« Портфолио – как механизм комплексной оценки результатов образования.»
статья на тему

Выступление на научно практической конференции педагогических работников по теме: " Портфолио как механизм комплексной оценки результатов образования в начальной школе" 2015 г

В данном выступлении затронута  и раскрыта тема работы с портфолио ученика, которая позволяет оценивать результаты УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по теме: « Портфолио – как механизм комплексной оценки результатов образования.»

        Выполнила: Тотыкаева Елена Александровна

учитель начальных классов МАОУ-СОШ№4 г. Асино

Согласно концепции модернизации российского образования школа должна формировать личность с современным мировоззрением, развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников, создавать условия для освоения информационных технологий Формировать умения фиксировать информацию об окружающем мире, искать, анализировать, . критически оценивать, отбирать информацию, планировать свои действия, создавать, реализовывать и корректировать свои планы.

На мой взгляд портфолио является в данной ситуации самой рациональной  

Портфолио- это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных или не сертифицированных индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга  выпускника начальной школы.

Портфолио позволяет учитывать предметные, метопредметные, личностные результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию

 Цель портфолио - представить отчет по процессу образования ученика, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

Цель: собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

2. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и

 самообучению.

3. развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся.

4. формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную  

учебную деятельность.

5. содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников

6. закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению

самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка,

  • развитию мотивации дальнейшего творческого роста. 

 Жестких требований (государственного образца) на данный момент ведения не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти  творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

            Из чего же состоит портфолио ученика начальных классов.    Структура портфолио

Здесь  могут быть следующие рубрики:

- «Моя анкета»

- «Познакомьтесь, это я!»

- «Мои размышления»

- «Я и мои увлечения».

     Раздел «Коллектор» содержит информацию извне, т.е. материалы, автором

которых не является ученик. Это памятки, схемы, списки литературы, иллюстрации,

 ксерокопии статей, материалы товарищей. Иными словами, «Коллектор» - это

 копилка информационных материалов, которые будут использованы в работе, а может

быть, перейдут в архив.

Раздел « Моя учеба»

 В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ  ЗАПОЛНЯЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ТАБЛИЦЫ

  • ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
  •  ЧЕТВЕРТНЫЕ И ГОДОВЫЕ ОЦЕНКИ
  •  УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ НА НОВЫЙ ГОД

ОЦЕНИВАЕМ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К РАЗНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Раздел «Рабочие материалы» включает все материалы, созданные и

 систематизированные учеником. Этот раздел включает такие рубрики, как:

ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ»- портфель сертифицированных

(документированных) индивидуальных образовательных достижений.

Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки

материалов портфолио. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и

содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его

состав.

При оценивании этого раздела определяется образовательный рейтинг ученика

ПОРТФОЛИО РАБОТ» представляет собой собрание различных

 творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных

 форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных

конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного

 рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Этот раздел  предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль. это дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика,

«ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ» включает в себя характеристики отношения

школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями,

возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а

 также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее

 результатов. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий,

отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч.

 эта форма портфолио дает возможность включить

 механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов,

связанных с обучением и выбором профиля.

 РАБОТАЯ НАД ПОРТФОЛИО МЫ ПРОВОДИМ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ,РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ. ПРАЗДНИКИ.

ИСПОЛЬЗУЕМ  УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .СТАРАЕМСЯ РАЗ В ЧЕТВЕРТЬ ПОДВОДИТЬ ИТОГИ,  ГДЕ ДЕТИ РАССКАЗЫВАЮТ О СВОИХ УСПЕХАХ.

Критерии оценки «портфеля» также определяются индивидуально: творчество; факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка); понимание и полнота отражения учебного материала.

Критерии оценки портфолио

Титульный лист,раздел «Мой мир», «Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь»

  •         - красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, разнообразие и полнота материалов, наличие листов самооценки .  От 1-го до 5-ти баллов личные данные учащегося, ведущего Портфолио;
  • автобиография обучающегося;
  • информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания;
  • результаты проведенного обучающимся самоанализа;
  • описание целей, поставленных учащимся на определенный период, анализ их достижений;
  • результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению обучающегося.

 Раздел «Моя учеба» 

  • разнообразие работ, наличие творческих работ, проектов, самостоятельных отзывов. (от1-3баллов)

Раздел «Мое творчество»        

- наличие рисунков, творческих работ, проектов, сочинений фото изделий, фото выступлений.         

От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала. 

Отношение к разным видам деятельности, мои отношения к общеучебным , мои достижения в школе ( 1-3 балла)

Раздел «Мои впечатления»        

 - наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок, спектаклей, экскурсий, встреч, праздников  и т.д.        

От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала.

        Раздел «Мои достижения» _        

 Количество грамот, сертификатов, дипломов        

  • 1 балл за каждую грамоту школьного уровня;
  • 2 балла – городского уровня;
  • 3 балла – областного, всероссийского уровня.

табели успеваемости;

грамоты, дипломы за участие в предметных олимпиадах различного уровня, конкурсах, конференциях и т.п.:

благодарственные письма.

  • перечень представленных обучающимся проектных, исследовательских,  творческих работ;
  • доклады и рефераты обучающегося;
  • проектные работы обучающегося;
  • результаты технического творчества обучающегося;
  • статьи обучающегося из журналов и газет, издаваемых в школе и вне ее;
  • сочинения обучающегося;
  • аудио- и видеокассеты с записью выступления учащегося на уроке, школьной конференции, семинаре;
  • различные практики: языковая, трудовая, педагогическая, социальная;
  • сведения о занятиях обучающегося в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах;
  • таблица «Мое участие в школьных и внешкольных мероприятиях», в которой учащийся фиксирует все виды творческой деятельности на протяжении установленного срока ведения Портфолио;
  • сведения об общественной деятельности учащегося;
  •  «Зачетные листы»обучающегося;

  • перечень представленных отзывов и рекомендаций;
  • заключение о качестве выполненной работы, рецензии;
  • благодарственные письма из различных органов и организаций.

Оценка результатов портфолио.

Определяются победители и лауреаты в различных номинациях:

  • «Самый оригинальный портфолио»;
  • «За лучшее оформление работ»;
  • «Идея!»;
  • «За многогранность таланта»;
  • «За трудолюбие»;
  • «За творческий подход» и др.

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы

о сформированности универсальных и предметных способов действий;

о сформированности основ умения учиться;

об индивидуальном прогрессе  в основных сферах развития личности.

Особенности портфолио на трех ступенях обучения.

Первая ступень обучения — начальная школа (1-4-е классы).

Портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности школьника, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.

При переходе в 5 класс обязательно нужно приглашать будующих классных руководителей на выставку портфолио, для того , чтобы учителя могли знать у кого какие способности, интересы. для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

Я как еще и вожатая, могу сказать, что благодаря фестивалю портфолио, который мы проводим в начале года, мы отбираем детей на различные награды высокого уровня( деньги зарабатывать никогда не поздно) – премия губернатора Томской области, на соискания  прими Законодательной  Думы Томской области, премия Админестрации Асиновского района, ученик года и т д. Портфолио служит дополнением к результатам ЕГЭ или иным формам экзаменов при поступлении в вуз.

Вторая ступень обучения (5-8-е классы).

Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика в предполагаемом профиле, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и возможностей.

Третья ступень обучения (9-11-е классы).

Портфолио служит инструментом создания индивидуальной образовательной траектории ученика, отражает результаты индивидуальной образовательной активности.

Портфолио позволяет отразить способы и результаты профилизации учащихся 9-11-х классов; содержит информацию об изучаемых предметах и курсах, практиках, проектно-исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе (литературное чтение и окружающий мир)

Для проведения комплексной оценки разработаны специ­альные комплексные задания. В каждом задании предлагается ситуация, описанная в одном и...

Сводная таблица комплексного подхода к оценке результатов образования обучающихся 2 класса

Система оценки  с учетом группы результатов,процедур,вида диагностики,инструментария,форм фиксации,форм оценивания,место представления,использование результата учителем...

Портфолио ученика в системе оценки качества образования

Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, учащихся за период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать р...

Система оценки результатов образования как средство реализации ФГОС НОО

Основные концептуальные подходы к системе оценки....

Статья по теме "Портфолио ученика в системе оценки качества образования"

Статья по теме Портфолио ученика в системе оценки качества образования...

Комплексный подход к оценке результатов образования учащихся в рамках внедрения ФГОС НОО.

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение  особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения...