« Портфолио – как механизм комплексной оценки результатов образования.»
статья на тему
Выступление на научно практической конференции педагогических работников по теме: " Портфолио как механизм комплексной оценки результатов образования в начальной школе" 2015 г
В данном выступлении затронута и раскрыта тема работы с портфолио ученика, которая позволяет оценивать результаты УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobhodimost_primeneniya_novyh_otsenochnyh_tehnologiy_v_sredney_shkole.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме: « Портфолио – как механизм комплексной оценки результатов образования.»
Выполнила: Тотыкаева Елена Александровна
учитель начальных классов МАОУ-СОШ№4 г. Асино
Согласно концепции модернизации российского образования школа должна формировать личность с современным мировоззрением, развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников, создавать условия для освоения информационных технологий Формировать умения фиксировать информацию об окружающем мире, искать, анализировать, . критически оценивать, отбирать информацию, планировать свои действия, создавать, реализовывать и корректировать свои планы.
На мой взгляд портфолио является в данной ситуации самой рациональной
Портфолио- это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных или не сертифицированных индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
Портфолио позволяет учитывать предметные, метопредметные, личностные результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию
Цель портфолио - представить отчет по процессу образования ученика, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
Цель: собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
2. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучению.
3. развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся.
4. формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную
учебную деятельность.
5. содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников
6. закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению
самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка,
- развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Жестких требований (государственного образца) на данный момент ведения не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Из чего же состоит портфолио ученика начальных классов. Структура портфолио
Здесь могут быть следующие рубрики:
- «Моя анкета»
- «Познакомьтесь, это я!»
- «Мои размышления»
- «Я и мои увлечения».
Раздел «Коллектор» содержит информацию извне, т.е. материалы, автором
которых не является ученик. Это памятки, схемы, списки литературы, иллюстрации,
ксерокопии статей, материалы товарищей. Иными словами, «Коллектор» - это
копилка информационных материалов, которые будут использованы в работе, а может
быть, перейдут в архив.
Раздел « Моя учеба»
В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ ЗАПОЛНЯЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ТАБЛИЦЫ
- ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
- ЧЕТВЕРТНЫЕ И ГОДОВЫЕ ОЦЕНКИ
- УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ НА НОВЫЙ ГОД
ОЦЕНИВАЕМ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К РАЗНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел «Рабочие материалы» включает все материалы, созданные и
систематизированные учеником. Этот раздел включает такие рубрики, как:
ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ»- портфель сертифицированных
(документированных) индивидуальных образовательных достижений.
Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки
материалов портфолио. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и
содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его
состав.
При оценивании этого раздела определяется образовательный рейтинг ученика
ПОРТФОЛИО РАБОТ» представляет собой собрание различных
творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных
форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных
конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного
рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
Этот раздел предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль. это дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика,
«ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ» включает в себя характеристики отношения
школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями,
возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а
также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее
результатов. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий,
отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч.
эта форма портфолио дает возможность включить
механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов,
связанных с обучением и выбором профиля.
РАБОТАЯ НАД ПОРТФОЛИО МЫ ПРОВОДИМ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ,РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ. ПРАЗДНИКИ.
ИСПОЛЬЗУЕМ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .СТАРАЕМСЯ РАЗ В ЧЕТВЕРТЬ ПОДВОДИТЬ ИТОГИ, ГДЕ ДЕТИ РАССКАЗЫВАЮТ О СВОИХ УСПЕХАХ.
Критерии оценки «портфеля» также определяются индивидуально: творчество; факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка); понимание и полнота отражения учебного материала.
Критерии оценки портфолио
Титульный лист,раздел «Мой мир», «Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь»
- - красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, разнообразие и полнота материалов, наличие листов самооценки . От 1-го до 5-ти баллов личные данные учащегося, ведущего Портфолио;
- автобиография обучающегося;
- информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания;
- результаты проведенного обучающимся самоанализа;
- описание целей, поставленных учащимся на определенный период, анализ их достижений;
- результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению обучающегося.
Раздел «Моя учеба»
- разнообразие работ, наличие творческих работ, проектов, самостоятельных отзывов. (от1-3баллов)
Раздел «Мое творчество»
- наличие рисунков, творческих работ, проектов, сочинений фото изделий, фото выступлений.
От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала.
Отношение к разным видам деятельности, мои отношения к общеучебным , мои достижения в школе ( 1-3 балла)
Раздел «Мои впечатления»
- наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок, спектаклей, экскурсий, встреч, праздников и т.д.
От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала.
Раздел «Мои достижения» _
Количество грамот, сертификатов, дипломов
- 1 балл за каждую грамоту школьного уровня;
- 2 балла – городского уровня;
- 3 балла – областного, всероссийского уровня.
табели успеваемости;
грамоты, дипломы за участие в предметных олимпиадах различного уровня, конкурсах, конференциях и т.п.:
благодарственные письма.
- перечень представленных обучающимся проектных, исследовательских, творческих работ;
- доклады и рефераты обучающегося;
- проектные работы обучающегося;
- результаты технического творчества обучающегося;
- статьи обучающегося из журналов и газет, издаваемых в школе и вне ее;
- сочинения обучающегося;
- аудио- и видеокассеты с записью выступления учащегося на уроке, школьной конференции, семинаре;
- различные практики: языковая, трудовая, педагогическая, социальная;
- сведения о занятиях обучающегося в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах;
- таблица «Мое участие в школьных и внешкольных мероприятиях», в которой учащийся фиксирует все виды творческой деятельности на протяжении установленного срока ведения Портфолио;
- сведения об общественной деятельности учащегося;
- «Зачетные листы»обучающегося;
- перечень представленных отзывов и рекомендаций;
- заключение о качестве выполненной работы, рецензии;
- благодарственные письма из различных органов и организаций.
Оценка результатов портфолио.
Определяются победители и лауреаты в различных номинациях:
- «Самый оригинальный портфолио»;
- «За лучшее оформление работ»;
- «Идея!»;
- «За многогранность таланта»;
- «За трудолюбие»;
- «За творческий подход» и др.
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы
о сформированности универсальных и предметных способов действий;
о сформированности основ умения учиться;
об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности.
Особенности портфолио на трех ступенях обучения.
Первая ступень обучения — начальная школа (1-4-е классы).
Портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности школьника, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
При переходе в 5 класс обязательно нужно приглашать будующих классных руководителей на выставку портфолио, для того , чтобы учителя могли знать у кого какие способности, интересы. для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
Я как еще и вожатая, могу сказать, что благодаря фестивалю портфолио, который мы проводим в начале года, мы отбираем детей на различные награды высокого уровня( деньги зарабатывать никогда не поздно) – премия губернатора Томской области, на соискания прими Законодательной Думы Томской области, премия Админестрации Асиновского района, ученик года и т д. Портфолио служит дополнением к результатам ЕГЭ или иным формам экзаменов при поступлении в вуз.
Вторая ступень обучения (5-8-е классы).
Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика в предполагаемом профиле, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и возможностей.
Третья ступень обучения (9-11-е классы).
Портфолио служит инструментом создания индивидуальной образовательной траектории ученика, отражает результаты индивидуальной образовательной активности.
Портфолио позволяет отразить способы и результаты профилизации учащихся 9-11-х классов; содержит информацию об изучаемых предметах и курсах, практиках, проектно-исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе (литературное чтение и окружающий мир)
Для проведения комплексной оценки разработаны специальные комплексные задания. В каждом задании предлагается ситуация, описанная в одном и...
Сводная таблица комплексного подхода к оценке результатов образования обучающихся 2 класса
Система оценки с учетом группы результатов,процедур,вида диагностики,инструментария,форм фиксации,форм оценивания,место представления,использование результата учителем...
Формирование портфолио ученика как инструмент оценки результата
Выступление на пед.совете...
Портфолио ученика в системе оценки качества образования
Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, учащихся за период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать р...
Система оценки результатов образования как средство реализации ФГОС НОО
Основные концептуальные подходы к системе оценки....
Статья по теме "Портфолио ученика в системе оценки качества образования"
Статья по теме Портфолио ученика в системе оценки качества образования...
Комплексный подход к оценке результатов образования учащихся в рамках внедрения ФГОС НОО.
Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения...