная конференция.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Соревнования.

- Спектакль.

- Спортивная игра.

- Телепередача.

- Экскурсия.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно полно и лаконично(укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;

- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

- демонстрировать найденное решение;

- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

Оценка выполненных проектов.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д.

Критерии внешней оценки проекта

  1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.
  2. Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.
  3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
  4. Коллективный характер принимаемых решений.
  5. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
  6. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.
  7. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
  8. Эстетика оформления результатов проекта.
  9. Умение отвечать на вопросы оппонентов.

            Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированное™ умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  • степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  • количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
  • степень осмысления использованной информации;
  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
  • владение рефлексией;
  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

- социальное и прикладное значение полученных результатов.

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

                               Содержание программы

   3 класс.

Тема 1: «Введение»  (1ч)

Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение  и другие источники.  Выбор предполагаемых участников проекта.

Виды проектов.

По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.

Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования (очень популярный); информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты, практико -  ориентированные (практические).  Некоторые отличия проектной деятельности от традиционной учебной деятельности.

Тема 2:   Проект «Правильное питание»”. (24 ч)

Дети - это будущее России, их здоровье во многом зависит от правильного питания.

  1. Показать на примере рассказов, сказок, стихов значимость правильного питания. (4 ч)
  2. Провести анкету среди детей: «Как надо правильно питаться?». (Выдвинуть на обсуждение детей такие вопросы:  - какие фрукты и овощи необходимы человеку каждый день?- как правильно составить рацион полноценного завтрака, обеда, ужина? – какие витамины присутствуют в той или иной пище? – нужно ли в рацион человеческого питания включать супы, борщ, рыбу, мясо, молоко, творог, сыр, всевозможные каши (перловая, гречневая, ячневая, манная, геркулесовая)? – чем богат хлеб, из каких сортов пшеницы его делают? – что еще добавляют в хлеб?) (5 ч)
  3. Провести конкурс поделок, газет, викторин, фотоконкурс о правильном питании. (1 ч)
  4. Составить рацион недельного питания твоей семьи. (2 ч)
  5. Создать стенд о правильном питании. (8 ч)
  6. Украсить зал для презентации поделками, газетами,  фотографиями. Провести презентацию проекта. (4 ч)

Тема 3: Проект  «Новогодняя елка»  (16 ч)

  1. Провести беседу - путешествие: «Новогоднее дерево – елка».

Дать задание о сборе материала на тему: «Новогоднее дерево – елка». По следующим вопросам: - Откуда к нам пришла эта традиция – ставить хвойное  дерево и украшать его на новогодний праздник? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями  для расширения знаний и представлений детей в ходе подготовки  проекта.)   (6 ч)

  1. Просмотр сказки: «Новогодние приключения Маши и Вити». (1 ч)

3. Провести тест: «Что я знаю о елке?» (вопросы, предложенные учителем: - почему мы, наряжаем елку?)

- какие украшения, вешали люди в далекой старине на елку?,

- какие новогодние традиции остались у нас, от далекой старины?,

- кто приходит к нам в гости на новогодний праздник?,

- как называют Деда Мороза,  в других странах? (Франции, Англии, Японии). (1 ч)

4. Найти наиболее популярные песни о новогоднем празднике и выучить их наизусть.  (3 ч)

5. Устроить конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах» (сделанных руками детей). (4 ч)

6. Завершить проект защитой в виде новогоднего представления     в классе.  (1 ч)

Тема 4:    Проект  “Памятники нашего города”.(12 ч)

1. Провести экскурсию: “Памятники нашего города” (1 ч)

2. Провести заседание клуба «Почемучка» на тему: «Памятники нашего города» и организовать работу по сбору материала в библиотеках (школьной и городской), школьном музее, Интернете, газетных публикациях о героях нашего города, которым поставлены памятники. (2 ч)

3. Написать небольшое сообщение на тему: «Что я знаю об этом памятнике?» (1 ч)

4. Оформить фотоальбом (в альбом включить фотографии памятников нашего города, их описание, дать информацию, в каком году поставлен тот или иной памятник). ( ч).   Оформить зал к защите проекта: “Памятники нашего города” (4 ч)

6. Провести презентацию проекта. (4 ч)

Тема 5:  Проект  “Герб нашего города”. (15 ч)

1. Познакомить с началом создания городских гербов. Откуда идет эта традиция и для чего необходимо иметь городу флаг, герб. (лекция по геральдике.) Дать задание о сборе материала: «Что изображалось на гербах городов».   (3 ч)

2. Прослушать сообщения: «Что изображалось на гербах городов, и почему выбор падал именно на эти предметы?». (4 ч)

3. Провести анкету: «Что изображено на гербе нашего города?» Дать задание, узнать из газетных публикаций, 4. Написать сочинения (о родном городе) (3 ч)

5. Провести творческую работу по созданию символа (герба) своего города. ( 1 ч)

6. Собрать фотографии на тему геральдики. 1 ч)

7. Оформить стенд  (1 ч)

8. Провести презентацию проекта.  (2 ч)

Формирование УУД

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Заключение

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Литература

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.

2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

5.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

6..Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

7.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

8.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.

9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

10.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

электронная версия журнала «Начальная школа» и сайт для учителей «Я иду на урок»                                                                 

                                                                                        

        

                                                Тематическое планирование проектной деятельности в 3 классе.

Тема проектной деятельности

Деятельность учащихся

Формируемые умения

1

«Введение».  Погружение в творческий проект: подбор и обоснование темы проекта, личностное присвоение проблемы.

Знакомство с проектной деятельностью, выбор личной темы проекта.

Формировать умение доброжелательно относиться к сверстникам, работать в группах и играть по правилам, умение «слышать и слушать», испытывать радость от общения.

2-25

Работа над проектом  «Правильное питание»”, обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.

Работа в группах, Показать на примере рассказов, сказок, стихов значимость правильного питания.

Формировать умение работать в группах, видеть прекрасное, заботиться о своем здоровье.

  1. Погружение в творческий проект: Провести анкету среди детей: «Как надо правильно питаться?».

Выдвинуть на обсуждение детей такие вопросы:  - какие фрукты и овощи необходимы человеку каждый день?- – нужно ли в рацион человеческого питания включать супы, борщ, рыбу, мясо, молоко, творог, сыр, всевозможные каши

Формировать умение доброжелательно относиться к сверстникам, играть по правилам, умение «слышать и слушать», испытывать радость от общения.

4

Провести конкурс поделок, газет, викторин, фотоконкурс о правильном питании. Работа над проектом в проектных группах.

Разучивание стихов, песен, ролей.

Формировать аудиторские умения, играть роли, выразительно рассказывать стихи

5

Составить рацион недельного питания твоей семьи.

- Как правильно составить рацион полноценного завтрака, обеда, ужина? – какие витамины присутствуют в той или иной пище?

Формировать умение правильно питаться.

6

Погружение в творческий проект: подбор и обоснование темы проекта «Весёлые поварята», знакомство со сценарием, распределение ролей.

Знакомство с сценарием, распределение ролей

Формировать умение «слушать и слышать», играть по правилам, развивать и тренировать память.

7

Работа над проектом в проектных группах.

Разучивание  стихов , песен,  ролей.

Формировать аудиторские умения , играть роли, выразительно рассказывать стихи

8

Публичная защита проекта. Праздник.

Демонстрация своей работы над проектом.

Формировать умение испытывать радость от общения и чувства праздника.

26-41

 Погружение в творческий проект: подбор и обоснование темы проекта. Провести беседу - путешествие: «Новогоднее дерево – елка».

Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

Выбор способа презентации проекта,

обсуждение оформления проекта.

Формировать умение доброжелательно относиться к сверстникам, работать в группах и играть по правилам, умение «слышать и слушать», испытывать радость от общения.

Работа над проектом: обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.

Просмотр сказки: «Новогодние приключения Маши и Вити».  

Демонстрация своей работы над проектом.

Формировать умение испытывать радость от общения и чувства праздника.

 Провести тест: «Что я знаю о елке?»

Вопросы, предложенные учителем: - почему мы, наряжаем елку?

- Как называют Деда Мороза,  в других странах?

Формировать умение доброжелательно относиться к сверстникам, работать в группах и играть по правилам, умение «слышать и слушать», испытывать радость от общения.

Работа над проектом: обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта. Найти наиболее популярные песни о новогоднем празднике и выучить их наизусть.  

Демонстрация своей работы над проектом.

Формировать умение испытывать радость от общения и чувства праздника.

Погружение в творческий проект: подбор и обоснование темы проекта «Новый год!», знакомство со сценарием, распределение ролей.

Устроить конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах»

Знакомство с сценарием, распределение ролей

Формировать умение доброжелательно относиться к сверстникам, работать в группах и играть по правилам, умение «слышать и слушать», испытывать радость от общения.

Работа над проектом в проектных группах. Изготовление    праздничного  оформления.

Разучивание стихов, песен, ролей.

Формировать аудиторские умения , играть роли, выразительно рассказывать стихи

Работа над проектом в проектных группах. Репетиции. Изготовление праздничного оформления.

Разучивание стихов, песен, ролей.

Формировать аудиторские умения , играть роли, выразительно рассказывать стихи

Публичная защита проекта. Праздник.

Демонстрация своей работы над проектом.

Формировать умение испытывать радость от общения и чувства праздника.

42- 53

Работа над проектом “Памятники нашего города”, обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.

Выбор личной темы проекта, работа в группах

Формировать умение доброжелательно относиться к сверстникам,  играть по правилам, умение «слышать и слушать», испытывать радость от общения.

Выполнение проекта: обсуждение оформления проекта.

Провести экскурсию: “Памятники нашего города”

Обсуждение оформления проекта.

Формировать правила этичного поведения в обществе, на улицах города.

Провести экскурсию: “Памятники нашего города”

Обсуждение оформления проекта.

Формировать умение доброжелательно относиться к сверстникам,  играть по правилам, умение «слышать и слушать», испытывать радость от общения.

Работа над проектом в проектных группах. Репетиции. Изготовление праздничного оформления.

Разучивание стихов, песен, ролей.

Демонстрация своей работы над проектом.

Формировать аудиторские умения, играть роли, выразительно рассказывать стихи

Погружение в творческий проект: Провести заседание клуба «Почемучка» на тему: «Памятники нашего города» и организовать работу по сбору материала в библиотеках (школьной и городской), школьном музее. Интернете, газетных публикациях о героях нашего города, которым поставлены памятники.

Умение работать с публицистическим материалом.

Формировать умение доброжелательно относиться к сверстникам,  играть по правилам, умение «слышать и слушать», испытывать радость от общения.

Организовать работу по сбору материала в Интернете, газетных публикациях о героях нашего города, которым поставлены памятники.

Разучивание стихов, песен, ролей.

Формировать аудиторские умения, играть роли, выразительно рассказывать стихи

Работа над проектом в проектных группах. Написать небольшое сообщение на тему: «Что я знаю об этом памятнике?»

Демонстрация своей работы над проектом.

Формировать умение испытывать радость от общения и чувства праздника.

54- 68

Погружение в творческий проект. Оформить фотоальбом. (в альбом включить фотографии памятников нашего города, их описание, дать информацию, в каком году поставлен тот или иной памятник)

Демонстрация своей работы над проектом.

Формировать умение доброжелательно относиться к сверстникам, работать в группах и играть по правилам, умение «слышать и слушать», испытывать радость от общения.

Оформить зал к защите проекта: “Памятники нашего города” Работа над проектом в проектных группах. Репетиции. Изготовление праздничного оформления.

Разучивание стихов, песен, ролей.

Формировать аудиторские умения , играть роли, выразительно рассказывать стихи

Публичная защита проекта. Праздник.

Демонстрация своей работы над проектом.

Формировать умение испытывать радость от общения и чувства праздника.

Погружение в творческий проект: «Герб нашего города», подбор и обоснование темы проекта. Познакомить с началом создания городских гербов. Откуда идет эта традиция и для чего необходимо иметь городу флаг, герб. (лекция по геральдике.)

Дать задание о сборе материала: «Что изображалось на гербах городов».

Формировать умение доброжелательно относиться к сверстникам, работать в группах и играть по правилам, умение «слышать и слушать», испытывать радость от общения.

Работа над проектом в проектных группах. Прослушать сообщения: «Что изображалось на гербах городов, и почему выбор падал именно на эти предметы?».  

Разучивание стихов, песен, ролей.

Формировать аудиторские умения, играть роли, выразительно рассказывать стихи

Работа над проектом в проектных группах. Провести анкету: «Что изображено на гербе нашего города, области?» Дать задание, узнать из газетных публикаций, Интернета, книг,  как к нам на Родину попало это растение.  

Дать задание, узнать из газетных публикаций, Интернета, книг,  как к нам на Родину попало это растение.  

Формировать умение испытывать радость от общения и развивать интерес к познанию нового.

Работа над проектом в проектных группах. Написать сочинения (о родном городе)

Демонстрация своей работы над проектом.

Формировать умение испытывать радость от общения и чувства праздника.

Погружение в творческий проект: Провести творческую работу по созданию символа (герба) своего города

Знакомство с сценарием, распределение ролей

Формировать умение доброжелательно относиться к сверстникам, работать в группах и играть по правилам, умение «слышать и слушать», испытывать радость от общения.

Работа над проектом в проектных группах. Собрать фотографии на тему геральдики.

Демонстрация своей работы над проектом.

Формировать аудиторские умения .

Работа над проектом в проектных группах. Репетиции. Оформление  стенда.  Изготовление праздничного оформления.

Разучивание стихов, песен, ролей.

Формировать аудиторские умения, играть роли, выразительно рассказывать стихи

Публичная защита проекта. Праздник.

Демонстрация своей работы над проектом.

Формировать умение испытывать радость от общения и чувства праздника.

Календарно – тематическое планирование кружка  « Проектная деятельность»

занятия

Название темы (раздела)

Кол-во часов

Дата  

проведения

1

«Введение».  Погружение в творческий проект: подбор и обоснование темы проекта, личностное присвоение проблемы.

1

  2.09.2015

2  -5

Работа над проектом  «Правильное питание»”, обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.

4

3.09 – 14.09

6

  1. Погружение в творческий проект: Провести анкету среди детей: «Как надо правильно питаться?».

1

16.09

7-11

Провести конкурс поделок, газет, викторин, фотоконкурс о правильном питании. Работа над проектом в проектных группах. Репетиции.

5

21.09 -30.09

12 -13

Составить рацион недельного питания твоей семьи.

2

12.10 14.10

14 -19

Погружение в творческий проект: подбор и обоснование темы проекта «Весёлые поварята», знакомство со сценарием, распределение ролей.

6

19.10 – 4.11

20-21

Работа над проектом в проектных группах. Репетиции.

2

9.11 11.11

22-25

Публичная защита проекта. Праздник.

4

23.11 – 2.12

26

 Погружение в творческий проект: подбор и обоснование темы проекта. Провести беседу - путешествие: «Новогоднее дерево – елка».  Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

1

7.12

27-30

Работа над проектом: обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта. Просмотр сказки: «Новогодние приключения Маши и Вити».  

4

9.12 – 21.12

31    

 Провести тест: «Что я знаю о елке?»

1

23.12

32-34

Работа над проектом: обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта. Найти наиболее популярные песни о новогоднем празднике и выучить их наизусть.  

3

25.12 – 13.012016

35-

38

Погружение в творческий проект: подбор и обоснование темы проекта «Новый год!», знакомство со сценарием, распределение ролей.

Устроить конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах»

4

18.01 – 27.01

39

Работа над проектом в проектных группах. Репетиции. Изготовление праздничного оформления.

1

1.02

40

Работа над проектом в проектных группах. Репетиции. Изготовление праздничного оформления.

1

3.02

41

Публичная защита проекта. Праздник.

1

8.02

42

Работа над проектом “Памятники нашего города”, обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.

1

10.02

43

Выполнение проекта: обсуждение оформления проекта.

1

15.02

44

Провести экскурсию: “Памятники нашего города”

1

17.02

45

Работа над проектом в проектных группах. Репетиции. Изготовление праздничного оформления.

1

29.02

46- 47

Погружение в творческий проект: Провести заседание клуба «Почемучка» на тему: «Памятники нашего города» и организовать работу по сбору материала в библиотеках (школьной и городской), школьном музее. Интернете, газетных публикациях о героях нашего города, которым поставлены памятники.

2

2.03 -7.03

48

Организовать работу по сбору материала в Интернете, газетных публикациях о героях нашего города, которым поставлены памятники.

1

9.03

49

Работа над проектом в проектных группах. Написать небольшое сообщение на тему: «Что я знаю об этом памятнике?»

1

14.03

50

Погружение в творческий проект. Оформить фотоальбом. (в альбом включить фотографии памятников нашего города, их описание, дать информацию, в каком году поставлен тот или иной памятник)

1

16.03

51

Оформить зал к защите проекта: “Памятники нашего города” Работа над проектом в проектных группах. Репетиции. Изготовление праздничного оформления.

1

21.03

52-53

Публичная защита проекта. Праздник.

2

23.03 – 28.03

54-56

Погружение в творческий проект: «Герб нашего города», подбор и обоснование темы проекта. Познакомить с началом создания городских гербов. Откуда идет эта традиция и для чего необходимо иметь городу флаг, герб. (лекция по геральдике.)

3

30 03 – 6.04

57-60

Работа над проектом в проектных группах. Прослушать сообщения: «Что изображалось на гербах городов, и почему выбор падал именно на эти предметы?».  

4

18.04 -27.04

61

Работа над проектом в проектных группах. Провести анкету: «Что изображено на гербе нашего города, области?» Дать задание, узнать из газетных публикаций, Интернета, книг,  как к нам на Родину попало это растение.  

1

2.05

62

Работа над проектом в проектных группах. Написать сочинения (о родном городе)

1

4.05

63

Погружение в творческий проект: Провести творческую работу по созданию символа (герба) своего города

1

11.05

64- 65

Работа над проектом в проектных группах. Собрать фотографии на тему геральдики.

2

16.05 – 18.05

66

Работа над проектом в проектных группах. Репетиции. Оформление  стенда.  Изготовление праздничного оформления.

1

23.05

67- 68

Публичная защита проекта. Праздник.

2

25.05 – 30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Проектная деятельность" в рамках ФГОС. Реализация компонента внеурочной деятельности.

Программа  " Работа над проектами" предназначена для реализации компонента внеурочной деятельности Федеральных государственных стандартов в школе 1 ступени.  Программа проектной деятельности...

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...